Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем.
Мольер
Итак, мы рассмотрели «нотный» подход к решению задач. Теперь я сделаю попытку представить его еще под одним углом зрения.
При решении задачи нам следует наблюдать видоизменения (трансформацию) информации, для чего желательно применять все тот же принцип эквивалентности.
Психологически довольно часто складывается ситуация, когда технолог не готов к проведению исследования, есть боязнь, непонимание, нет уверенности, что задачу можно решить. Один из приемов уменьшения или даже снятия психологических барьеров - это пытаться отвечать на вопросы типа: "Что надо сделать, чтобы это получилось?"
Решая задачу важно также использовать тот язык, на котором «разговаривает» задача. Главными языками при решении задач несомненно являются языки физики, химии, математики, вепольного анализа и принципа компенсации.
Рассмотрим задачу устранения брака. (Она является частным случаем изобретательских задач).
Здесь важно установить место, где обнаружен брак, определить время, в течении которого создается брак, оценить силы, создающие эффект брака и т.д. Для определения сил, создающих брак, мы рекомендуем пользоваться постулатом диссимметрии.
Для поиска виновников брака можно использовать схему Исикавы [139].
Рис. 65. Пример схемы Исикавы.
Эту схему можно представить как мозговой штурм, проведенный руководителем непосредственно с рабочими - изготовителями продукции.
Ведущий ставит перед ними всего 5-6 вопросов, на которые они отвечают, высказывая свое мнение. Эти вопросы касаются организации работы, разработки документации, правильности документации, состояния оборудования и приспособлений, отношения рабочих к труду и т.д. Записав все высказывания на схеме, пример которой показан на рис. 65, ведущий затем анализирует все без исключения предложения и выбирает из них для проверки наиболее важные и объективные. После получения результатов ведущий вновь собирает группу и сообщает им о достигнутых успехах. Такая работа может подсказать ответы на вопросы: "Это брак из-за несовершенства или нарушения технологии или из-за недостатка организации производства?"
И, наконец, мне представляется исключительно важным использовать аналогии, привлекая их из самых различных областей науки, техники и жизни.
Теперь обратимся к одному любопытному вопросу. Суть его в следующем. Когда Вы занимаетесь, думаете о каком-то явлении, процессе - все Ваши «фильтры» открыты, т.е. Вы все воспринимаете безо всяких внутренних ограничений. Всё видя, слушая, читая, общаясь с коллегами, Вы все время, как бы независимо от себя, пытаетесь примерить все происходящее к вопросу или задаче, над которой Вы бьетесь.
Недавно я посмотрел фильм К. Кесьлевского «Три цвета...». В фильме показан пенсионер-судья, который подслушивал интимные телефонные разговоры своих соседей. Имея эту скрытую информацию, тайную для всех членов семьи, соседей, он значительно шире и полней представлял себе их жизнь, отношения. Не обсуждая хорошо это или плохо, отмечу, что наряду с опубликованными подходами в отношении задач устранения брака и решения научных задач существуют скрытые, тайные, неосознанные идеи и подходы, о которых почти никто не знает, и даже иногда и не догадывается.
Я подумал, что это могут быть беседы с самим собой при решении задач, различные совещания, советы, собеседования, случайные встречи, телефонные разговоры, в которых проскальзывают прекрасные мысли, подсказки. Ведь говорящие имеют мало времени на обдумывание.
По любой работе, которую я проводил и о которой я рассказал в книге, я сумел описать только самую малость. На самом деле в каждой работе, исследовании участвовало прямо или косвенно достаточно много народа. Это и инженеры, и аспиранты, и научные сотрудники, и рабочие, друзья и ученики. И трудно, а иногда и невозможно сказать, кто же внес решающий вклад в выдвижение гипотезы. Иногда бывает, что «дурацкие» предложения заставляют думать более интенсивно, чем их отсутствие, и это приводит к появлению идей. Можно привести пример о привлечении экзоэлектронной эмиссии для проверки качества полировки поверхности кремния. С моей точки зрения - это «чушь», но эта идея заставила меня сформулировать противоречие и выдвинуть гипотезу об образовании экзоэлектронов вне поверхности кремния.
Можно вспомнить как детектив Ниро Вулф эффективно искал преступника, который его лично оскорбил. Часто срабатывают случайности, и если я к ним готов, то эффективность восприятия выше.
Я пытался описать, как мне помогали товарищи по работе, но не о всех. Наверное, трудно всех перечислить. Но ведь каждый из них чем-то помог и в обсуждениях, иногда проходивших на высоких тонах, и в проведении экспериментов, и в злой и добросердечной критике.
И у меня складывается представление, что решение любой задачи, поиск брака или объяснение открытия, связаны не только с легко видимыми, слышимыми и запоминающимися предложениями и решениями, но и с не всегда запоминающимися какими-то намеками, подсказками, противоречиями, а иногда и идеями, которые я впоследствии начинал развивать и проводить до конца.
Вспомните Р. Феймана, который «украл» идею. Несомненно, и у меня были подобные случаи. Но это происходит как-то непроизвольно.
Теперь можно сказать, что мы вправе объединить эти два подхода - явный (связанный с опубликованными, рекомендуемыми предложениями) и скрытый (отыскивающий решения из общения, совещаний, случайных или целенаправленных разговоров). Владея таким комбинированным подходом, можно надеяться на повышение эффективности проведения исследований.
Если включить самого решающего в схему закона полноты частей системы, а я думаю, что в таком представлении ничего страшного нет, то технолог должен все время иметь «питание», то есть какое-то желание решать задачу. Это может быть стремление быть первым, желание получить награду за отличное решение, любопытство, доказательство себе и окружающим своих возможностей.
К схеме с технологом мы можем добавить и параметр «перенапряжения». У решающего все время должна затрачиваться энергия на преодоление различных сопротивлений, к которым можно отнести и поддержание его физического состояния, и морального духа, и преодоление возникающего иногда страха, что он не сможет решить задачу, и трата энергии на убеждение сотрудников, экспертов, сопротивляющихся идее, и трата энергии на выход из тупиковых ситуаций.
Рабочий орган технолога в схеме ЗПЧС - это его мозг, куда следует включать и двигатель, и трансмиссию, и систему управления. Именно мозг работает с «перенапряжением».
И все же, по-видимому, все беседы, общение - это тоже нечто открытое, явное. А вот, что является тайным, как бы скрытым? Возможно это нечто - другое. Что? Может быть это работа подсознания технолога? Вдруг именно подсознание «выкатывает» некие мысли, идеи, которые могут помочь решателю?
Возможно - это интуиция, когда вдруг удается охватить то, что известно и неизвестно, и выдать идею?
Не исключено, что это опыт работы, неожиданные воспоминания о неких приемах, которые отложились в памяти и вдруг выплыли как бы из небытия.
Возможны осенения и озарения, когда длительное время ничего не удается добыть и вдруг приходит светлая и правильная идея.
Не следует исключать и подражания при обдумывании решений. Подражание может быть скрытым, неосознанным. Однажды я увидел свою лекцию, отснятую на видеопленку, и ужаснулся - я в себе узнал несколько человек, с которыми общался длительное время. Это были и жесты, и слова, и целые предложения, и подходы к рассмотрению вопросов. Я предполагаю, что могут играть роль и эмоции, инстинкты, да и просто свой, собственный, только Вам принадлежащий характер.
Иногда кажется – ну, теперь-то я стал другим, теперь я буду мирно обсуждать проблему, не буду спорить, а толково все объясню, расскажу, покажу...
И, вдруг, прорывается негодование к собеседнику: ну, как он может не понимать того, о чем я говорю?
Поэтому следует объединить именно эти два подхода - явный, открытый и несколько скрытый от нас, и попробовать использовать их как дополняющие друг друга.
Женщину глазами провожая,
Вертим головой мы не случайно:
В женщине, когда она чужая,
Некая загадка есть и тайна.
Игорь Губерман [146].