Камин А.Л. Как справиться с талантом (диверсионный анализ действий, блокирующих творческие способности).

Камин Александр Леонидович (Луганск, Украина)

Alexander L. Kamin (Lugansk, Ukraine).

 

Как справиться с талантом

(диверсионный анализ действий, блокирующих творческие способности).

How to manage with the gift

(The diversional analysis of the actions resulting in the blocking of the creative talents).

Тема конференции – «система подготовки  исследователя». Автор, много лет работающий с одаренными детьми, с удивлением обнаружил и испытал на себе исправно действующую в школах «систему антиподготовки исследователя» или, если хотите, «систему подготовки анти-исследователя». Доклад содержит несколько фрагментов из большой подборки невыдуманных «приемов», приводящих к блокированию одаренности, задержке развития творческих способностей. Действие этих приемов укладывается в простую теоретическую схему: «Создание максимальных помех при передаче информации от источника к приемнику».

The topic of the conference is “The system of the training of a researcher”. The author, who has been working with gifted children for many years, has discovered ‘the system of the anti-training of a researcher’ or, if you want, ‘the system of the training of an anti-researcher’ and testsd it on himself. The report contains a few fragments of a large set of the real ‘methods’ resulting in the blocking of the talent and in the delay in the development of the creative abilities. The effect of these methods may be explained with the help of a simple theoretical scheme: “The creation of maximal interference while the information transmission from the source to the receiver.

Я не искал загадку для ума,

Она смогла найти меня сама -

Мы учим всех, но видим год за годом:

Ученье – свет, а неученых – тьма…

Грустное подражание Хайяму

Вступление: Люди образования любят повторять, что будущее страны или даже всей цивилизации напрямую зависит от количества одаренных творчески людей.  Многие учебные заведения ставят цель развить творческие способности, однако на выходе реализовавшихся творческих людей получается мало. По разным оценкам, в возрасте 5-7 лет одаренность проявляет около 5 процентов детей, к 16-17 годам таких людей становится в несколько раз меньше. Какие причины могут вызывать этот нежелательный эффект?

Как известно, существуют внутренние механизмы, тормозящие  развитие коллективов, и действуют эти механизмы, не осознаваясь участниками коллектива. Цель  статьи – во-первых, проследить эти  механизмы на уровне  приемов: что конкретно должен делать учитель или воспитатель, чтобы затормозить или даже заблокировать развитие способностей. Во вторых, интересно  выяснить, по каким причинам люди, окружающие одаренных детей, «включают» эти механизмы.

Попробуем обсудить проблему с помощью диверсионного анализа, попытавшись ответить на вопрос: какие действия ученых, учителей и воспитателей могут задержать развитие таланта. Автор дает ответы на этот вопрос, опираясь и на личный опыт работы с одаренными детьми, и на литературу об одаренных детях и развитии творческих способностей.

Описание подхода: оказывается, известные автору «приемы» блокирования творческих способностей укладываются в простую схему: создание помех при передаче информации от источника к приемнику, т.е. от учителя к ученику. Для того, чтобы автор и читатель могли найти общий язык, ниже приводится толковый словарик, по которому видно, как автор понимает некоторые термины.

Обучение – это, в конечном счете, передача информации на разных уровнях от учителя или воспитателя к ученику.

УЧИТЕЛЬ (преподаватель, священник, родитель, автор, воровской авторитет) – источник информации,

УЧЕНИК (школьник, ваш собственный ребенок, читатель...)  – приемник информации, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (Десять заповедей; Закон Ньютона; Правила хорошего тона; как сбить со следа собаку-ищейку...) - поток информации. Кстати, умение все это применять к месту – тоже инормация.

Передать информацию  можно  через каналы ИНФОРМАЦИИ, в частности через зрение, слух, обоняние, осязание. Часть информации, необходимой для жизни, человеку передается   при рождении (например, умение дышать, глотать, строить глазки). Другая часть передается  «бытовым способом» - к примеру, родной язык, блатной жаргон, навыки уличной драки. Во время обучения  передаются определенные дозы информации. Примеры таких доз: чтение текста на родном языке; мат королем и ферзем одинокому королю; основные танцевальные позиции; свойства квадратного трехчлена; техника удара «апперкот»). В ходе обучения информация может попадать в приемник не только от «штатного» источника, но и от среды - «посторонних» источников, одушевленных (котенок на уроке) и неодушевленных (плеер, замаскированный прической). В этом смысле к среде нужно отнести и сигналы, поступающие от Высших Сил (понятно, по Неисповедимым Каналам), и сигналы, воспринимаемые  изнутри (собственные  мысли и чувства). Причем сигналы от среды могут оказывать влияние на «штатную» информацию, даже если поступили раньше или позже нее.

 

Часть 1: Блокировка источников информации

1.Создайте несуществующую информацию, по простому – вымысел

Создавая такую информацию, полезно руководствоваться принципом Йозефа Геббельса: “Ложь должна быть грандиозной!» Непревзойденные отечественные шедевры -”Основы научного коммунизма” и “Политэкономия социализма”. Страшно подумать, что и великий первоисточник  - “Капитал” - относится к этому жанру.

2.Скрывайте истинную информацию (факты): Типичный пример: – подача в советских учебниках информации о подготовке Союза ко II мировой войне.

3. Фильтруйте информацию: сортируйте ее на “хорошую” и “плохую” (“высокую” и “низкую”, “полезную” и “вредную”) и пропускайте только разрешенную (введите цензуру, грифы, предвзятое редактирование). В нескольких штатах Америки запрещено излагать дарвиновскую теорию эволюции. В некоторых других штатах учитель, переходя к изложению этой теории, обязан заявить, что не собирается опровергать Библию.

 4. Затрудняйте  доступ к источникам информации (примеры: в фашисткой Германии – сжигание “неарийских” книг, в Союзе – существование спецхранов, издание «сомнительных» книг с пометкой «для научных библиотек», регулярное изъятие из сети школьных библиотек “неправильной” литературы).

 

ЧАСТЬ 2. ВРЕДНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ.

Мозг ученика (особенно ребенка) самой природой настроен на поглощение и переваривание “духовной пищи” - огромных объемов  информации, необходимых для жизни – в точности, как желудок настроен поглощать и переваривать необходимые для жизни объемы пищи материальной. Можно ли помешать этому?

Нужно рассогласовать взаимодействие Источника и Приемника информации. Проще говоря, нужно либо отбить аппетит (надежнее всего этого добиваются с помощью страха или скуки), либо вызвать рвотный рефлекс перегрузкой «пищеварительного тракта», либо просто не дать времени на переваривание.

 

І. Создайте атмосферу страха

Образец:

Есть древняя китайская история. Жестокий князь ввел новую казнь. Медный шест клали на высоте трех метров над пылающими углями. Шест смазывали салом, чтоб был скользким. Если жертва пройдет по шесту и не упадет в огонь – останется жива. А если кто упадет – сам виноват, не хватило ловкости…

Рекомендации:

Пусть ваши занятия (уроки, лекции, тренинги) напоминают скользкий медный шест. Постоянно поддерживайте в учениках чувство страха, вины и неуверенности в себе. Недостатки можно найти всегда – вспомните автоинспектора при исполнении или армейского сержанта. Если, скажем, ваш ученик решил задачу простым способом – упрекните его, что не рассмотрел все возможные случаи. А если решение сложное – объявите его головоломным (особенно если  сами его не понимаете).

 

ІІ. Обалдевайте знаниями!

Не секрет, что большинство научных истин относительно просты. Ваша цель – сделать так, чтобы ученики об этом никогда не догадались. Поскольку «информацией является лишь то, что можно понять» (Ф. Вайцзеккер, немецкий физик), ни в коем случае не допускайте понимания.

 

1. Наука – не жизнь!

Ни в коем случае не допускайте стыковки учебного материала с реальным миром, теории с практикой. Ориентируйтесь на принцип: «Хорошая теория настолько всеобъемлющая, что не допускает никакого конкретного применения». Законы механики должны быть сами по себе, а движение футбольного мяча – само по себе.  Курс информатики изучайте без компьютеров.

 

2 Нарушайте логику. Лучше всего нарушить «закон достаточного основания». Суть этого закона: исходные положения должны быть разумно обоснованы. Беда в том, что разумные обоснования вызывают ненужные вопросы. Может сразу проясниться, что ваши положения высосаны из пальца или никак не стыкуются с представлениями учеников. Вы можете с ужасом убедиться, что сами не понимаете материала, который должны донести. Гораздо проще вести дело к тому, что ученики должны поверить вам на слово.

Пользуйтесь терминами, о которых ученики в буквальном смысле не имеют понятия, т.е. не понимают, какой смысл имеет слово. Из учебника естествознания для 5 класса: «Внутри звезд происходят ядерные превращения водорода в гелий». В выделенном фрагменте ученики 5 класса понимают одно слово: предлог «в». Значение остальных слов в предыдущем тексте учебника не объясняется.

 

3. Выражайтесь наукообразно. Ни в коем случае не излагайте материал ясным живым языком. Исходите из того, что подлинный язык науки  - канцелярит. Он идеально подходит и для того, чтобы скрыть информацию, содержащуюся в тексте, и для того, чтобы скрыть тот факт, что в тексте информации кот наплакал. Канцелярит требует освоения, но есть и  общедоступные приемы:

а) Не  «зараза», а «инфекция!»: по возможности заменяйте русские слова иностранными:

не сокращенный, а редуцированный,

не измененный, а модифицированный.

б) Используйте рекордно длинные цепочки родительных падежей:

«Тема исследования: «Методика подготовки процесса измерения периода колебаний кончика хвоста собаки учительницы русского языка»

 

Используя все перечисленные приемы «обалдевания», вы бьете без промаха: гипнотизируете детей скукой, а скука – самый надежный метод уничтожения творческих способностей.

При этом «давайте установку», очень помогает заклинание одного математика, который на уроках любил приговаривать: «Это ничего, что вы сейчас ничего не понимаете, вы и дальше не будете ничего понимать!»

 

ІІІ.  Отнимите время!

Околачивайте груши! (закон20\80): Из всего времени, отпущенного на изучение какой-либо дисциплины, 80 процентов времени следует потратить на занятия, не имеющие для ученика смысла. Скажем, в физике, это – вызубривание формулировок и определений, в математике – строгие доказательства, к необходимости в которых ученик не подготовлен, в литературе – мнения критиков о литературных  произведениях «времен Очакова и покоренья Крыма».

«Круглое – тащить, квадратное – катать! Доказательство теоремы, решение задачи начинайте с самого общего или самого сложного случая. Если есть возможность выбрать из нескольких учебников, нескольких решений, нескольких систем обозначений – выбирайте самый сложный или громоздкий вариант.

«От забора до обеда» - давайте домашние задания так, как будто ученик должен заниматься только вашим предметом. Самые продвинутые преподаватели задают «сантиметрами» – «вы должны решить за неделю 3 сантиметра (по толщине) из этого задачника!» Неувядающая классика – задать на неделю прочесть несколько литературных произведений, или одно – зато «Войну и мир».

 

Подведем предварительные итоги. Известный физик Виталий Гинзбург когда–то писал: «Выводить из душевного равновесия исследователя – все равно, что бить пианиста по пальцам». Если вы работаете с одаренными людьми и хотите добиться ощутимых результатов, имеет смысл представлять, какие факторы могут постоянно выбивать вашего воспитанника из колеи. Сами собой эти факторы, к сожалению, не устраняются, скорее, наоборот. Может быть, это и есть основная причина того, что находит себя лишь небольшая часть одаренных детей.

 

Послесловие: Уважаемый коллега! Вы познакомились с небольшой подборкой из большой коллекции «антипедагогики». Остальные ее части (в том числе принципы «антипедагогики» и приемы ее преодоления) будут опубликованы на сайте Лаборатории образовательных технологий. Вы можете присоединиться к этой работе, присылая автору подходящие «экспонаты», которые удалось заметить вам самим, вашим друзьям, детям  или коллегам.