Козырева Нелли Арнольдовна (Могилев)
Kozyreva Nelly (Mogilev, Belarus)
Формирование творческой когнитивной стратегии
с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр.
Shaping creative strategies by means of desk, role and computer plays.
В докладе описана система настольных, ролевых и компьютерных игр для обучения элементам ТРИЗ. Приводится таблица, по которой можно выбрать игру для обучения тому или иному ТРИЗ-навыку.
The system of board, role and computer games for training to elements of TRIZ is described. The table for choose game for training to TRIZ -SKILL is resulted.
В последние годы наметился рост интереса к ТРИЗ-обучению со стороны системы образования. Элементы ТРИЗ преподают и в детских садах, и в начальной и средней школе, в педагогических колледжах и технических ВУЗах, в системе повышения квалификации работников образования. При этом до сих пор нет стандартов на ТРИЗ-обучение, и каждый преподаватель «даёт» такие составные части ТРИЗ, какие именно он считает нужным для своих учеников-слушателей, и в таком объёме часов, какой «спущен» сверху, то есть исходя из возможностей надсистемы. ТРИЗ – это очень сложная система взаимосвязанных приёмов, методов, стандартов, закономерностей, и на освоение её до уровня когнитивного творческого навыка нужно очень много времени.
Ещё одна тенденция последнего времени, которую мы просто не можем игнорировать – это появление интернет-образования и большого количества дистанционных курсов. Учитель фактически «уходит» от прежней методики вербального изложения материала, и его роль сводится к организации самостоятельной работы над хорошо структурированным учебным материалом, к ответам, помощи на трудности ученика. Можно отметить, что резко увеличивается ГПФ учителя – с помощью компьютерных технологий он обучает уже не 30-40 учеников, а сотни и даже тысячи.
«Лишнего» времени на изучение дополнительных курсов (а ТРИЗ пока не входит в обязательный набор предметов) нет ни у ученика, ни у преподавателя – как в традиционной системе обучения, так и в более современных технологиях. Поэтому встают два вопроса:
- Как сделать обучение более эффективным, то есть научить большему за меньший промежуток времени;
- Как задействовать временные ресурсы надсистемы, ученика для дополнительного обучения ТРИЗ, в том числе для закрепления ранее пройденного материала.
Если сформулировать ИКР, то он может выглядеть таким образом: «Времени на обучение нет, а ребёнок (слушатель) обучается»; «Учителя нет, а ребёнок (слушатель) обучается».
Достигнуть этих ИКР можно с помощью организации игровой деятельности, как для детей, так и для подростков, студентов и взрослых. Игра – мощный обучающий механизм. А время на игру (необходимый нам ресурс) находят и дети и взрослые.
В обществе утверждается новая ценность «успешность человека». И ТРИЗ может быть востребована в новых экономических реалиях именно как методология, приводящая к выработке когнитивных навыков для успешной творческой жизни. Но для этого необходимо проводить специальную работу по пропаганде, позиционированию ТРИЗ.
Не исключая необходимости разработки и стандартизации ТРИЗ-обучения в системе образования, возможно, и, пожалуй, даже необходимо обеспечить «присутствие» ТРИЗ на рынке игр – компьютерных, ролевых, настольных. Это может стать необходимым дополнительным элементом к обучающим курсам, компенсировать нехватку выделяемых надсистемами часов на изучение ТРИЗ, и привлечь новых людей как к самостоятельному изучению ТРИЗ, так и к желанию обучиться на «живых» курсах по ТРИЗ.
ТРИЗ в играх
Поиском ответа на вопрос: какие элементы ТРИЗ можно эффективно для обучения «обыграть» в различных видах игр, и разработкой таких игр я занимаюсь с 1994 года. В качестве базовых составляющих ТРИЗ взяты ЖСТЛ [1], «Железная ТРИЗ» [2] и РТВ [3]. Очень важно придумать игровые структуры, принципы построения игр, в которые затем можно «вложить» ТРИЗ-содержание для разного возраста игроков – от детей 3-дет до взрослых, их родителей. Такая работа продолжается постоянно, всё время появляются новые идеи игровых структур: цели, правила, «игровое пространство», играющие и их роли, оценка текущего состояния игры и достижения цели, возможность коррекции играющим своей игровой стратегии, тематическое содержание игры (конкретные элементы ТРИЗ) и психологические аспекты (развиваемые в игре качества мышления, общения, деятельности). Далее этап разработки включает следующие стадии для каждой игры: конкретная конструктивная проработка игры, художественных образов, создание макета, рабочего образца игры, «эксперименты на людях» - для отработки корректности данной игровой структуры, создание готового к изданию оригинал-макета. С самого начала разработки замысла новой игры производится предварительная экономическая проработка её стоимости в массовом производстве. Можно сказать, что экономическая составляющая является главной «ограничивающей функцией» при разработке игры, которая очень существенно «обрезает» широту творческого замысла. Поэтому, на мой взгляд, предлагаемые мной игры являются, возможно, не оптимальными по критерию «максимум ТРИЗ в обучении», но я пыталась провести оптимизацию сразу по двум параметрам: максимум ТРИЗ + минимум затрат на производство. Это позволяет надеяться на то, что поиск инвесторов принесёт успех. Пока издана только одна игра - по РТВ – «ТЕРЕМОК» (ассортимент 6 вариантов для разного возраста) [4]. Игра по развитию навыков ЖСТЛ «Выбираю Успех!» подготовлена в виде рабочего оригинал-макета на CD. Компьютерная игра «Научи Неваляшку кланяться» изготовлена в виде прототипа [5].
Разработка новых замыслов игр по обучению ТРИЗ продолжается. Остальные десятки игр существуют пока только в авторских описаниях. Они ждут своих художников для осуществления большого объёма работы по претворению идей в жизнь. Буду рада, если к работе по разработке замыслов подключатся ТРИЗ-специалисты – поле деятельности большое, задач хватит для всех.
На сегодняшний день я считаю более эффективным для обучения РТВ использовать настольные игры. Они позволяют не только предъявить некие визуальные стимулы-карточки по определённым игровым правилам, но и организовать общение между играющими, осуждение придуманных идей и групповую деятельность, ориентированную на достижение заданной цели.
Сочетание настольных игр с ролевыми играми (когда игроки выполняют правила, исходя из принятой на себя роли), позволяет обучать элементам ЖСТЛ. Возможно, для обучения ЖСТЛ разработать и компьютерные игры, но от такой возможности я отказываюсь по принципиальным соображениям: для достижения Достойной цели человек должен уметь хорошо, конструктивно общаться с людьми, уметь работать в коллективе. Настольные и ролевые игры (в наших игровых структурах) позволяют развить навыки конструктивной коммуникации, а компьютерные – нет.
«Железная ТРИЗ» хорошо вписывается в игровые структуры настольных и компьютерных игр. Некоторые элементы «железной ТРИЗ», относящиеся к конфликтным ситуациям и закономерностям развития организационных систем и групп людей, могут быть реализованы в игровых структурах ролевых игр.
В таблице 1 приведены элементы ТРИЗ и игры, в которых происходит обучение им. Игры, для которых приведено название – запатентованы [6-8] и описаны в работах [9-10]. Знак «+» означает новые игры, которые на 1 июля 2003 года находятся в процессе разработки. Патентование их возможно, но этот вопрос зависит от возможности из практической реализации в жизни.
Таблица 1
Игры для обучения элементам ТРИЗ
Элементы ТРИЗ |
Настольные игры |
Ролевые игры |
Компьютерные игры |
Жизненная стратегия творческой личности: |
+ |
+ |
|
Творческий путь Изобретателя |
«Выбираю Успех!» |
«Выбираю Успех!» + |
|
Выбор и достижение Достойной Цели |
«Спасаю жизнь» + |
«Спасаю жизнь» + |
|
«Железная ТРИЗ»: |
|
|
|
40 приёмов устранения противоречий |
«Навигатор» + |
|
«Научи Неваляшку кланяться», «Придумай Неваляшку» |
Стандарты на решение изобретательских и исследовательских задач |
«Навигатор» + |
|
+ |
Типовые схемы противоречий (конфликтных ситуаций) |
+ |
+ |
|
Вепольный анализ |
+ |
|
+ |
Закономерности развития систем |
+ |
+ ( для групп) |
+ |
Управляемое воображение (РТВ): |
|
|
|
Фантограмма |
«Учёный фантазёр» |
|
|
Типовые приёмы фантазирования |
«Теремок», «Хоровод cказок», «Лабиринт сказок» |
|
|
Настольные и ролевые игры
Некоторые наши настольные игры позволяют проводить также и ролевые игры («Выбираю Успех!», «Спасаю жизнь»). При этом в ролевых играх, на мой взгляд, основной акцент следует обращать на формирование жизненной стратегии творческой личности, таких навыков как умение выбрать достойную цель и разработать реальную программу её выполнения, контролировать выполнение и осуществлять коррекцию цели или способов её достижения. Владение техникой решения творческих, нестандартных задач, которые встречаются на пути к цели, реализуются в других настольных или компьютерных играх.
Компьютерные игры
Начата работа над компьютерными технологиями по обучению ТРИЗ.
Примером возможности создания компьютерной обучающей игры по ТРИЗ является интерактивная игра «Научи Неваляшку кланяться» (см. на CD-диске файл V-Vst.zip). Содержание игры основано на методике обучения 40 типовым приёмам устранения противоречий с помощью игрушки «Неваляшка» [11-13]. Разработана структура и содержание игры, изготовлен прототип. Он демонстрирует основную идею и некоторые игровые возможности, дает возможность управлять поведением игрушки-«образца». В этой работе принимали активное участие Елена Новицкая, Андрей и Татьяна Митасовы, Николай Шпаковский.
Другая компьютерная технология - обучающая приёмам разрешения противоречий рассылка «Придумай Неваляшку» - разработана совместно с Виктором Тимоховым и уже начала работать на сайте Trizland.com [14]. Она позволяет осуществлять обратную связь с играющими.
Возможности
Реализация на практике описанной системы игр (настольных, ролевых, компьютерных) позволит получить
Педагогам: дидактический игровой материал, который можно использовать на занятиях в детском саду, школе (на уроках и в группах продлённого дня), Вузах.
Ученикам и слушателям ТРИЗ-курсов: возможность закрепить полученные на занятиях элементы ТРИЗ, в игровой форме, с друзьями.
ТРИЗ-движению: расширение области потенциальных ТРИЗовцев, пропаганда ТРИЗ.
Задачи
Основными задачами являются:
- Найти инвесторов для производства и реализации готовых игр.
- Организовать изготовление оригинал-макетов имеющихся в описаниях игр.
- Подключить к работе по разработке настольных, ролевых и компьютерных игр коллег-ТРИЗовцев.
Литература:
- Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - Мн.: Беларусь, 1994.
- Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989
- Альтшуллер Г.С. Фантограммы. Учебный материал Общественной Лаборатории при ЦС ВОИР. 1971г.
- Козырева Н.А. Как сказки умнеть помогают. Пособие для педагогов и умных родителей к играм серии «ТЕРЕМОК» для детей 3-7 лет. Могилёв, 1998. –64с.
- http://www.gnrtr.com/powers/ru/soft02.html
- Патент России на изобретение № 2111785 "Настольная игра"
- Патент Беларуси на изобретение № 3441 "Настольная игра"
- Патент России на полезную модель 10102 " Игра в карты "
- Козырева Н.А. Система развивающих настольных игр. Журнал «Начальная школа», Минск, № 3-8/1997г.
- Козырева Н.А. Педагогика творчества. Журнал «Новые ценности образования», Москва, № 1/2003г., с.96-102
- Козырева Н.А. “Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька». Тезисы докладов научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г.
- Kozyreva, N., Novitskaya, E., (2002) 'Methods of Teaching TRIZ-Principles By a Through Example' TRIZ Journal online, [http://www.triz-journal.com], Issue August 2002.
- Kozyreva N. Training technique of TRIZ elements with the help of a toy "Bob of toy". Thesises of the report ETRIA World conference "TRIZ FUTURE 2002 ", Strasbourg, 6-8 November, 2002.
- http://www.trizland.ru/lists.php