Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"
При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК
ЗАНЯТИЕ № 6
гимназия № 17 г. Петрозаводск 14 марта 2003 года,
Рубин М.С. - руководитель семинара;
Рубина Н.В. – курс РТВ;
Слушатели:
Алексеева Е.Н., Фельдман Я., Осолоткина Е., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Лазарев Т.В., Ермоленко В.А., Звонилов Н.
Фактическое содержание занятия.
1. Приемы разрешения противоречий (Милова Ю.М.).
2. Особенности применения приемов разрешения противоречий для решения изобретательских задач.
3. Фантограмма.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Задача. Во времена сухого закона в США бутлегеры (подпольные торговцы спиртным) ввозили в страну свой товар по морю. Часто во время пути их лодки останавливали корабли сторожевой охраны для обыска. В этих случаях бутлегеры вынуждены были, не дожидаясь прихода таможенников, выбрасывать ящики с виски в море, безвозвратно теряя свой груз. Ящики с виски должны быть, чтобы не пострадала коммерция, и не должны быть, чтобы не угодить в тюрьму. Как быть? Какие приемы вы применяли при решении этой задачи?
2. Задача. Советский генетик А.С. Серебровский в 1927 г. вывез из Германии новую очень дорогую породу кроликов "рекс", методом, который не пришел бы в голову даже самому искушенному контрабандисту. Желая сэкономить государству валютные средства, он не повез через таможню (с уплатой пошлин) породистых кроликов, но сумел доставить генетический материал этой породы в свою лабораторию. Как ему это удалось? Каким приемом воспользовался генетик?
3. Задача. В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые бревна. Контролеры измеряли диаметр каждого ствола, чтобы потом, вычислить объем всех бревен. Работа шла медленно, контролеры собирались задержать поезд, чтобы успеть произвести замеры... И тут появился изобретатель. - Есть идея! - сказал он. - Поезд уйдет через пять минут. Возьмите... Что он предложил? Какие приемы разрешения противоречий были использованы?
1. Приемы разрешения противоречий (продолжение).
2. Из книги Г.С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения».
3. Фантограмма (практикум по применению).
4. Из книги Г. С. Альтшуллера «Найти идею».
1. Приемы разрешения противоречий (продолжение).
|
ПРИЕМЫ |
ФОРМУЛИРОВКА |
ПРИМЕРЫ |
21. |
Проскока. |
Вести процесс ил отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
|
1. Устройство для разрезания тонкостенных пластмассовых труб. 2. Ришелье просит отпустить ему грех лжи сразу после посвящения в сан. 3. Динамическое равновесие при преодолении горных рек. |
22. |
Вред в пользу. |
а) Использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта; б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредным фактором; в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным. |
1. «Он нам мешает, он нам и поможет…»; 2. Ток высокой частоты при обработке металлов портит контакты; он же может обрабатывать металл; 3. Озон и шины. |
23. |
Обратная связь. |
а) Ввести обратную связь; б) если обратная связь есть – изменить ее. |
1. Предсказатель и правитель; 2. в начале роста цен люди покупают больше товаров «про запас»; 3. управление коллективами |
24. |
Посредник. |
Использовать промежуточный объект-переносчик. |
1. Вороны помогают обнаружить снайперов; 2. через оксид бериллия необходимо пропускать ток. Для этого добавляют не любой металл, а именно бериллий. |
25. |
Самообслуживание. |
а) Объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции; б) использовать отходы (энергии, вещества). |
Дробеметный аппарат с магнитными стенками, удерживающие защитный слой дроби. |
26. |
Копирование. |
а) Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные копии; б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить) копии; в) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым. |
1. Прототип для ордена Александра Невского – актер Н. Черкасов. 2. Шпион рисует укрепления в виде бабочек. 3. Информация передается с помощью ветреных мельниц.
|
27. |
Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности. |
Заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью). |
Замена прочных многоразовых систем непрочными одноразовыми. |
28. |
Замена механической схемы. |
а) Заменить механическую схему оптической, акустической или «запаховой»; б) использование электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом; в) перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных – к меняющимся во времени, от неструктурных – к имеющим определенную структуру; г) использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами. |
Для обнаружения разрушения бура в нем размещают капсулу с пахучим веществом. |
29. |
Пневмо- и гидроконструкции. |
Вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные. |
1. Две неровные детали неравномерно давят друг на друга. Если между ними «подушку» давление выравнивается. 2. При строительстве колонн в Древней Греции использовали мешки с песком для их выравнивания. |
30. |
Использование гибких оболочек, тонких пленок. |
а) Вместо объемных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки; б) изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок. |
|
31. |
Применение пористых материалов. |
а) Выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т.п.); б) если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом. |
Соты, термитники; кости животных.
|
32. |
Изменение окраски. |
а) Изменить окраску объекта или внешней среды; б) изменить степень прозрачности объекта или внешней среды; в) для наблюдения за плохо видимыми объектами или процессами использовать красящие добавки; г) если такие добавки уже применяются, использовать меченые атомы. |
1. TEFAL краснее при оптимальной температуре; 2. Индикаторы. 3. Маскировка. |
33. |
Однородность. |
Объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам). |
1. Транспортировка живой рыбы. 2. Контакты из одинаковых металлов. |
34. |
Отброс и регенерация частей. |
а) Выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т.п.) или видоизменена непосредственно в ходе работы; б) расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы. |
1. Ступенчатая ракета. 2. При аварии самолета горючее вспенивается. 3. При изготовлении пружины используют металлический цилиндр, обернув его бумагой, чтобы легче было его извлечь. 4. Древнее литье с помощью формы из воска. |
35. |
Изменение физико-химических параметров объекта. |
а) Изменить агрегатное состояние объекта; б) изменить концентрацию или консистенцию; в) изменить степень гибкости; г) изменить температуру. |
Газирование. «Смягчение воды». |
36. |
Фазовые переходы. |
Использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например изменение объема, выделение или поглощение тепла и т.д. |
1. Получение ребристых труб с помощью ее заморозки. 2. Задача о перемещении трансформатора с помощью растаявшего куба льда. |
37. |
Термическое расширение. |
а) Использовать термического расширения (или сжатие) материалов; б) если термическое расширение уже используется, применить несколько материалов с разными коэффициентами термического расширения. |
Соединение оси и колеса вагона, при котором одна часть нагревается, а другая охлаждается. |
38. |
Применение сильных окислителей. |
а) заменить обычный воздух обогащенным; б) заменить обогащенный воздух кислородом; в) воздействовать на воздух или кислород ионизирующими излучениями; г) использовать озонированный кислород; д) заменить озонированный (или ионизированный) кислород озоном. |
Повышение интенсивности процессов. |
39. |
Применение инертной среды. |
а) заменить обычную среду инертной; б) вести процесс в вакууме. |
Замедление некоторых процессов. |
40. |
Композитные материалы. |
Перейти от однородных материалов к композитным. |
Древесные опилки + каменные отходы = строительные материалы.
|
2. Из книги Г.С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения».
«В статье Э. Долота и И. Клямкина «Обыкновенные Эдисоны» приведено любопытное высказывание актера Московского театра сатиры Лепко. Штампы, говорил Лепко, вовсе не помеха в творчестве, наоборот, это рабочее орудие артиста. Весь вопрос в том, насколько широк набор этих штампов. Слабый актер – три или четыре штампа, про него говорят, что он в каждой роли повторяет себя. Сильный, талантливый актер – пятьдесят штампов, сто, может быть…
Знание типовых приемов, этих «штампов» изобретательства, резко повышает эффективность творчества. Возьмем, например, конкретную задачу. Нужно, чтобы при стрельбе дробью заряд не разлетался в стороны, а шел узким конусом. Обычный путь повышения кучности боя – увеличение длины ствола. Но тут очевидное техническое противоречие: выиграешь в форме конуса разлета дроби, проиграешь в длине ствола. Как быть?
Если трудно догадаться сразу, давайте уберем термины «ствол» и «дробь». Какие-то частицы движутся по трубе, и пока стенки направляют движение частиц – все в порядке. Но трубу нельзя сделать слишком длинной, как же направлять полет частиц?
В этой задаче такое же техническое противоречие, как и при сооружении дымовых труб. Следовательно, здесь можно применить тот же прием (№29), что и в авторском свидетельстве № 243809: использовать вместо «твердой» конструкции пневмоконструкцию. Пусть частицы движутся в газовых «стенках». Именно так решена эта задача по японскому патенту № 44-20959. В коротком стволе имеются газовыпускные отверстия. На ствол надет кожух, обрез которого совпадает с обрезом ствола. При выстреле пороховые газы выходят в кольцевой канал между стволом и кожухом и выбрасываются в виде кольца, которое охватывает дробовой заряд.
Современный изобретатель должен хорошо знать типовые приемы разрешения технических противоречий. Без этого немыслима научная организация творческого процесса».
3. Фантограмма (практикум по применению).
Упражнения:
1. Привести примеры использования приемов фантазирования в фантастике, рекламе, сказках и т.д.
2. Какие фантастические идеи можно получить, используя сочетания приемов фантазирования и универсальные характеристики объекта.
3. Описать разумное фантастическое существо, которое питается энергией солнца.
- заполнить таблицу для фантастического существа;
- описать такое разумное существо.
Работа по группам.
4. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».
Стр. 35
Стр. 91
Стр. 123 – 125