Хюннинен О.Н. Практика применения ТРИЗ на уроках биологии

Хюннинен Ольга Николаевна (Петрозаводск, Россия)

Hunninen Olga (Petrozavodsk, Russia)

 

Практика применения ТРИЗ   на уроках биологии.

Practice of application TRIZ at lessons of biology.

Творческие задачи, предложенные в брошюре, можно использовать в разных целях: познакомиться с интересными фактами из жизни животных и растений; оживить излагаемый  материал на уроках биологии или спецкурсах; при разработке и проведении интегрированных уроков; для проведения внеклассных мероприятий: КВН, викторин, олимпиад; для развития мотивации в поиске интересных фактов и создании новых задач.

It is possible to use creative tasks offered in the brochure, in the different purposes: to get acquainted with the interesting facts from life of animals and plants; to recover a stated material at lessons of biology; by development and realization of the integrated lessons; for realization of out-of-class measures; for development of motivation in search of the interesting facts and creation of new tasks.

 

1. ВВЕДЕНИЕ.

Для того чтобы мощный и действенный информационный поток на уроках не превращался в механическое запоминание и фрагментарные знания о природе, об окружающем мире, необходимо не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Современная жизнь и практика требуют, чтобы учащиеся приобрели способность к творческому мышлению. Это обусловлено тем, что подавляющее большинство практических задач, которыми занимается человечество, будет эффективнее решаться, если мы сможем применять знания системно и в комплексе, т.е. объединять, суммировать большое число разнообразных компонентов знания из разных областей науки. Чтобы быстрее увидеть результаты труда, учителю и ученикам необходимо выйти на новый уровень общения – уровень сотрудничества.  В любом общении или управляющем действии, где только возможно, предоставьте ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Допустим, ученикам предлагается серия задач, а они выбирают любые из них для решения или работают с литературой, подбирают факты и составляют свои задачи. Чем больше активность, самоорганизация ученика, тем выше результат обучения. Согласуйте темп, ритм, сложность обучения и формы работы, тогда затраты сил, времени, нервов станут минимальными.

Творческие задачи, предложенные в брошюре, можно использовать в разных целях:

  1. познакомиться с интересными фактами из жизни животных и растений
  2. оживить излагаемый  материал на уроках биологии или спецкурсах
  3. при разработке и проведении интегрированных уроков
  4. для проведения внеклассных мероприятий: КВН, викторин, олимпиад.
  5. для развития мотивации в поиске интересных фактов и создании новых задач.

 

В текстах задач дан контрольный ответ. Это не исключает и других решений, их может быть несколько. Искать правильные ответы можно разными способами, каждый участник образовательного процесса выбирает свой путь, однако приемы ТРИЗ – теория решения изобретательских задач - позволят быстрее достичь цели.

Основные понятия ТРИЗ:

1.Идеальность, идеальный конечный результат (ИКР).

ИКР - это идеальный образ решения поставленной задачи: при решении нужное действие должно быть получено без каких-либо потерь, без усложнения системы и без возникновения новых нежелательных эффектов. Значит, идеальный конечный результат – это тот, в котором необходимо двигаться при решении творческих задач. При использовании понятия ИКР в ходе решения задач желательно применять ключевое слово «сам», «само». Система сама выполняет нужное действие, при этом не допускает нежелательного эффекта.

2.Ресурсы.

Красиво решенные задачи похожи, они логичны, не надуманны, в систему ничего или почти ничего не вносится, а результат достигается, так как были использованы ресурсы. Ресурсы могут быть следующие:

Поля (энергии)

Вещества (воздух, вода, пена)

Информация
Время

3.Противоречие.

Для решения сложных творческих задач существуют общие механизмы,  в частности формулирование и разрешение противоречий. В задачах может быть не описано противоречие, а присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий- данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.

Способы разрешения противоречий - Противоречия разрешают:

- во времени – ( в интервал времени Т1 – рассматриваемая система обладает свойством «А», а в интервале времени Т2 – свойством « не А»);

- в структуре – ( одна часть системы обладает свойством «А», а другая часть системы свойством « не А»);

- в воздействиях – (при воздействии-1 система обладает свойством « А», а при Воздействии-2 свойством «не А»).

 

ВЫВОДЫ:

  • При решении творческих задач следует ориентироваться на идеальный конечный результат, так как его формулирование позволит избежать многих слабых решений. Такой ответ-решение не всегда достижим, но к нему надо стремиться.
  • Необходимо максимально использовать ресурсы самой системы, а не привлекать со стороны.
  • Формулировка противоречий позволит грамотно и быстро решить задачу
  • Последовательное использование инструментов ТРИЗ: ИКР. Противоречий, Ресурсов, Способов и приемов разрешения противоречий - дает возможность осмысленно и эффективно решать задачи, избегая угадывания,  и случайного поиска правильного ответа.

Решение подобных задач позволяет каждому ученику понять теоретический материал урока биологии и создавать собственную научную картину мира. Подобные задачи помогут повторить признаки живых организмов, их взаимосвязь и взаимодействие в экосистемах на более высоком уровне. Учитель будет сотрудничать с учащимся не только в зоне его актуального развития, но и в зоне ближайшего развития.