СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ
РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЪХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)
С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сказки могут быть прекрасным подспорьем в развитии изобретательности мышления.
Убедитесь сами.
-
… Окружающий мир. Каким видят окружающий мир волшебники?
С чего начинается «волшебство»?
В первую очередь с умения видеть в обычном необычное и прекрасное. В.А. Сухомлинский, чтобы научить деревенских детей видеть красоту природы, проводил занятия в лесу, в поле. Через восприятие окружающего мира школьники учились восхищаться.
Это великолепный путь, но, … а как жить и развиваться нашим норильским детям?
Нужна методика, если и не по обучению видению красоты природы, то, по крайней мере, по привлечению внимания к ней, к фантазиям природы (обращение программы 1 кл)
С первых уроков РТВ работаем с рисунками контуров и различными природными объектами (облаками, камнями, корягами, листьями и т.д.). В нашей работе с ассоциациями является их связка между собой в «природную» сказку, легенду. Например, обыкновенный листик или коряжка превращается в творческий порядок.
Представьте себе облако или осенний лист. Что напоминает его контур? Какие ассоциации («похожести») спрятались в его отдельных фрагментах? Что в них особенного?
Итак, вы нашли ассоциации после работы по контурам – это не проблема.
Один из вариантов создания природной сказки.
Из «похожестей» выбирается главный герой сказки, придумывается для него доброе дело, например, совершаемое им для «Других» или с экологическим уклоном. Одна – две пары «похожестей» наделяются «волшебной» силой. Например, «морская ракушка» - «волшебность» - «ракушка, отгоняющая сон». Одни волшебности могут помогать герою, другие – мешать. Преодолевая цепочку конфликтов (противоречия), герой «продвигается» к концу сказки.
-
Одну из составляющих творческого мышления – образное мышление – сначала можно развивать с помощью упражнений по рисункам контуров. В этом направлении интересным может быть овладение языком пиктограмм – изображением в виде простого рисунка различных событий. Например, «густой лес» можно изобразить в виде трех схематичных ёлочек, из которых средняя – внизу не закончена.
После работы с контурами и пиктограммами мы приступаем к выявлению ассоциаций в различных природных объектах.
Другая составляющая творческого мышления – системное мышление – тренируется во время связки «далеких» ассоциаций между собой или при знакомстве с окружающим миром с помощью системного оператора.
Третья составляющая творческого мышления – диалектическое («противоречивое») мышление формируется во время анализа.
Посмотреть на мир (вещи, события) одновременно с двух противоположных сторон позволяет игра «хорошо – плохо».
Сказочные задачи для занятий со школьниками в основном создаются путем искусственного построения конфликтов.
Вот, например, задача.
«Под камнем, на краю поля, в дождливый день родилась бабочка – однодневка. Нужно придумать как ей счастливо (летая) прожить всю свою «дождливую жизнь».
Нерешенные задачи встречаются и в произведениях известных сказочников. Например: Х. Андерсен «Дюймовочка»: «Дюймовочка привязала мотылька пояском к листику кувшинки, и лист поплыл еще быстрее. Но тут девочку подхватил и унес на дерево майский жук … С грустью смотрела она на уплывающего вдаль мотылька: «Ему придется теперь умереть с холоду, если не удаться освободиться»…
Как сделать, чтобы мотылек освободился? Развязаться он не может, попросить некого…
Применяем изобразительский прием ТРИЗ – внести в систему предмет – помощник с нужными свойствами.
НКР – сам должен появиться, то есть, являясь природными.
МОТЫЛЕК – ПОЯСОК- ЛИСТИК кувшинки (маленький мотылек потерся пояском и лист осоки или полыни и полетел).
Вся эта работа помогает взглянуть на окружающий нас мир газами всемогущего волшебника – сказочника и изобретателя.
Сказки, сказки, сказки…
Мои ученики называют эти уроки «моя вообразилия». «В мое Вообразили – там царствует фантазия, во всем своем всесилии!... В мою Вообразилию попасть совсем несложно… и только тот, кто начисто лишен воображения, - увы, не знает, как войти в её расположение!»… Цель этих занятий – развивать воображение детей, учить сочинять сказки. Эти сочинения требуют от учеников – авторов «открытия собственного неповторимого видения.
Начали мы работу по сказкам со следующих упражнений:
Составь рассказ за одну минуту.
Например, «Жизнь старой туфли», «Моя снежинка» и др. Дети, ориентируясь на особенности формы снежинки, должны связать с ней вероятную характеристику снежинки. Косматая, колючая, неправильная - из злого царства, гармоничная – из светлого царства. В своем рассказе они должны отразить ПОЧЕМУ снежинка такой формы и КАКАЯ она (веселая, ленивая, злющая).
А это примеры работ моих учеников:
Снежинка.
Жила была тучка. У неё были детки – снежинки. Одна снежинка очень хотела летать. Когда подул ветер, она села ему на крыло и полетела. Долго летала снежинка с ветром. Но в лесу зацепилась за елку и осталась там навсегда. Это была самая красивая снежинка на Новогодней елке.
Разговор двух кочанов.
Один раз встретились в поле два кочана капусты. Один маленьких, молоденький, а другой большой, пожилой. Большой кочан говорит маленькому:
- Меня скоро срежут и повезут в большой машине, и привезут в магазин. И продавцы будут продавать меня. А кода продадут, покупатель принесет меня домой и порежет в салат.
- А мне ещё расти, - сказал маленький кочан, - веселиться и вообще, тебе уже не веселиться! И ты больше не придешь сюда! И больше они не успели ничего сказать, потому что пришли люди и срубили большой кочан.
-
Составь продолжение сказки.
Я читаю начало сказки, а дальше дети сами пробуют сочинять сами. Обсуждаем варианты: что удалось и что пока не получилось.
-
Сочинение сказки по карточкам.
Приготовлено 20 карточек, на каждой значится краткое название соответствующей функции действующих лиц или изображен рисунок:
-
Предписание или запрет;
-
Нарушение;
-
Вредительство;
-
Отъезд героя;
-
Задача;
-
Встреча с дарителем;
-
Волшебные дары;
-
Появление героя;
-
Сверхъестественные свойства;
-
Борьба;
-
Победа;
-
Возвращение;
-
Прибытие домой;
-
Ложный герой;
-
Трудные испытания;
-
Беда ликвидируется;
-
Узнавание героя;
-
Ложный герой изобличается;
-
Наказание Зла;
-
Свадьба.
-
Сочинение сказки на прием копирования.
-
-
-
Выберите случайным образом предмет;
-
Выберите случайным образом героя сказки;
-
Запишите противоречие: …(предмет) должен быть, чтобы…, и его не должно быть, чтобы….
-
Вот слова подсказки, которые помогут вам найти интересное противоречие. Например,
ПОМОЧЬ, НАЙТИ, СПРЯТАТЬСЯ, ПОБЕДИТЬ, ДОСТАТЬ, НАРУШИТЬ, ЗАПРЕТ, ПОКАЗАТЬСЯ НА ГЛАЗА….
-
Если мало одного героя, то добавьте еще одного (любого, какого хотите).
-
Теперь придумайте сказку.
-
Сказка по вопросам.
-
-
Кто это? (показать героя)
-
Где живет? Что делает?
-
Кто есть еще?
-
Что случилось? (строим конфликт)
-
Чем закончилось? (разрешение конфликта)
Вот какую сказку «Гномик» сочинила Иконникова Аня, ученица 2 кл.
Гномик.
Жил был гномик. Его звали Вася. Он жил в деревне. У него там был свой домик, который он сделал сам. Гномик любил делать хорошие дела с помощью своих волшебных предметов. Это были: волшебная палочка, башмаки – скороходы и шапка – невидимка. У него был друг скворец. Скворец летал по лесу и говорил, что делается в лесу. Однажды он сказал, что лиса съела мышку – маму, а дети – мышата плачут. Тогда Вася взял с собой волшебную палочку, шапку невидимку и отправился в лес в башмаках – скороходах. А лиса в это время хотела съесть и мышат. Но Вася быстро дотронулся до лисы волшебной палочкой, и она стала грибом лисичкой. С тех пор во всех лесах есть грибы лисички.
-
Сказка – досказка.
Досочинять, дописать, известную сказку.
Например: сказка «Репка».
-
Что стал делать дед с репкой потом?
-
Как он ее до дома дотащил?
-
Сам ел репку целый год или с кем-то поделился? И т. д..
Сказка «Колобок».
-
Каким надо сделать колобка, чтобы лиса сама не захотела его съесть?
-
Сказки – несказки.
За основу взяла стихотворение Б. Зходера «Кит и кот».
-
В этой сказке нет порядка, что ни слово – то загадка.
Вот, что сказка говорит ….Жили – были кот и кит…..
Кот огромный, просто страшный.
Кит был маленький, домашний…
Кит мяукал, кит купаться не хотел… и т.д.
-
Как получалась сказка?
-
Переставили буквы. Одна буква заменила другую и наоборот.
-
А если взять два других слова, ВОРОНА – КОРОНА, БУЛКА – БЕЛКА, ЛЁД
МЕД и др.
На каждого «героя» делаем таблицу.
ВОРОНА КОРОНА
Где встречаются? В поле, в небе, в лесу На голове, в музее
Что вокруг? Звери, птицы, лесник Король, придворные
Чем занимается? Летает, каркает Лежит, украшает
-
-
Ищем связку этих двух предметов.
-
Меняем местами корону и ворону (или ищем общую надсистему, или посредника).
-
Каждый предлагает свой вариант сказки, ее завязки.
-
Моделирование сказки. Волшебный сказочный треугольник.
Есть изобретательское правило: достройка веполя. Слово «Веполе» происходит от сочетания двух других: «Вещество» и «поле».
В технике существуют магнитные, электрические, тепловые поля.
П
В 1 В 2
А у нас в сказках – волшебные, чудесные поля.
-
МИНИ – АЛГОРИТМ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ. (два героя)
-
Рассматриваем две системы по каждому предмету – герою.
|
|
|
|
|
|
Г 1 |
|
Г 2 |
|
|
ПС 1 |
|
ПС 2 |
|
-
Каждая система рассматривается по элементам подсистемы.
Подсистема1 и подсистема 2
-
Задаем сказочную систему.
-
Рассматриваем, что может быть сказочным на уровне подсистемы.
(Например: у лисы – хвост, у гнома – шапочка, у кактуса – иголка и т.д.)
-
Каждый волшебный элемент подсистемы проводим по всем экранам сказочных систем.
Кактус и кот (Сибиряков Д. 2 в класс)
В одной обыкновенной квартире жили кактус и кот. Но кактус был волшебный. Если ему сделать что-нибудь плохое, то он превратит того в игрушку. А кот был обыкновенный и он этого не знал. Однажды кот залез на подоконник и увидел кактус. У кактуса в этот день распустился волшебный цветок. Кот только хотел сорвать цветок, как вдруг кактус заговорил: «Если ты сорвешь цветок, то ты превратишься в кота – копилку». Кот не послушался. И теперь рядом с кактусом на подоконнике стоит копилка – кот. И когда в копилку бросают деньги, он с огорчением думает, как плохо быть непослушным.
-
Решение сказочных задач.
С учениками своего класса мы прочитали фантастические сказки А.Волкова «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Желтый туман». В этих сказках (как и в любых других) можно найти противоречия, которые надо разрешить. Дети с удовольствуем сначала решали задачи, предложенные мною, а потом стали готовить – искать в тексте сказок задачи самостоятельно.
Например: пред Урфином Джюсом встала задача: «как отличить деревянных солдат?»
Контрольный ответ: «Урфин Джюс нарисовал на каждом порядковый номер».
По этим задачам я использовала опыт работы Ладошкиной С.Н. из Новосибирска.
А сейчас с помощью детей создали свою картотеку сказочных задач.
Красная Шапочка
Мальчик с пальчик
Дюймовочка
Колосок
Репка
Красная Шапочка
Мальчик с пальчик
Фея
Петух
Дед
Волк
Людоед
Жук
Круть
Баба
Бабушка
Отец
Жаба
Верть
Внучка
|
Очень интересные работы получаются у детей при работе с таблицей «Салат сказок»:
Салат сказок.
Поршкина Ксюша,
1 «а» класс, шк №23.
Стоит в поле теремок. В нем живет Дюймовочка.
К теремку подошла хитрая лиса. Она выгнала Дюймовочку из Терека. Девочка заплакала. Катится колобок и спрашивает у Дюймовочки: «Что ты плачешь? – Дюймовочка ответила: «А как мне не плакать? Лиса меня выгнала из дома.» Колобок не помог Дюймовочке, потому что знал, что лиса его съест. Идет петух по лесу, на плече острая коса. Петух выгнал лису. Стали Дюймовочка и Петух дружно жить и принимать гостей: зайчат, волчат, мышку – норушку, трех поросят и гадкого утенка.
Жили они весело и долго.
Салат сказок.
Тиссен Лена,
1 «а» класс, шк №23.
Посадил дед репку. Выросла репка крепкая, сладкая, большая – пребольшая. Пошел дед репку рвать. Старается дед, тянет репку …
А в это время Людоед как раз возвращался к себе домой. Увидел он деда и задумался: «Каждый день я ем людей! Надоело! Не поесть ли мне на ночь репки?» Подошел он к деду. Дед уже к тому времени весь мокрый был от натуги. Не вытаскивалась репка, хоть плачь! Отошел дед от репки, увидел Людоеда и говорит ему: «Помоги, добрый человек, репку вырвать!» Людоед подошел к репке, вырвал её с легкостью и пошел с репкой к себе домой. Дед кричат ему вдогонку, чтобы Людоед вернул репку, но Людоед даже и не слышал его.
Пришел Людоед к себе в замок, сел за стол и ,истекая слюной, начал есть репку .. Вдруг видит около стола стоит Кот, а на голове у него красная шапочка. «Ты кто?» - спросил Людоед. «Я – Красная Шапочка. Разве ты не видишь, что на моей голове красная шапочка», - ответил Кот. «А почему же ты на кота похож?» - допытывался Людоед. «А меня Фея из Красной шапочки в Кота превратила. Это потому, что я пирожки бабушке не принесла, а съела их сама. Вот она меня и наказала», - ответил Кот в красной шапочке. «А где же тогда твои сапоги, раз ты сейчас Кот?» - поинтересовался Людоед. «А сапоги Фея решила Дюймовочке отдать, потому что скоро зима, а Дюймовочка старенькие туфли износила за лето, и ходить ей было не в чем», отвечал Кот в красной шапочке.
Пожалел Людоед Красную Шапочку – кота и накормил его репкой. Так они и подружились друг с другом. И стали жить вместе.
А через год Фея сжалилась над Котом и снова превратила его в Красную Шапочку. Увидал Людоед Красную Шапочку и влюбился в неё. Он становился все добрее и добрее. А когда Людоед совсем перестал есть людей, они с Красной Шапочкой поженились и засадили всю свою усадьбу репкой, потому что она очень вкусная и полезная.
Так они и живут до их пор: Людоед и Красная Шапочка. А Фея теперь улетела в другие сказки салаты готовить.
При изучении ТРИЗ в курсе развития творческого воображения для тренировки фантазии применяется фантограмма. Фанторгамма – это универсальная морфологическая карта (таблица). На одной её оси (вертикальной) записаны основные характеристики систем. На другой оси (горизонтальной) записаны основные приемы изменения этих характеристик.
В процессе обучения школьников подробно рассматриваем горизонтальную ось таблицы – приемы изменения.
Изменяя свойства рассматриваемого объекта, его взаимосвязь с окружающим миром при помощи фантастических приемов, раскрываются совершенно неожиданные возможности объекта, которые обязательно должны проявить себя в новом качестве.
Эти преобразования позволяют формировать у детей способность видеть, понимать и ценить необычное, способность улавливать необычное в обычном, а через фантастические идеи закрепить веру в возможность невозможного. Дети учатся иначе глядеть на привычные вещи.
Во многих сказках, на первый взгляд, имеющих между собой мало общего, применяется один и тот же прием. Изучив эти приемы, ученики получают универсальный набор инструментов, позволяющий получить оригинальную идею.
Прием «оживления»
Задание:
В тетради приведите примеры пяти сказок, где использован прием «оживления»
-
Колобок – живое тесто;
-
Буратино – живая деревянная кукла;
-
Снегурочка – ожившая девочка из снега;
-
Чиполино – мальчик – луковичка;
-
Страшила – мудрец из соломы и опилок.
Задание:
Попробуем вместе сочинить сказку, используя прием «оживления».
Героем сказки будет игрушка.
Пример выполнения задания «Сказка – игрушка»
У меня есть игрушечный пёс по кличке Бимбо. Мне его подарили на день рождения. Я его очень люблю. Он большой, мягкий, с доброй мордочкой.
Однажды утром, проснувшись, я обнаружила, что Бимбо поднял уши и прислушивается к чему-то. Я встала, и начала с ним играть. А потом Бимбо пригласил меня попутешествовать. И мы отправились во Францию. Бимбо прекрасно понимал французский язык и переводил мне все, что слышал. Мы побывали в прекрасных замках, музеях, в Диснейленде. Нам было весело. Мы ели мороженное. Когда я устала, то забиралась Бимбо на спину и отдыхала.
А сейчас, длинными зимними вечерами, когда мама с папой смотрят телевизор, мы с Бимбо играем, я его учу читать, он мне рассказывает сказки часто – часто вспоминаем прогулки по Парижу.
Прием увеличение – уменьшение
-
Как вы понимаете, значения «увеличить» и «уменьшить»
(что-то сделать большим или маленьким)
Увеличить или уменьшить можно любые качественные или количественные характеристики выбранного объекта.
Задание:
Приведите примеры из сказок и произведений, где использован прием «увеличения», либо «уменьшения» размеров.
Увеличение:
-
Джин,
-
Великан,
-
Гулливер…
Уменьшение:
-
Гномы,
-
Лилипуты,
-
Дюймовочка,
-
Коротышки Солнечного города….
Задание:
Приведите примеры, где использован прием «увеличения» ил «уменьшения» количества.
Увеличение:
-
Трёхголовый Змей Горыныч,
-
Тяни – Толкай…..
Уменьшение:
-
Стойкий оловянный солдатик.
Задание:
Придумайте математическую сказку к примеру 99 999 х 7….
Попробуем с детьми придумывать новое для «старых» сказочных героев. Все знают, что нужно сделать, чтобы получился новый Трехголовый Змей, для другой сказки, для своей.
-
Выбрать противоположные свойства действия:
-
Холодно – жарко;
-
Молчит – говорит…
-
Наделить одним из свойств / действий одну голову, а противоположным свойством две другие головы:
-
Одной голове -холодно, двум другим – жарко;
-
Одна голова – молчит, две другие – говорят….
-
-
Найти средства, иллюстрирующие свойства / действия головы:
-
Одна голова в шапке ушанке – с двух других течет пот.
-
Одна голова сомкнула рот – две другие говорят…
-
Обострить ситуацию:
Светит палящее солнце, голова в шапке – улыбается, две другие – потеют и грустят…
Пример «О бедной принцессе замолвите слово»
А теперь давайте изобретем…. платье для бедной принцессы.
Итак, у бедной принцессы есть деньги только на один отрез ткани. А платье нужно сшить на все случаи жизни: длинное для королевских приемов и короткое – для верховой ездя, широкое – для бала, узкое – для прогулок в саду, богато украшенное – для выхода в свет, скромное, без излишеств, - для каждого дня….
Обсуждаем с детьми проблему и попробуем нарисовать эскиз такого универсального платья.
Ученикам такие задания интересны, они содержат «новизну». Дети выполняют их с удовольствием.
Можно ли научить ребенка фантазировать, сочинять сказки?
Да, можно. Только почаще надо вспоминать стихотворение Б. Заходера «Мои Вообразилия»:
Ура, Вообразилия,
Моя Воообразилия!
У всех, кому захочется, там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становиться кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!
В моей Вообразилии,
В моей Вообразили –
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем не сложно
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения,
Увы, не знает, как войти
В её расположение.
Литература
-
-
-
Д. Родари «Грамматика фантазии.Введение в искусство придумывания историй», М, «Прогресс», 1990 г.
-
М.Н. Шустерман «Методические рекомендации по развитию у детей творческого воображения», Норильск, 1990 г.
-
М.С. Гафитулин «Методическое пособие. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)», рукопись.
-
«Вообрази себя. Поиграем – помечтаем», М, «Юдос», 1991 г.
-
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль «Академия развития», 1997 г.