Рубина Н.В. Программа по курсу РТВ (на основе ТРИЗ) для начальных классов

Рубина Наталия Викторовна (Петрозаводск, Россия)

Rubina Nataly (Petrozavodsk, Russia)

 

Программа по курсу РТВ (на основе ТРИЗ) для начальных классов(1-3 или 2-4) средней школы.

The program on course CID (on base TRIZ) for initial classes (1-3 or 2-4) of secondary school.

Представлена программа по курсу РТВ для начальных классов. Программа применяется для обучения более 6 лет. Есть опыт проведения семинаров для педагогов на основе этой программе.

The Program on course CID for younger school is presented. The Program is used for learning more than 6 years. There is experience of undertaking the seminars for teachers on base to this program.

 

1. О КУРСЕ РТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет.  Все изменилось с началом разработок Г.С. Альтшуллера в 50-х годах в области теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). За десятилетия развития теории проведены тысячи семинаров, изданы сотни книг, разработаны десятки курсов обучения ТРИЗ.

За эти годы была убедительно доказана эффективность методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях:  техническое творчество,  научные задачи, развитие искусства, бизнес, решение социальных и психологических задач. ТРИЗ, разработанная в СССР, получила распространение во многих странах мира: США, Израиле, Франции, Великобритании, Финляндии, Германии, Вьетнаме, Японии и др. Особенно активно развивается ТРИЗ в России, Белоруссии, Латвии, США, Израиле, Вьетнаме.

В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач.  Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Их главное отличие от всех известных в этой области исследований состоит в том,  что анализу подвергается не субъективные и психофизиологические процессы, наблюдаемые у людей,  решающих творческие задачи, а объективные результаты творческого труда. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.

Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив их на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить. Все эти трудности применения методов ТРИЗ делают необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школу. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.

Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе, на наш взгляд, имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. В средних и старших классах основной упор делается на приобретение новых знаний. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА РТВ:

- убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами;

- обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

- использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.

 

3. ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА РТВ.

При построении урока и информационных блоков в программе по РТВ важно учитывать,  какие знания, умения и навыки необходимо сформировать прежде, чем приступать к разбору сложных тем. Так без хорошей подготовки системного и образного мышления, без построения системной картинки мира невозможна,  на наш взгляд,  хорошая работа по фантазированию и решению творческих задач.  Поэтому в программе отражено постепенное усвоение тех или иных знаний,  приобретение умений и навыков, увеличение уровня подготовки учеников.

При подготовке курса РТВ значимость общего планирования несколько уступает по важности умению оперативно формировать очередное занятие.  Если быть более точным, то необходимо говорить не о плане курса РТВ, а о механизме формирования занятий. Преподаватель может точно и не знать, в какой день,  какой именно теме будет посвящен урок,  но он должен иметь максимально полный набор правил,  по которым занятие будет сформировано (синтезировано).  Можно перечислить некоторые правила синтеза занятий по РТВ:

- методы, приемы и правила  РТВ, которые необходимо изучить;

- общая сюжетная линия курса и способы создания мотивов обучения;

- линии проведения занятий и модель урока;

- модели заданий и подвижных игр;

- личная картотека задач и примеров преподавателя;

Можно раскрыть эти правила чуть подробнее.

3.1. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА РТВ:

- системный оператор;

- морфологический анализ;

- метод фокальных объектов;

- мозговой штурм;

- приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

- механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий);

- моделирование процессов и явлений в природе и технике  методом маленьких человечков (ММЧ);

- развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);

- изучение научной фантастики доступной этому возрасту.

 

3.2. ОБЩАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ КУРСА;

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ МОТИВОВ ОБУЧЕНИЯ.

Уроки РТВ - это всегда маленькое открытие,  на каждом уроке, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Курс РТВ построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.

Для первоклассников очень важно,  чтобы каждый урок приносил конкретный результат.  По ходу проведения занятий дети выполняют задания,  из которых составляется "Книга Сказок".  Героев книги придумывают сами ребята. В Книгу входят только лучшие работы учеников.

Второклассники уже многое могут сделать самостоятельно,  да и путешествие по городу собственной Фантазии не может ограничиться рамками урока. Для детей бывает очень важно утвердить себя, показать одноклассникам, на что они способны, уроки РТВ предоставляют такую возможность. В этом также могут очень помочь внеклассные мероприятия и, что очень важно, дети убеждаются в работоспособности предлагаемой им методики, применяя ее на практике.

Для ребят постарше, для третьеклассников, одним из главных направлений работы может быть систематический сбор картотеки. Научить ребят выбирать из потока каждодневной информации только то, что действительно может пригодиться для их работы, - очень кропотливый труд, требующий большого терпения и настойчивости. Тем более что интересы третьеклассников обычно весьма разнообразны, да и ответы на их вопросы могут лежать в очень разных областях.

 

3.3. ЛИНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

- развитие ассоциативно-образного и системного мышления;

- подходы к изобретательству;

- работа с информацией (картотека);

- работа по созданию конкретных творческих продуктов (загадки, пословицы, сказки, рассказы, модели технических систем, изделия из природного материала и др.)

- психологическая коррекция и развитие речи.

 

3.4. МОДЕЛЬ УРОКА:

1. Разминка:

- упражнения на координацию, ритм + скороговорка;

- упражнения для пальчиков + скороговорка;

- упражнения на внимание;

- совместить несовместимое.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)

4. Новая тема (игры в сюжете).

5. Психотехнические игры.

6. Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.

7. Подведение итогов.

Конечно, не всегда удается точно следовать модели, иногда детская фантазия выходит за рамки любой схемы. И все-таки построение урока по модели делает вашу работу интереснее и в то же время облегчает подготовку.

 

3.5. МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР.

При подготовке занятий использованы методические разработки по синтезу заданий:  модели заданий, синтез пословиц, работа по описанию картинок (Мурашковска И.), модели загадок (Нестеренко А.), схема создания сюжетов сказок (Альтшуллер Г.), синтез подвижных игр (Гафитулин М., Сычев С.). При необходимости могут быть разработаны новые модели загадок и упражнений.