Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"

При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК

ЗАНЯТИЕ № 7

гимназия № 17 г. Петрозаводск                                                                                             21 марта 2003 года,

 

 

Рубин М.С. - руководитель семинара;

Рубина Н.В. – курс РТВ;

 

Слушатели:

Алексеева Е.Н., Фельдман Я., Осолоткина Е., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Ермоленко В.А., Звонилов Н.

 

Фактическое содержание занятия.

 

1. Разбор домашнего задания.

2. Эффекты и их применение при решении изобретательских задач.

3. Задача о молниеотводе.

4. Введение в АРИЗ.

 

Контрольные вопросы к занятию:

 

1. Эффекты в ТРИЗ: чем характеризуются, на каком этапе решения задачи они применяются?

2. Чем эффекты отличаются от приемов?

3. Какие виды эффектов вам известны?

4. Приведите примеры эффектов и их применения при решении изобретательских задач.

5. Задача. Во время 2-й мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы. Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут летчика заметили, что озеро кишит крокодилами. – «Взлетаем!» - решили летчики, но прямо по курсу… крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, и аварии не избежать. Подстрелить крокодила? Но тогда «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже… Как быть? (Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ, составитель В.И. Тимохов. СПб, 1996 г).

 

 

 

Приложения.

1. Разбор задачи о «сухом законе».

2. Разбор задачи о кроликах Рекс.

3. АРИЗ. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».

4. Эффекты и их применение при решении изобретательских задач.

5. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».

6. Разбор задачи о молниеотводах. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».

 

 

1. Разбор задачи о «сухом законе».

Во времена сухого закона в США бутлегеры (подпольные торговцы спиртным) ввозили в страну свой товар по морю. Часто во время пути их лодки останавливали корабли сторожевой охраны для обыска. В этих случаях бутлегеры вынуждены  были, не дожидаясь прихода таможенников, выбрасывать ящики с виски в море, безвозвратно теряя свой груз. Ящики с виски должны быть, чтобы не пострадала коммерция, и не должны быть, чтобы не угодить в тюрьму. Как быть? Какие приемы вы применяли при решении этой задачи?

 

Варианты решений, предложенные слушателями:

- Корабль с «двойным дном». Используются приемы: вынесения, дробления, «матрешки».

- Сменить этикетку. Приемы: изменение окраски, копирование.

- К ящикам привязать мешок с солью (после проверки ящики всплывают, потому что соль растворяется). Приемы: посредник, местного качества, объединения, предварительного антидействия, наоборот, самообслуживания, отброс и регенерация частей, обратной связи, пневмо- и гидроконструкции.

Для решения задачи применен физико-химических эффект.

 

Пример. Чтобы спрятать мотоцикл от таможенников, его разместили выше включенных прожекторов.

 

2. Разбор задачи о кроликах Рекс.

Советский генетик А.С. Серебровский в 1927 г. вывез из Германии новую очень дорогую породу кроликов "рекс", методом, который не пришел бы в голову даже самому искушенному  контрабандисту. Желая сэкономить государству валютные средства, он не повез через таможню (с уплатой пошлин) породистых кроликов, но сумел доставить генетический материал этой породы в свою лабораторию. Как ему это удалось? Каким приемом воспользовался генетик?

 

Вепольная формула:

 

В1 =>       П       =>   П       

              /    \           /    \

           В–  В2        В–  В’1

 

Приемы: копирование, дробление-объединение, предварительного действия.

Для решения задачи применен биологический эффект.

 

3. АРИЗ. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».

Стр. 134 - 136

 

4. Эффекты и их применение при решении изобретательских задач.

Задача «слон в цирке».

В конце прошлого века по циркам Европы гастролировал удивительный аттракцион: слон, умеющий считать, складывать, вычитать, умножать и делить любые числа в пределах 100. На арене стояло табло, на котором четко и крупно написаны цифры  от 1 до 100. Слон брал хоботом указку  и показывал ею  правильный ответ  на пример, задаваемый зрителями из зала. Разгадайте секрет этого фокуса?

 

ИКР: указка сама тянется к нужной цифре.

Решение: электро-магнитное табло.

Для решения задачи применен физэффект.

 

5. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».

Стр. 162-172

 

6. Разбор задачи о молниеотводах. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».

Стр. 186 – 206