Крячко Валентина Борисовна (Санкт-Петербург, Россия)

Kriachko Valentine (St. Petersburg, Russia)

 

Простой АРИЗ.

Simple ARIZ.

Простой АРИЗ (1)

В статье приводится опробованный методический подход к обучению АРИЗ. Основные методические преобразования коснулись первой части АРИЗ 85-В.

There is proved methodical mode of teaching ARIZ in the article. The basic methodical reforms are in the first part of ARIZ 85 “V”.

Простой АРИЗ (2)

Рассматриваются 2 и 3 части АРИЗ 85-В с целью поделиться опытом традиционного подхода к обучению АРИЗ, сложившегося в МУНТТР. Методика демонстрируется известным примером Г.С. Альтшуллера, но анализ проводится параллельно по обоим  конфликтам. Приводится малоизвестное решение известной задачи в варианте максизадачи.

It is expounded the 2 and the 3 parts ARIZ 85 “V” in order to show proficiency the traditional method of teaching ARIZ in МUNТТR (The international university of scientific-technical creation). The method is illustrated known the Altshuller`s technical example. But the analysis is done parallel by two conflicts. It is cited little-known solution of know task in the maxi-task.

 

Полный текст АРИЗ 85-в, последней авторской модификации Г.С. Альтшуллера, содержит 42 шага  в  9 частях. Первые три части предназначены для анализа задачи, вторые - для её решения, а третьи - для анализа полученного решения с целью его развития и расширения возможности внедрения. Последние три части доступны любому грамотному человеку,т.к. представляют собой перечень контрольных вопросов, отвечая на которые не трудно провести анализ готового решения. Средние три части легко могут быть освоены  человеком, владеющим  остальными разделами ТРИЗ (кроме АРИЗ), т.к. включают в себя весь информационный и инструментальный фонд ТРИЗ (веполи, стандарты, принципы и приёмы разрешения противоречий, физические и другие спецэффекты, представление о системности всех объектов, методы РТВ). Другое дело, первые три части (аналитические), где строится модель изобретательской задачи (в первой части), выявляются пространственные, временные и вещественно-полевые ресурсы (во 2-ой части) и определяются идеальный конечный результат (ИКР) и физическое противоречие (в 3-ей части).

Эти части для изучения сложнее, но и здесь при владении остальным курсом не представят труда ресурсы, при обучении РТВ усвоены понятия ИКР и метод Гамлета с физическим противоречием как таковым. Остаётся наиболее трудной первая часть, предназначенная для построения модели задачи. Случается, что отказываются от изучения АРИЗ из-за его громоздкости и сложности, хотя из сказанного выше понятно, что эта сложность кажущаяся. Наиболее трудная для восприятия 1-ая часть сложна, как и весь ТРИЗ из-за букета стереотипов, которые владеют нами уже к моменту, когда мы решили заняться АРИЗ всерьёз. Большой опыт преподавания АРИЗ различным категориям слушателей показал, что «сложная» первая часть может быть сведена чуть ли не к одному шагу, останется убедиться на большом количестве учебных задач, что предложенному подходу подчиняются многие задачи, после чего они становятся удивительно понятными и похожими друг на друга. Основным моментом в «упрощении» использования АРИЗ является схеме «Рожица», на которой наносятся ключевые слова пары технических противоречий. Основой для составления этой схемы послужил шаг 1.3 АРИЗ –85В в несколько модернизированном виде.

 

 

 

Схема конфликтов «Рожица»

 

                                          ТП1                                    ТП 2

 

                                              Г                                     - Г

 

 

           
 
   
 
 
   

 

 

 

 

          Инструмент                                  Изделие                              Инструмент                         

                                                                      

 

 

 
 

 

 

 

                                                 

                                              - Д                                         Д

                                                                        Г

 

 

 
  ИКР

 

 

 

 

 

 

                                                                       Д                                    

                      С                                                                                                    - С

             Состояние 1                                                                                Состояние 2

 

В статьях «Простой АРИЗ», прилагаемых к тезисам, даётся подробное объяснение, как практически работать с предложенной схемой. Объём тезисов не позволяет углубиться в этот вопрос. Кроме традиционных обозначений ТП, ИКР, здесь используются обозначения Г-главная функция (-Г – не выполняется Г), Д- дополнительная функция (-Д – не выполняется Д), С – свойство (-С – противоположное свойство).

 

Вывод

1.Основное отличие в предлагаемом  анализе - перенос центра тяжести с первого шага на третий, зато он выполняется вначале. Схема конфликтов выполняется с подписями, которые дают возможность прямо по схеме прочитать противоречия. Девять схем конфликтов сведены к одной: одна функция выполняется как надо, а вторая не выполняется. Я исхожу из предположения, что отсутствие плохой функции - это хорошо, поэтому несколько видов обозначений взаимодействий сведены к двум, обозначаемым гладкой или волнообразной линией. Стрелки со схем тоже убраны: опыт показал, что учащиеся притыкаются на проблеме, куда направить стрелку. И без стрелки видно, что есть взаимодействие, тем более оно прописано полностью словами в схеме. Не рекомендую слушателям делать много буквенных обозначений, слова вызывают образы объектов и способствуют творческой фантазии, излишние обозначения загружают процесс решения пустыми переходами.

Благодаря тому, что анализ начинается с третьего шага АРИЗ-85В, он проходит легче: читая по схеме надписи можно, фактически, устно проговорить  шесть шагов первой АРИЗ-85В Г.С.Альтшуллера от 1.1. до 1.6.

2. Вместо того, чтобы делать выбор противоречия для анализа на шаге 1.4,   я рекомендую проводить параллельный анализ сразу и по  ТП-1 и по ТП-2. Это расширяет кругозор и позволяет скорее понять, какое из противоречий может дать наиболее удачное  решение.

3. Подбор ключевых слов по схеме глазки в последовательности: изделие, пара конфликтов, инструмент, функции, состояния, ИКР - естественно. Антисимметричность схемы конфликтов используется активно, это облегчает построение   пары конфликтов. После формального построения схемы выполняется проверка осмысленности противоречий при конкретных, определяющих их, состояниях  инструмента.

4. Активное использование предлагаемой схемы дало возможность подметить интересную закономерность.  Ключевые слова, обозначающие свойство и антисвойство в ФП часто совпадают с состояниями инструмента в схеме “Глазки”.     Это не случайное совпадение. Всегда, когда решение удаётся  выполнить, изменяя сам инструмент (а не ХЭ), ключевые слова ФП совпадают с состояниями инструмента. Это может быть подсказкой при поиске физпротиворечия. В новых терминах АРИЗ инструмент – главный ресурс. В старых вариантах АРИЗ было указание, что в первую очередь необходимо пытаться решить задачу, используя инструмент. Реализуется правило ”инструмент САМ…”.

 

Литература

1.     Г.С.Альтшуллер. АРИЗ – значит победа. В кн. Правила игры без правил. Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск. Карелия, 1989.

2.      Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В.Зусман, В. И. Филатов. Поиск новых идей: от озарения к текхнологии (Теория и практика решения изобретательских задач). – Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989.

3.     В.Б. Крячко. Экспресс АРИЗ. Л.1985. Депонировано в ЧОУМБ, рукопись.

4.     В.Б. Крячко. Противоречия. Учителям о ТРИЗ. Вып.3.СПб, 1999.

 

5.     В.Б. Крячко. Приёмы правильного мышления. В сб. Учителям о ТРИЗ, выпуск 2, СПб, 1997.

6.     В.Б. Крячко. Простой АРИЗ. В сб. Учителям о ТРИЗ, выпуск 4, СПб, 2001.