Чтобы задать правильный вопрос, надо знать бóльшую часть ответа.
Р. Шекли.
Всякое искусство стремится к музыке.
Н. Михалков.
При решении научных задач самое главное - выдвижение правильной, правдивой гипотезы, естественно, не затрачивая на эту работу многие годы.
Решая задачи, выявляя мысли и рекомендации ученых, я пришел к выводу, что должно быть минимальное число рекомендаций, которые каждый исследователь обязан выполнять, чтобы не упустить свой шанс и в то же время сократить время поиска гипотезы. Для многих ученых ключом для отгадки какой-либо проблемы служили выбранные ими параметры, на основе которых проводились последующие расчеты и исследования.
Так, ключом, который послужил Ньютону для отгадки проблемы движения, было ускорение тела, пропорциональное силе, действующей на тело [87].
Ключом для открытия Гиббса стала скорость частички, пропорциональная ее энергии. Гиббс должен был найти единицу измерения состояния вещества, которая показывала бы подвергнется ли это вещество какому-нибудь превращению или останется прежним [87].
В технике ключом Эдисона была мысль: "Как это усовершенствовать?"
У меня сложилось представление, что ключом и для поиска, и для решения задач - может быть принят свойство диссимметрии. О ней я уже много писал, это и F1+F2 = DF, и V1+V2 = DV, и P1+P2 = DP и т.д.
Итак, ищите диссимметрию!
Сколько же можно взять рекомендаций, которые бы составили тот минимум, используя который, можно было бы надеяться на успех? Сколько их может быть - 2, 5, 8, 15?
Как-то так сложилось, что, думая на эту тему, мне несколько раз как будто кто-то подсказывал: "Возьми семь «нот»!" Возможно, мне это показалось, возможно, это случайность, но судите сами, в течение одной недели:
1. Я проходил мимо телевизора и услышал, что ведущий произносит фразу: “Ноты были изобретены всего 400 лет тому назад”.
2. Я принес томик А.С. Пушкина “Критика, история, автобиография”. Я его купил еще в 1950 году, прочитал, а затем несколько лет тому назад отдал дочери. Теперь я его взял обратно. Через несколько дней эта книга попала мне в руки, я ее открыл совершенно произвольно, и мой взгляд остановился на фразе, которая как будто была предназначена для меня: "Ноты русской истории свидетельствуют обширную ученость Карамзина, приобретенную им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно окончен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению.”
3. Через несколько дней я слушал передачу с участием Н. Михалкова. Буквально в самом начале своего выступления Н. Михалков обронил фразу, которая на меня произвела неизгладимое впечатление и опять таки подтолкнула к мысли о нотах. “Всякое искусство стремится к музыке."
Было еще несколько такого рода высказываний, и вдруг в какой-момент мне стало ясно и очевидно, надо брать 7 «нот» - рекомендаций.
И, очевидно, в качестве первой «ноты» надо брать - диссимметрию, «нота» Ди. Это, собственно, и есть начальный ход поиска задачи и ее рассмотрение. Ди и принцип компенсации сопряжены и их надо рассматривать совместно.
Вторая «нота» - Прэ (противоположности, противоположный эксперимент, третий (решающий) эксперимент).
Третья «нота» - Про (противоречие). Это может быть и техническое и физическое противоречие.
Четвертая «нота» - За (законы). В эту «ноту» входят все законы развития техники, о которых мы писали, и те диалектические законы, о которых мы не упоминали, например, отрицание отрицания и т.д.
Пятая «нота» - Ре (ресурсы). Ресурсы есть везде вокруг нас, но один из самых важных ресурсов - это время.
Шестая «нота» - Ид (идеальность). Это может быть и идеальная модель, идеальное конечное решение. Элемент системы сам выполняет нужную нам функцию.
Седьмая «нота» - Что? Что надо сделать, чтобы произошло некое явление, эффект, процесс и т.д.?
Несомненно, все эти «ноты» могут работать в виде аккордов, если одновременно рассматриваются совместно несколько «нот». Вкупе они должны позволить выдвинуть гипотезу.
Очевидно, каждая нота имеет свое звучание, свой смысл, и мы не должны говорить, что какая-то из «нот» главная. Все они равнозначны и имеют смысл при совместном использовании.
К «нотам», их применению может быть двойственный подход, как и к философии.
Так, Декарт говорил: “Философ - это тот, кто знает нечто о том, что никто другой не знает так хорошо.”
“Нет такой нелепости, которую бы не изрекли философы”, - вторит ему Цицерон.
И, наконец, мысль Эйнштейна: “Да разве философия не похожа на запись, сделанную медом? На первый взгляд она выглядит великолепно. Но стоит взглянуть еще раз - и от нее остается только липкое пятно.”
Я призываю поверить и испытать «ноты» в действии. После того, как я изложил «ноты» для решения научных задач, у меня зародилась мысль, которая с каждым днем укреплялась и перерастала в неудовлетворенность. В чем дело? Ведь сначала мне «ноты» чрезвычайно понравились. Я размышлял на эту тему несколько месяцев, и однажды в разговоре я вдруг сформулировал ее более точно.
Творчество можно условно разделить на две части: первая, когда создается нечто - музыка, живопись, техника и т.д., то есть то, чего не было и силой воображения, фантазии создано человеком. Вторая, - когда используется то, что существует в природе, обществе, познании, и человек опять-таки силой воображения, опытом, знанием, наукой, техникой открывает законы, закономерности, тенденции, объясняет, как и почему устроен мир, вселенная, общество, как развивается познание.
Так вот, «ноты» - это инструмент для создания музыкальных произведений и их записи. Это творчество по созданию того, чего нет в природе, а я использовал термин «ноты» для создания, отыскания в природе уже существующих процессов и взаимодействий. Как только я это понял, я сразу же начал искать оправдание для «нот», и мне кажется я его нашел.
· Дело в том, что решая научную задачу, вы можете записать ход ее решения с помощью «нот» и, таким образом, вы сможете исполнить свою партитуру перед любым желающим узнать, как вы проводили исследование.
162. Вы сами можете проанализировать свою партитуру и увидеть проколы или, наоборот, озарения. В любом случае такой анализ исключительно полезен.
163. Можно предположить или даже утверждать, что если какой-либо автор исследования приводит свои результаты, то он должен в своей работе показать, что он использовал «ноты».
Так, например, Зильбер не провел противоположный эксперимент. Ройх приводит результаты исследования с применением сенсибилизации фотопластинки и на этом основании утверждает, что с поверхности металла происходит эмиссия молекул перекиси водорода. В одной из работ сообщается, что при пробое окисла на кремнии n-типа образуется диод Шоттки, в то время как, если бы был проведен противоположный эксперимент, стало бы ясно, что это неверно. Таких примеров - тьма. Одновременно можно говорить, что не используя диссимметрию, мы также теряем информацию, которая могла бы расширить круг наших знаний. Так, например, при переходе Na+ и К+ через мембрану - они должны между собой взаимодействовать, т.к. у них разные массы и одинаковые заряды, но об этом никто не говорит.
Еще пример. Диссимметрия зарядов на обеих поверхностях мембран клетки, митохондрии, ядра, но об этом тоже ничего не известно.
Поэтому нам представляется исключительно важным то, что «ноты» должны повысить эффективность работы и увеличить информацию, получаемую при исследовательских работах.
И, наконец, очевидно, что я не прав, когда говорю, что с помощью предлагаемых «нот» можно решать только научные задачи - загадки Природы, то есть объяснять существующие законы. Сейчас создаются различные вещества, которых в природе нет, но химики, осуществляя синтез различных молекул, получают новые соединения, которые так же считают как произведения искусства. Не только считают, но это так и есть - они, действительно, такие произведения. А вот при проведении синтеза химики учитывают асимметричность молекул, с которыми они манипулируют. Таким образом, эти «ноты» можно применять и для создания искусственно созданных молекул, и искать объяснения их взаимодействиям, свойствам и т.д. И уж совсем очевидно, что и в технике, которая создана человеком, имеется широкий круг задач, который требует решения, и, конечно же «ноты» в этом случае так же не повредят.
Итак, оказалось совершенно непроизвольно - пошли в Индию, а открыли Америку. Можно сказать и иначе - произошло объединение альтернативных систем: наука о природе и техническая наука и искусство составляют как бы одно целое с точки зрения задач и для их решения можно применять «ноты» [99].
Прошло время, и я вдруг увидел, что все «ноты» диссимметричны. И появился новый подход: выведем ключевую ноту Ди из состава нотных обозначений и добавим седьмую ноту Альт, обозначающую объединение альтернативных, противоположных и разнородных гипотез при решении задач.
А куда же девать принцип компенсации и эквивалентности? Он ведь входил в Ди! Лучше всего объединить ноты Прэ и Про в одну ноту Про, а оставшееся свободным обозначение Прэ изменить на При (принцип компенсации и эквивалентности). Тогда все встает на свои места: Ди - ключевое свойство (ключ), а нотные обозначения («Ноты») - Про, При, За, Ре, Ид, Что?, Альт.
С помощью «нот» я предложил путь к возможному решению задачи о перенапряжении водорода на катоде. Описание этого пути - в главе 26.
Между слухов, сказок, мифов,
просто лжи, легенд и мнений
мы враждуем жарче скифов
за несходство заблуждений.
Игорь Губерман [44].