Братцева Галина Георгиевна (Санкт-Петербург, Россия)
Bratceva Galina (St. Petersburg, Russia)
Кризис в подготовке преподавателей и исследователей по ТРИЗ
как проблема исследования.
The crisis in preparing the teachers and researchers on ТРИЗ as problem of study.
Активные методы обучения совместно с ТРИЗ создадут условия внедрения в образовательный процесс новых творческих технологий. Модель интеллектуального развития творческого мышления (МИРТМ) может быть успешно внедрена лишь при условии, что каждый творческий преподаватель станет исследователем в своей области.
The active methods of education with TRIZ create the condition of introduction in educational process of new creative technologies. The Model of savvy development of creative thinking (MIRTM) can be is successfully introduced only provided that each creative teacher will become the researcher in its area.
Проблема внедрения ТРИЗ в государственную систему образования вытекает из исторически сложившихся, и уже ставших почти традиционными, особенностей преподавания этого предмета. Преподаватели курсов ТРИЗ (или основанных на ней развивающих курсов) дают методику предмета обособленно от предметов (поскольку слушатели обычно представляют собой сборную команду) и только на примерах дают некоторые связи с некоторыми предметами, в основном, теми, которые ближе преподавателю. В итоге, слушатели, в подавляющем большинстве, в состоянии передать дальше только те знания, которые они получили, тоже почти не привязывая их к предметам. Исключение составляют лишь учителя начальных классов, ведущие сразу все предметы. Они чаще составляют целые группы и преподавателям курсов легче продумывать, прорабатывать и «обкатывать» материалы, а также делиться опытом с коллегами. Но в начальной школе, на фоне развивающих игр, не так заметно отсутствие у ученика вновь приобретаемой технологии получения знаний. Знания непостижимы без овладения методами познания. А на них учителя почти не концентрируют внимание, увлекаясь интересными развивающими играми.
Активные знания приобретаются через активные методы обучения: обучающийся сам (или с помощью преподавателя) ставит задачи и пробует свои силы в их решении. Усвоение методов такого обучения является более важным, чем сами знания, поскольку они становятся способом приобретения новых знаний и решения вновь возникающих задач.
Современная практика знает ряд технологий по развитию активного мышления. Но мы знаем, что наиболее эффективной является «решательная» технология, основанная на элементах методологии ТРИЗ, поскольку в ней заложены приемы творческого решения нестандартных задач. ТРИЗ, как методология изучения и развития изменяющихся систем, имеет инструменты для их решения. Умение решать стандартные и нестандартные задачи творческими методами, позволяет учащимся чувствовать себя достаточно комфортно в любых конъюнктурных условиях. Такая технология активного развития познавательной деятельности (представляемая Моделью интеллектуального развития творческого мышления – МИРТМ) достаточно хорошо и полно разработана, и имеет серию авторских программ по ее овладению.Исследовательская деятельность в образовательном процессе «тормозится», в основном, из-за неумения учащихся вести исследование (от цели к задачам, от них к решениям и новым целям, разветвляясь, конкретизируя тему и т.п.) и нежелания учителей тратить много времени индивидуально на каждого. Учащиеся, владеющие активными методами познания, в состоянии самостоятельно работать над темой, используя учителей лишь в качестве консультантов. Наиболее хорошо получаются исследовательские работы в виде реферат-проектов, дизайн-проектов и т. п.
Если на фоне обучения активным методам познания, обучаемые получают знания по конкретному предмету, они в состоянии суммировать знания по всем предметам, формируя и развивая системность своего мышления. Осознанная совокупность знаний из разных областей, рождающая Познание (когда понимание становится главным условием знания) формирует способность прогнозировать результаты своей деятельности. Предметные уроки (даже в стандартном исполнении) формируют технологичность мышления - умение устанавливать причинно-следственные связи, определять последовательность действий, наиболее удачные условия для их выполнения, способность прогнозировать возможные последствия разных вариантов решения и т.п. При активных методах обучения технологичность мышления получает толчок в своем развитии. Сформированные и развитые диалектичность и образность мышления являются необходимым условием для развития творческой личности и, являясь (в совокупности с системным и технологичным мышлением) основой в Модели интеллектуального развития творческого мышления личности (МИРТМ) позволяют получить высокий практический результат в обучении.
Внедрение технологии активного познания в государственную систему образования может произойти лишь в случае, если объем знаний по предметам будет не меньше стандартного и соответствовать требованиям школы, ВУЗа и т.д. А это возможно в случае, использования активных методов обучения, которые, за счет внутреннего ресурса обучаемых (сформированного источника самопознания) и возможного поля приложения «творческих сил» (в т.ч. выбора тем исследовательских работ), экономят время, активизируют силы, рождают положительные эмоции и создают полезный результат.
Все что написано выше само не придет. Каждый преподаватель курсов обязан быть исследователем конкретно в той «связке» предметов, в которой работает (технология обучения творческому познанию на базе элементов ТРИЗ и ведущий предмет). Это будет похоже на работу с Методом фокальных объектов (в фокусе расположим ведущий предмет, а элементы ТРИЗ и активные методы обучения будут его «обслуживать»). Т. е. необходимо готовить творческих преподавателей, в т. ч. преподавателей ТРИЗ, «внутри» предмета и заранее настраивать (в обязательном порядке) на исследовательскую работу. Получим определенные направления – «физика+ТРИЗ», «русский+ТРИЗ», «художественная система+ТРИЗ», «экономическая система+ТРИЗ» и т.п. Администрации школ, ВУЗов, Министерство образования охотно пойдут на такой эксперимент, если мы уложимся в общий объем часов при определенном объеме знаний.
Исследования преподавателей будут заключаться в т.ч. в подборе задач, где будут разрешаться отраслевые противоречия. Например, у учителей школы – педагогические, психологические, социальные и предметные противоречия; у дизайнеров по интерьеру – художественные, технологические (материал, сборка), экономические противоречия; у менеджеров – психологические, экономические, юридические и т.д. противоречия.