Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"
При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК
ЗАНЯТИЕ № 1
гимназия № 17 г. Петрозаводск 31 января 2003 года,
Рубин М.С. - руководитель семинара;
Рубина Н.В. – курс РТВ;
Слушатели:
Алексеева Е.Н., Учувадкин Ф.Н., Фельдман Я., Осолоткина Е.Ю., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Шицель М.Л., Лазарев Т.В., сотрудник Излабс.
Фактические содержание занятия.
1. Метод проб и ошибок. Инерция мышления.
2. Примеры творческих задач.
3. Уровни творческих задач.
4. Понятие идеального конечного результата и противоречия.
5. Типы противоречий: административное противоречие, противоречие требований (техническое противоречие), противоречие свойств (физическое противоречие).
6. РТВ. Приемы фантазирования: увеличить, уменьшить; объединить, разъединить.
7. Подготовка плана работ по теме проблемы пресной воды в Карелии.
Во время занятий были разобраны следующие задачи: «Костюм для горноспасателей», «Робот для сортировки таблеток с дефектами», «Купец и 1 кг мяса», «Винт для Карлсона», «Как открыть канистру с бензином в горах», «Дом с водой, но без водопровода», «Дверь между братом и сестрой»
Упражнения по РТВ: «да-нетка» «Я в самолете…», примеры использования приемов фантазирования в сказках и фантастике, упражнение «Что может быть сначала большим, а потом маленьким и т.д.», задача «Большая больница в маленьком городе», нарисовать систему большую и маленькую одновременно, задачи: «Голос «Головы», «Перевозка стеклянных палочек», «Переправа Александра Македонского», «Термометр для долгоносиков», упражнение на объединение разных систем.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Чем занимается ТРИЗ, ее задачи и предмет.
2. Метод проб и ошибок, инерция мышления. Их достоинства и недостатки.
3. Уровни творческих задач: от чего зависит, чем характеризуется, привести примеры.
4. Почему ТРИЗ эффективнее метода проб и ошибок?
5. Для чего необходимы понятия ИКР и противоречия?
6. Типы противоречий, чем они отличаются, для чего необходимы разные типы противоречий, привести примеры.
7. Для чего необходим курс РТВ в ТРИЗ?
8. Приведите примеры использования приемов фантазирования.
9. Приведите известные вам примеры творческих задач. Выделите в них противоречия и ИКР. К какому уровню творческих задач их можно отнести?
Приложения.
3. Об уровнях изобретательских задач.
6. Справка о потребности в воде.
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)
краткая справка
В 1946 г. в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества. Она получила название теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Основоположник ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ принципиально отличается от метода проб и ошибок и всех его модификаций. Основная идея ТРИЗ: технические системы возникают и развиваются по определенным законам, которые можно познать и использовать для решения изобретательских задач - без множества "пустых" проб и ошибок.
Теоретической основой ТРИЗ являются диалектические законы развития систем, выявленные, в первую очередь, путем анализа большого массива - более миллиона изобретений - патентной информации. Используются также некоторые аналоги биологических законов, общие законы развития систем.
Главный закон развития технических систем - СТРЕМЛЕНИЕ К УВЕЛИЧЕНИЮ СТЕПЕНИ ИДЕАЛЬНОСТИ. Идеальная система - это система, которой нет, а ее функция выполняется. Приведем только один пример. В биологической лаборатории возникла необходимость срочно определить среднюю температуру маленьких жучков-долгоносиков. Необходимо заказывать специальный дорогостоящий прибор. В идеале специального прибора вообще не должно быть, а его функция должна выполняться. Решение: жучков-долгоносиков насыпают в стакан и измеряют среднюю температуру обычным градусником.
Решение изобретательских задач можно рассматривать как ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. В приведенном решении, например, преодолено противоречие: специальный прибор необходимо заказывать, чтобы измерить температуру жучков, и нельзя заказывать, чтобы не тратить средства и время.
Обычный путь - поиск компромисса: заказать прибор, но по-дешевле. Изобретатель избегает компромиссов и добивается желаемого без ухудшения каких-либо других показателей системы.
Кроме общих законов развития технических систем в ТРИЗ имеются и конкретные механизмы решения задач: алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), приемы преодоления технических противоречий, стандарты на решение изобретательских задач, фонды научно-технических эффектов... Часть из этих механизмов перенесена на ЭВМ и используется в различных программных продуктах.
ТРИЗ получила распространение не только в России, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Франции, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В России, США, Германии, Франции, Японии, Корее и многих других странах существуют фирмы, занимающиеся применением ТРИЗ в решении производственных, исследовательских и управленческих задач.
ТРИЗ и система ее обучения непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных и социально-технических задач. В последнее время активно развивается направление "ТРИЗ и бизнес": анализ страховых компаний, бирж, банков, рекламная деятельность, закономерности развития фирм. Система обучения ТРИЗ охватывает все возрасты, начиная с детского сада.
Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, старается решать свои проблемы без применения силы. Вот, например, случай из ТРИЗовской семьи. Мальчик лет семи оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Я тебя запер". Через несколько секунд она уже САМА распахнула дверь, освобождая себя от "плена".
Рубин М.С.
О методе проб и ошибок.
(Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).
стр. 11 – 19
Об уровнях изобретательских задач.
(Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).
стр. 49 – 59
Типы противоречий.
(из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).
стр. 73 – 75
Приемы фантазирования.
1. Увеличить, уменьшить;
2. Объединить, разъединить;
3. Наоборот;
4. Ускорить-замедлить;
5. Переместить во времени вперед, переместить во времени назад;
6. Сделать объект динамичным, сделать объект статичным;
7. Переместить в пространстве;
8. Изменить константу;
9. Отделить функцию от объекта;
10. Изменить зависимость «свойство-время».
Обеспечение водой:
из работы
ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПОБЕДЫ Восемь мыслей о природе и технике
©Генрих Саулович Альтшуллер, Михаил Семенович Рубин, 1987г
Обеспечение водой. Норма потребления воды на одного человека в сутки 2,5 литра, в условиях пустынь до 10 литров. На бытовые нужды в крупных городах норма примерно 500 литров. С учетом расходов на промышленность на каждого человека приходиться до 6500 литров воды в сутки. При длительных полетах на космических кораблях и орбитальных станциях суточная норма потребления 2,2-2,5 литра на человека, кроме того, на санитарно-гигиенические нужды расходуется от 6 до 25 литров воды в сутки.
Известно, что много физических, химических, электрохимических и биологических методов получения воды опреснением морской воды или регенерации ее из отходом жизнедеятельности людей, использованных санитарно-гигиенических или технических вод. Расход энергии при этом может составить 8-10 киловатт-часов на кубометр воды.
В таблице приведены данные о расходе энергии при различных вариантах потребления воды. Космонавты обходятся 28 литрами воды в день и меньше, поэтому можно рассчитывать на снижение расходов воды на бытовые нужды по крайней мере до 150 литров на человека в день. Ни один из вариантов удовлетворения потребностей в воде не вызывает тревоги - за исключением, конечно, нужд промышленности и сельского хозяйства: здесь необходима интенсивная перестройка на безводную технологию.
Общие расходы на водообеспечение, по всей видимости, не превысят 10-12 процентов от вырабатываемой энергии, из которых на жизнеобеспечение приходится только 0,014 процента. В настоящее время водоснабжение отнимает 0,7 процента всей вырабатываемой энергии.