Рябченко Ю.Н. Работа над определениями искусственных объектов в системном анализе на уроках ТРИЗ.

Рябченко Юрий Николаевич. (Усолье-Сибирское, Россия)

Riabchenko Jury (Usolie-Sibirskoe, Russia)

 

Работа над определениями искусственных объектов

в системном анализе на уроках ТРИЗ.

Work above definitions of artificial objects in the system analysis at lessons TRIZ.

 

Определение – логический прием, имеющий цель раскрыть или уточнить содержание понятия, его сущность и тем самым отличить и отделить определяемый объект от всех иных через его характерные признаки.

В курсе РТВ (развитие творческого воображения) при введении учащихся в общую практику мысленного моделирования с применением методов и приемов фантазирования часто приходится осмысливать прототип изменяемого объекта (С) и сравнивать видоизмененный объект (С’) с его прототипом. Кроме того, вызывает трудность определить характерные признаки того или иного объекта, привлекаемого для изменения при применении методов фантазирования.

Работа над определением объектов через их признаки позволяет наиболее точно настраивать исходную проблемную и поисковую ситуацию.

Системный подход в работе над определениями позволяет развивать навыки ОТСМ (общей теории сильного мышления) через модель описания элемента (объекта): элемент – имя признака – значение признака (Н.Н.Хоменко).

Это следующие навыки:

  • умение описывать объект как набор его признаков и свойств;
  • умение видеть Функцию Системы (или объекта) как один из признаков, выведенных на роль системообразующего;
  • умение отслеживать качественные изменения других признаков, которые приводят к качественному скачку;
  • умение переходить от объекта к списку признаков и их значений и, наоборот, от значений к признакам.

Наряду с развитием навыков описания элемента (объекта) в  работе над определениями происходит привязка понятий «система, не-система и анти-система» к конкретным исходным обстоятельствам развития проблемной ситуации.

 

В курсе РТВ работа над определениями строится следующим образом:

1.

Вводится объект анализа (прототип) С

2.

Изучаются подробно его различные признаки как свойства, отличающие его от других объектов, находящихся во взаимодействии с ним    св (С)

3.

Выделяется главной полезная функция (ГПФ) как один из признаков, выходящих на роль системообразующего

4.

Вводится модель «системного лифта» (по М.С. Гафитулину) как вертикальная многоэкранная схема, отражающая родовидовые отношения объекта анализа (прототипа) -

5.

Предусмотрены тренинги по развитию системного мышления на подсистемном и надсистемном уровнях: п-С; Н-с

6.

Выявляются существенные признаки объекта анализа в зависимости от конкретных рассматриваемых ситуациях: по подсистемам, по другим функциям, по форме, по материалу, из которого изготовлен объект и т.д.

7.

Составляет определение: «Объект» - это «ближайшая надсистема», отличающаяся тем, что «перечисляются существенные признаки»

Данная схема работы над определениями помогает более эффективно применять методы фантазирования в курсе РТВ.

Для курса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в практике системного тренинга работа с определениями строится следующим образом:

1.

Вводится объект анализа (система) – ОА

2.

Выявляется главная полезная функция как системообразующее свойство объекта -  ГПФ

3.

Вводится понятие качества системы (или процесса) как совокупности характерных свойств данного объекта, отличающих его от других – св (ОА)

 

С1, С2 - несистемы

 

 

  С1   ОА  С2

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

Ось качества

 

 

 

ГПФ1 ГПФ ГПФ2

 

 

 

о

 

4.

Отрабатывается понятие несистема как система, выполняющая ту же функцию, но с другим качеством (– ф)

 

 

 

 

 

 

Ось качества

 

 

 

-

 

5.

Отрабатывается понятие антисистема как система, выполняющая функцию противоположную данной а-ф Þ а-С

 

 

 

 

 

6.

Проводится тренинг по определению систем, несистем и антисистем

с®не-С®а-С

(ф - ± - а-ф)

7.

Отрабатывается понятие п-С на уровне определения рабочего органа (Р.О.) как части системы, отвечающей за выполнение ГПФ и остальных составных частей, без которых система не может выполнять свою главную функцию.

8.

Выявляются отличительные признаки объекта анализа (О.А.) от ближайших несистем: по форме, по взаимодействию частей, по размерам и т.д.

9.

Составляется определение:

ОА – это система, предназначенная «ГПФ» и отличающаяся от других «ближайшая п-С, объединяющая не-С» тем, что «отличительные признаки от других не-Систем»

Своеобразная пропедевтическая работа над определениями в курсе РТВ и ТРИЗ позволяет учащимся свободно оперировать определениями искусственных объектов в проблемных ситуациях и задачах на первых этапах анализа. Кроме того, дает им возможность точно формулировать понятия объектов и систем при самостоятельном составлении задач и творческих заданий.