Вы прочитали эту книгу, и сами можете оценить, нужна она вам или нет.
Автор полагает, что цель, которую он поставил перед собой, выполнена. Меня переполняло желание выплеснуть то, что удалось нажить за длительное время работы, и в то же время я не думаю, что только на моем предприятии, где я проработал полжизни, имеется брак, а на других все в порядке.
Поэтому основная цель состояла в том, чтобы помочь тем, перед кем возникают задачи усовершенствования технологий (для уменьшения брака при разработке и производстве изделий) и возникает желание использовать выдвигаемые при этом гипотезы для объяснения процессов, протекающих в живых организмах.
Все содержание книги направлено на оказание помощи в работе прямо сейчас: прочел, понял, освоил - решай!
Известно, что несколько лет тому назад было единодушное мнение о том, что новая расцветающая наука бионика окажет громадное влияние на развитие техники и технологии и принесет большую пользу. Но, вероятно, эти надежды пока не оправдались.
Я предлагаю перенести полученные идеи из исследования причин брака в технологии и технике в изучение биологических систем и назвать это инвертированной бионикой или никабио.
Совместное рассмотрение идей из бионики и никабио могут дать любопытные и интересные результаты и, по-моему, позволят обоим направлениям функционировать более эффективно.
Однако термин «никабио» вряд ли приживется, уж больно он похож на какое-то японское слово. Хотя, если Ника - это богиня победы, то можно грубо трактовать этот термин как победа биологии! У меня сложилось убеждение, что аналогичную идею выдвинул П.Девис [125].
Можно утверждать, что многие любят делать только то, что они хотят. Ситуация обычно складывается так, что в работе и в жизни необходимо делать только то, что требуется, то чем должен заниматься. И это часто расходится с тем, что хочется. Объединению этих двух принципов - сделать так, чтобы хотелось делать то, что необходимо с желанием делать то, что хочешь - может помочь эта книга, потому что когда умеешь, знаешь и можешь делать то, что необходимо, то появляется и желание это делать.
В книге приводятся семь «нот», обозначающих основные законы и правила исследовательской деятельности, а также импровизации, которые должны позволить каждому желающему решать задачи. Здесь же приводятся статьи как общенаучного плана (Жакоб), так и специализированного (Нобелевская речь Фейнмана), выдержки из книг Говалло и Девиса, а также работы нескольких авторов, которые сами описали как ими проводятся исследования (Перельман).
Я привел несколько статей совершенно с противоположной точкой зрения, отличной от общепринятой, по поводу возникновения жизни человека. Мне представляется, что они позволяют посмотреть на эти проблемы более широко, а принимать эту точку зрения или нет - решать читателю.
На примере решенной нами задачи по перенапряжению водорода на катоде показано использование «нот» для выдвижения гипотез. Даже если наши гипотезы «блеф», то и тогда эта работа имеет ценность благодаря полученным графикам, которые, как мы представляем, построены впервые.
Я понимаю, искусству научить нельзя, ему можно только научиться самому, и поэтому был бы очень рад, если бы эта книга помогла студентам, аспирантам, слушателям народных университетов, в которых обучают научно-техническому творчеству, не только научиться искусству и ремеслу решения задач, но и совершенствованию «нотной грамоты». Возможно, критикуя и громя мою «грамоту», читатель сможет найти свою, более эффективную технологию решения задач и выдвижения гипотез. Надо только, чтобы эта технология смогла заработать сразу, сейчас, и была эффективна.
И, наконец, самое последнее. Я хочу поблагодарить тех, кто помогал написать и издать эту книгу, и многих тех, кто поддерживал меня в учебе, работе и жизни.
Естественно, я должен просто поклониться моей жене, Маргарите Ивановне Митрофановой, за все то, что она вынесла во время почти пятидесятилетней совместной жизни с технологом.
Несомненно, я хочу поблагодарить тех, кто помог мне подготовить и издать мою рукопись. Это президент фирмы IMEngine С.С. Литвин, ееё научный руководитель к.т.н. А.В.Кислов и сотрудники В.М.Герасимов, к.т.н., доцент О.М.Герасимов, к.т.н., доцент В.Я.Краснослободцев и М.Б.Мошкович, а также редактор и корректор книги Б.Б.Желваков и В.А.Щербаков.
Я благодарен всем, кто меня обучал и помогал мне в работе в ЛГУ им. А.А.Жданова. Это доктора ф-м.н. Н.И.Калитеевский, Л.В.Липис и М.П.Чайка. А также всем тем, кто работал и учил меня в Радиевом институте (РИАН): доктора ф-м.н. К.К.Аглинцев, В.В.Смирнов, О.Римский-Корсаков, кандидаты ф-м.н. В.П.Касаткин и Б.И.Беляков.
Благодарю тех, с кем я работал на фирме «Светлана». Это И.И.Каминский, Я.А.Кацман, А.И.Боровской, В.Б.Леонко, Г.С.Комаишко, В.В. Иванов, д.т.н. А.Р.Назарьян, к.т.н. В.П.Цветов, к.ф-м.н. Ю.В. Федорович, д.ф-м.н. В.И. Соколов, к.т.н. С.А.Литвиненко, Н.Ф. Зитта, В.А.Фогель, Е. Клыш, М.В.Шарова, Б.Шевченко, А.М.Чеховской, Е.Ю.Женишек, С.А.Смирнов, Л.И.Шапиро, А.С.Ванслов, В.Н.Ребров, Н.С.Игнатьева, К.М.Пухтин, О.М.Аршинов, А.А. Игнатьев, В.А.Болотников, В.И.Матвеев, Н.А.Белов, Р.Н.Эрлих, Я.В.Дьяченко, Н.А.Четыркина, В.Н.Зарубин, А.В.Ледков, к.т.н. С.А.Грамм, В.П.Зубрицкий, к.т.н. В.А.Шелиншкевич, Н.А.Каранкевич, Г.М.Григорьева, Г.А.Загон, К.П. Кочешков, В.П.Киселев, В.А.Алякринская, В.Н.Гладкий.
Благодарю также тех, кто совместно со мной организовал в Санкт-Петербурге народный университет научно-технического творчества при Выборгском дворце культуры, который функционирует уже более 25 лет и обучает техническому творчеству по методике ТРИЗ, разработанной Г.С. Альтшуллером, всех желающих. Он - мой учитель в области ТРИЗ, и я бесконечно ему благодарен за огромную помощь в организации и методике обучения, и за его внимание и воздействие на меня своим неукротимым напором и верой в познаваемость творческого процесса. Я благодарен также жене Г.С. Альтшуллера писательнице-фантасту Валентине Николаевне Журавлевой, а также Б.Л.Злотину, В.Ф.Канеру, В.М.Петрову, В.Б.Крячко, Г.Б.Хотяновой, Т.А.Емельянцевой, Н.А.Буровой, Ю.П.Зломанову, Л.В.Свистуновой, А.Б.Селюцкому, Г.И.Иванову, Ю.П.Саламатову и многим, многим другим, оказавшим на меня влияние и помогавшим мне.
Цветение, зенит, апофеоз -
Обычно забывают про истоки,
В которых непременно был навоз,
Отдавший им живительные соки.
Игорь Губерман [146].