Марченко О.Н., (г. Дудинка, Россия)
Marchenko O. (Dudinka, Russia)
АРИЗ и методика работы над сочинением.
The summary to the theses ARIZ and technique of job above the composition.
Какие "технические" слова подобрать для объяснения, чтобы ученики могли создать модель будущего сочинения? Как научить будущих специалистов по физике и специалистов по информатике "видеть образ" готового сочинения по заданной теме (говоря терминологией ТРИЗ, увидеть ИКР).
What "technical" words to pick up for an explanation, which the schoolboys could create, model of the future composition? How to learn the future experts in physics and experts in computer science "to see an image" of the ready composition on the given theme (speaking a terminology ТRIZ, to see IKR).
Несколько лет назад мне пришлось преподавать литературу старшеклассникам, влюбленным в физику, информатику и математику и вследствие этого мыслящими техническими категориями и понятиями. Я чувствовала, что мои объяснения и требования, предъявляемые в процессе работы над сочинениями, были им либо непонятны, либо вызывали скуку и неприятие, так как не соответствовали их интересам и увлечениям. Что делать, чтобы быть понятой? Какие «технические» слова подобрать для объяснения, чтобы ученики могли создать модель будущего сочинения? Как научить будущих физиков и информатиков «видеть образ» готового сочинения по заданной теме (говоря терминологией ТРИЗ, увидеть ИКР). И тут на помощь пришел АРИЗ.
Основная цель первой части АРИЗ - переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи. Первый этап работы над сочинением - это осмысление темы сочинения, определение его главной мысли, По сути, это совпадает с основной целью первой части АРИЗ, сформулированной Г.С. Альтшуллером: «переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи». Осмысление темы сочинения дает возможность ученику построить схему-план будущей творческой работы. Теперь последуем за Генрихом Сауловичем и попытаемся «переложить» технологию решения технической задачи на процесс создания творческой работы - сочинения. (Далее положения АРИЗа будут выделены курсивом)
Шаг 1.1. Записать условия мини-задачи (без специальных терминов) по следующей форме
Техническая система Сочинение
для (указать назначение ) для сдачи экзаменов на тему «…..»
включает включает
перечислить основные части перечисляем микротемы сочинения.
системы.
Формулируем техническое противоречие 1: выделено мало микротем . Это таит опасность недостаточно полно раскрыть тему сочинения, оставив без внимания важные стороны указанной в формулировке сочинения проблемы. Тогда в рецензии на сочинение появится фраза : «Тема сочинения раскрыта неполно, частично и т.п.».
Формулируем техническое противоречие 2: выделено много микротем. В этом случае ученик рискует, чрезмерно расширив границы сочинения, «растекаясь мыслию по древу», уйти от главного. Тогда проверяющий непременно отметит уходы от темы, обратит внимание на излишние мелочи и подробности, которые отвлекают от главной, основной мысли сочинения.
Следовательно, решая эти противоречия, необходимо определить такое количество микротем в сочинении, при котором бы не произошло чрезмерного сужения темы и вместе с тем позволило бы достаточно полно и аргументировано раскрыть формулировку темы сочинения, не размениваясь на мелочи.
Составляя техническое противоречие по Альтшуллеру, мы рассмотрели будущее сочинение, в котором микротем выделено слишком мало и отметили при этом, что хорошо, а что плохо. Хорошо - 1) сочинение не велико по объему; 2) нет ничего, отвлекающего автора от главной мысли; 3)есть возможность хорошо, полно раскрыть 1-2 микротемы. Плохо - 1) риск недостаточно полного освещения поставленной проблемы; 2)сведение проблемы до 1-2 аспектов, игнорирование других сторон проблемы;3) недостаточная аргументированность в раскрытии темы; 4) неоправданное сужение границы темы сочинения.
Теперь с этой же точки зрения рассмотрим сочинение, в котором выделено много микротем. Хорошо - 1) тема раскрыта полно; 2) рассмотрены различные аспекты сформулированной проблемы; 3) сочинение по объему соответствует нормативным критериям; 4) в сочинении достаточно много примеров, фактов, аргументов. Плохо - 1) обилие микротем чрезмерно расширяет границы сочинения; 2) большое количество фактов, примеров заслоняют главную мысль несущественными, неважными с точки зрения указанной проблемы мелочами; 3) могут появиться многочисленные «уходы» от темы; 4) сочинение может существенно превысить нормативный объем; 5) микротемы могут быть только перечислены, но не достаточно полно и аргументировано раскрыты.
Главная задача пишущего - написать сочинение, достаточно полно раскрыв тему и выразив основную мысль текста. Следуем за Г.С. Альтшуллером далее.
Шаг 1.2 Выделить и записать конфликтную пару: изделие и инструмент. Изделие- тема сочинения, которую надо раскрыть. Инструмент - микротемы, факты, аргументы, примеры из текста, жизненные впечатления.
Шаг 1.3 - составить графические схемы ТП-1 иТП-2. Это и есть составление примерного плана будущего сочинения. Например, наименование изделия - сочинение на тему «Тема родины в творчестве С.А.Есенина». Инструменты - микротемы, составляющие понятия слова «родина»: природа, страна-деревня-дом-мать-соседи + стихи С.А.Есенина, раскрывающие эти понятия, своеобразие восприятия поэтом окружающего его мира.
Шаги 1.2 и 1.3 уточняют общую формулировку задачи, то есть ученики должны еще раз внимательно прочесть формулировку темы сочинения, соотнести ее с перечнем выделенных микротем (подтем), сцен и эпизодов художественного текста и проверить, нет ли несоотсветствия в линии 1.1 - 1.2 - 1.3. Если несоответствия есть их надо устранить, откорректировать линию.
Шаг 1.4. Из двух схем, отражающих ТП-1 и ТП-2, выбрать ту, которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса, то есть процесса написания сочинения, создания своего текста. Анализ по первой части АРИЗ и построение модели сочинения существенно поясняют задачу и во многих случаях позволяют увидеть стандартные черты, (то есть набор требований к сочинению) в нестандартных задачах (то есть в необычности, новизне формулировки темы сочинения). Это открывает возможность более эффективного использования стандартов (требований к сочинению, правил написания сочинения), чем применение их в исходной формулировке задачи. Иначе говоря, работа по первой Части АРИЗ и построение модели будущего сочинения позволяет сквозь призму стандартных требований увидеть конечный результат - степень раскрытия темы сочинения.
Вторая часть АРИЗа - анализ модели задачи. Цель этой части АРИЗ - учет имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, вещества и полей. В процессе работы над сочинением учет имеющихся ресурсов это есть учет идейно-художественных, композиционных и языковых особенностей текста, которые можно использовать при решении задачи(написание сочинения). Учет имеющихся ресурсов - это учет сцен, эпизодов, описаний, характеристик и других структурных элементов текста, которые помогут раскрыть проблему, сформулированную в теме сочинения.
Составить список ВПР - значит составить перечень эпизодов, сцен, диалогов, монологов, деталей портрета литературного героя, деталей интерьера, пейзажных зарисовок и т.п. При решении конкретной мини- задачи желательно получить результат при минимальном расходовании ВПР, то есть при отборе эпизодов, сцен, картин, монологов и других структурных единиц текста обратить внимание на такие элементы, которые наиболее ярко отражают заявленную в формулировке темы проблему.
Третья часть АРИЗа - определение ИКР и ФП. В результате применения третьей части Ариза должен сформулироваться образ идеального решения (ИКР). Не всегда возможно достичь идеального решения, но ИКР указывает направление на наиболее сильный ответ. Другими словами , надо постараться при анализе ВПР текста и отборе сцен , эпизодов текста «увидеть» готовое сочинение. При решении мини-задачи в соответствии с примечаниями АРИЗа № 20 и 21 следует рассматривать ВПР в такой последовательности: ВПР инструмента (смысловая нагрузка фрагмента текста, слова, предложения, пафос мысли, чувства), ВПР внешней среды (общая проблематика произведения, главная идея всего текста), побочные ВПР и ВПР изделия (другие элементы художественной структуры текста, не вошедшие в ВПР, но выбранные в соответствии с формулировкой темы на первоначальном этапе).
Четвертая часть АРИЗа - мобилизация и применение ВПР.
Шаг 4.1. Перед мобилизацией ВПР наглядно представить…, «что сделать» и «как это сделать» Благодаря этому снимается психологическая инерция, фокусируется работа воображения. Цель мобилизации ресурсов при решении мини- задачи - при минимальном расходе ресурсов получить один максимально сильный ответ. Для пишущего сочинение это означает при минимальном количестве ВПР текста добиться полноты освещения, раскрытия темы сочинения.
Шаг 4.2. Если из условий задачи известно, какой должна быть готовая система и задача сводится к определению способа получения этой системы, можно использовать метод «шаг назад от ИКР». Этот шаг применительно к работе над сочинением означает то, что пишущий думает над тем, какие ошибки возможны в готовом сочинении на данную тему. Например, отсутствие связи между частями сочинения, «зазор» между смысловыми абзацами текста. Обнаружив такой дефект в сочинении, автор должен продумать вариант решения этой микро-задачи: найти предложения-связки, которые объединяли бы в единое целое все микроэлементы сочинения и раскрывали бы главную проблему сочинения, обозначенную в формулировке темы. Таким образом, мы вводим «новые вещества», не вводя их.
Шаг 4.3 состоит в переходе от двух моно-веществ к неоднородному би-веществу . Рассматривается объединение веществ. На уровне работы с текстом это означает, что пишущий сочинение, сопоставляя на первый взгляд несопоставимые элементы текста, открывает новый поворот в раскрытии темы. Рождается неповторимость авторского замысла, проявляется творческая индивидуальность пишущего.