Гринёва О.А., Кислов А.В. К вопросу о понятийном аппарате ТРИЗ для социально-экономических систем.

О.А.Гринева, А.В.Кислов (Санкт-Петербург, Россия)

Grineva O. A., Kislov A. V. (St. Petrsburg, Russia)

 

К вопросу о понятийном аппарате ТРИЗ для социально-экономических систем.

To the question on the conceptual device TRIZ for socio economic systems.

В бизнесе, как и в технике, есть задачи разного уровня сложности, для решения которых имеет смысл применять разные методы. Для решения стандартных задач применяются разработанные и апробированные в соответствующих областях знания методы. Но прорывы в бизнесе делаются за счет существенных отличий от конкурента – необходимо применять нестандартное мышление, «изобретать» – следовательно, можно и нужно использовать соответствующие наработки ТРИЗ, адаптированные к специфике анализа и прогнозирования развития социально-экономических систем.

In business, as well as in engineering, there are tasks of a different level of complexity, to which decision it is meaningful to apply different methods. The methods are applied developed in the appropriate areas of knowledge to the decision of standard tasks. But the breaks in business are made at the expense of essential differences from the competitor - it is necessary to apply non-standard thinking, «to invent» - hence, it is possible and it is necessary to use the appropriate operating time ТРИЗ, adapted to specify of the analysis and forecasting of development of socio economic systems.

 

Рассмотрим  предприятие, фирму, компанию как некую социально-экономическую систему, «жизнь» которой подчиняется общим законам и закономерностям развития систем.  Поскольку  ЗРТС являются частным проявлением общих законов развития (хотя и выведены были первоначально   для систем технических), есть все основания полагать, что инструментарий и технологии ТРИЗ могут быть органично применены  и к социально-экономическим системам (естественно, соответствующим образом модифицированные с учетом особенностей этих систем).  Представляется необходимым не только развивать понятийный аппарат ТРИЗ применительно к специфике управления бизнесом или  организацией как системой,  но и, возможно,  дополнить его введением новых сущностей.

 Например, человек  в ТРИЗ рассматривается как часть ТС, выполняющая некоторую «техническую» функцию. Если в данной системе у человека кроме чисто технических функций появляются и социальные, то именно они диктуют необходимость введения в рассмотрение новых сущностей, связанных с описанием их взаимодействия как социальных элементов. Простой пример: веполь  - удобная, компактная, формализованная, описанная с  необходимой степенью абстракции модель  ТС.  Но описание социальных взаимодействий невозможно без введения полей, которые не рассматривались в ТС в классической ТРИЗ – назовем их  условно «социальными».  Использование их существенно повышает адекватность модели и соответственно вероятность принятия правильного управленческого решения. Также как в АРИЗ, мы от расплывчатой ситуации переходим к  модели задачи и дальше уже работаем с ней. 

Классификация видов социальных  взаимодействий ведет к необходимости введения и классификации соответствующих полей. Одним из таких полей, отображающих взаимодействие субъектов и объектов управления в организации, могло бы быть так называемое «поле управленческих воздействий».  Развитие данного подхода влечет за собой, помимо введения условных «полей», необходимость создания специализированного информационного фонда, задач-аналогов, базы данных  управленческих приемов и эффектов, стандартов для  решения типовых  управленческих и бизнес-задач, анализа «социальных» механизмов действия законов развития систем. 

Рассмотрим, например, механизм «социальной» реализации закона «энергетической проводимости».  В социально-экономических системах  своеобразной «энергией» можно считать мотивационные факторы (материальные и моральные) – деньги и их эквиваленты – интерес, социальная защита, психологический комфорт, условия труда, доступ к информации, удовлетворение других потребностей сотрудников организации – все то, ради чего они работают именно в ней, своего рода «движущую силу».  Выявив и ликвидировав места «застревания» такой «энергии», можно повысить эффективность работы каждого сотрудника  и всей организации в целом. Особенно  важно проверять выполнение этого закона при совершенствовании сложных систем (компаний со сложной структурой, холдингов). Если вновь введенные элементы (функции) не будут обеспечены в полной мере «энергией», это может привести к неэффективному функционированию не только новых элементов, но и всей системы в целом.

 Закон согласования частей системыХорошо работают только те системы, в которых  их части, по крайней мере, не мешают друг другу и наилучшим образом выполняют полезную функцию. В процессе взаимодействия разные элементы системы (сотрудники, Исполнитель и Заказчик,  информационная система и автоматизируемые бизнес-процессы) должны быть согласованы между собой по различным характеристикам (психологическим, возрастным, техническим и т.д.) или сознательно рассогласованы.   

Определенная специфика  социально-экономических систем проявляет себя и в рассматриваемых ресурсах.  Среди специфических ресурсов таких систем можно отметить мотивационные факторы, знания, опыт, навыки персонала, его потенциал развития, качества личности (воля, вера в себя и т.п.), здоровье персонала, чувства и эмоции (любовь к ближнему и ненависть к врагу), хорошо сформулированная цель деятельности и др. – возможные способы их классификации находятся   сейчас в стадии разработки.

Любая организация, которая хочет выжить и преуспеть в сегодняшней динамично меняющейся внешней среде, должна постоянно работать над улучшениями в своей деятельности и делать это на системной основе, используя все множество известных инструментов и методов. 

Применение инструментов ТРИЗ и ФСА может стать  чрезвычайно эффективным методом улучшения деятельности организаций и повышения их конкурентоспособности, особенно если их применять со знанием и умением,  а качественная подготовка  специалистов по применению ТРИЗ в социально-экономических системах  требует опережающего развития и адаптации соответствующих разделов теории.  К сожалению, аналогичный патентному фонду банк «сильных решений» в бизнесе и управлении чрезвычайно мал в силу закрытости этой области (управленческие решения не патентуются и ими обычно не делятся), приходится «добывать» информацию из немногочисленных описаний деятельности успешных компаний и неудачников из открытой печати, использовать опыт авторов и других консультантов по управлению, поэтому развитие этого направления применения методологии ТРИЗ в нетехнических областях деятельности идет медленнее, чем хотелось бы.