Определение по Глоссарию терминов ТРИЗ Сушкова В.

Ряд методов и инструментов, которые включают в себя различные процессы и шаги для развития навыков творческого воображения.

Изменения, дополнения или уточнения. Предложение нового определения.

Инструменты развития творческого воображения (составляющие курс РТВ) – система эффективных методов управления воображением в процессе решения изобретательских задач.

Альтшуллер Г.С. Магический кристалл фантазии. Журнал "Знание-сила", 1974, № 2. https://www.altshuller.ru/rtv/rtv9.asp

Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническое творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».

Альтшуллер Г.С. Лунные паруса. Теория и практика развития творческого воображения. Рукопись, 19 апреля 1987. https://www.altshuller.ru/rtv/rtv21.asp

Основные отличия курса РТВ:

1. Развитие воображения опирается на сознательное использование законов развития систем. Так, метод моделирования маленькими человечками основан на одной из главных тенденций развития систем - увеличении степени дисперсности рабочих органов. В "Синектике" Гордона используется эмпатия, игнорирующая этот закон и потому намного более слабая.

2. Фантазия рассматривается как вектор ("прыгучесть мысли"): важна не только длина прыжка, но и его направление. Курс РТВ нацелен прежде всего на получение УПРАВЛЯЕМОЙ ФАНТАЗИИ.

3. Источниками сильных методов и приемов служат ТРИЗ и "Регистр НФ-идей".

4. Курс РТВ связан с обучением ТРИЗ: акцент сделан на те упражнения, которые развивают качества, необходимые для применения ТРИЗ. Вместе с тем курс РТВ связан с надсистемой - развитием сильного мышления: в курс включены и упражнения, выходящие за пределы техники.

5. Обучение - как и в ТРИЗ - ведется по принципу: требовать только то, чему научили (т.е. не рассчитывать, что слушатель сам по себе - без овладения законами, правилами, методами - сумеет генерировать сильные Ф-идеи).

Мне представляется существенным, что в первой половине 70-х годов на занятиях были найдены эффективные методы — фантограммы, моделирование маленькими человечками, поиск икс-фактора на планете, закрытой "условными облаками", "золотая рыбка", оператор РВС и др. Особенно важно, по моему мнению, создание "многоэкранной" схемы сильного мышления.

Альтшуллер Г.С. К истории курса РТВ (Справка по курсу РТВ). https://www.altshuller.ru/rtv/rtv6.asp

Первые публикации по теме Развития Воображения:

Журавлева В.Н. Изобретения, заказанные мечтой. Тамбов, 1964 г.

https://www.altshuller.ru/rtv/science-fiction9.asp

Альтшуллер Г.С. Регистр современных НФ-идей» – 1964 – 1997 гг.

https://www.altshuller.ru/rtv/sf-register1.asp

Альтов Г. Краски для фантазии. Лит. Азербайджан. – 1970, № 11 («Фантастика-71», изд. «Молодая гвардия»)

https://fantlab.ru/edition6542

Амнуэль П. Магический кристалл фантазии. 1974-2005 гг.
https://triz-summit.ru/triz/metod/rtv/303685/