Рубин Михаил Семенович, Рубина Наталия Викторовна (Петрозаводск, Россия)
Rubin Mikhail, Rubina Nataly (Petrozavodsk, Russia)
Программа семинара «Введение в ТРИЗ для менеджеров».
The program of a seminar «Introduction in TRIZ for managers».
Представлена программа семинара «Введение в ТРИЗ» (объем 40 часов). Занятия проходили в январе-апреле 2003 года на базе Фонда поддержки малого бизнеса РК. Программа рекомендована для 1-го уровня аттестации.
The program of a seminar «Introduction in TRIZ» (volume 40 hours) is submitted. The employment passed in January - April, 2003 on the basis of Fund of support of small business Republic Karelia. The program is recommended for the 1-th level of certification.
Особенностями семинара “Введение в теорию решения изобретательских задач» стали, во-первых, состав преподавателей – слушатели имели возможность познакомиться сразу с тремя Мастерами ТРИЗ, работающими в г. Петрозаводске; во-вторых, очно-заочная форма работы – после каждого занятия слушателям рассылались материалы предыдущего с цитатами из классических книг по ТРИЗ (список использованной литературы приводится в конце); и, в-третьих, на семинаре разбирались задачи, предложенные самими слушателями.
Преподаватели: Рубин М.С. - руководитель семинара; Рубина Н.В. – курс РТВ; Селюцкий А.Б. – история ТРИЗ; Тригуб А.В. – введение в ФСА.
Фактические содержания занятий.
Занятие 1.
1. Метод проб и ошибок. Инерция мышления.
2. Примеры творческих задач.
3. Уровни творческих задач.
4. Понятие идеального конечного результата и противоречия.
5. Типы противоречий: административное противоречие, противоречие требований (техническое противоречие), противоречие свойств (физическое противоречие).
6. РТВ. Приемы фантазирования: увеличить, уменьшить; объединить, разъединить.
7. Подготовка плана работ по теме проблемы пресной воды в Карелии.
Во время занятий были разобраны следующие задачи: «Костюм для горноспасателей», «Робот для сортировки таблеток с дефектами», «Купец и 1 кг мяса», «Винт для Карлсона», «Как открыть канистру с бензином в горах», «Дом с водой, но без водопровода», «Дверь между братом и сестрой»
Упражнения по РТВ: «да-нетка» «Я в самолете…», примеры использования приемов фантазирования в сказках и фантастике, упражнение «Что может быть сначала большим, а потом маленьким и т.д.», задача «Большая больница в маленьком городе», нарисовать систему большую и маленькую одновременно, задачи: «Голос «Головы», «Перевозка стеклянных палочек», «Переправа Александра Македонского», «Термометр для долгоносиков», упражнение на объединение разных систем.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Чем занимается ТРИЗ, ее задачи и предмет.
2. Метод проб и ошибок, инерция мышления. Их достоинства и недостатки.
3. Уровни творческих задач: от чего зависит, чем характеризуется, привести примеры.
4. Почему ТРИЗ эффективнее метода проб и ошибок?
5. Для чего необходимы понятия ИКР и противоречия?
6. Типы противоречий, чем они отличаются, для чего необходимы разные типы противоречий, привести примеры.
7. Для чего необходим курс РТВ в ТРИЗ?
8. Приведите примеры использования приемов фантазирования.
9. Приведите известные вам примеры творческих задач. Выделите в них противоречия и ИКР. К какому уровню творческих задач их можно отнести?
Занятие 2.
1. Повторение. Опрос.
2. Система и ее элементы. Системный оператор.
3. Модели задач. Конфликтная пара: инструмент и изделие (изменяющий и изменяемый элементы).
4. Матрица конфликтов.
5. Выявление функций воды в жилом доме. Выявление проблемных ситуаций при снабжении водой.
Во время занятий были разобраны следующие задачи: «задача о перевозке шлака»; «стрелы Робин Гуда»; «Паника на средневековом корабле»; «Осветить надпись»; «Стакан» в парке юрского периода».
Контрольные вопросы к занятию:
1. Рассмотрите с помощью системного оператора систему автомобиль. Какие варианты анализа вы можете предложить?
2. Измените один или несколько элементов в автомобиле. К каким изменениям это приведет в других экранах системного оператора?
3. Задача. «Этрусская ваза». Используя системный оператор, предложите решение задачи.
4. Задача. «Сшить разноцветное платье». К какой системе надо перейти? Как это конкретно сделать? Составьте матрицу конфликтов и выделите конфликтную пара: изделие и инструмент.
5. Предположим, стоимость воды увеличилась в 10 раз. Как изменится водоснабжение у вас в доме? Стоимость воды увеличилась в 100 раз – как теперь будет организовано водоснабжение? Какие задачи при этом возникают?
Занятие 3.
1. Повторение. Опрос.
2. Формулировка идеального конечного результата (ИКР).
3. Вещественно-полевые ресурсы и их анализ.
4. Законы развития технических систем.
5. Разбор задачи о стрелах Робин Гуда.
На занятии разбирались задачи и примеры: «Халиф Хаким и разбойники»; «о лодке Робинзона»; «пистолет» для мебели»; «пулемет на самолете»; «пример на согласование – нельзя в розетке скручивать медный и алюминиевый провода»; « шум пылесоса можно поглотить воспроизведением этого шума в противофазе»; «пылесос, распространяющий запах»; «пылесос с ручкой на шарнирах»; «парашют для торможения»; «неравномерное развитие частей автомобиля (двигатель и колеса)»; «стрелы Робин Гуда»;
Контрольные вопросы к занятию:
1. Назовите три различные формулировки ИКР. Приведите примеры.
2. Что такое ВПР? Приведите примеры веществ и полей в социально-экономических системах.
3. Назовите три способа получения воды в пустыне без специальной техники.
4. Перечислите законы развития технических систем. Как они соотносятся с развитием нетехнических систем, например, социальных, художественных, экономических?
5. «Конкурс «бутылочка для яда».
Занятие 4.
1. Повторение. Опрос.
Системный оператор – особенности методики.
2. Методы активизации перебора вариантов (мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ).
3. Принципы разрешения противоречий.
4. РТВ. Приемы фантазирования.
На занятии были разобраны следующие задачи, упражнения и примеры:
задачи «Мастерская в Одессе», «Военные летчики», «Пароход «Великобритания», «Перейти реку «аки по суху», «Два джигита», «да-нетка» «Будильник»; «Красные глаза»; «Похищение Этрусской вазы»; «Как получить подделку картины с подписями экспертов»; «Вывезти тележку с завода»; упражнение придумать новый стол (МФО); задача «Амазонская рыбка»; «Винт у Карлсона» - разделение противоречивых свойств в пространстве; выход в надсистему – армия, охраняющая границы государства вместо крепостных стен; задача «Протезирование ног»; цепь у велосипеда – разделение противоречивых свойств между системой и подсистемами; упражнение «нарисовать мячик черный и белый одновременно».
Контрольные вопросы к занятию:
1. Какие задачи вы предложили бы для разбора методом мозгового штурма? Почему?
2. «За окном падает снег…» Предложите оригинальные сравнения или описания, используя метод фокальных объектов.
3. Составьте морфологическую таблицу для игр с мячом. Предложите новую игру.
4. В каких случаях методы активизации перебора вариантов могут быть использованы? В чем их достоинства и недостатки?
5. Какие принципы разрешения противоречий применяются для решения следующих задач.
6. Как устроен телефон наоборот? Как и для чего его можно использовать?
Занятие 5.
1. Схемы конфликтов.
2. Приемы разрешения противоречий (Милова Ю.М.)
3. Веполь и его применение.
4. Контрольные задания.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Назовите не менее 3-х схем возможных конфликтов. Приведите конкретные примеры возникновения подобных конфликтов.
2. Назовите не менее 5-ти основных приемов разрешения противоречий. Приведите примеры использования приемов при разрешении противоречий.
3. Как можно достать предмет из метровой скважины в земле? Рассмотрите разные варианты предмета (дерево, железо, стекло и т.д.) Нарисуйте схематично исходную конфликтную ситуацию и вепольную схему разрешения этого противоречия.
4. Предложите любую систему (например, ручка). Опишите варианты этого предмета для коллективного пользования, индивидуального пользования и коллективно-индивидуального пользования.
5. З а д а ч а. «Куда течет вода».
Занятие 6.
1. Приемы разрешения противоречий (Милова Ю.М.).
2. Особенности применения приемов разрешения противоречий для решения изобретательских задач.
3. Фантограмма.
Контрольные вопросы к занятию:
1. З а д а ч а. «Спрятать спирт». Как быть? Какие приемы вы применяли при решении этой задачи?
2. З а д а ч а. «Кролики «Рекс».
3. З а д а ч а. «Поезд уйдет через пять минут». Какие приемы разрешения противоречий были использованы?
Занятие 7.
1. Разбор домашнего задания.
2. Эффекты и их применение при решении изобретательских задач.
3. Задача о молниеотводе.
4. Введение в АРИЗ.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Эффекты в ТРИЗ: чем характеризуются, на каком этапе решения задачи они применяются?
2. Чем эффекты отличаются от приемов?
3. Какие виды эффектов вам известны?
4. Приведите примеры эффектов и их применения при решении изобретательских задач.
5. З а д а ч а. «Летчики и… крокодилы». (Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ, составитель В.И. Тимохов. СПб, 1996 г).
Занятие 8.
1. Биография Г.С. Альтшуллера (Селюцкий А.Б.)
2. Разбор задачи о «пациентке и Иисусе».
Контрольные вопросы к занятию:
1. З а д а ч а. (из картотеки В.И. Тимохова). «Нос Давида».
2. З а д а ч а. (автор Милова Ю.М.). «Эпизод из фильма «Бриллиантовая рука». «Комсомольская правда» от 10.01.2003 г., № 3/2 (22948), стр. 29. ISBN 0233-433Х
Занятие 9.
1. Основы ФСА (Тригуб А.В.).
2. Разбор домашних заданий.
Контрольные вопросы к занятию:
Дайте определения:
1. Функция системы; главная функция, дополнительная функция, основная функция, вспомогательная функция, ненужная функция;
2. Ресурсы функций;
3. Свертывание; условия свертывания;
4. З а д а ч а. «Сортировка коконов».
Занятие 10.
1. Разбор домашнего задания.
2. Таблица выбора приемов устранения технических противоречий.
3. Разбор задачи «обработка коконов шелкопрядов».
4. Метод «Золотой рыбки».
5. Схема 4-х этажного фантазирования.
6. Сказка про мел.
7. ТРТЛ. КТЛ.
Занятие 11.
Разбор задач по схеме разрешения противоречий.
Вручение свидетельств.