Шустерман Михаил Наумович (Норильск, Россия)
Shousterman Mikhail (Norilsk, Russia)
На стыке S – образных кривых.
The summary to the theses on a joint S - figurative curves.
C начала 1990 годов мы начали регулярные занятия с детьми от детского сада до школьников старших классов и с их преподавателями по изучению закономерностей истории развития народов и религий, представителями которых они являются.
C beginnings of 1990 we have begun regular employment (occupations) with children from a children's garden up to the schoolboys of the senior classes and with their teachers on study of laws of a history of development of the peoples and religions, which representatives they are by.
Уважаемые господа Вам представлен фрагмент занятия "Закономерности развития религий" по темам курса Обществознание "Духовный мир человека", "Толерантность".
Цели его следующие:
- Практическое применение и значение Схемы талантливого мышления и Законов развития систем в ТРИЗ в раскрытии конкретного программного материала общеобразовательных учреждений (10,11классы и др.);
- Анализ роли творческой личности на определенном этапе развития своего и других народов;
- Самоосознание и уважение себя и соседа (практичекое решение вопросов Толерантности).
Материал более 3-х лет дается автором на занятиях в школах, в педучилищах, в колледжах и в группах педагогов по изучению ТРИЗ в г.г. Норильск, Дудинка, Холмск (о. Сахалин).
Многолетняя атеистическая пропаганда в России не добилась ни малейшего успеха в искоренении религиозных верований. В чем она действительно преуспела – так это в насаждении религиозного невежества.
Каждая религия проходит через этапы развития и имеет характерные признаки, которые могут меняться по мере этого движения.
Перечислим основные из них: божественный образ, роль служителя веры, место и форма проведения религиозных обрядов, структура молитвы, отношение к иноверцам и т. д.
В зависимости от этапов развития каждой религии по S – образной кривой происходит видоизменение ее характерных признаков или стабилизация их.
С зарождением новой S – образной кривой – Новой религии на базе старой или совокупности нескольких происходит чаще всего замена основных признаков на противоположенные или с возможностью их сочетаний с последующей борьбой за расширение числа носителей этой новой системы.
Рассмотрим эту закономерность на примере взаимоотношений иудаизма, язычества и христианства с момента зарождения последней из них.
Христианская традиция считает колыбель Иисуса колыбелью своей религии.
Еврейское имя Иисуса – Йешу – отнюдь не было редким в то время. Это сокращение библейского имени Йегошуа, этимология которого связана с корнем Йеша («спасение»).
Из евангельских рассказов складывается впечатление, что Йешу учился у мудрецов Израиля. Он не достиг статуса «раби», однако принадлежал к кругу образованных учеников. В то время свидетельством глубокой богобоязненности у мудрецов Израиля служило постоянное ношение тфилин. И действительно, ранняя христианская иконография вплоть до 1V века нашей эры изображает Иисуса с тфилин на голове.
Иисус к смертной казни был приговорен римским судом. Ведь распятие – специфически римская форма смертной казни, не применявшаяся в еврейском судопроизводстве. Таким позорным способом казнили рабов и людей низших сословий. Неудивительно поэтому, что на протяжении первых веков христианства вовсе не крест служил символом новой религии. Символ христианской церкви на заре ее существования было изображение рыбы: слово «ихтиос» - «рыба» - толковали как аббревиатуру полного церковного титула родоначальника этой религии.
Римский мир в первом веке новой эры переживал острейший духовный кризис.
Официальной религией оставалось язычество. Пантеону богов во главе с Юпитером воздавались предписанные почести. В Рим отовсюду проникали всевозможные мистические культы: из Египта – культ Исиды, из Ирана– культ бога Митры. Греко-римская культура той поры отличалась синкретизмом. В мировоззрении ее носителей легко уживались разнородные и часто противоречивые идеи. Иудаизм привлекал многих, но не как свод законов и заповедей, которому надо следовать, а как пища для размышлений, как интересная доктрина, достойная более близкого ознакомления.
Помимо евреев, верных Закону, иудаизма как системы мировоззрения придерживались в той или иной мере десятки тысяч язычников. Немало было и не евреев, подошедших к еврейской религии еще ближе, - так называемых «богобоязненных».
Окружающие воспринимали первых христиан именно как иудейскую секту. Христианство не получило широкого распространения в еврейской среде, однако оказалось весьма привлекательной для язычников. Община иерусалимских христиан, сложившаяся вокруг одного из братьев Иисуса, придерживалась той точки зрения, что христианин должен быть в первую очередь евреем, и потому соблюдение заповедей для него обязательно. Другие общины склонялись к мнению, что заповеди возложены Законом лишь на христиан-евреев, тогда как христиане - не евреи от них свободны.
Языческое сознание, усваивая еврейские тексты, перетолковывало их на свой лад. При проекции геометрических тел под разными углами сохраняется корреляция между источником и отображением, однако форма источника искажается до неузнаваемости. Так произошло и в случае с христианством. Питательной средой, на которой взошла новая религия, послужили многочисленные группы «богобоязненных». Восприятие еврейских источников накладывалось у них на родную греческую культуру. На фоне кризиса языческого сознания идеям монотеизма, обернутым в привычную мифологическую оболочку, был обеспечен успех.
С апостола Павла началось развитие христианской теологии. Догматы христианства с самого начала служили предметом ожесточенных споров, которые подчас сопровождались кровопролитными столкновениями. Это можно проследить на протяжении всей истории развития христианства.
Итак, на стыке S – образных кривых - иудаизма и язычества возникла новая S – образная кривая – христианство во всех своих направлениях.
Всякая новая система, возникшая на базе предыдущих, отрицает их. В нашем случае - борясь за паству и свою идеологию.
Так полторы тысячи лет христиане унижали и преследовали еврейский народ. Приведу только один пример: в 13 и 14 столетиях в городах на юге Франции существовал обычай: накануне христианской Пасхи главу еврейской общины приводили на городскую площадь, и епископ публично давал ему пощечину. Факты такого рода выходят далеко за рамки теологических различий.
В настоящее время часть христианских церквей оказывает моральную и материальную помощь евреям, репатриирующихся в Израиль.
Далее можно рассмотреть характерные признаки каждой религии с теологической точки зрения, например:
Отличаются друг от друга представления в иудаизме и христианстве о вечной жизни.
Христиане полагают, что залогом избавления души является принадлежность к «истинной церкви», ибо душа для своего спасения нуждается в искуплении, которое уже достигнуто жертвенной смертью Христа. Поэтому праведники-нехристиане не удостоятся избавления, тогда как грешные христиане спасутся.
Иудаизм же полагает, что человек судится не по вере, а по поступкам. Пока он не совершил преступление – не только в уголовном, но и в моральном смысле слова – он невинен. Потому заслужить вечную жизнь может человек любого вероисповедания, в том числе христианин и мусульманин.
Так используя законы S – образного развития систем, мы сможем инструментально развивать у слушателей способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.
Воспитывая толерантность в детях и у взрослых, мы обеспечим более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.