Хюннинен Ольга Николаевна (Петрозаводск, Россия)
Hunninen Olga (Petrozavodsk, Russia)
Практика применения ТРИЗ на уроках биологии.
Practice of application TRIZ at lessons of biology.
Творческие задачи, предложенные в брошюре, можно использовать в разных целях: познакомиться с интересными фактами из жизни животных и растений; оживить излагаемый материал на уроках биологии или спецкурсах; при разработке и проведении интегрированных уроков; для проведения внеклассных мероприятий: КВН, викторин, олимпиад; для развития мотивации в поиске интересных фактов и создании новых задач.
It is possible to use creative tasks offered in the brochure, in the different purposes: to get acquainted with the interesting facts from life of animals and plants; to recover a stated material at lessons of biology; by development and realization of the integrated lessons; for realization of out-of-class measures; for development of motivation in search of the interesting facts and creation of new tasks.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Для того чтобы мощный и действенный информационный поток на уроках не превращался в механическое запоминание и фрагментарные знания о природе, об окружающем мире, необходимо не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Современная жизнь и практика требуют, чтобы учащиеся приобрели способность к творческому мышлению. Это обусловлено тем, что подавляющее большинство практических задач, которыми занимается человечество, будет эффективнее решаться, если мы сможем применять знания системно и в комплексе, т.е. объединять, суммировать большое число разнообразных компонентов знания из разных областей науки. Чтобы быстрее увидеть результаты труда, учителю и ученикам необходимо выйти на новый уровень общения – уровень сотрудничества. В любом общении или управляющем действии, где только возможно, предоставьте ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Допустим, ученикам предлагается серия задач, а они выбирают любые из них для решения или работают с литературой, подбирают факты и составляют свои задачи. Чем больше активность, самоорганизация ученика, тем выше результат обучения. Согласуйте темп, ритм, сложность обучения и формы работы, тогда затраты сил, времени, нервов станут минимальными.
Творческие задачи, предложенные в брошюре, можно использовать в разных целях:
- познакомиться с интересными фактами из жизни животных и растений
- оживить излагаемый материал на уроках биологии или спецкурсах
- при разработке и проведении интегрированных уроков
- для проведения внеклассных мероприятий: КВН, викторин, олимпиад.
- для развития мотивации в поиске интересных фактов и создании новых задач.
В текстах задач дан контрольный ответ. Это не исключает и других решений, их может быть несколько. Искать правильные ответы можно разными способами, каждый участник образовательного процесса выбирает свой путь, однако приемы ТРИЗ – теория решения изобретательских задач - позволят быстрее достичь цели.
Основные понятия ТРИЗ:
1.Идеальность, идеальный конечный результат (ИКР).
ИКР - это идеальный образ решения поставленной задачи: при решении нужное действие должно быть получено без каких-либо потерь, без усложнения системы и без возникновения новых нежелательных эффектов. Значит, идеальный конечный результат – это тот, в котором необходимо двигаться при решении творческих задач. При использовании понятия ИКР в ходе решения задач желательно применять ключевое слово «сам», «само». Система сама выполняет нужное действие, при этом не допускает нежелательного эффекта.
2.Ресурсы.
Красиво решенные задачи похожи, они логичны, не надуманны, в систему ничего или почти ничего не вносится, а результат достигается, так как были использованы ресурсы. Ресурсы могут быть следующие:
Поля (энергии)
Вещества (воздух, вода, пена)
Информация
Время
3.Противоречие.
Для решения сложных творческих задач существуют общие механизмы, в частности формулирование и разрешение противоречий. В задачах может быть не описано противоречие, а присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий- данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.
Способы разрешения противоречий - Противоречия разрешают:
- во времени – ( в интервал времени Т1 – рассматриваемая система обладает свойством «А», а в интервале времени Т2 – свойством « не А»);
- в структуре – ( одна часть системы обладает свойством «А», а другая часть системы свойством « не А»);
- в воздействиях – (при воздействии-1 система обладает свойством « А», а при Воздействии-2 свойством «не А»).
ВЫВОДЫ:
- При решении творческих задач следует ориентироваться на идеальный конечный результат, так как его формулирование позволит избежать многих слабых решений. Такой ответ-решение не всегда достижим, но к нему надо стремиться.
- Необходимо максимально использовать ресурсы самой системы, а не привлекать со стороны.
- Формулировка противоречий позволит грамотно и быстро решить задачу
- Последовательное использование инструментов ТРИЗ: ИКР. Противоречий, Ресурсов, Способов и приемов разрешения противоречий - дает возможность осмысленно и эффективно решать задачи, избегая угадывания, и случайного поиска правильного ответа.
Решение подобных задач позволяет каждому ученику понять теоретический материал урока биологии и создавать собственную научную картину мира. Подобные задачи помогут повторить признаки живых организмов, их взаимосвязь и взаимодействие в экосистемах на более высоком уровне. Учитель будет сотрудничать с учащимся не только в зоне его актуального развития, но и в зоне ближайшего развития.