Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"

При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК

ЗАНЯТИЕ № 3

гимназия № 17 г. Петрозаводск                                                                         14 февраля 2003 года,

 

 

Рубин М.С. - руководитель семинара;

Рубина Н.В. – курс РТВ;

Слушатели:

Алексеева Е.Н., Фельдман Я., Осолоткина Е., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Лазарев Т.В., Ермоленко В.А., Звонилов Н.

 

Фактические содержание занятия.

 

1. Повторение. Опрос.

2. Формулировка идеального конечного результата (ИКР).

3. Вещественно-полевые ресурсы и их анализ.

4. Законы развития технических систем.

5. Разбор задачи о стрелах Робин Гуда.

 

На занятии разбирались задачи и примеры: «Халиф Хаким и разбойники»; «о лодке Робинзона»; «пистолет» для мебели»; «пулемет на самолете»; «пример на согласование – нельзя в розетке скручивать медный и алюминиевый провода»; « шум пылесоса можно поглотить воспроизведением этого шума в противофазе»; «пылесос, распространяющий запах»; «пылесос с ручкой на шарнирах»; «парашют для торможения»; «неравномерное развитие частей автомобиля (двигатель и колеса)»; «стрелы Робин Гуда»;

 

 

Контрольные вопросы к занятию:

1. Назовите три различные формулировки ИКР. Приведите примеры.

2. Что такое ВПР? Приведите примеры веществ и полей в социально-экономических системах.

3. Назовите три способа получения воды в пустыне без специальной техники.

4. Перечислите законы развития технических систем. Как они соотносятся с развитием нетехнических систем, например, социальных, художественных, экономических?

6. Найдите решение задач, приведенных в приложении.

7. Часто пожилые люди в темноте путают бутылочку с лекарством и случайно принимают сильное снотворное или яд. Фармацевтическая фирма объявила конкурс на лучшее исполнение «бутылочки для яда». Дайте Ваше решение.

 

 

Приложения.

1. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР)

2. О законах развития технических систем

Вещественно-полевые ресурсы (ВПР)

 

(оглавление)

 

Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) рассматриваемой системы. Три типа ВПР:

 

- внутрисистемные (ресурсы элементов конфликтующей пары);

- внешнесистемные (характерные для рассматриваемой системы в целом);

- надсистемные (отходы других систем, очень дешевые посторонние элементы).

Вещественно-полевые ресурсы — это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают трех видов:

1. Внутрисистемные ВПР: а) ВПР инструмента; б) ВПР изделия.

2. Внешнесистемные ВПР: а) ВПР среды, специфической именно для данной задачи, например вода в задаче о частицах в жидкости оптической чистоты; б) ВПР, общие для любой внешней среды, “фоновые” поля, например, гравитационное, магнитное поле Земли.

3. Надсистемные ВПР: а) отходы посторонней системы (если такая система доступна по условиям задачи); б) “копеечные” — очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь.

При решении конкретной мини-задачи желательно получить результат при минимальном расходовании ВПР. Поэтому целесообразно использовать в первую очередь внутрисистемные ВПР, затем внешнесистемные ВПР и в последнюю очередь надсистемные ВПР. При развитии же полученного ответа и при решении задач на прогнозирование (т. е. макси-задач) целесообразно задействовать максимум различных ВПР.

14°.   ВПР — это имеющиеся ресурсы. Их выгодно использовать в первую очередь. Если они окажутся недостаточными, можно привлечь другие вещества и поля. Анализ ВПР на шаге 2.3 является предварительным.

Пример. В задаче о защите антенны фигурирует “отсутствующий молниеотвод”. Поэтому в ВПР входят только вещества и поля внешней среды. В данном случае ВПР — это воздух.

 

О законах развития технических систем

(из книги Г.С.Альтшуллера «Найти идею»)

(оглавление)

 стр. 69 – 72