100 творческих задач по биологии

     ( практика применения ТРИЗ   на уроках биологии.)

                            автор- составитель  ХЮННИНЕН О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ПЕТРОЗАВОДСК

                                                      2003    

О Г Л А В Л Е Н И Е

  1. < >

    Практика применения ТРИЗ

    1. < >

      Системный оператор

    2. < >-образный закон развития системы

      Приемы фантазирования

  2. О творческих задачах

  3. 100 творческих задач по биологии

    1. ВВЕДЕНИЕ.

    Для того чтобы мощный и действенный информационный поток на уроках не превращался в механическое запоминание и фрагментарные знания о природе, об окружающем мире, необходимо не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Современная жизнь и практика требуют, чтобы учащиеся приобрели способность к творческому мышлению. Это  обусловлено тем, что подавляющее большинство практических задач, которыми занимается человечество, будет эффективнее решаться, если мы сможем применять знания системно и в комплексе, т.е. объединять, суммировать большое число разнообразных компонентов знания из разных областей науки. Чтобы быстрее увидеть результаты труда, учителю и ученикам необходимо выйти на новый уровень общения – уровень сотрудничества.  В любом общении или управляющем действии, где только возможно, предоставьте ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Допустим, ученикам предлагается серия задач, а они выбирают любые из них для решения или работают с литературой, подбирают факты и составляют свои задачи. Чем больше активность, самоорганизация ученика, тем выше результат обучения. Согласуйте темп, ритм, сложность обучения и формы работы, тогда  затраты сил, времени, нервов станут минимальными.              

     Творческие задачи, предложенные в брошюре, можно использовать в разных целях:

  4. познакомиться с интересными фактами из жизни животных и растений

  5. оживить излагаемыйматериал на уроках биологии или спецкурсах

  6. при разработке и проведении интегрированных уроков

  7. для проведения внеклассных мероприятий: КВН, викторин, олимпиад.

    Для развития мотивации в поиске интересных фактов и создании новых задач.

    В текстах задач дан контрольный ответ. Это не исключает и других решений, их может быть несколько. Искать правильные ответы можно разными способами, каждый участник образовательного процесса выбирает свой путь, однако приемы ТРИЗ – теория решения изобретательских  задач- позволят быстрее достичь цели.

Основные понятия ТРИЗ:

1.Идеальность, идеальный конечный результат (  ИКР).

ИКР - это идеальный образ решения поставленной задачи: при решении нужное действие должно быть получено без каких-либо потерь, без усложнения системы и без возникновения новых нежелательных эффектов. Значит, идеальный конечный результат – это тот, в котором необходимо двигаться при решении творческих задач. При использовании понятия ИКР в ходе решения задач желательно применять ключевое слово « сам», « само». Система сама выполняет нужное действие, при этом не допускает нежелательного эффекта.

2.Ресурсы.

Красиво решенные задачи похожи, они логичны, не надуманны, в систему ничего или почти ничего не вносится, а результат достигается, так как были использованы ресурсы. Ресурсы могут быть следующие:

                 Поля ( энергии)

                 Вещества ( воздух, вода, пена)  

                            Информация
                            Время

3.Противоречие.

     Для решения сложных творческих задач существуют общие механизмы,  в частности формулирование и разрешение противоречий. В задачах может быть не описано противоречие, а присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий- данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.

Способы разрешения противоречий -  Противоречия разрешают:

                                   -  во времени  – ( в интервал времени Т1 – рассматриваемая система обладает свойством «А», а в интервале времени Т2 – свойством « не А»                                                                                 

                                    -  в структуре –  ( одна часть системы обладает свойством «А» , а другая  часть системы свойством « не А»

  • в воздействиях – (при воздействии-1 система обладает свойством « А», а при Воздействии-2 свойством«не А»

    ВЫВОДЫ:

  • При решении творческих задач следует ориентироваться на идеальный конечный результат, так как его формулирование позволит избежать многих слабых решений. Такой ответ-решение не всегда достижим, но к нему надо стремиться.

  • Необходимо максимально использовать ресурсы самой системы, а не привлекать со стороны.

  • Формулировка противоречий позволит грамотно и быстро решить задачу

  • Последовательное использование инструментов ТРИЗ: ИКР. Противоречий, Ресурсов, Способов и приемов разрешения противоречий -дает возможность осмысленно и эффективно решать задачи, избегая угадывания,и случайного поиска правильного ответа.

    Решение подобных задач позволяет каждому ученику понять теоретический материал урока биологии и создавать собственную научную картину мира. Подобные задачи помогут повторить признаки живых организмов , их взаимосвязь и взаимодействие в экосистемах на более высоком уровне. Учитель будет сотрудничать с учащимся не только в зоне его актуального развития, но и в зоне ближайшего развития.

    2.Практика применения ТРИЗ на уроках биологии.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, созданная отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой.

ТРИЗ принципиально отличается от метода проб и ошибок. Основная идея заключается в том, что окружающий нас мир системен, а все системы: технические, биологические, социальные возникают, развиваются и подчиняются определенным законам.

ТРИЗ получил распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции и т.д.

ТРИЗ и система ее обучения находятся в постоянном развитии. Использование основных понятий, методов, моделей ТРИЗ не является самоцелью – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся и реализации их личностного потенциала.

Применение ТРИЗ научит анализировать, видеть проблему, решать противоречие, искать красивые, нестандартные способы их разрешения.

Введение отдельных элементов в биологию будет влиять на формирование культуры сильного мышления и стратегию активизации творческой личности.  Вводим понятие система.

2.1 Система.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов т.е. при образовании системы отдельные элементы объединяются в единое целое и возникает новое системное свойство или функция, не характерные для отдельных элементов.

      Учащиеся 5-6 классов делают краткую запись в словаре –

Система – это совокупность элементов взаимосвязанных для выполнения определенных функций.

 

элементы

Функции

система

функции

№1

митохондрии

энергетическая

станция

Клетка

Питание

 Рост

Развитие

Пластиды

фотосинтез

Рибосомы

синтез белка

 

 

№2

Сердце

насос

Кровеносная система

Взаимосвязь всех органов.

Питание, дыхание.

Гуморальная регуляция.

артерии, вены

капилляры

транспортная сеть

Кровь

участвует в дыхании, питании

№3

Корень

Поглощение веществ

Растение

Рост, развитие, размножение

Лист

Фотосинтез

Стебель

Проведение в-в

 

Примеры систем: ткань, растение. животное. человек, биоценоз, биосфера и т.п.

Войдя в систему отдельная «клетка» работает более эффективно и быстро развивается, но зато зависит от системы, не может без нее существовать.

Современная наука – это тоже система, ее «клетки» работают не сами по себе, а в комплексе. При разрушении элементов нарушается и система.

Главное свойство системы: она обладает качественно большими возможностями по сравнению с элементами из которых она эта система состоит. Информация, которой владеет каждый человек в отдельности, обладает минимальной ценностью, но собранная вместе, систематизированная в книгах, в файлах компьютеров обладает качественно новой ценностью.

На каждом уроке при изучении нового материала можно предложить системный подход, а начинать никогда не поздно.

Учащиеся 10-11 классов удивят вас примерами из области физики, химии, истории, поэтому придумывать какие-то особые интегрированные уроки не придется, они будут рождаться у вас на глазах.

2.2« Системный оператор»

Данное понятие и предложенная схема позволит увидеть изучаемый объект или задачу во взаимодействии с другими элементами, отследить все системные связи, найти у объекта ресурсы, не очевидные с первого взгляда.

 

       
 
 
   

система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 


 

 

 

Эта схема дает возможность понять, что любая система динамична, находится в развитии, всегда состоит из элементов  (т.е. у нее есть своя подсистема и одновременно она является частью какой-либо надсистемы). Переход в надсистему – один из путей развития системы при достижении предела возможностей самой системы:

Примеры:

 

№1

№2

№3

Надсистема

Клетка

Ткань

Организм

Система

молекулы

(белки, жиры, углеводы)

Клетка

Ткань

Подсистема

Элементы

(азот, углерод, кислород)

Организм

Клетка

 

Схемой талантливого мышления Г.С.Альтшуллер назвал девятиэкранный системный оператор.

В центре помещается  интересующий нас объект, и тогда мы сможем проанализировать его прошлое, увидеть будущее, найти ресурсы, спрогнозировать результаты.

Схема:

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

надсистема

 

 

 

Система

 

Объект*

 

подсистема

 

 

 

 

Пример №1   

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

надсистема

Пещеры

Дома

а) космические станции

б) бесприродный

мир на Земле

Система

человек прямоходящий

человек разумный*

человек будущего

подсистема

Y мозга =

1.100 см3

Y мозга=

1.600 см3

Y мозга

1 – уменьшится?

2 – увеличится?

3-усложнится структура?

 

Пример №2 Эволюция системы органов дыхания

водоем

вода

суша

суша

рыбы

земноводные

пресмыкающиеся

жабры

легкие

кожа

           легкие

 

Пример № 3 Эволюция типов питания

вода

                почва

скалы

водоросли

(автотрофы)

                грибы

        (гетеротрофы)

лишайники

(симбиоз)

пластиды

            мицелии

водоросли

грибы

 

Заглянуть в будущее или вернуться в прошлое всегда сложно, но интересно и необычно.

Овладеть мышлением по системному оператору несложно, необходимо регулярно предлагать учащимся выполнять подобные задания, и тогда системное восприятие событий, фактов, будет происходить автоматически.

Любая система, достигшая потолка своего развития, всегда имеет «запасной выход» - переход в надсистему. Самый простой способ объединения одной системы с другой  такой же:

Пример:    одноклеточный

 организм          ----à   колонию   -------à   многоклеточный

При объединении одной системы с другой может происходить свертывание – отбрасываются лишние части, но возникает новое качество

водоросли        +          грибы         -----à            лишайник

  1. < >-Закон развития системы. 

     

 

В биологических  системах 3 этап не может продолжаться бесконечно долго, старая система или погибнет, или даст начало новой системы

3 – старость

2 – расцвет

1 – детство

 

Примеры: 1- человеческий организм проходит 1 и 2 этап, и если человек ведет здоровый образ жизни он может продлить 3 этап. Этому могут способствовать и своевременное лечение и операции по замене больных органов, но генетическая программа каждого живого организма приведет к постепенному угасанию функций и гибели организма.

2 – на смену немому кино пришло звуковое, т.е. новая техническая система стала более совершенной и заменила старую.

3 – исчезновение динозавров на планете Земля подтверждает, что эволюция не возвращается назад, и однажды исчезнувшие системы не рождаются вновь.

4 – эволюция экосистемы Аральского моря (озера).

Биологические системы более хрупкие, и уязвимые, поэтому неграмотные действия людей могут ускорить процесс S-образного развития и привести к необратимым процессам.

5 – эволюция биосферы планеты Земля. В настоящее время биосфера находится на 3 этапе развития и очень важно научиться задумываться, что же будет дальше. На одном из уроков учащиеся доказывали, что с биосферой все в порядке, она в стадии расцвета, а если наступит 3 этап, он будет продолжаться бесконечно долго – миллионы лет, заботиться о будущем рано. Цифры, факты, видеосюжеты, предлагаемые на уроке, приводят к пониманию проблемы и позволяют ребятам заново увидеть и осознать, что экологические кризисы, катастрофы рядом, они могут коснуться каждого.

Закон дает возможность прогнозировать ситуацию, видеть слабые стороны системы, предлагать интересные версии и гипотезы по сохранению старой и развитию новой системы.

Так, например, на одном из уроков- мастерской, родились проекты о будущем человечества:

«под водой»

«подземный город»

«космическая станция»

«без природный мир»

«чужая планета»

В разработке данных проектов каждый ученик может внести свою лепту, так как нужны знания по физике, химии, истории, необходимы художники, дизайнеры, изобретатели.

Идея, рожденная на уроке, может перерасти в конференцию, научный семинар.

     2.4. Приемы  фантазирования

Изучать некоторые биологические законы, в том числе законы эволюции , занятие трудное, а для кого-то, может быть тоскливое. Кроме того, в основном здесь требуются лишь хорошая механическая память и репродуктивный способ воспроизводства информации. Полученные знания будут дополнительным «грузом», о котором быстро забудут. Однако изучать новый объект, увидеть эволюционные преобразования можно и по-другому, предложите учащимся использовать простые приемы фантазирования. Кто-то скажет – это полный бред, нам нужны точные знания. Учителю неважно умеет ли ученик думать, логически рассуждать, видеть ошибку. Ученик должен быть готов к контрольной работе и к экзаменам (а его развитие и будущее за пределами нашего предмета).

Я предлагаю попробовать, и вы увидите, что талантливое мышление способно к усвоению прочных и глубоких знаний.

Основные приемы преобразования (фантазии) обычного объекта (растения, животного), факта, явления.

- принцип увеличения (или уменьшения) проследить, как природа использовала этот принцип в эволюции динозавров, млекопитающих, морских животных. К каким результатам пришла, а что будет в будущем.

- принцип ускорения (или замедления) рассмотрите на примере движения крови, движения птиц, животных ( параграф 16 в учебнике 6 класса), как влияет среда на организмы?

- принцип изменения внешних связей измените существенные связи между объектом и окружающей средой. Измените среду обитания объекта – что произойдет? Как будет выглядеть объект? Ученики будут рассказывать, фантазировать, искать правильные решения сами, их не надо будет заставлять учить закон, они его откроют сами и запомнят навсегда.

-   принцип наоборот, измените свойство на противоположное.

- принцип динамизации. Если объект статичен, сделайте его подвижным. Как изменятся его функции, органы, как будет происходить борьба за существование, есть ли шанс выжить?

- принцип универсализации. Распространите действие объекта или функции, свойства на более широкий класс, организм. Например: что произойдет если у лягушки будет четырех -камерное сердце.

- принцип вынесения. Отделите от объекта присущее ему свойство, уничтожьте какую-либо функцию. Спрогнозируйте результат.

- принцип смещения действие объекта или свойства. Сместите во времени вперед или назад.

Незамысловатые приемы пробудят не только интерес к предмету, но позволят кроме знаний приобрести навыки исследовательской работы, умения отстаивать свои идеи, развивать творческие способности.

 3. О творческих задачах.

Чаще всего в биологии мы предлагаем так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие такое условие: строгий алгоритм решения и единственно верный ответ. Решение подобных задач требует систематически наработанных знаний и напоминает стрельбу по мишеням, если ученик что-то пропустил, недоучил – искать ответ бесполезно. Как результат - пропадает интерес учеников, а наши образовательные усилия становятся малоэффективными. Как же развивать любознательность, смелость, нестандартность мышления, поиск? Ответ – открытые задачи, то есть допускающие варианты условий, разные пути решения, набор вероятных ответов.

     Открытые задачи можно назвать творческими. Творческой задачей называется такая, которая:

1 – содержит противоречие

2 – допускает серию ответов, часто взаимно исключающих друг друга

3 – для решения требуется применение знаний  из разных областей науки.

Вначале решать подобные задачи учащимся будет трудно, они не умеют входить в режим поиска ответа, чувствуя противоречие, не пытаются его разрешать, а подбирают стандартные ответы.

Необходимо помогать использовать задачи как иллюстрации, яркие, запоминающиеся примеры к урокам, а затем с помощью учителя, дети научатся не только решать, но из интересных фактов конструировать собственные творческие задачи.

Задачи

  1. Почему змеи заползают на спящих людей? ( Змеи холоднокровные и заползают погреться.)

  2. Некоторые морские птицы могут подолгу сопровождать теплоходы. Почему? ( Защита, тепло, пища.)

  3. Во время стресса рябчики теряют много перьев. Зачем? ( Защитное приспособление, обманывают преследователя.)

  4. Почему пираньи нападают не на всех животных? ( Нападают на запах крови или в брачный период).

  5. Как без сетей и удочек в прибрежной полосе моря ловили рыбу люди каменного века? ( Рыли лабиринты на берегу, во время приливов рыба с водой оказывалась в них.)

  6. Еж-рыба имеет маленький объем, но во время опасности она изменяется. Как она избегает опасности? (Набираетвоздух и раздувается в гигантский, колючий шар.)

  7. Морские сомики – маленькие, безобидные рыбки с острыми мордочками. Как они могут защищаться от хищников? ( Cобираются стаей в клубок, мордочками наружу – становятся похожими на ежа с ядовитыми колючками.)

  8. На тлей часто нападают, как сохранить колонию в целом? ( Симбиоз с муравьями, выбор растений с колючками или ядовитой корой.)

  9. Как спасти паутину паукам от повреждения птицами? (Паутина должна быть невидимой для насекомых и видимой для птиц, поэтому на паутине бывают круги, крестики, бусинки.)

  10. Почему дельфины спасают людей? (Дельфины дышат кислородом при выныривании, поэтому они рефлекторно выталкивают детеныша ослабевшего или мертвого дельфина или человека из воды ) .

Задачи с графиками и схемами.

№ 1.

В питательной среде находятся бактерии. Их количество возрастает. Объясните ход графика. Предложите несколько гипотез.

                Численность                      III

                     II                                    

 

      I

                                     Время

1 гипотеза:  I часть – графика период деления.

                     II часть – отдых, рост развитие (число не меняется)

                     III часть – новое деление, новая вспышка.

2 гипотеза:  I часть – размножение.

                     II часть – исчерпаны ресурсы, голод.

                     III часть – а). если пища исчерпана, значит, должен включиться новый ген, перерабатывающий другое сырьё. б). если пространство заполнено, уйти вглубь и получить шанс на развитие.

3 гипотеза:  На второй части возникает новая ситуация.

4 гипотеза:  I и III участок – день, II – ночь.

№ 2.

Существует несколько типов размещения в пространстве животных и растений одного вида. Каковы причины и значения?

                                    

         

1. Групповые                      2. Случайные                         3. Равномерные

Ответ:

1 тип  характерен для многих животных и растений.

1 защиты, нападения, охоты.

2 это могут быть колонии.

3 сидячие формы.

4 бесполое размножение, вегетативное размножение.

2 тип   складывается, если ни один из факторов (биологические параметры среды, конкуренция), не оказывает сильного влияния на животных и растения. Пример разные виды бактерий в чашке  Петри.            

3 тип  встречается реже

1 из-за конкуренции

2 у животных территориальное поведение (кошки, птицы, морские львы).

№ 3.

Даны кривые выживания различных животных. Укажите, кому из животных, какой тип соответствует.

                                        

P                                               I

 

 

                                   II

                      III

 

 

                     IV

Момент рождения                                      T

 

P – доля особей, доживших до данного возраста.

T – время.

Виды: рыбы, акулы, человек, муфлон, птицы, слон, моллюски, морские звёзды, ящерицы.

Ответ:  IV –морские звёзды, рыбы

             III – редкие птицы.

              II  – муфлон, птицы

              I – слон, акула

№ 4.

Фактор

                                   Время

Дан график “S – образного” развития системы. Объясните его на примере любой биологической системы (клетка, организм), спрогнозируйте будущее.

Примеры творческих задач \ из сборника задач по биологии, экологии и ТРИЗ – составитель В.И.Тимохов\

Павианы и мандарины

У фермеров южноафриканской провинции Трансвааль в течение ряда лет стада павианов уничтожали почти весь урожай мандаринов. Не помогали ни сторожа, ни собаки.  Как быть фермерам?

Фермеры стали высаживать среди мандариновых деревьев лимонные. Любители сладких плодов стали приходить в бешенство, когда раскусывали кислые фрукты. Приблизительно через полгода после начала эксперимента павианы полностью разочаровались в этих плантациях.

Птицы на взлётной полосе

В болотах и маленьких озёрах вблизи аэродромов часто селятся прилетающие из тёплых стран лебеди и сооружают гнёзда. Но птицы мешают полётам. Столкновение самолёта при взлёте или при посадке с лебедем, весящим от 10 до 22 кг, угрожает гибелью и птице, и машине, и пилоту, и пассажирам. При этом засыпать озёра невозможно, а залить плёнкой бензина - нельзя по экологическим соображениям.

Как быть? Как быть в сходной ситуации с другими породами птиц?

Задача имеет много решений – вот некоторые из них:

а) Лебеди, после того, как выберут себе место для поселения, не допускают к нему других. Когда же они видят, что любимый район занят их родственниками, то никогда не останавливаются вблизи. Поэтому делаются бутафорские лебеди и располагаются возле аэродрома;

б) Устраивают «столовую для птиц» – свалку пищевых отходов, отвлекающую их от аэродрома;

в) Периодически транслируют записанные на магнитофон птичьи «сигналы бедствия»;

г) Изображают на фюзеляже самолётов хорошо знакомый птицам увеличенный глаз хищной птицы.

«Вялая рыба»

Одна из фирм по производству пищевых продуктов перевозила рыбу в трюмах. Но в трюмах много рыбы, и рыба практически не двигалась. Устанавливали различные устройства для перемешивания, но рыба не хотела двигаться и потому в трюме не выживала. Как быть?

В резервуар впустили хищную рыбу. И рыбы задвигались…

Как спасти сеть?

Чтобы насекомые попали в ловчую сеть пауков, нить паутины должна быть невидимой, прозрачной. Но вот беда: некоторые виды дневных пауков из-за невидимости сети страдают от пролетающих птиц. Можно, конечно, сделать сеть видимой, но тогда в неё не попадут насекомые. Что делать?

Некоторые пауки украшают сеть шариками или дополнительными узорами белого непрозрачного цвета.

Съёмки лисят

Во время съёмок фильма В. Пескова о жизни животных Аляски американские кинематографисты были поражены, увидев, как на кинокамеры бросились пять лисят. Лисы очень пугливые животные, и отснять такой эпизод казалось невозможным – лисята не подпускали людей на нужное расстояние. Как же удалось снять лисят вблизи?

Один из самых желанных звуков для лисиц – писк мыши. Подражая писку мышей и маскируясь белым халатом под цвет снега, операторы подзывали лисиц.

Морщины у слона

Поверхность тела у слонов чрезвычайно морщиниста, причём у африканских слонов морщин намного больше, чем у индийских. Чем это обусловлено?

Американские учёные изготовили из латекса слепки различных участков поверхности кожи слонов, а затем эти модели кожного покрова опрыскивали водой. Оказалось, что такие слепки могут удерживать в 5-10 раз больше воды, чем изготовленные из того же материала гладкие образцы. Кожный покров африканского слона в этом отношении в 1,5 раза эффективнее, чем у индийского.

Лето… почки всплывают

В наших прудах есть растение водокрас. Почка водокраса зимует на дне пруда, а летом «выскакивает» на поверхность водоёма – и растение начинает активную жизнь. Как удаётся почкам водокраса подняться на поверхность?

Летом проникающие в воду солнечные лучи нагревают вместе с водой и почку. Внутри почки содержится воздух. От нагревания он расширяется и выталкивает почку на поверхность водоёма.

Питон высиживает яйца

Самка тигрового питона собирает 40-50 яиц в кучу и обвивается вокруг кладки, делая 3-4 кольца. Получается живой кувшин, наполненный крупными змеиными яйцами. У опытных самок горловина «кувшина» оказывается достаточно узкой, и она, как крышкой, закрывает её отверстие своей головой. Зачем?

В огромном теле питона, больше чем на половину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Для поддержания высокой температуры приходится прибегать к мышечной деятельности. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, сидя на яйцах, регулярно вздрагивает всем телом.

Утащить добычу

Рабочие североамериканских муравьёв рода Apheanogaster, обнаружив раздавленную гусеницу, гнилую ягоду или другой источник полужидкой пищи, хотят утащить её к себе. Но другие, более сильные муравьи прогоняют робких афеногастеров с добычи. Набрать пищу в зобик в присутствии враждебных муравьёв невозможно. Но «малышам» это удаётся сделать. Каким способом?

Подкравшись к добыче, муравей бросает на неё листик или кусочек древесины и удаляется. Когда эти кусочки пропитаются полужидкой кашицей, муравьи уносят свой «сосуд» в гнездо, где тщательно облизывают и высасывают всё съедобное. Употребление таких капиллярно пористых материалов позволяет муравьям ускорить транспортировку пищи: в зобике муравей может принести в десятки раз меньше, чем в «сосудах».

Стрельба по врагу

Жук-бомбардир (Brachynus exlodens) в случае опасности с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом жук не наносит себе ожогов. Как ему это удаётся?

Жук вырабатывает крепкий раствор перекиси водорода, а в отдельной полости накапливает фермент каталазу, которая является катализатором разложения перекиси водорода на водяной пар и водород. Всё это выбрасывается из двух камер, и смешивается вне организма жука.

Шнур скарабея

Священный скарабей (жук-навозник) сидит в норке. Сзади него вырабатывается ещё не отделившийся от жука, шнурок, порой до метра – двух. Жук большой обжора и ест целые сутки. Норка маленькая, и жук может запутаться в своём шнурке и не выйти наружу. Но этого не происходит. Почему?

Шнурок сзади жука свёртывается в клубок.

Радиопередатчик для лошади

Устроители и зрители скачек в Англии заметили странное явление. Иной раз лошадь, первая приближавшаяся к финишу, внезапно сбивалась с темпа, и в результате первым приходил к финишу другой участник соревнований. Крупные выигрыши получали те игроки на тотализаторе, которые непонятным образом это заранее предугадывали. Каким образом злоумышленники воздействовали на лошадь?

После расследования обнаружилось, что злоумышленники применяли против лошади-фаворита остро направленный ультразвук, который недоступен человеческому слуху, а на лошадей оказывает обескураживающее воздействие. Внешне ультразвуковой пистолет оформлен как обыкновенный бинокль, которым пользуются зрители.

Всё дело в том, что у лошади до гонок вырабатывался условный рефлекс на ультразвуковой сигнал – при его подаче лошадь пугали огнемётом. При подаче такого же ультразвукового сигнала, даже слабого, на скачках лошадь, естественно, сбивалась с темпа.

 100 -  Творческих  задач по биологии

 

№1 « Расплата»

Комодский варан весом 100 кг, может питаться мясом убитой козы в течение     2 месяцев, а тигр с таким же весом , чтобы не похудеть, должен съесть за это же время 8 коз. Почему млекопитающие так много едят?

             \ Млекопитающим необходима энергия не только для таких жизненных процессов как дыхание, питание, движение, но и дополнительная энергия для поддержания постоянной  температуры своего тела. \

№2 « Кондиционер»

У африканских слонов уши намного больше, чем у их родственников  индийских слонов. Почему?

                     \Они живут в основном в степях, где нет тени и чаще бывают на жгучем солнце, сталкиваясь постоянно с проблемой перегрева. По сравнению с массой тела, большое животное имеет меньшую площадь поверхности, чем мелкое и перегревается быстрее. У Африканских слонов в ходе эволюции произошло увеличение поверхности ( площадь ушей достигает- 8 м2) , хорошо снабженных кровью. Увеличение площади тела обеспечит быструю отдачу тепла и охлаждение, значит, чем больше уши, тем прохладнее .\

№ 3 « Защита»

Почему собаки в жаркую погоду высовывают язык?

                \  Тело нагревается не только тогда, когда светит солнце, но и при физическом напряжении, допустим при движении. Образование пота и его испарение способствует охлаждению, но у собак нет потовых желез, зато у них постоянно влажный язык.  При дыхании слюна испаряется и охлаждает язык, снабженный кровеносными сосудами. Охлажденная кровь, разносится по всему телу и снижает температуру тела. \

№ 4 « Спринтер»

Многие морские животные способны развивать большую скорость передвижения. Дельфины считаются одними из самых совершенных пловцов. Как им это удается?

 \ Природе недостаточно только одной прекрасной формы тела, плавников, сильных мышц, для увеличения скорости необходимы и  дополнительные приспособления. При движении, когда животное скользит в воде, образуются маленькие  водоворотики. Эти завихрения тормозят движение. У дельфинов гладкая кожа и эластичная, она прогибается, образуя много маленьких впадин, в них удерживается вода. При быстром плавании дельфин оказывается окутан этим слоем воды и водяной поток через которую он проплывает, будет скользить без потерь на трение. \

№ 5 « Привереды»

Почему кошки не любят шоколад?

 

                       \Вкусовые почки  реагируют на химический состав пищи. У кошек отсутствуют вкусовые рецепторы, реагирующие на сладкое, поэтому для кошек шоколад без вкуса,  хотя ради хозяйки они готовы притворяться, не отказываясь от сладкой пищи, а вот собаки бывают сладкоежками .\

№6 « Лентяи»

Почему гигантские киты и акулы питаются мельчайшим планктоном, а весят десятки тонн?

                       \ В сутки  синий кит  поглощает до 4 тонн планктона, для этого у него есть специальное приспособление - цедильный аппарат \ так называемый китовый ус .\  С его помощью киты отфильтровывают пищу, не затрачивая энергию для поиска и погони за животными, поэтому быстро набирают вес .\

№ 7 «Несбывшиеся мечты»

Почему насекомые не вырастают размером с собаку?

                       \ У млекопитающих есть внутренний скелет, а у насекомых эту роль выполняет хитиновый покров. При увеличении размеров и отсутствии надежного каркаса, насекомых раздавил бы их собственный вес. Кроме того, и физиологические процессы еще несовершенны, так  например,  кислород доставляется к органам по трахеям, если бы тело было большим, трахеи должны были бы быть очень длинными  и насекомое в ожидании кислорода задохнулось бы. \

№ 8 « Невидимки»

Почему млекопитающее не может быть размером с муравья?

                         \  Сердце может работать, если будет иметь определенную величину, при микроскопических размерах оно перестанет функционировать. Кроме того, не смогут осуществлять свою функцию слуховые косточки, вес которых, даже у человека всего полграмма и другие системы органов в миниатюре были бы несовершенными. \

 №9 « Марафонцы»

 Почему новорожденные детеныши опоссума сразу же после рождения начинают соревноваться между собой?

                          / У североамериканского опоссума рождается 15- 20 детенышей. Они все помещаются в чайной ложке. Хотя, они очень малы и слабы, но сразу же отправляются в путь, на поиски материнского молока,  промедление смерти подобно, так как у матери всего 13 сосков и опоздавшие обречены на голодную смерть. \

№10 « Лунатики»

Почему землеройка не может проспать всю ночь, а ее сон длится 2-3 часа ?

                            \ Ее сердце бьется до 1000 ударов в минуту, чтобы поддерживать температуру тела и обмен веществ на таком уровне, ей необходимо много энергии, и она вынуждена постоянно искать и поглощать пищу. \

№ 12  « Гирлянда»

Почему детеныши белозубки  (землеройка ) не могут потеряться?

                               \ Малыши всегда  маршируют за своей мамой,  первый крепко держится за хвост матери,  остальные детеныши за кончики хвостов идущих впереди. Они похожи на гирлянду бус, которую разъединить очень трудно.

Если вместо мамы, окажется кошка, собака или любой движущийся предмет, они вцепятся в него и не отстанут ни на шаг .\

№ 13 « Живые консервы»

На зиму кроты собирают в своих кладовках много червей. Почему черви не расползаются, как их удается сохранить?

                               \ Кроты откусывают кончики тела у червя. Черви теряют ориентацию, становятся менее подвижными, но продолжают жить, превращаясь в живые консервы  .\

№ 14 « Киты – самоубийцы»

За один день в марте 2001 г. на побережье острова Абако  Багамского архипелага выбросилось 16 китов. Почему?

                               \ Одна из гипотез утверждает, что радарные установки подводных лодок, кораблей излучают волны. Звуковые волны воздействуют на циркуляцию азота в крови, вызывая закупорку сосудов, закипание  крови, боль в суставах и потерю ориентации. \

№ 15 « Хищная красавица»

Как удается морской звезде полакомиться устрицами, если  тело устрицы прочно закрыто створками -намертво?

                 \   Существует несколько приемов воздействия на упрямую устрицу :

  1. морская звезда накрывает своим телом устрицу, прекращая доступ воды с кислородом в сифоны устрицы. При остром недостатке кислорода устрица сама откроет створки раковин.

  2. звезды способны выворачивать свой желудок наружу и выделившаяся кислота будет растворять известь створок устрицы. \

    № 16 «Скалолаз»

    Скорость передвижения по деревьям ящерицы (геккона) очень велика, кроме того, опора  только на 1 лапу может удерживать все ее тело. В чем секрет такого совершенного лазания?

                          \Ее лапы покрыты листочками ткани, на них сотни тысяч волосков-щетинок (2млн.) их диаметр меньше, чем величина бактерии. В результате соприкосновения с поверхностью предметов возникает слабое взаимодействие между атомами щетинок и поверхностью дерева ( силы Вандер Вальса). Это позволяет надежно прикрепляться к поверхности – механизм «липучек». Однако, достаточно изменить угол наклона щетинок,  и они моментально отсоединяются, придавая животному большую маневренность и скорость .\

    № 17  « SOS

    Мир растений наполнен хитростью, борьбой, блестящими идеями и ошибками. Как они помогают себе, если на них нападают клещи, тли, гусеницы  и захватывают их в плен?

                               \ У  бобовых растений вырабатывается смесь, привлекающая хищных насекомых, а они с удовольствием полакомятся  «оккупантами» растений . Мимоза – встряхивает насекомых. Некоторые растения выделяют сильный аромат и нектар для привлечения защитников. Акации образуют наросты  белка для привлечения муравьев .\

    № 18  «Обман»

    Как защищается страстоцвет, чтобы бабочка геликониды, откладывающая яйца на  его листьях пролетала мимо растения?

                               \ Листья выделяют гранулы белкового вещества, в виде кладки яиц  геликониды  ( совпадает и цвет и форма), избегая конкуренции, заметив   чужую кладку яиц, бабочка пролетают мимо. \

    № 19  « Счастливый случай»

    Иногда в зоопарках  змеи - эфы становятся легкой добычей для сорок. Почему  они не могут оказать сопротивления?

                              \Змеи – это холоднокровные животные, температура их тела зависит от окружающей среды .Если змеи засыпают на камнях или  песке, или слишком рано выползают утром из укрытия, когда почва еще не прогрелась и на улице прохладно, они очень вялые и малоподвижные. Оказать сопротивление шустрым сорокам они не в состоянии, пользуясь моментом, птицы способны расклевать тело змеи. \

    № 20  « Опасные осы»

    Тело змеи надежно спрятано под чешуей, как кольчугой от разных невзгод, однако встреча с осами для них очень опасна. Почему?

                               \ Осы, завидев змей, не оставляют их в покое, выгрызая чешуйки, нарушают целостность их покрова. Это делает змей очень уязвимыми для горячих лучей солнца, для инфекций и для насекомых паразитов \

    № 21  « Полоски»

    Почему зебра после рождения детеныша тщательно его загораживает своим телом от других членов собственного стада?

                                 \ Причина в том, что полоски каждой зебры уникальны, они никогда не повторяются – это как отпечатки пальцев у человека.. Новорожденный сразу же запоминает рисунок своей матери навсегда. И будет следовать за ней, и  находить ее повсюду. Если он увидит рисунок чужой мамы, запомнив его, он будет обречен на гибель, так как она отвергнет его. Зебры кормят, оберегают и обучают только своего детеныша  .\

    № 22  «Маскировка»

    У туканов огромный ярко окрашенный клюв. Почему он не доставляет им больших неудобств?

                                     /1-он полый внутри и легкий, 2- он служит для привлечения  самок,  3- клюв ярко окрашен и похож на зрелый плод - такая искусная маскировка часто спасает им жизнь, 4- он очень удобен для срезания плодов.\

    № 23 « Шанс»

    У птицы тимели ( семейство воробьиные) черная широкая полоса проходит через глаз по голове.  В чем заключается биологический смысл такой необычной окраски?

                                    / Этот вид птиц является очень беззащитным. Единственный шанс уцелеть - это надежно спрятаться. Такой тип окраски относится к  расчленяющей, он  позволяет изменять размеры тела и вводить в заблуждение, нарушая целостное восприятие  хищников. Самое главное - дает шанс оставаться незаметной при насиживании яиц в гнезде .\

    № 24 « Ранняя смерть»

    Почему тюлени погибают в молодом возрасте?

                                   \ Под водой тюлени находятся 20- 40 мин., им периодически надо подниматься к отверстиям во льду и захватывать кислород для дыхания. Периодически  обновляя лунки, они обгрызают их ледяные края. При этом, тюлени сильно стачивают зубы и умирают от голодной смерти очень рано. .\

    № 25  « Неопасная змея»

    Ядовитая змея – ленточный  крайт, не опасна днем никому, а вот ночью от нее надо держаться подальше. Почему?

                                       \ Причина  в особенности строения зрачка змеи. Глаза  имеют очень большой зрачок,  и солнце ослепляет змею, делая ее беззащитной и неопасной, слепой, а вот ночью пощады не даст никому. \

    № 26  «Заботливый отец и жадная мать»

    Почему волк заботливый отец  всегда голодный, а волчица часто отбирает пищу у своих щенков?

                                           \ Волк, найдя добычу, проглатывает ее большими кусками и несет в логово. Там он отрыгивает пищу для щенков, и снова отправляется на охоту голодным. Волчице необходимо восстанавливать силы для охраны, зашиты и обучения щенков, поэтому она иногда отбирает пищу у них, так как если погибнет она, погибнут и все щенки. \

    № 27  «Розовый фламинго»

    Почему у беззащитных птиц - розового фламинго  мало врагов?

                                              \ Они живут на вулканических озерах, а вода, являясь катализатором, способствует образованию ядовитых испарений. Многие животные получают отравления и погибают, а длинные ноги фламинго спасают их от отравления. \

    №  28  «Колючие отношения»

    В саваннах Кении произрастает свистящая колючая акация, она единственная приспособилась к сухому климату и в ходе эволюции научилась защищать свою нежную листву от съедания  животными. Как ей это удается?

                                               \Свое название акация получила неслучайно, имея длинные колючки с входными отверстиями, они превратились в миниатюрные флейты. С каждым дуновением ветерка, слышится свист и завывание, но не это главная линия обороны. Первый вид колючек длиной 7см. похож на иглы, а между ними находятся пары колючек со вздутиями - это вторая линия обороны. Вздутия служат гостиницей для злых муравьев. Акация расплачивается с пехотой муравьев нектаром- особенно его много на молодых листочках, где колючки не затвердели т.е. сосредотачивает муравьев в наиболее уязвимых местах. \

    № 29  « Садовники»

    На колючих акациях обитают 4 вида различных муравьев, но они совершенно не переносят друг друга. Каждая колония занимает свое дерево, но если пары муравьев встречаются, вцепившись в смертельной схватке, они падают  на землю и продолжают бой пока одна из колоний не будет уничтожена. Как муравьи влияют на рост и развитие акаций?

                                                 \Отходы от набегов и мертвые муравьи служат удобрением, в почве под такими деревьями больше азота и фосфора, чем под деревьями без муравьев. Но, самое главное, черно-желтые муравьи удаляют кончики растущих побегов, разрешая расти дереву только в определенном направлении, тем самым, создавая компактную крону. Кроме того, они стерилизуют дерево, удаляя цветочные почки. Реагируя на опасность, муравьи подрезают крону, выборочно направляя ветви в сторону свободного пространства, тем самым уменьшая контакты с соседними деревьями и  ослабляя конфликты с другими колониями муравьев .\   

    №  30 « Ночные фонарики»

    В красном море обитает рыбка  фотоблефарон. Французские ныряльщики дали ей ласковую кличку « маленький Пежо», поскольку ее светящиеся пятна похожи на автомобильные фары. Ее светящиеся органы чуть ли не самые большие и самые яркие среди всех морских и земных животных.

    В чем причина такого яркого свечения, и почему свет не ослепляет хозяйку?

                                                 \ Источником свечения служат бактерии. Каждое светящееся пятно  состоит из миллиардов  микроорганизмов - бактерий,  и  называется эндоскопом.. В  результате химической реакции - эти бактерии преобразуют энергию, получаемую из пищи и кислорода, в световую . Рыбка  превращается  в  непрерывно  -  действующий  источник  света. Внутри эндоскопа слой серебристых кристаллов увеличивает яркость света, как зеркало телескопа концентрирует свет звезд. Внутренняя стенка эндоскопа покрыта пленкой черного цвета, чтобы не ослепнуть от собственного свечения.  \

    № 31  « Зигзаг»

    Какое биологическое значение имеет свечение у фотоблефаронов?

                                                  \ Концентрированный свет во-  первых  привлекает добычу, но может также приманить больших рыб-хищников и тогда свет становится средством защиты. Чтобы обмануть врага, рыбки начинают плавать зигзагом, включая и выключая свет, тем самым, сбивая с толку потенциальных хищников. Фотоблефарон  медленно плывет в одну сторону, освещая себе путь, затем внезапно гасит свой фонарь и быстро плывет в другом направлении. Ночью, обычный ритм мигания составляет 2-3 раза в минуту. В момент опасности скорость мигания возрастает до 75 раз в минуту. Когда 20-30 рыбок начинают мигать одновременно, у хищников аппетит пропадает сразу, и они предпочитают обедать в другом  месте.  Свечение является и  языком  общения .\  

    № 32  « Эффект лотоса»

    Почему лотос всегда чист, капли воды подпрыгивают на лепестках как на раскаленной сковородке и стекают с него, унося сор, сажу, споры грибов, водоросли?

                                              \ Немецкий ботаник В.Бартлот  недавно  нашел разгадку. Он исследовал поверхностную структуру  различных растений. Оказалось, что на поверхности растений – чистюль имеются тончайшие восковые кристаллоиды- комочки диаметром около 20 микрон и ложбинки. Таким образом, поверхность лепестков неровная и капельки воды не могут зацепиться. Предельно шероховатая поверхность является идеально чистой - это явление назвали « эффект лотоса». Если, столовая посуда будет микроскопически  -  неровной, ее можно будет мыть без всякой химии, под струей воды. \

    № 33  « Бессонница »

    Почему насекомые, попадая в бутоны лотоса, не засыпают всю ночь?

                                               \ Лотос заботится о том, чтобы насекомые трудились всю ночь и поддерживает температуру внутри бутона до 300  даже если на улице всего 100. В тепле не хочется спать, и насекомые неторопливо будут ползать по своим апартаментам, собирая нектар и пыльцу, перемазывая ею, все тело. Утром, когда бутоны раскрываются, жуки отогревшиеся за ночь и сытые, снова бодрыми вылетают на работу. Их собратья, разморенные прохладой еще вялые и слабые. В клетках тканей лотоса содержится в сотни раз больше митохондрий  (это энергетические станции клетки)  чем у других растений. .\

    №35  « Бессмертие»

    Какие хитрости придумала эволюция, чтобы семейство лотосовых не угасло, а сохраняло свою красоту, гармонию без мутаций ?

                                             \ Американская исследовательница  из

     Лос –Анджелесского  университета сумела прорастить семя лотоса пролежавшего в высохшем пруду в Китае 1288 лет, когда - то вырытого буддийскими монахами. Оно было мертво, но прошло 4 дня, и проклюнулся росток, воскрешая мечту о вечной жизни. Человек умирает, так как накапливаются маленькие дефекты здоровья и организм постепенно угасает. Ученые выяснили, что у лотоса есть эффективная система исправления подобных, внутренних дефектов. Им  удалось выделить фермент, который устраняет ошибки в белковых структурах растения. Поэтому лотос как прежде совершенен и молод. /

    №36 « Хрупкие кораллы»

По прогнозам ученых  к началу ХХ11- века большинство коралловых рифов может погибнуть. Почему?

                                       / Кораллы очень чутко реагируют на изменения температуры. В тропических морях температура обычно 26-280 и если она поднимется на  один градус, для кораллов уже будет стресс. Они активно начинают отторгать одноклеточные водоросли, с которыми находятся в симбиозе. Их пестрая окраска меркнет, и пышный лес превращается в унылый из известковых скелетных каркасов. Падает плодовитость кораллов. Кроме того, чем больше в воздухе углекислого газа, тем больше в воде угольной кислоты. Она разъедает основу рифов и мешает поглощать кальций, содержащийся в морской воде .\

№ 37  « Опасное оружие»

У меч-рыбы скверная привычка нападать на шлюпки и боты, пробивая их своим мечом, толщиной до 40 см. Сама рыба при этом не страдает от удара. Как ей это удается?

                                                   \ У основания ее меча есть ячеистые полости, заполненные жиром, он амортизирует и смягчает силу удара. \

№38  « Волосатый жених»

В Западной Африке ( от Гвинеи до Камеруна) самцы некоторых видов лягушек к свадьбе обрастают волосами на ногах и боках тела. Длина волос 1,5 см. Для чего лягушке волосы?

                                                \ Волосы – это тонкие выросты кожи, густо пронизанные кровеносными сосудами, являются дополнительными органами кожного дыхания .\

№ 39  « Печаль»

Почему после сытного обеда большие черепахи и крокодилы плачут?

                                                 \ Таким образом эти пресмыкающиеся выводят из организма избыток солей и воды .\

№ 40  « Светильники»

Некоторые грибы в тропических лесах светятся и создают столько света, что при желании можно было бы читать. Зачем они это делают?                  

                                                  \ С помощью света грибы работают как растения, привлекающие насекомых для переноса пыльцы и опыления. Грибам необходимы насекомые для  распространения своих спор. Световая энергия в грибах образуется в результате симбиоза их с бактериями. \

№ 41  « Шуба»

Почему бобр выходит из воды всегда сухим?

                                                     \ Мех у бобра очень густой . Одни волоски короткие, другие длинные и толстые по середине, и все они плотно соприкасаются друг с другом, и не пропускают воду. А, для надежности  мех еще смазан жиром, поэтому шуба никогда не намокает и бобр не замерзает даже в сильные морозы .\

№ 42  « Крик»

Правда ли, что некоторые деревья при недостатке воды кричат?

                                                  \ Отчасти да. Один австралийский биолог установил, что некоторые деревья  при недостатке воды испытывают жажду и при этом издают сильные щелкающие звуки. Эти звуки вызваны вибрацией пересыхающих тонких трубочек- капилляров  ксилемы в стеблях растений. \

№ 43  « Ожоги»

Почему травянистое растение – крапива вызывает при соприкосновении с ней сильные и болезненные ожоги?

                                                  \ Листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. В них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость – муравьиную кислоту. Когда, мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу, верхняя часть волоска отламывается и  в ранку попадает содержимое стрекательной клетки – кислота. Она и вызывает  «ожог».\

№ 44  « Не подходи»

В период роста раки несколько раз сбрасывают свой хитиновый покров – линяют и становятся совсем беззащитными. Как они спасают свою жизнь в это опасное время?

                                                         \Раки - это лакомый кусочек для многих хищников, поэтому они стремятся надежно спрятаться от голодных глаз. Однако, это не всегда удается. В ходе эволюции  у некоторых видов возникло еще одно приспособление. Раки перед линькой находят определенные водоросли, съедают их и вырабатывают яд. При нападении врага они выплескивают ядовитую жидкость и спасаются бегством. \

№ 45  «Экономки»

Многие рептилии живут в очень сухих местах, так что сохранение воды в теле для них жизненно важно. Ящерицы и змеи сохраняют воду лучше млекопитающих. Что помогает им успешно решать эту проблему ?

                                                        \ У рептилий обмен веществ снижен и частота дыхания намного меньше , чем у млекопитающих, поэтому через ткани легких при дыхании потери воды минимальные. \

№ 46  « Оросительная система»

В пустыне обитает вид ящериц, тело которых покрыто острыми шипами и бороздами. Внешний вид ящериц становится устрашающим. В чем заключается биологический смысл данных приспособлений?

                                                          \ Вечером, когда резко падает температура, шипы выполняют  роль  -  конденсаторов, на  них образуются капельки воды. Эти капельки стекают по бороздкам как по каналам оросительной  системы,  и все бороздки ведут к ротовой полости. Таким образом, ящерица  компенсирует потери воды .\

№ 47 « Камнеед»

В желудке у взрослого крокодила может находиться до 6 кг. камней. Это составляет 2% живого веса рептилии. Зачем крокодил глотает камни?

                                                          \ Камни помогают крокодилу лучше плавать, нырять, лежать на дне и сохранять равновесие. Это своеобразный  балласт.

№ 46  « Искусные ткачи»

Что придумали пауки, чтобы спасать свою паутину от птиц; Она должна быть видимой для них и не заметной для насекомых.

                                                            \ У разных пауков свои узоры - так например,  некоторые виды, на тонкой сеточке  паутины  плетут плотные заплатки или круги - это делает паутину заметной для птиц, но так как заплатки находятся на расстоянии друг от друга, паутина остается невидимой для насекомых. Иногда, на паутине можно увидеть плотные, блестящие бусинки из паутины. Свет, попадая на бусинки, отражается  и отпугивает птиц .\   

№ 47  « Плавающий сад»

 Большинство моллюсков, питаясь планктоном, являются прекрасными фильтратами,  однако в морях обитает необычный моллюск,  он равнодушен к планктону, но  всегда сыт,  никогда не спешит и пребывает в хорошем настроении. Как он питается?

                                                \ В коже моллюска поселились водоросли, которые содержат хлорофилл, поэтому моллюск, находясь в симбиозе, способен  к процессу фотосинтеза. Моллюск поглощает солнечную энергию,  и сам создает  органические вещества. \

№ 48  « На эшафоте»

Самым безобидным  существом является голотурия – морской огурец. Однако, этим часто пользуются рыбы, так например жемчужные рыбки проникают через рот голотурии в ее полость и выедают ее изнутри. Как  защищается она от врагов?

                                                 \  У  некоторых видов голотурий  нет способов защиты, в ходе эволюции приспособления еще не возникли и голотурии могут быть уничтоженными,  навсегда исчезнув из  морских пучин .\

№ 49  « Комик саванн»

В Танзании тысячи антилоп- гну направляются в резерват Мара- Масаи  (Кения)  в поисках пастбищ с сочной травой. На пути гну подстерегают многочисленные опасности, например хищники. Очень опасным является переход через кишащую крокодилами реку Мара. Как же гну спасаются от хищников?

                                                   /  Чтобы сбить с толку врага, гну отбегает на небольшое расстояние и вдруг резко разворачивается, мотая из стороны в сторону ногами. Подпрыгивая и выделывая ногами замысловатые движения, гну исполняет невероятно нелепый танец. Даже самый жестокосердный хищник застывает в изумлении от такого зрелища. Если же он делает попытку приблизиться, гну повторяет шоу. Ошеломленный хищник на прочь забывает об охоте. За эти странные танцы гну прозвали « комиком саванн»

№ 50  «  Азбука шифра»

У пчел поиск пищи представляет собой сложный ритуал. Как  и что пчела сообщает своим родственникам после возвращения в улей?    

                                                       \  Рабочая пчела сообщает другим пчелам о месте, виде и даже количестве пищи, которую она обнаружила. На своем тельце она приносит в улей «пробу» нектара или пыльцы. По ее танцу другие пчелы могут узнать не только о местонахождении источника пищи, но и о расстоянии до него. \

№ 51  « Пираты»

Гиены не всегда  охотятся сами, иногда они отбирают пищу даже у царя зверей – льва. Как им это удается?

                                                          \ Заметив убитое животное, гиены начинают хрюкать, рычать и своим диким «хохотом» они привлекают других гиен присоединиться к пиршеству. Они являются самыми отъявленными  пиратами. Поднимают ужасный шум, а если лев не обращает внимания, они становятся дерзкими и неистовыми. Крики, вой и хохот гиен так отвратителен, что аппетит сразу пропадает, надо  готовиться к обороне. Лев вынужден прерывать трапезу и оставлять добычу гиенам .\

№ 52  « Алмаз морских глубин»

Что называют алмазом морских глубин?

                                                      \ Самый крупный жемчуг вырастает в австралийских жемчужницах, его диаметр достигает 18мм. Нитка такого крупного жемчуга стоит более 500 тыс. долларов .\

№ 53 « Обманщица»

Каким образом саблезубой рыбке бленни удается обмануть крупных  рыб?

Рыбы, введенные, ею в заблуждение, позволяют блении приблизиться, и она внезапно выкусывает небольшой кусок прямо из тела ничего не подозревающей соседки.

                                                   /  Саблезубая бленни имеет такую же окраску, как и рыбка-санитар, она и плавает таким же образом, выполняя своеобразный танец санитара. Такие движения предупреждают крупных рыб , что нападать нельзя, перед ними помощник./

№ 54 « Синеглазка»

Злейшим врагом  моллюска - гребешка являются морские звезды. Колонии звезд поедают буквально все на своем пути. Как удается гребешкам спастись от врагов?

                                              / У гребешков по всей окружности раковины расположены  синие глаза и заметив морскую звезду,  они неожиданно приподнимаются и стараются спастись бегством. Раскрывая и закрывая створки своей раковины, они  удаляется от хищников, используя принцип реактивного движения. Зрение у моллюсков еще несовершенно, поэтому главное распознать опасный силуэт. \                               

№ 55 « Капкан»

Некоторые виды морского огурца кажутся совершенно безобидными, однако иногда они бывают очень опасным для  крупных  хищников, если во время их заметят. Как удается  голотуриям избежать опасности?

                                                  \ Морской огурец выбрасывает из своего желудка трубчатые,  липкие щупальца, которые опутывают хищника, допустим краба, как сеткой и на время хищник оказывается в липком капкане. У  некоторых представителей в щупальцах содержат даже яд, для надежности. После нападения огурец отодвигается на безопасное расстояние, ему необходимо время, чтобы оторванные  щупальца отросли.\

№ 56 «Спираль»

Спираль универсальная форма в природе. Она позволяет свести расходы энергии к минимуму. Чем меньше затрат, тем выше успех. Лучшей формы природа еще не придумала. Перечислите, где  природа использовала принцип инволюции-свертывания, т.е. спираль?

                                                \ спираль в молекуле ДНК , усы у гороха, винограда, раковины улиток, распускающийся лист папоротника, хвост хамелеона, рога антилопы, расположение семян в подсолнечнике .\

№ 57 «Зомби»

Почему осы без всяких усилий приводят  тараканов в свои гнезда и замуровывают их там навсегда?

                                             \ Оса впрыскивает наркотик в тело таракана, затем обнимает  и ведет его в свои апартаменты, там она откладывает яйца в его тело, обеспечивая будущих личинок пищей. Таракан обездвижен, но жив. Выросшие личинки, съедают свою няньку до крошки. \  

№ 58 «Коварство»

Каким образом цветочным богомолам удается приглашать бабочек на пир?

                                             / Богомолы обычно прячутся в цветах, маскируются под их окраску, их пятнышки и узоры еще больше усиливают их сходство с цветами и бабочки, принимая их, за  любимый цветок  просто обречены на гибель, так как становятся лакомой добычей обольстителей.. \

№ 59 « Маскарад »

Почему самцы бабочки-парусника погибают от птиц чаще, чем самки?

                                        \ Птицы быстро запоминают  окраску ядовитых бабочек и оставляют их в покое. Благодаря этому и безвредные бабочки, съедобные для птиц с похожей окраской остаются невредимыми. Самки парусника  особенно удачно маскируются под некоторых ядовитых бабочек, а вот их самцы никогда не прибегают к мимикрии.

№ 60 «Ныряльщики»

Некоторые жуки ныряльщики уносят с поверхности воды на своем тельце под крыльями пузырьки воздуха. Кислород из воды тоже помогает дыханию , но когда пузырьки воздуха кончаются, жуки снова всплывают. А вот крысинохвостые гусеницы и водяные скорпионы используют другой прием. Как им удается, долгое время находится в воде, не поднимаясь на поверхность?

                                     \ Они имеют особые дыхательные трубки, через которые поступает кислород. У крысинохвостой гусеницы длина такой трубки достигает в длину27 см, поэтому у них нет необходимости подниматься наверх. \

№ 61 «Двухголовый змей»

Как  резиновая змея (боа) спасает свою жизнь от врагов?

                                    \Когда ей угрожает враг, она сворачивается тугим клубком и прячет голову в его середине, а кончик хвоста поднимает, как голову, и покачивает им, словно угрожая. Ее хвост очень похож на мордочку и голову, благодаря особым рубцам. Эта уловка позволяет змее нередко спасти свою жизнь, когда хищник бросается на хвост, а настоящая голова остается целой..

№ 62 «  Защита»

Питоны - это холоднокровные животные. Зачем самки, откладывая до 100 яиц ,не пытаются спрятать их в теплом компосте, а укладывают их кучкой и обвиваются вокруг. Находясь в таком положении, на протяжении 3 месяцев, пока не выведутся маленькие змейки, изредка покидая их, чтобы подкрепиться?

                                                       \   Самки находятся постоянно в движении, дрожа своим телом, они способны повысить температуру на 8 0С и тем самым обеспечить надежный режим  и охрану для выведения потомства .\                             

№ 63 « Землекоп»

Всю жизнь ящерица амфистена проводит под землей, прорывая в почве глубокие ходы в поисках муравьев и термитов. Какие приспособления помогают ей выжить в  таких условиях?

                                               / Форма тела, отсутствие ног, развитая мускулатура, лопатовидная голова делают ее очень подвижной.. Двигаясь вперед, она ввинчивается всем телом, а ее хвост засыпает ход позади нее. У нее нет также глаз и ушных отверстий. .\

№ 64 « Парашют»

Райская змея способна планировать с дерева на дерево, преодолевая расстояние до 40 метров. Почему она не падает на землю под тяжестью собственного тела и не разбивается?

                                                / При перелетах с ветки на ветку, ее тело приобретает S-образную форму, а хвост служит рулем, кроме того, перед прыжком змея делает глубокий вдох, образуя внутри тела воздушную камеру, которая служит парашютом и замедляет ее падение. \

№ 65 « Ихтиандр»

Оливковая змея проводит свою жизнь в теплых тропических морях. Здесь она питается, размножается, не покидает воду и не выбирается на берег долгое время.

Как ей удается дышать?

                                        \ Ее легкие идут почти по всей длине тела, и она может оставаться под водой до 2 часов. Особые перепонки закрывают ноздри. Она может также дышать кожей, впитывая кислород прямо из воды, подобно земноводным. \

№68 « Мачехи»

Почему у страусов гибнет большое количество птенцов?

                             \Старый самец страуса может привлечь к гнезду до 8 самок, и они начинают откладывать яйца где угодно, не зависимо от того готово гнездо или нет, хватит ли места всем яйцам в гнезде. Каждая самка может отложить до 20 яиц, но при этом самец может обогреть около 40 яиц. Забота о потомстве в основном лежит на самце, а самки все продолжают их откладывать, поэтому многие яйца вообще не насиживаются  и обречены на гибель .\

№ 69 « Приемная мама»

Изучая повадки гусей, Конрад Лоренц, на некоторое время стал их приемной мамой. Они повсюду следовали за ним. Как ему это удалось?

                             \ Для некоторых видов характерно явление импритинга -запоминание  образа, которое позволить в будущем узнавать свою мать среди других особей, поэтому, если перед утятами в первые минуты их появления на свет перед ними будет образ человека или собаки или кошки, утята будут считать этот объект своей мамой и следовать за ним по пятам .\

№ 70 « Смельчаки»

Почему в арктических широтах краснозобые казарки не бояться соколов-сапсанов и гнездятся поблизости к местам обитания сапсанов?

                             \ Большую опасность для казарок представляют песцы, которые разоряют гнезда птиц,, поэтому казарки выбирают место обитание соколов-сапсанов, ведь песцы их обходят стороной. При сокращении численности сапсанов происходит резкое сокращение поголовья казарок, так как песцам  уже соколов бояться не надо и можно разбойничать.  \

№ 71 «Очаровательное чудовище»

Личинки прекрасных стрекоз - страшные хищники, они могут нападать даже на маленьких  рыбок, удерживая их с помощью крючков на нижней губе. Как личинки стрекозы передвигаются во время охоты?

                           \ Личинки засасывают воду и с силой ее выталкивают из прямой кишки, где расположены жабры. Личинка использует реактивную струю воды для движения. \

№ 72 «Смертельный аттракцион»

Как удается самкам светлячков – фотурисов успешно охотиться на самцов светлячков - фотинусов. Почему самцы такие доверчивые?

                         \ Самцы и самки светлячков узнают друг друга и находят с помощью световых сигналов. У каждого вида имеются свои собственные опознавательные сигналы. Однако самки светлячков - фотуристов, подражая сигналам самок- фотинусов, привлекают к себе самцов - фотинусов, которыми питаются. И когда те прилетают на любовный сигнал, коварные самки взлетают и бросаются на них, как светящиеся ракеты. \

№ 73 « Пловцы- стайеры»

Птенцам гагарок, поморников, олушей  приходится нырять в море и проплывать сотни километров к зимовьям. Почему они не летят по воздуху?

                                   \ В теле птенцов содержится много жира, и они очень тяжелы для полета. Во время плаванья, при постоянной работе лапок, расходуется почти весь запас жира, птенцы становятся легче и взлетают. \

№ 74 «Лилиевый бегунок»

Почему птица – африканская якана быстро бегает по воде?

                                 \ Якана  имеет расстояние между пальцами до 8см.- это создает большую площадь для опоры и птица быстро перебегает по небольшим листьям водных растений.. \

№ 75 « Неумелые летчики» 

Почему птицы тинаму, летая с головокружительной скоростью  могут врезаться в дерево, падать и разбиваться насмерть? На земле эти птички тоже нередко спотыкаются и падают, почему?

                                \ В ходе эволюции, совершенные функции не сразу оттачивают безупречное строение. По - видимому у этих птиц происходит большой расход энергии, и птицы истощаются, а  также структуры мозжечка  недостаточно развиты.\

№ 76 « Зимовщики»

Белобрюхий козлодой – птичка, которая остается  зимовать на западном побережье Северной Америки. Что помогает ей пережить самые тяжелые месяцы, когда пищу добыть очень  трудно?

                                    \ Козлодой  впадает в спячку, но перед спячкой, набирает запас жира, позволяющий поддерживать жизнь, во время сонного    

оцепенения. 10г. жира позволяет птице находиться в спячке до 100 дней.

Температура тела снижается до 130С \

№ 77 « Воронка»

Птице кулику- плавунчику удается сразу захватить в плен массу водяных организмов. Что для этого он придумал?

                                       \ Чтобы создать завихрения в воде, кулик- плавунчик быстро начинает плавать, описывая небольшие круги. Это напоминает вращение чайной ложечки в стакане чая. Водяная живность затягивается в центр этой воронки и становится добычей кулика..\

№ 78 «Золотые рыбки»

Однажды в Северной Каролине, США заметили как птичка - кардинал подлетала к пруду и кормила золотых рыбок. Почему она так охотно это делала?

                                 \ У многих птенцов ротик окрашен в яркий оранжевый цвет, что помогает родителям сразу закладывать корм в раскрытый клюв. Жесткая генетическая программа иногда дает сбой и птицы начинают кормить чужих. У золотых рыбок ротик тоже яркий и оранжевый. .\

№ 79 « Предостережение»

Рабочие термиты имеют мягкое тело и беззащитны, если на них наступить они погибнуть, но они придумали, как себя защитить. Как они избегают опасность?

                                  \ Услышав шаги, термиты прячутся под опавшие листья и начинают вибрировать своими брюшками. Когда термитов много, эти звуки под листьями очень похожи на шипение крупной  змеи. \

№ 80 «Коварный гость»

Гусеницы синекрылой бабочки поедают личинок муравьев, но взрослые муравьи  все равно приносят этих гусениц к себе в гнезда. Зачем?

                          \ Гусеницы вырабатывают любимую муравьями сладкую жидкость, а так как муравьи – сладкоежки, то они готовы принести в жертву своих близких ради лакомства. \

№ 81 « Нежный эдельвейс»

Эдельвейсы растут высоко в горах, хотя для многих растений  условия на вершинах гор невыносимы. Интенсивный солнечный свет, свирепые ветры, скудные почвы и сильные морозы по ночам делают жизнь растений исключительно трудной. Как удается нежным цветам противостоять испытаниям?

                               \ Эдельвейс покрыт плотным одеянием из пушинок, они задерживают на его стеблях солнечное тепло и препятствуют испарению влаги с растения. Белый цвет венчика отражает солнечные лучи, оберегая растение от ожога .\

№ 82 «  Опасный сосед»

Почему кустарники растения креозота часто располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга, а таинственные силы заставляют и других соседей держаться подальше от этих кустарников?

                                        \ Корни этих растений вырабатывают ядовитые вещества, поэтому растения не приближаются к ним, и каждый кустик креозота получает достаточно земли и влаги. \

№ 83 « Отважные альпинисты»

Горные козлы способны взбираться по невероятно крутым склонам, перепрыгивая со скалы на скалу и минуя опасные ущелья. Что позволяет этим животным чувствовать себя уверенно в самой сложной и скользкой ситуации?

                                            \ У козьих копыт есть острые кромки, которые цепляются за трещины в скалах, и полые, плоские поверхности,  выполняющие роль, присосок на каменных склонах. \

№ 84 « Разбойники – партнеры »

Птичку - медоуказчика часто видят в компании с барсуком- медоедом. В чем причина таких дружеских отношений?

                                \ Медоуказчик, перелетая с дерева на дерево, разыскивает гнезда пчел и приглашает громким криком барсука следовать за ней.  Барсук разоряет гнездо, и оба разбойника- партнера начинают лакомиться: барсук – медом и личинками, а птичка – воском. \

№ 85 « Поцелуй»

Луговые собачки при встрече всегда нежно целуются. Зачем необходим такой нежный ритуал?

                                    \ Луговые собачки живут в огромных подземных норах, или городах большими стаями, насчитывающими сотни и даже тысячи зверьков. Каждая семья владеет своей территорией и не допускает вторжения чужаков. Чтобы определить, из одной ли стаи зверек, у входа дежурит часовой, и целует  приходящих.  Если собачка своя, то после поцелуя они почесывают друг друга, если нет, начинается потасовка.. \

№ 86 « Приманка»

Почему зеленая цапля считается самым удачливым рыбаловом?

                                         \ Большинство цапель неподвижно ожидают  приближения рыбы, а вот зеленая цапля на охоте использует приманку. Она ловит насекомое и у кромки воды опускает его в воду, а затем замирает и ждет. Если насекомое уплывает, цапля вновь его возвращает на место и ждет, пока рыбка не подплывет к приманке. \

№ 87 « Бродяги»

Почему бродячих муравьев бояться не только насекомые, лягушки, но и мелкие млекопитающие?

                                           \ Бродячие муравьи выстраиваются колонной и маршем двигаются через леса Южной Америки, они распугивают всех на своем пути. Их колонна простирается на сотни метров. С таким количеством солдат просто не справиться никому. \

№ 88 « Лысина»

У кулика- сороки иногда на брюшке образуются пятна – залысины. В чем причина появления участков обнаженной кожи?

                                             \У некоторых птиц такой участок голой кожи образуется для согревания  яиц – это наседное  пятно для яиц, здесь очень высокая температура. Насиживая яйца, птицы время от времени оставляют  их, опасаясь перегрева. \

№ 89 « Льдинки»

Почему арктические жуки и мухи на Аляске выживают при температуре-600  

                        \ Глицериновое масло в теле жуков выполняет  роль антифриза\

№  90 «Непотопляемые»

Почему личинки нефтяной мухи в Калифорнии могут жить в цистернах с густой сырой нефтью, поедая насекомых, которые падают на липкую поверхность жидкости?

                                          \ Эти личинки плавают очень быстро, держа над поверхностью нефти самые кончики своих дыхательных трубок, а если есть дыхание и свободное движение - значит все в порядке. \

№ 91 « Скалолазы»

На вершине Килиманджаро, на высоте более5000м простирается пустынная, продутая всеми ветрами равнина. Что позволяет обитать здесь мотылькам, жукам, уховерткам?

                                            \ Летающие насекомые подвергаются опасности быть унесенными ветром, поэтому выжить смогут или прекрасные летуны с сильными крыльями или бескрылые насекомые. Жители этой горы как правило не имеют крыльев. \

№ 92 « Чудища »

На больших глубинах до 5тыс. метров обитают как  жуткие страшилы, с огромной пастью и зубами, так и чудища совсем маленькие до 30см. – это рыба-игла, рыба- топорик. На такой глубине практически не чем поживиться, поэтому они часто питаются падалью, останками рыб, опускающими на дно. Обнаружить пищу им помогает острое обоняние. Эти чудища – создания прожорливые и могут захватывать пищу крупнее себя. Однако, добыча встречается редко. Каким образом приспособились эти рыбы выживать в условиях такого жесткого дефицита?

                                          \ Насытившись досыта, чудища погружаются в спячку – на месяц, а то и больше, чтобы не тратить много энергии, ведь пополнить ее будет достаточно трудно. При этом жизненные процессы в организме замедляются. В состоянии анабиоза эти рыбы способны переносить даже очень низкие температуры, а тем более голод. \

№ 93 «Коммунальная квартира»

Многие животные объединяются в огромные стада или группы. Есть много причин, которые толкают их на объединение, даже если отношения складываются не всегда мирно. Что заставляет их быть вместе?

                                    \ Из совместного проживания они извлекают много пользы: охота, защита от врагов, забота о потомстве, сородичи часто заботятся о детенышах ушедшего родителя за едой или погибшего, миграции, воспроизводство или даже игра. Все делается для наилучшего функционирования. Хотя многие животные большую часть времени ведут одиночный образ жизни, в конце концов, все находят себе компанию, несмотря на то, что в группе возникает конкуренция, больше драк и опасности быть замеченными или подвергнуться эпидемиям. \

№ 94 « Вампиры»

За летучими мышами закрепилась дурная слава, хотя лишь немногие из них питаются кровью животных, а большинство безобидны.

Летучие мыши- вампиры образуют плотные массы « живого вещества» - по тысячи особей на квадратном метре в темных пещерах. Что удерживает их вместе? В состоянии сна они тоже беззащитны и пугливы.

                                                \  В своей спальне или логове вампир с полным животом отдает свою кровь другому взрослому, который не нашел жертву и не получил необходимого питания. Альтруизм? Нет, сверхвыживаемость: передача своей крови сородичу дает уверенность, что когда сам не сумеешь добыть еду, другой сделает то же самое, для тебя.                      

№ 95 « Нашествие»На каждого жителя нашей планеты приходится полтонны термитов, такое количество насекомых может привести к изменению климата во всем мире. Так считает Патрик Циммерман специалист по химии атмосферы из штата Колорадо, США. В чем секрет такого процветания термитов, если термиты существа слепые, бесполые и беспомощные?

                                                \  Опасения  неслучайны, термиты вырабатывают газ метан, ежегодно они выбрасывают в атмосферу около 150 млн. тонн газа, присутствие его в атмосфере согревает воздух. Это явление известно под названием « тепловой эффект» . Однако, некоторые исследования убеждают, что экологическая польза их превышает экономический ущерб от разрушенных ими зданий и изменения климата . Секреты успеха этих невзрачных существ в следующем: они живут огромными колониями, в которых сложная социальная система и железная дисциплина. «Цивилизация термитов, самая ранняя, из всех цивилизаций, самая интересная, самая разумная и логичная для преодоления трудностей бытия. На вершине их сообщества стоит король и королева. Королева- это машина для производства потомства. В день она способна откладывать до 80 тыс. яиц, по одному яйцу в секунду. В колонии жесткое распределение обязанностей, термиты освоили все профессии – рабочие, няньки, строители, воспитатели, повара, солдаты и даже камикадзе – при нападении они взрываются. У  королевы и короля есть претенденты на трон – каста «принцев» и «принцесс». Роль управляющего выполняет система химического контроля. Вот такая совершенная цивилизация. \

№ 96 « Запрет»

Австралийский биолог Джим Бернелл, обследуя Большой Барьерный риф, обнаружил, что здешние водоросли очень медленно растут. Почему?

                                                     \ Химические пробы организмов, обитающих на этих рифах, показали, что они вырабатывают особое вещество, которое воздействует на растения и выключает фермент, отвечающий за рост и развитие клеток и тканей водорослей. Мир растений очень разнообразен  и не все растения страдают от химической атаки, столь эффективной в подводном сообществе. \

                                                                            

 № 97 « Неуязвимый»

Тарантул – крупная, но робкая тварь. Природа наградила его щедро, в борьбе за добычу или в защите, ему – нет  равных.  Какие приспособления делают его неуязвимым?

                                               \ Тарантулы, защищаясь от врагов, могут ловко лягнуть задними лапками, покрытыми острыми колючками. После удара такой лапкой начинается страшный зуд, который продолжается несколько месяцев. Размеры некоторых пауков достигают 30см и могут напугать своим устрашающим видом. Они умеют вить замысловатую паутину и смачивать кончик нити клейким веществом, и будут ловить букашек как арканом. У них есть ядовитые клыки, их яд может убить лягушку или маленькую змею. \

№ 98 « Обманщица»

Почему китовая акула вызывает ужас у всех обитателей моря и пловцов?

                                                  / Китовая акула – не только самая большая рыба на Земле, это самая большая рыба, которая когда – либо жила на нашей планете. Она вырастает до 18 метров. Тысячи зубов унизывают ее челюсти, и она скорее похожа на убивающую машину, чем на безобидное существо. На самом деле, она питается мелкой добычей: планктоном, рачками и мелкой рыбкой. Их зубы слишком мелкие и не выполняют ни какой функции, даже  пищу они не жуют. В Австралии она  утратила свои мифы и стала привлекательной. Ныряльщики пытаются даже заигрывать с нею. \

№ 99 « Фараоновые  муравьи»

 Почему эти крохотные существа, величиной –2мм., являются в тропиках и в европейских странах настоящим бедствием?

                                          \ Особенно опасны они в больницах и госпиталях

Они умудряются заползать под повязки, наложенные только что прооперированным пациентам, вызывая мучительную боль. Они пьют кровь своих жертв, попутно заражая их вредными микробами. Бороться с фараоновыми муравьями безумно трудно, так как они обладают потрясающим обонянием – способны улавливать считанные молекулы, источаемые пищей или ядом. Они готовы пожирать друг друга, чем прикоснуться к отравленной приманке. \

№ 100 « Властелины»

Почему люди, обладая совершенным умом, оборудованием, ядами не в состоянии справиться с опасными насекомыми, крысами и  разной  «нечестью»?

                                             \  Свое удивительное обоняние эти существа передают по наследству. Пытаясь их истребить, люди лишь совершенствуют их защитные механизмы, проводя среди них жесткую принудительную селекцию. Они приобретают иммунитет к ядам. Избежав смертельной опасности, насекомые подразнивают нас, ловко разыгрывая мнимое поражение, и чувствуют себя властелинами планеты Земля .\

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. И. Акимушкин Мир животныхМосква «Молодая Гвардия» 1973г.- 5т.

  2. Дерзкие формулы творчества. \Составитель А.Б. Селюцкий\ Петрозаводск, «Карелия» 1987.

  3. Нить в лабиринте. \ Составитель А.Б. Селюцкий\ 1988. Петрозаводск, «Карелия»

  4. Правила игры без правил. \ Составитель А.Б. Селюцкий \1989.Петрозаводск, « Карелия»

  5. Шанс на приключение. \ Составитель А.Б.Селюцкий\Петрозаводск, «Карелия»1991.

  6. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. Новосибирск. 1992.

  7. Трифонов Д.Н. Сборник задач из НФЛ. С-Петербург. «ТРИЗ-ШАНС».1995.

  8. Тимохов В.И. Сборник задач по биологии, экологии и ТРИЗ.

     С- Петербург «ТРИЗ-ШАНС». 1996.

  9. Гин А. Приемы педагогической техники ИПП. «СОНГ» Гомель. 1999 .

  10. Н.Рубина и М.Рубин «Материалы к семинару по ТРИЗ», Петрозаводск, 1999.

    11.Журналы « Всемирный следопыт» 2000г – 2002г.

    12.Р.Морис  Тайны живой природы  Москва « Росмэн» 1998г.