Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"

При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК

ЗАНЯТИЕ № 1

гимназия № 17 г. Петрозаводск                                                                         31 января 2003 года,

 

 

Рубин М.С. - руководитель семинара;

Рубина Н.В. – курс РТВ;

Слушатели:

Алексеева Е.Н., Учувадкин Ф.Н., Фельдман Я., Осолоткина Е.Ю., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Шицель М.Л., Лазарев Т.В., сотрудник Излабс.

 

Фактические содержание занятия.

1. Метод проб и ошибок. Инерция мышления.

2. Примеры творческих задач.

3. Уровни творческих задач.

4. Понятие идеального конечного результата и противоречия.

5. Типы противоречий: административное противоречие, противоречие требований (техническое противоречие), противоречие свойств (физическое противоречие).

6. РТВ. Приемы фантазирования: увеличить, уменьшить; объединить, разъединить.

7. Подготовка плана работ по теме проблемы пресной воды в Карелии.

 

Во время занятий были разобраны следующие задачи: «Костюм для горноспасателей», «Робот для сортировки таблеток с дефектами», «Купец и 1 кг мяса», «Винт для Карлсона», «Как открыть канистру с бензином в горах», «Дом с водой, но без водопровода», «Дверь между братом и сестрой»

 

Упражнения по РТВ: «да-нетка» «Я в самолете…», примеры использования приемов фантазирования в сказках и фантастике, упражнение «Что может быть сначала большим, а потом маленьким и т.д.», задача «Большая больница в маленьком городе», нарисовать систему большую и маленькую одновременно, задачи: «Голос «Головы», «Перевозка стеклянных палочек», «Переправа Александра Македонского», «Термометр для долгоносиков», упражнение на объединение разных систем.

 

Контрольные вопросы к занятию:

1. Чем занимается ТРИЗ, ее задачи и предмет.

2. Метод проб и ошибок, инерция мышления.  Их достоинства и недостатки.

3. Уровни творческих задач: от чего зависит, чем характеризуется, привести примеры.

4. Почему ТРИЗ эффективнее метода проб и ошибок?

5. Для чего необходимы понятия ИКР и противоречия?

6. Типы противоречий, чем они отличаются, для чего необходимы разные типы противоречий, привести примеры.

7. Для чего необходим курс РТВ в ТРИЗ?

8. Приведите примеры использования приемов фантазирования.

9. Приведите известные вам примеры творческих задач. Выделите в них противоречия и ИКР. К какому уровню творческих задач их можно отнести?

 

Приложения.

1. Краткая справка по ТРИЗ.

2. О методе проб и ошибок

3. Об уровнях изобретательских задач.

4. Типы противоречий.

5. Приемы фантазирования.

6. Справка о потребности в воде.

 

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

краткая справка

(оглавление)

 

В 1946  г.  в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества. Она получила название теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 Основоположник ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер.

ТРИЗ принципиально  отличается от метода проб и ошибок и всех его модификаций.  Основная идея ТРИЗ:  технические системы возникают и развиваются по определенным  законам,  которые  можно  познать  и использовать для решения  изобретательских задач - без множества "пустых" проб и ошибок.

Теоретической основой  ТРИЗ  являются диалектические законы развития систем,  выявленные,  в первую очередь, путем анализа большого массива - более  миллиона  изобретений - патентной информации.  Используются также некоторые  аналоги биологических законов, общие законы развития систем.

      Главный закон  развития технических систем - СТРЕМЛЕНИЕ К УВЕЛИЧЕНИЮ СТЕПЕНИ ИДЕАЛЬНОСТИ.  Идеальная система - это система, которой нет, а ее функция выполняется.          Приведем только один пример.  В биологической  лаборатории  возникла  необходимость  срочно  определить  среднюю  температуру маленьких жучков-долгоносиков. Необходимо заказывать специальный дорогостоящий прибор.  В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться. Решение: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.

 Решение изобретательских задач можно рассматривать как ПРОЦЕСС  ВЫЯВЛЕНИЯ  И РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. В приведенном решении, например, преодолено противоречие:  специальный прибор необходимо заказывать, чтобы измерить температуру  жучков,  и  нельзя  заказывать,  чтобы не тратить средства и время.

Обычный путь - поиск компромисса:  заказать прибор, но по-дешевле. Изобретатель  избегает  компромиссов  и добивается желаемого без ухудшения каких-либо других показателей системы.

Кроме общих законов развития технических систем в ТРИЗ имеются и конкретные  механизмы  решения  задач:  алгоритм  решения  изобретательских  задач (АРИЗ),  приемы преодоления технических противоречий,  стандарты на решение изобретательских задач,  фонды научно-технических эффектов... Часть из этих механизмов  перенесена на ЭВМ и используется в различных программных продуктах.

ТРИЗ получила распространение не только в России, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Франции, Японии, Швеции, Финляндии, Германии,  Болгарии  и других странах.  В России, США, Германии, Франции, Японии, Корее и многих других странах существуют фирмы, занимающиеся применением ТРИЗ в решении производственных, исследовательских и управленческих задач.

 ТРИЗ и система ее обучения непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами,  решение коммерческих, социальных и социально-технических задач. В последнее время активно развивается направление "ТРИЗ и  бизнес":  анализ  страховых  компаний, бирж, банков, рекламная  деятельность,  закономерности  развития фирм. Система обучения ТРИЗ охватывает  все  возрасты,  начиная  с детского сада.

Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ,  старается решать свои  проблемы  без применения силы.  Вот, например, случай из ТРИЗовской семьи. Мальчик лет семи оказался перед проблемой:  как войти в дверь,  закрытую  сестрой с другой стороны?  Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение:  сестра САМА открывает дверь. Мальчик  придвинул  к двери стул со своей стороны и сказал сестре:  "Я тебя запер". Через несколько секунд она уже САМА распахнула дверь, освобождая  себя от "плена".

Рубин М.С.

О методе проб и ошибок.

(Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).

(оглавление)

стр. 11 – 19

Об уровнях изобретательских задач.

(Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).

(оглавление)

стр. 49 – 59

Типы противоречий.

(из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).

(оглавление)

стр. 73 – 75

Приемы фантазирования.

(оглавление)

1. Увеличить, уменьшить;

2. Объединить, разъединить;

3. Наоборот;

4. Ускорить-замедлить;

5. Переместить во времени вперед, переместить во времени назад;

6. Сделать объект динамичным, сделать объект статичным;

7. Переместить в пространстве;

8. Изменить константу;

9. Отделить функцию от объекта;

10. Изменить зависимость «свойство-время».

Обеспечение водой:

из работы

ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДЫ  Восемь мыслей о природе и технике

©Генрих Саулович Альтшуллер, Михаил Семенович Рубин, 1987г

(оглавление)

Обеспечение водой. Норма потребления воды на одного человека в сутки 2,5 литра, в условиях пустынь до 10 литров. На бытовые нужды в крупных городах норма примерно 500 литров. С учетом расходов на промышленность на каждого человека приходиться до 6500 литров воды в сутки. При длительных полетах на космических кораблях и орбитальных станциях суточная норма потребления 2,2-2,5 литра на человека, кроме того, на санитарно-гигиенические нужды расходуется от 6 до 25 литров воды в сутки.

Известно, что много физических, химических, электрохимических и биологических методов получения воды опреснением морской воды или регенерации ее из отходом жизнедеятельности людей, использованных санитарно-гигиенических или технических вод. Расход энергии при этом может составить 8-10 киловатт-часов на кубометр воды.

В таблице приведены данные о расходе энергии при различных вариантах потребления воды. Космонавты обходятся 28 литрами воды в день и меньше, поэтому можно рассчитывать на снижение расходов воды на бытовые нужды по крайней мере до 150 литров на человека в день. Ни один из вариантов удовлетворения потребностей в воде не вызывает тревоги - за исключением, конечно, нужд промышленности и сельского хозяйства: здесь необходима интенсивная перестройка на безводную технологию.

Общие расходы на водообеспечение, по всей видимости, не превысят 10-12 процентов от вырабатываемой энергии, из которых на жизнеобеспечение приходится только 0,014 процента. В настоящее время водоснабжение отнимает 0,7 процента всей вырабатываемой энергии.