Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"

При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК

ЗАНЯТИЕ № 5

гимназия № 17 г. Петрозаводск                                                                                               28 февраля 2003 года,

 

 

Рубин М.С. - руководитель семинара;

Рубина Н.В. – курс РТВ;

 

Слушатели:

Алексеева Е.Н., Фельдман Я., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Лазарев Т.В., Звонилов Н.

 

Фактическое содержание занятия.

 

1. Схемы конфликтов.

2. Приемы разрешения противоречий (Милова Ю.М.)

3. Веполь и его применение.

4. Контрольные задания.

 

Контрольные вопросы к занятию:

1. Назовите не менее 3-х схем возможных конфликтов. Приведите конкретные примеры возникновения подобных конфликтов.

2.  Назовите не менее 5-ти основных приемов разрешения противоречий. Приведите примеры использования приемов при разрешении противоречий.

3. Как можно достать предмет из метровой скважины в земле? Рассмотрите разные варианты предмета (дерево, железо, стекло и т.д.) Нарисуйте схематично исходную конфликтную ситуацию и вепольную схему разрешения этого противоречия.

4. Предложите любую систему (например, ручка). Опишите варианты этого предмета для коллективного пользования, индивидуального пользования и коллективно-индивидуального пользования.

5. По открытой местности проходит водопровод. Необходимо определить направление движения воды, не вскрывая и не разрушая трубу.  Как быть? Разобрать задачу, используя микро-алгоритм разрешения противоречий.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Основные приемы разрешения противоречий.

 

2. ВЕПОЛЬ и его применение.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ.

 

ПРИЕМЫ

ФОРМУЛИРОВКА

ПРИМЕРЫ

1.

Дробления

а) разделить объект на независимые части;

б) выполнить объект разборным;

в) увеличить степень дробления (измельчения) объекта.

 

1. Пневматическая шина, состоящая из 12 независимых секций.

2. Крупная фирма делится на мелкие для расширения рынка сбыта.

2.

Вынесения

Отделить от объекта мешающую часть (мешающее свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

1. Прожектор с отражателем.

2. Запись крика птиц для отпугивания их от аэродромов.

3.

Местного качества

а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;

б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные

функции;

в) каждая часть объекта должна находится в условиях,

наиболее благоприятных для ее работы.

1. Победитовый наконечник у сверла.

2. В Тольятти «Мерседес» наехал на снеговика и разбился.

4.

Асимметрии

а) перейти от симметричной формы объекта к симметричной;

б) если объект асимметричный, увеличить степень асимметрии.

1. Ассиметричные колеса у трамвая.

2. Фары у автомобиля с разной интенсивностью света.

5.

Объединения

а) объединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;

б) объединить во времени однородные или смежные операции.

1. Цирк с тремя аренами.

2. Цепь у велосипеда.

3. Устойчивый катамаран.

6.

Универсальности

.объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

1. Танкер с нефтеперегонной установкой.

2. «Венера-12».

7.

«Матрешки»

а) один объект расположен внутри другого, который в свою очередь находится внутри третьего и так далее;

б) один объект проходит через полости другого объекта.

1. Телескоп.

 

8.

Антивеса

а) компенсировать вес объекта сцеплением с другим

обладающим подъемной силой;

б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро - и гидродинамических сил).

Колодец - «журавль», лифт, дирижабль, обработка тяжелой детали в воде.

9.

Предварительного антидействия

а) заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям;

б) если по условиям задачи необходимо совершить какие-либо действия, надо заранее совершить антидействие.

Флаттер.

10.

Предварительного действия

а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);

б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли в действие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места.

1. Расфасовка продуктов на фабрике.

2. Этрусская ваза.

3. Пилка в гипсе.

11.

Заранее подложенной подушки"

 Компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.

1. Снотворное с рвотным.

2. Спасательные средства.

3. «Гильотина» с двумя ручками.

12.

Эквипотенциальности

 Изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.

Перемещение рельса с округлыми вкладышами.

13.

«Наоборот»

а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;

б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущуюся.

1. Ватерлоо, 1815 г., Родшильд скупил акции на бирже.

2. Конфеты с ликером.

3. Соревнования джигитов.

14.

Сфероидальности

а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным; от плоских объектов к сферическим; от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;

б) использовать ролики, шарниры, спирали;

в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.

Арена в цирке.

15.

Динамичности

а) характеристики объекта (или внешней среды) должны

меняться так, чтобы быть оптимальным на каждом этапе работы;

б) разделить объект на части, способные перемещаться

относительно друг друга;

в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.

Доска с раздвижными частями. Пылесос. Гнутая отвертка.

16.

Частичного или избыточного действия

Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить чуть меньше или чуть больше - задача при этом существенно упростится.

1. Механизированная выпечка блинов.

2. Упрощенное умножение  «в уме».

17.

Перехода в другое измерение

а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта на линии, устраняются, если объект приобретает

возможность перемещаться в двух измерениях (то есть в плоскости). Соответственно, задачи, связанные с движением (или размещением) объекта в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;

б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;

в) наклонить объект или положить его "на бок";

г) использовать обратную сторону данной площади;

д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или на обратную сторону имеющейся площади.

1. Использовать обратную сторону.

2. Лента Мебиуса.

18.

Использование механических колебаний

а) привести объект в колебательное движение;

б) если такое движение уже совершается, увеличить его

частоту (вплоть до ультразвуковой);

в) использовать резонансную частоту;

г) применить вместо механических вибраторов пьезо-вибраторы;

д) использовать ультразвуковые колебания совместно с электромагнитными полями.

1.Винт для подачи мокрой глины (изменение частоты колебаний).

2. Уплотнитель бетона.

19.

Периодического действия

а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному);

б) если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;

в) использовать паузы между импульсами для другого действия.

Поливка из шланга.

20.

Непрерывности полезного действия

а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);

б) устранить холостые и промежуточные ходы.

Полки + газеты + TV + продажа

 

ВЕПОЛЬ и его применение. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».

Стр. 78 – 82

Стр. 97 – 100