Шарипов Р. Х. Программа курса теории решения изобретательских задач для пользователей.

Шарипов Рашид Хамзович (г. Самара, Россия)

Sharipov Rashid (Samara, Russia)

 

Программа курса теории решения изобретательских задач для пользователей.

Program of course of theory of decision of invention tasks for users.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 КУРСА ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБТЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.

№ п/п

Наименование тем

Количество учебных часов

  1.  

Теория сильного мышления (ТСМ), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и другие методы проектирования.

2

 

 

  1.  

История создания ТРИЗ. Область применения ТРИЗ.  Современное состояние теории. 

1

 

 

  1.  
Постулаты ТРИЗ. Законы развития. Полный мыслительный процесс.

6

 

 

  1.  

Развитие творческого воображения – психологическая основа ТРИЗ.

5

 

 

  1.  

Инструментарий ТРИЗ.

1

 

 

  1.  

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

6

4

 

  1.  

Стандартные решения изобретательских задач.

4

2

 

  1.  

Использование ТРИЗ в процессе функционально стоимостного анализа (ФСА).

3

3

 

  1.  

Применение ТРИЗ  для создания базы знаний о способах устранения противоречий, возникающих в процессе ФСА.

2

2

 

10.

Заключительное занятие

2

2

 

 

Итого:

32

13

 

 

 

 

 

Тема №1

1.1. Теория сильного мышления (ТСМ).

Теория рассмартривает общие законы мышления, не зависимо от области его применения.

Теория включает в себя посторение научной  картины мира, законы движения, инструментальную  логику, развитие высших психических функци (памяти, внимания., оображения) и алгоритм полного мыслительного процесса.

1. 2. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ является разделом теории сильного мышления, ее применением  к решенияю технических задач. ТРИЗ содержит постулаты, законы развития, вепольный анализ, альбом приемов и принципов разрешения противоречий,  стандарты на  решение изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задаы (АРИЗ) и жизненные стратегии творческой личности (ЖСТЛ).

1. 3. Другие методы проектирования – это различные формы осуществления шагов полного мыслительного процесса: постановки цели, уточнения проектной ситуации, анализа, дивергенции, трансформации, конвергенции и экспертизы.

 

Тема№2

2. 1. История создания ТРИЗ.

Техническое противоречие – принципы – АРИЗ – ТРИЗ

2.2. Область применения ТРИЗ.

Задачи содержащие противоречие, лежащее в основе конфликта.

2.3. Современное состояние теории.

МАТРИЗ – международная ассоциация ТРИЗ.

 

Тема №3

3. 1. Постулаты ТРИЗ.

Все способны изобретать. Каждого можно научить изобретать. ТС развиваются по объективным законам.

3.2.Законы развития.

Закон возрастания защищенности,  Закон возрастания активности,  Закон стремления к гармонии, Закон стремления к идеальности.

3.3. Полный мыслительный процесс.

Постановка цели – уточнение ситуации – анализ ситуации – дивергенция – трансформация – конвергенция – экспертиза.

 

Тема №4

4. 1. Развитие творческого воображения – психологическая основа не только ТРИЗ, но и любой формы мышления. Без работы воображения не возможно построение даже элементарного смыслового ряда, не говоря уже о представлении изобретательской ситуации и путей выхода из нее.

4.1. Курс РТВ содержит шесть этапов -  развитие одномерных представлений, развитие двумерных представлений, развитие трехмерных представлений, трансформации, методы фантазирования и методы генерации. Каждый последующий этап развития воображения опирается на предыдущий. И если  человек не владеет хотя бы одним из первых пяти,  то последний, шестой этап, необходимый для получения новизны (главного критерия изобретения) становится не выполнимым.

 

Тема №5

5. Инструментарий ТРИЗ.

К инструментам ТРИЗ относятся – вепольный анализ, стандарты, альбом противоречий, АРИЗ. Если задачи относительно простая (стандартная), то она легко решается простым применением вепльного анализа, альбома противоречий  или стандартов. Если противоречие, содержащееся в задаче новое, не описанное в литературе, то задачу можно решить только путем применения «тяжелой артиллерии» ТРИЗ – алгоритма решения изобретательских задач.

 

Тема№6

6. 1. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

АРИЗ – программа решения задачи, содержащей противоречия. Его применяют тогда, когда более простые инструменты не срабатывают.

6.2. АРИЗ содержит девять частей:

Часть 1. Анализ задачи

Часть 2. Анализ модели задачи

Часть 3. Определение ИКР(идеального конечного результата) и ФП (физического 

               противоречия)

Часть 4. Мобилизация и применение ВПР (вещественно-полевых ресурсов)

Часть 5. Применение информационного фонда.

Часть 6. Изменение и /или замена задачи.

Часть 7. Анализ способа устранения ФП.

Часть 8. Применение полученного ответа.

Часть 9. Анализ хода решения.

    С помощью такого алгоритма решается любая техническая задача, содержащая противоречие.

 

Тема №7

7. 1. Стандартные решения изобретательских задач.

Существуют два варианта стандартов - основанный на вепольном анализе системы и основанный на классификации отношений.

7.2. Обе варианта  направлены на отыскание задачи- аналога решаемой задачи и ее решения. Но в первом варианте применяется метод поиска, исходящий из вепольной формулы задачи, а во втором – из вида противоречия, содержащегося в задаче.

 

Тема №8

8.1.  Использование ТРИЗ в процессе FMEA и ФСА.

В процессе FMEA и ФСА неизбежно возникают задачи, содержащие противоречия. Можно, конечно, решать их интуитивными, эвристическими методами, опираясь на здравый смысл, но это очень долгий и утомительный путь, поскольку интуиция, здравый смысл, не допускает в сознание противоречий. В ТРИЗ же разработан специальный инструментарий выявления и разрешения противоречий. ТРИЗ предназначена для решения  именно таких задач.

 

Тема №9

9. Применение ТРИЗ  для создания базы знаний о способах устранения противоречий, возникающих в процессе FMEA

Этот раздел программы предполагает применение слушателями знаний приобретенных в процессе обучения на практике – к решению реальных производственных задач.

 

Тема №10

10. Заключительное занятие

Идеальный вариант заключительного занятия – это создание временного творческого коллектива по решению острых задач производства на высоком изобретательском уровне и организация его работы. Для этого необходимо участие в учебном процессе патентоведов, конструкторов, технологов, мастеров и рабочих.

Необходимо также, чтобы высшее руководство предприятия не просто информировалось о ходе создания и работы временного коллектива, но и оказывало ему финансовую, политическую и правовую поддержку.