Степанчикова М.А. ТРИЗ в дополнительном образовании детей./организационно-методический подход/

Степанчикова Марина Анатольевна (Москва, Россия)

Stepanchikova Marina (Moscow, Russia)

 

ТРИЗ в дополнительном образовании детей.

                                            /организационно-методический подход/
                                           TRIZ in additional education of children.

/organizatical-methodical approach/

Наиболее благоприятной «почвой» для массового изучения  обучающимися ТРИЗ в системе российского образования является дополнительное образование детей. Общеобразовательная школа сегодня борется с вопросом перегруженности обучающихся по обязательным предметам, поэтому введение факультативного курса, пусть даже за счет «школьного компонента»,  будет  иметь достаточное количества противников.

Most favorable «ground» for mass study by the trainees TRIZ in system of the Russian education is the additional education of children. The comprehensive school today struggles with a question of congestion of the trainees in obligatory subjects, therefore introduction of a facultative rate, let even for the account « of a school component », will have sufficient amounts of the opponents.


 
В допобразовании  курс по ТРИЗ и РТВ может существовать как самостоятельный, так и интегрированный с другими курсами различной направленности.
Известно, что основным предназначением дополнительного образования является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, воспитание творческой личности, раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребенка, обладающего устойчивым интересом к самостоятельной творческой деятельности. 

Сферу приложения ТРИЗ в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей (УДОД) можно представить в виде следующей схемы (схема во многом напоминает направления деятельности  Ideation International Inс, что свидетельствует  о ее  универсальности).

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если говорить о преподавании ТРИЗ и РТВ во всероссийских масштабах, то следует выделить  отдельно взятые  регионы  и  образовательные учреждения. Увеличения же общего числа обучающихся, изучающих эти дисциплины,  в последние годы не происходит. Причины тут разные.

Образовательные программы. Нужна ли стандартизация?

Всероссийские конкурсы  авторских программ дополнительного образования детей показали, что  каждый педагог  подходит к составлению программы очень индивидуально. Здесь многое зависит от контингента обучающихся, их возрастных особенностей, уровня общеобразовательной подготовки, а также  уровня педагогического мастерства педагога. В официальных документах Министерства образования Российской Федерации сейчас даже перестали использовать словосочетание «типовые» или «примерные» программы дополнительного образования.

В предлагаемых стандартах под  № 7 значится «Стандарт для дополнительного образования на основе ТРИЗ». А можно ли говорить о каких-либо стандартах в системе дополнительного образования? Допобразование – авторское. Если педагог, основываясь  на опыте своего преподавания,  считает, что изучение АРИЗ с детьми его творческого объединения нецелесообразно, то это его право. Семинары, проводимые с педагогами во время всероссийских конкурсов юных изобретателей, показывают, что большинство педагогов отказались от изучения АРИЗ с детьми школьного возраста. Они считают, что АРИЗ следует изучать в более старшем возрасте.

Практика преподавания в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности показала, что существует достаточно инструментария и без АРИЗ, с помощью которого обучающиеся достигают хороших результатов и получают много патентов на изобретения. Для примера можно привести сосновоборский клуб «Юные Кулибины» (руководитель – «мастер ТРИЗ» Н.П. Колчев).

Среди образовательных программ появляется все больше комбинированных, такие как  «Изобразительное искусство и ТРИЗ», «ТРИЗ и РТВ в конструировании» и прочие. К  этим программам тогда должен  быть   применен двойной стандарт?

Резюме: стандартизацию можно допустить, но только в отношении дополнительного образования (курсов переподготовки) взрослых, но не в отношении  творческих объединений детей.

 

К вопросу о массовости

• Популяризации ТРИЗ призваны способствовать конкурсы по решению творческих задач для обучающихся, проводимые Международной ассоциацией. Причем заочная форма конкурса может  создать предельную массовость, но имеется ограничение – обязательна рекомендация региональной общественной организации. А если таковой нет? Практика показывает, что такие  случаи далеко не единичны. 

Результаты 3-го конкурса 2002г.: прислано 85 работ из 14 городов России, Белоруссии и Израиля. Подобный заочный конкурс, проводимый  редакцией журнала «Юный техник», в феврале-апреле 2003 года собрал более 600 участников. Редакция не ограничилась только информацией через свой журнал; было задействовано многоканальное оповещение через другие организации, которые производят рассылку корреспонденции в регионы. И главное – не было ограничений. Каждый ребенок представил свою творческую работу без каких-либо рекомендаций взрослых.

Следует популяризировать лучшие работы победителей конкурса, проводимого МА ТРИЗ. Почему бы их не направить в 10-20 профильных журналов, где они могли занять достойное место среди других публикаций?   Иначе конкурс остается «вещью в себе».

• Современный мир при наличии глобальной Интернетовской сети  нацеливает подрастающее поколение все больше и больше на самообразование. Первым толчком к «глобальному» самообразованию по ТРИЗ могут и должны стать увлекательные, забавно написанные детские книги, которые условно можно объединить в серию «Мои первые книжки». Читая их самостоятельно, без педагога,   ребенок приобщится к восприятию окружающего мира посредством ТРИЗ. Начало такой серии положено Г.С. Альтшуллером,  М.Н. Шустерманом… Больше книг – больше «самообразованных».

• Вопрос без ответа: «Где достать образовательно-игровой CD по ТРИЗ+РТВ?»

 

Педагогические кадры

На сегодняшний день фактическое положение дел таково, что в  Российской Федерации, в учреждениях дополнительного образования технической направленности и в учреждениях начального профессионального образования количество творческих объединений учащихся, изучающих ТРИЗ, за последние 10-12 лет уменьшилось, в первую очередь из-за  отсутствия педагогов и пропаганды ТРИЗ.

Если вариант очных курсов для работников госбюджетных организаций  не реализовывается, следует переходить на дистанционные формы обучения, опыт которых уже накоплен во многих вузах.

 

Нужны региональные программы развития

Российское образование с этого года реализует Концепцию модернизации отечественного образования. Не будем останавливаться на ее достоинствах и недостатках. Обратим только внимание, что в ходе ее реализации предусмотрено создание базовых (опорных) образовательных  учреждений  по федеральным округам. Надо не упустить возможность, чтоб реализация ТРИЗ-образовательных программ обязательно вошла в региональные  программы  этих округов. Тогда можно будет говорить о создании сети учреждений  на региональном уровне, а не в отдельно взятых городах.