Шустерман М.Н. Бой с тенью… продолжается

Шустерман Михаил Наумович (Норильск, Россия)

Shousterman Mikhail (Norilsk, Russia)

 

Бой с теньюпродолжается!

Fight with a shadow … proceeds!

И никакого ЦРУ других стран нам не надо. Сами свой интеллектуальный потенциал для будущих  поколений специалистов завуалируем до такой степени, что потом будем его в нормальном виде, но запатентованном уже в других странах приобретать за валюту.

And any Central Management of Investigation of other countries it is not necessary. Intellectual potential for the future generations of the experts завуалируем up to such degree, that then shall be it(him) in a normal kind, but patented already in other countries to get for currency.

 

«Новая Теория была необычной, странной…

По призыву ЦК партии в изобретатели шли все.

Неприятие новых идей традиционными изобретателями создавало новые препятствия.

Часто работа напоминала бой с тенью.

Новым ходом в игре с обстоятельствами стало создание новой отлаженной школы – Школы ТРИЗ»

Из фильма о Г. С. Альтшуллере ГТРК «Карелия» 1997г.

 

Это произошло на одном из семинаров по ТРИЗ в 1999г. с 1 по 11класс в школе-лаборатории «Благодать» г. Холмск о. Сахалин. После просмотра с детьми 5 класса фильма «Алгоритм изобретений» 1974г. потух свет. Двое ребят молча вышли из класса и вернулись один со свечой, а другой с ящиком с подсвечниками. Это оказалось очередное отключение света из-за нехватки топлива на ТЭЦ. При свечах продолжаем занятие. Рассказываю об авторе ТРИЗ Г.С. Альтшуллере:

«…Хочу обратить ваше внимание на следующие даты из биографии автора.

За 25 лет до съемки этого фильма в Баку Генрих Саулович получил 25 лет лагерей за работу над этой теорией.

Через 25 лет после съемки фильма в США был создан институт ТРИЗ, носящий его имя».

«Как же так? – возмутился паренек из класса, – Почему в США?.. Он же русский!»

Какой патриотический ответ на этот вопрос может дать преподаватель, занимающийся с детьми при свечах в конце ХХ века в богатейшей по энергоресурсам стране – России?

Здесь на помощь приходят знания Системного оператора и Идеального конечного результата из ТРИЗ. Пытаюсь дать ответ в надсистеме, а не обсуждать с детьми нерадивого Мэра, который год назад перед выборами обещал «золотые горы» и др. взрослых  горе-руководителей.

Ваша школа называется «Благодать».

Существует коэффициент благоденствия развития общества (название сформулировано мной в честь детей этой школы). Это отношение моральных и материальных затрат на детей и старшее поколение к тем же затратам на все общество.

Чем больше эта дробь,  т.е. чем больше вложений общество вносит в развитие своих детей и почитание стариков, тем оно человечнее и способствует своему саморазвитию.

Вам в будущем создавать это общество.

В феврале 2003г. года я проводил там же свой очередной 10-дневный 11-ый по счету семинар по ТРИЗ.

Преподаватель этой школы Александр Анатольевич Фалалеев попросил меня раскрыть тему Изобретательская деятельность со старшеклассниками с позиций ТРИЗ и дать свою оценку учебного пособия по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. «Человек и общество». Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации 6-е издание  Москва «Просвещение» 2000 Доп. тираж 100 000 экз.

В параграфе №17 «Изобретательская деятельность» упоминаются Т. Эдисон, И. П. Кулибин, ассоциативное мышление Брандта, которое помогло ему увидеть связи между паутиной и возможным висячим мостом, Шерлок Холмс, который применил особый метод и столкнулся с необходимостью иметь большой запас активных знаний. «Види­те ли,— сказал он,— мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая по­падется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или, в лучшем случае, до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отберет то, что он поместит в мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множе­ство, и все он разложит в образцовом порядке».

 А далее…как в анекдоте:

Скачут двое ковбоев. Один другому говорит: «Впереди будет таверна. Там я тебя угощу отличной икрой». Доскакали. Сидят за столом. «Ну, как тебе икра?» - спрашивает первый. А второй отвечает: «Ты знаешь… Ничего?!… Но, по-моему, ее уже кто-то ел…».

 

Рассмотрим фрагменты текста параграфа пособия, представленные в таблице.

Фрагмент текста параграфа пособия.

Как следует читать (уточнения).

Но ведь изобретательская задача связана с поиском небывалого, нового решения. Какие тут могут быть правила или предписания? Около 30 лет назад был разработан алгоритм ре­шения изобретательских задач.

Дадим слово одному из разработчиков специальной теории решения изобретательских задач: «Основная идея такова: техни­ка развивается закономерно. Изучение этих закономерностей да­ет возможность выделить приемы, играющие роль инструментов при решении изобретательских задач».

Первая модификация алгоритма ре­шения изобретательских задач – АРИЗ была создана в1964г.

Автор Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ  Генрих Саулович Альтшуллер. Начало работы над теорией 1946 год.

Изобретательская деятельность многогранна. Она включает поиск задачи, ее решение, превращение новой идеи в работоспо­собную конструкцию. И все-таки самое главное — решить зада­чу. Решение — основа изобретательской деятельности. В одних случаях такой задачей является совершенствование уже имею­щейся технической системы, в других — поиск принципиально нового решения. В практике изобретательства на этом этапе дея­тельности нередко используют стандартные приемы, применяв­шиеся прежде в других случаях. Таких стандартных решений су­ществует около восьми десятков, все они сведены в специальные таблицы и справочники. Если стандартным способом задача не решается, то изобретатель переходит к следующему этапу — мо­делированию.

В алгоритме решения изобретательских задач - АРИЗ сначала строится модель задачи по вепольному анализу, а затем выбирается один из 76 стандартов в указателе стандартов, по которому определяется модель ответа на рассматриваемую задачу.

Следующий шаг — формулировка идеального конструктор­ского решения, т. е. такого, которое было бы возможно при от­сутствии естественных ограничений. Если противоречие, содер­жащееся в реальной задаче, не может быть приближено к иде­альному решению, то следует попытаться найти решение по частям, существующим как бы отдельно друг от друга. Это по­зволяет перестроить модель задачи, чтобы искать ответ отдельно для каждого элемента противоречия. Причем и тут может по­мочь опыт предшественников.

Следующий шаг после построения модели задачи и формулировки противоречия — формулировка идеального конечного результата ИКР

 

 

 

 

Причем и тут может по­мочь опыт знания и владения АРИЗом

Существуют таблицы применения физических эффектов и яв­лений. Для составления таких таблиц потребовалось проанали­зировать свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств на изобретения. На многие задачи таблицы позволяют взглянуть глазами нескольких поколений изобретателей.

Если с помощью таблицы задача не решается, стоит еще раз вернуться к самому началу, к условию, и шаг за шагом прове­рить свой путь. Возможно, идея будет найдена или видоизменена так, что результат устроит пытливого изобретателя. Если реше­ние найдено, необходимо тщательно проверить его, возможно, будет найден способ использования его и в других задачах.

Существуют таблица выбора приемов устранения технических противоречий, включающая в себя 40 приемов.

В таблице представлены две оси:

Что нужно изменить по условиям задачи;

Что ухудшается при изменении

На пересечении осей указаны № приемов, позволяющие устранить техническое противоречие.

 

Нужно отдать должное составителям пособия.

 Примеры, вопросы и задания взяты из ТРИЗовских первоисточников без искажения, но без привязки их к ТРИЗ, без указания авторов и источников.

Во второй половине прошлого столетия органы внутренних дел нашей страны волновал вопрос утечки информации в дальнее зарубежье через третьи – соц. страны, чтобы принять соответствующие меры.

И не случайно:

Сначала автор теории получил 25 лет лагерей за работу над теорией.

Затем из-за «заслонов» в нашей стране первый АРИЗ и Стандарты были изданы в соц. странах.

В марте 1989г. Иордан Колесов в Болгарии собрал ведущих специалистов ТРИЗ СССР и соц. стран для проведения  семинаров с группами обученных болгарских инженеров и педагогов, начиная от дошкольных воспитателей. Целью этих семинаров было следующее: обучить специалистов и выявить все новое, практически разработанное в ТРИЗ на этот период, для использования в своей первой хозрасчетной ТРИЗовской зарубежной фирме при решении задач в своей стране и за рубежом.

Сегодня начало XXI века.

В учебном пособии по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Человек и общество»,  (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в 6-ом издании  Москва «Просвещение» 2000, доп. тиражом в 100 000 экз.)  мы в обязательном порядке знакомим старшеклассников с отечественным достоянием – Отечественной ТРИЗ без указания автора и  переизложенной до неузнаваемости.

И никакого ЦРУ других стран нам не надо. Сами свой интеллектуальный потенциал для будущих  поколений специалистов завуалируем до такой степени, что потом будем его в нормальном виде, но запатентованном уже в других странах приобретать за валюту.

На Руси на эту тему была хорошая поговорка: «Фома – родства не помнящий».

В заключении хочу привести выдержку из информационной справки МА ТРИЗ о Конгрессе ТРИЗ в Цюрихе:

19-21 апреля 2003 года в Цюрихе с большим успехом прошел 3-й Европейский Конгресс ТРИЗ. Конгресс был организован на базе ETH - одного из лучших технических университетов Европы и, безусловно, самой известной инженерной школы Швейцарии.

Организаторами Конгресса также были TRIZ Centrum, MethoSys GmbH and IMES при поддержке Invention Machine Corporation и Creax.

Третий Конгресс ТРИЗ в Цюрихе был одним из самых больших собраний ТРИЗовской общественности - на него съехалось более 100 участников из 22 стран (Германии, Швейцарии, Нидерланды, Южной Кореи, США, Англии, Бельгии и др.).

Участники представляли ведущие промышленные фирмы - Bosh, Siemens, Samsung Electronics, Diemler-Crysler и др., а также ряд университетов и консультационных компаний.

С приветственным словом выступил проректор ETH профессор Амадо и было зачитано приветствие конгрессу он президента МАТРИЗ Марата Гафитулина.

Работа конгресса была организована в 3 потока на английском и немецком языках. Доклады были разбиты по следующим категориям:

- классическая ТРИЗ;

- ТРИЗ в менеджменте;

- ТРИЗ в софтверных продуктах;

- внедрение ТРИЗ в корпорациях.

На конгрессе  также были две общие лекции: Ellen Domb, редактор Журнала ТРИЗ (США) "ТРИЗ в нетехнических системах" и Сергей Яковенко (IMC) "Проявление законов развития технических систем в софтверных программах".

Большой интерес вызвали доклады компаний Siemens и Samsung Electronics об опыте внедрения ТРИЗ на корпоративном уровне, как неотъемлемой части инженерной культуры.

Даже учитывая возможность субъективности при изложении данной справки, можно задаться вопросом, а какое предприятие России сегодня может представить доклады  по этой тематике вызвавшие большой интерес?

Бой с тенью… продолжается! Не правда ли…господа?