Глава 38. Почему мы не похожи друг на друга

 

Приведёем наиболее интересные мысли из работы В.И. Говалло «Почему мы не похожи друг на друга» [127]. Большинство упоминаемых в них задач еще не решены. Автор цитируемой работы В.И. Говалло мне чрезвычайно импонирует. Он много думает, решает, и задаёт вопросы себе и нам. В своих замечаниях мы будем указывать те законы и принципы (или другие «ноты») из нашего подхода, которые по нашему мнению поясняют рассматриваемые явления и могут помочь в решении этих задач.
“Природа начинала с однотипного и навсегда отказалась от этого. Простейшие живые существа - вироиды, лишенные даже белковой оболочки, присущей вирусам, имеют генетическую информацию всего из 360 нуклеотидов. Как видим, природа не поскупилась на контрасты и противоположности. (Диссимметрия. -В.М.).
Чем более разнятся между собой особи данного биологического вида, тем он устойчивее, жизнеспособнее.
В извечном жизненном конфликте «жертва - паразит» мощным естественным побудителем выживания жертвы была изменчивость набора ее белков, но и паразитирующие организмы, чтобы не вымереть, должны были развиваться в том же направлении. (Противоположности, диссимметрия, - В.М.).
Эти же белки определяют гармоническую совокупность всех составных элементов тела, клетки общаются и взаимодействуют с другими клетками, только в тех случаях, когда у них одинаковые «опознавательные знаки» - один и тот же набор и конфигурация белков ТС. (белки ТС - белки Тканевой Совместимости). (закон согласования - В.М.).
Интересно, что независимо от размеров тела продолжительность жизни всех млекопитающих, измеренная в количестве ударов сердца, примерно одинакова. Сердце кита делает в покое 15-16 ударов в минуту, сердце мыши - около 600, но и у великана и у малютки за время жизни сердце сокращается около 740 млн. раз. (Почему?. Пока неизвестно. - В.М.).
Статистика свидетельствовала, что в одном только 1871г. из 263 пациентов, которым переливали кровь, 146 скончалось. Немецкий хирург Теодор Бильрот, вошедший в историю медицины как автор двух оперативных способов удаления желудка по поводу рака, в конце XIX в. первым высказал предположение, что существуют различные типы крови, несовместимые друг с другом. Но то была лишь гипотеза. (Закон рассогласования, диссимметрия, нежелательный эффект. - В.М.).
Зимним днем 1900г. Ландштейнер взял кровь у себя и у пяти своих коллег, с помощью центрифуги отделил сыворотку от кровяных телец, а затем смешал каждую сыворотку с образцами эритроцитов от всех других лиц. В одной из пробирок произошло «склеивание» эритроцитов, в других - нет. Так Ландштейнер определил три группы крови, обозначив их буквами А, В, С. Факторы сыворотки он назвал аглютининами (склеивателями), а свойства эритроцитов - аглютиногенами.
Мысль о том, что в крови человека происходит борьба двух противоположных сил, показалась настолько невероятной, что сначала автору пришлось преодолевать каменную стену неверия и сомнений. (Очевидно - диссимметрия. Я думаю, что это борьба не сил, а веществ. Почему? Не известно. - В.М.).
В 1930г. Ландштейнеру за открытие групп крови была присуждена Нобелевская премия. Разразившаяся в Европе в 1908 году эпидемия полиомиелита побудила его заняться изучением этой болезни. Ландштейнер первым перенес в эксперименте эту страшную болезнь на обезьян, доказав, что полиомиелит является следствием проникновения в организм определенного вида вируса. (Выбран дополнительный объект. Он уже знал о вирусах, а Зильбер в 1921г. не знал. - В.М.).
На фронтоне Рокфеллеровского института выбито: «Ваше дело - исследовать и мечтать. Не спешите добиться немедленных практических результатов. Не вы, так следующие сделают это.»(Правильно ли это? Пусть читатель судит сам. - В.М.).
...Мысль о том, что такая важная часть человеческого тела, как рука, может быть носителем индивидуальной характеристики личности, зародилась, по-видимому, в Древней Индии, откуда она распространилась затем в страны Средиземноморья и Китай. Тем не менее ряд ученых считает, что дерматоглифы - варианты рельефного покрова кожи рук и ног - могут быть полезными в 2-х отношениях: для антропологических исследований и установления склонности к каким-либо заболеваниям. (Больше ничего об этом пока неизвестно. Вот наши вопросы. Ресурсом чего являются дерматоглифы? Что надо сделать, чтобы эти рисунки были индивидуальными? С чем они согласованы? Если учесть диссимметрию, то (при попытке вепольного анализа) что является веществом В2, взаимодействующим с веществом рисунка В1? - В.М.)/
Недавно было обнаружено, что отпечатки пальцев светятся при облучении лазером с определенной длиной волны. Таким методом можно выявить отпечатки пальцев давностью до 10 лет на самых разных поверхностях, в том числе и негладких. (Почему? Неизвестно. - В.М.)/
Все попытки уничтожить или изменить папиллярные линии оказались безуспешными. Линии всегда появлялись вновь. (Почему? Пока не известно. Нельзя ли здесь применить закон полноты частей системы? - В.М.).
Подчас представители этой семьи оказывались носителями какой-то наследственной аномалии, это указывает на связь кожного рисунка с функционированием определенных генов.
Количество складок, своеобразный их рисунок, как видно, часто можно связать с врожденными или приобретенными нарушениями физиологического развития людей. При этом нас не может не интересовать тот факт, что какая-то функция генов оказывается выведенной на самое видное место тела - кожу рук и ног. Американские исследователи недавно показали, что склонность к сахарному диабету, сопровождается характерной дерматоглификой: больные этим недугом имеют петлеобразные узоры на указательных пальцах и треугольные - на подушечках ног около большого пальца.
Нам пока не совсем ясно, зачем понадобилось природе отводить на поверхность кожи святая святых своей тайны - индивидуальный генотип, зашифрованный в хромосомах, в свою очередь надежно упакованный в самой сердцевине каждой клетки. Может быть это связано с необычайными свойствами кожного покрова, о котором мы еще не подозреваем. Ведь выяснилось же в последнее время, что тонюсенький кожный пласт является чрезвычайно активным иммунологическим органом. Но одно бесспорно, такая связь не является случайной. Эволюция все случайности исключила. (Почему это происходит? Для решения этой задачи можно использовать законы согласования-рассогласования, полноты частей системы, энергетической проводимости и другие «ноты». - В.М.).
Не только кровь, но и все выделения человеческого организма - слезы, слюна, пот, желчь, материнское молоко, сперма - имеют групповые свойства. Выделения каждого человека относятся к той же группе, что и его кровь. (Нельзя ли при решении этой задачи применить законы согласования и полноты частей системы? - В.М.).
Еще до появления нуклеиновых соединений отдельные аминокислоты «научились» собираться вместе, используя в качестве мостика простейшую водородную связь. Эти сочетания оказались прочными, так как их составляли взаимно дополняющие друг друга молекулы. Такой принцип сочетаемости (взаимной комплиментарности) позже будет использован при взаимодействиях разных биологических субстратов: половых клеток, антигена и антитела, фермента и рецептора. Уже в этом соединении стереоскопически отличающихся молекул прослеживается начальное влечение противоположностей, которое в наши дни ученые обозначают взаимодействием по принципу «ключ-замок». (Как решать эту задачу? - В.М.).
Клетка первых эукариотов и высших млекопитающих, клетка электрического морского ската и полевой ромашки, клетка железы дождевого червя и мозга философа содержит одни и те же части. Мембрана - это кожа клетки, митохондрии - ее энергетические батареи, цитоплазма - внутренняя среда, рибосомы - белковые фабрики, ядро - центральный отсек с главной наследственной начинкой - генофондом.
И как удивительно разнолик мир клеток! Амеба жгутиками ловит пищу и сама же ее перерабатывает. Клетка крови переносит кислород. Клетка железы производит ядовитый продукт или необходимый другим клеткам стимулирующий фактор. Клетки опорных тканей обеспечивают высокую прочность панциря или скелета. Нервные клетки и их отростки проводят электрические импульсы. Клетки лимфоидного ряда отличают «свое» от «чужого». Клетки мозга хранят непомерную информацию. Клетки - насосы, строители, защитники, жертвы, странники, сторожа, одиночки и кооператоры. Все одновременно и одинаково и все бесконечно различно. (Нельзя ли при решении этих задач, применить все законы и «ноты», включая диссимметрию? - В.М.).
Только четкая согласованность наследственности и изменчивости позволяет эволюции сообщества достичь нужного баланса.
В чем смысл двойной спирали. Она нужна не только для создания двух идентичных копий генетического материала, но для того, чтобы бесценную информацию, заключенную в ДНК, можно было уберечь от повреждений. Если бы между циклами удвоения ДНК была однонитевой, то ее невозможно было бы починить. (Что надо сделать, чтобы можно было бы чинить? - В.М.).
Алфавит нуклеотидов и восстановительные системы есть во всех клетках - от бактерии до человека. Это и не удивительно - жизнь зародилась под общим солнцем.
Первое стремление природы к единству противоположностей проявилось уже на уровне нуклеотидов (Вспомните эгоистичный ген! - В.М.).
На нитях ДНК аденин всегда образует пару с тимином, а цитозин - с гуанином, поэтому порядку оснований ТЦГТА на одной нити всегда будет соответствовать порядок АГЦАТ. (Нельзя ли применить ЗПЧС и другие законы? - В.М.).
Единицей генетического кода, обеспечивающей разнообразие служит кодон - сочетание из трех нуклеотидов. Последовательность кодонов в гене будет определяться тем, какие аминокислоты окажутся в формуле белка. Из 4 «букв» нуклеотидов можно составить лишь 16 «слов», при тройном объединении нуклеотидов состав кодонов возрастает до 64.
Одни из них ставят «точки» в формуле белка, другие складывают «слова», распоряжаясь набором из 20 аминокислот.
В результате с помощью необычайно экономного механизма достигается невиданное разнообразие белков: 4 нуклеотида, 64 кодона, 20 аминокислот - вот все краски бытия!
Так десять пальцев музыканта, прикасающихся к ограниченному набору клавиш, исторгают необозримый мир звуков. (Как здесь применить наши «Ноты»? - В.М.).
Создание более сложных организмов явилось результатом усиления мутационного процесса, но и усиление изменчивости сопровождалось возникновением все более сложно построенных организмов. Налицо четкая биологическая система с хорошо отлаженными прямыми и обратными связями. (Не применить ли «Ноты»? - В.М.).
Наследственные вариации ведут к непрестанному умножению числа индивидуальных особей. Этот процесс, по мнению Тимофеева-Ресовского, можно считать общебиологическим естественно-историческим принципом. Коротко его можно сформулировать так: разнообразие порождает еще большее разнообразие. (Указание для методов научного творчества. - В.М.).
В отличие от Дарвина Л.В. Берг отрицал «случайный» характер мутационного процесса и выдвигал концепцию внутренней запрограммированности исторического развития живой природы. Термин «номогенез» берет начало от греческого «номос» - закон. Эволюция, по Бергу - это, как правило, развертывание уже существующих зачатков. Отсюда следует вывод о предопределенности эволюции.
Такой взгляд на развитие как внутренне целесообразный процесс имеет истоком более ранние философские взгляды на соотношение случайного и закономерного. Еще в 1762г. в книге «Эмиль или о воспитании», преданной сожжению, Жан Жак Руссо писал: “Пусть говорят мне сколько угодно о сочетаниях и совпадениях, если органические тела сочетались случайно на тысячи ладов, прежде чем принять постоянные формы. Если сперва образовались желудки без ртов, ноги без головы, кисти без рук, словом, всякие несовершенные органы, погибшие по невозможности сохранить себя, то почему ни одна из этих безобразных попыток уж не попадается нам на глаза? Почему природа предписала себе, наконец, законы, которым сначала не была подчинена?
Если мне скажут, что случайно рассыпавшийся типографский шрифт расположился в «Энеиду», то я не сделаю и шагу, чтобы проверить эту ложь”.
Берг исходил из того, что в неорганической природе все процессы совершаются в определенном направлении сглаживания всех различий, когда энергия и тепло распределены равномерно. Согласно второму закону термодинамики теплота не может сама собой перейти от холодного тела к теплому (Диссимметрия - В.М.). Все происходит наоборот. Все виды энергии имеют тенденцию переходить в тепловую, все процессы идут в направлении физической «смерти».
В противоположность этому в органическом мире развитие идет в сторону создания таких организмов, которые могли бы производить не минимум, а максимум работы" (Это и «ноты» и тезис-антитезис-синтез. - В.М.).
Проблемы разнообразия нашли место и в творчестве другого замечательного нашего современника Сергея Викторовича Мейена. Исключительный вклад в различные биологические дисциплины этого преждевременно ушедшего из жизни человека еще предстоит по достоинству осмыслить. (Вспомните его диалог с философом. - В.М.).
Мейен считал, что в эволюции феномен разнообразия играет столь же важную самостоятельную роль, как и прогресс и приспособления. Более того, стимул к развитию разнообразия генетически наследуется. При анализе явлений разнообразия, как одной из движущих сил прогрессивного развития, необходимо учитывать биологический уровень этого разнообразия: видовой, групповой, организменный, клеточный, молекулярный. (А атомный? - В.М.).
Химическая эволюция и эволюция живого взаимосвязаны. (Почему? Зачем? Как решать эту задачу? - В.М.).
Естественный отбор сохранил за системой белков тканевую совместимость (ТС) - главенствующее значение в определении барьера несовместимости всех организмов. Этот барьер в естественных условиях непреодолим для любых клеток, его законы минуют только сливающиеся в акте оплодотворения половые клетки.
Итак, с одной стороны, жесткие границы индивидуальности, а с другой - неограниченный простор для всякого различия. (Противоречие. - В.М.).
То, что совместимость по этим группам необходимо учитывать при переливании крови, знает каждый медик. Но вот зачем нужны эти группы, каково их биологическое предназначение, не так уж ясно. Я задавал этот, казалось бы, простой вопрос не одному ученому и никогда не получал столь же простого ответа. (Нет интереса, нет любопытства. - В.М.). Позволю выразить здесь свое мнение.
Группы крови, которые были обозначены весьма условно биологами, отражают различие белков на поверхности самых простых клеток человеческого тела - простых кровяных телец, эритроцитов. Эти во множестве создаваемые в костном мозге клетки крови даже не содержат ядра, они являются контейнерами кислорода, который разносят в самые отдаленные участки тела. Жизненный цикл их сравнительно короток, эти клетки живут всего несколько недель. Но даже у красных кровяных телец имеются отличия - неодинаковые белки на поверхности мембраны. Природа и в этом случае осуществила свою извечную тенденцию к разнообразию. (Давайте подойдем к проблеме эритроцитов чисто формально. Они - контейнеры кислорода. А могут ли быть контейнеры водорода? И есть ли они? И кто-нибудь их искал? Либо это блеф? - В.М.).
Естественно, что у клеток с ядром набор поверхностных белков значительно шире. Но и на уровне самых простых клеток, которые сама природа никак не планировала перемещать из сосудов одного человека в кровеносные сосуды другого, существует зримое различие. (Вот это здорово! Если бы природа думала о лечении и ремонте нашего организма, она бы такую пакость не придумала. - В.М.). Другое дело - эти различия подметил человек и использовал для лечебных целей. Природе же групповые белки на определенном этапе понадобились для создания все тех же гетерозигот (от греч. “зигота” – колесница, оплодотворенная яйцеклетка).
Имеются также наблюдения о том, что если по какой-нибудь еще не понятной причине биологический вид достигает излишней численности, то в нем стихийно увеличивается число гомозигот и размножение вида замедляется. И напротив, истребление хищниками представителей другого живого отряда приводит к почти полному исчезновению гомозиготного потомства. (Что регулирует? Почему? Зачем? Как решать эту задачу? - В.М.).
Обмен сходными или, напротив, чрезвычайно отличающимися генами карался одинаковым биологическим запретом - стерильность потомства. (Крайности не дают потомства. - В.М.).
Однако проведенные недавно опыты с пересадкой части тела у губок между разными колониями показала наличие у них простейших распознающих молекул. (Это что за распознающие молекулы? Не использовать ли диссимметрию и ЗПЧС? - В.М.).
А это уже указывало наличие у первых многоклеточных организмов своеобразной клеточной памяти. (Зачем? - В.М.). В природе были распространены формы взаимополезного сожительства - симбиоза, а паразитирование часто оказывалось безнаказанным. Простое поедало простейшее. (А как же закон борьбы и единства противоположностей? - В.М.).
Тимус - это орган, где иммунные клетки организма учатся узнавать собственные белки ТС (Как? ТС - тканевая совместимость. Смотрите как работает прием двойственности. - В.М.).
Помимо кровеносной, у позвоночных возникает еще одна система тонкостенных сосудов - лимфатическая система. Первоначально она лишь помощница кровообращения для возврата в кровь жидкости из межклеточных пространств. Но постепенно с током лимфы начинают путешествовать и лимфоциты - клетки, предназначенные для осуществления иммунологических реакций. В месте соединения лимфатических сосудов образуются первичные лимфатические узлы, препятствующие проникновению микробов из жидкости или ткани в кровь. Это самая активная и мобильная линия обороны организма от всех наружных и внутренних врагов.
Белки ТС кожи - это как бы вынесенная на периферию информация об индивидуальности человека.
Одновременно - это «телетайп», связанный незримыми нитями с нервной и кровеносной системами, с сердцем и легкими, с печенью и почками. За счет этих связей реализуется лечебный эффект иглотерапии, лечебных ванн и массажа. Удивительно современно звучат слова доктора А.С. Залманова, автора книги «Тайная мудрость человеческого организма», написанной им более полувека назад: “Слишком долго считали, что кожа выполняет только самые простые и пассивные функции защитной оболочки тела. Это орган наделенный чудесной и многообразной активностью. Кожа - это гигантский «периферический мозг», неутомимый сторож, который всегда начеку, непрестанно извещает центральный мозг о каждом расстройстве, каждой опасности, каждой агрессии”.
Если Вас заинтересовала эта тема, обратитесь к [127].
Сурово относясь к деяньям грешным
(И женщины к ним падки, и мужчины),
Суди, господь, по признакам не внешним,
А взвешивай мотивы и причины.
Игорь Губерман [146].