Сидорчук Т.А. Программа по развитию мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста

Сидорчук Татьяна Александровна (г. Ульяновск, Россия)

Sidorchuk Tatiana (Ulianovsk, Russia)

 

Программа по развитию мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста.

Program on development of thinking, imaginations and speeches a child of preschool age.

Мышление, воображение и речь в реальном процессе развития ребенка неразделимы. Педагог может судить об уровне развития мышления, воображения и речи по речевому продукту, который создает ребенок.

The thinking, imagination and speech in real process of development of child indivisible. The Teacher can judge about level of development of thinking, imaginations and speeches on speech product, which creates the child.

 

Данная программа создавалась в период с 1996 по 2002 г.г. и проходила апробацию в дошкольных образовательных учреждениях:

НМЦ № 242 "Садко" г. Ульяновск,

МДОУ № 277 "Золотой ключик" г. Самара,

МДОУ № 4 "Светлячок" г. Трехгорный, Челябинская область,

МДОУ № 4 "Улыбка" г. Череповец,

МДОУ № 178 "Облачко" г. Ульяновск,

МДОУ № 147 "Сосенка" г. Тольятти,

МДОУ № 167 "Долинка" г. Тольятти,

МДОУ № 7 « Журавлик» г. Нягань, Ханты-Мансийский округ,

МДОУ № 141 "Искорка" г. Ульяновск,

Школа - сад № 1 г. Севастополь,

МДОУ № 75 " Алиса" г. Димитровград, Ульяновская обл.

МДОУ № 23 " Аленушка" г. Жигулевск, Самарская обл.

Глубокая благодарность администрации, преподавателям и студентам социально - педагогического колледжа № 1 г. Ульяновска и особенно Душенькиной Т.В., Ашлаповой Т.В., Кузнецовой А.Б. за многолетнюю помощь в создании курса по ТРИЗ-РТВ для студентов и учащихся колледжа.

Программа и методики, разработанные на базе этих дошкольных учреждений, входят в образовательный проект "Джонатан Ливингстон" (автор и координатор проекта Н.Н. Хоменко, Мастер ТРИЗ, профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий Страсбурга, Франция).

Автор выражает глубокую признательность коллегам Гафитулину М.С (г. Жуковский), Гину А. А., Гин С. А. (г. Гомель), Григорович Л. А. (г. Москва), Ефремову С.В. (г. Рязань), Журавлевой Н.М. (г. Тольятти), Корзун А. В. (г. Минск), Нестеренко А. А. (г. Петрозаводск), Мурашковска И.Н. (г. Елгава), которые много лет консультируют, вдохновляют и поощряют нашу экспериментальную деятельность.

Уважаемым коллегам В.Г. Березиной, Л.А. Кожевниковой и В.И. Авдевич (г. Челябинск) - искренняя благодарность за пользование фондом литературы по ТРИЗ и содействие в организации издательской деятельности.

Программа состоит из параграфов:

§ 1. Задачи обучения составлению сравнений.

§ 2. Задачи обучение созданию  рифмованных текстов.

§ 3. Задачи обучения  приемам фантазирования.

§ 4. Задачи обучения умению сужать поле поиска.

§5. Задачи формирование мыслительных операций  диалектического характера.

§ 6. Задачи обучения установлению системных связей объектов окружающего мира.

§ 7. Задачи обучения составлению рассказов по серии картинок.

§ 8. Задачи обучения составлению рассказов по картине.

§ 9. Задачи обучения детей созданию связных текстов сказочного содержания.

Мышление, воображение и речь в реальном процессе развития ребенка неразделимы. Педагог может судить об уровне развития мышления, воображения и речи по речевому продукту, который создает ребенок.

Основной формой работы с детьми является система тренингов, которая организуется в большей степени в совместной деятельности воспитателя и детей.

Рекомендуются занятия по развитию речи планировать  по предполагаемому детскому речевому продукту. В нашем понимании детским речевым продуктом можно назвать некий текст, созданный ребенком самостоятельно или с помощью воспитателя: загадки, метафоры, рифмованные тексты, рассказы по картине или серии картинок, созданные сказки  и т.д.

Предлагается проведение следующих видов занятий:

  • Занятия по составлению рифмовок;
  • Пересказывание текста с помощью схем;
  • Анализ и кодировка литературных произведений;
  • Составление текстов сказочного содержания;
  • Занятия по обучению детей составлению сравнений, загадок, метафор;
  • Работа с серией картинок;
  • Составление творческих рассказов по картине.