Кислов А.В., Кукалев С.В. Аттестация – веление времени.

Кислов Александр Васильевич, Кукалев Сергей Васильевич

(Санкт-Петербург, Россия)

Kislov Alexander, Kukalev Sergey (St. Petersburg, Russia)

 

Аттестация – веление времени.

Обоснованы принципы построения системы сертификации специалистов по ТРИЗ в РОО "ТРИЗ – Петербург".

The motivated principles of building of the system certification of specialists on TRIZ in "TRIZ- Petersburg".

 

По мере все более широкого распространения в мире ТРИЗ, ее бренда, ее идей, ее конкретных методов, дающих конкретные результаты, вопрос сертификации специалистов по ТРИЗ в рамках МА ТРИЗ становится все более актуальным.

Задачи такой сертификации очевидны:

  • пропуск сертифицируемого на рынок товаров и услуг,
  • повышение статуса сертифицированного специалиста, его уверенности в себе,
  • способ систематизация знаний аттестуемого,
  • повышение его знаний в области ТРИЗ,
  • способ усиления коллектива РОО, проводящей сертификацию,
  • защита от фальсификации ТРИЗ,
  • повышение статуса самого ТРИЗ-движения,
  • а также источник средств для тех, кто проводит аттестацию.

В соответствии с решением Президиума МА ТРИЗ РОО "ТРИЗ – Петербург" взялась за опытную сертификации специалистов по ТРИЗ по первым трем уровням (в решении МА ТРИЗ с целью разделения уровня РОО и уровня МА ТРИЗ это было названо аттестацией), оставив Президиуму два высших уровня аттестации (которые были названы сертификацией).

Понимая, что вопрос аттестации неотделим от вопросов формализации терминологической базы ТРИЗ, создания образовательных стандартов по ТРИЗ, привлечения к участию в процессе аттестации официальных органов народного образования (что особенно важно для педагогов, преподающих ТРИЗ в школе), а также ряда других важных вопросов, мы, тем не менее, сосредоточили основное внимание на самом процессе проведения аттестации, его организации, как вопросе определяющем. 

При этом возможны следующие способы аттестации:

  • от педагога (восточный подход) – педагог получает или присваивает право выдачи аттестатов и пользуется им по своему усмотрению;
  • по рекомендации (партийный принцип) – принятый в существующей сейчас в МА ТРИЗ системе сертификации и, как показал опыт ее проведения, не лишенный ряда недостатков (прежде всего это формальная выдача рекомендаций человеку вне зависимости от его владения ТРИЗ и его заслуг в ТРИЗ);
  • по результатам экзаменационной проверки (педагогический способ) – через проведение процедуры экзамена, т.е. стрессового барьера, который можно поставить на пути своих врагов, но никак нельзя применить по отношению к потенциальным друзьям и коллегам;
  • по результатам специально разработанной игровой процедуры (неформальный подход).

Наиболее естественным нам казался первый подход – недаром же Генрих Саулович пошел именно по этому пути, создавая институт Мастеров ТРИЗ. Меньше же всего недостатков мы нашли в последнем, четвертом подходе (точнее, пока им еще никто в ТРИЗ не шел, и он еще не разработан, но нам и не удалось найти в нем «достаточное» количество недостатков, чтобы от него отказаться). Именно этим, четвертым путем, мы и решили пойти.

Итак, на активе РОО "ТРИЗ-Петербург" было решено, что аттестация специалистов по ТРИЗ должна проходить в форме деловой игры – тренинга аттестуемых с аттестующими. Игры, которую ведет модератор из числа уже сертифицированных специалистов по ТРИЗ (а лучше – Мастер ТРИЗ). Игра может проходить на некотором игровом поле в виде своего рода квеста (воображаемого путешествия) в выбранных участниками в самом начале игры условиях к некой, так же выбранной ими цели. При этом игра должна вестись в достаточно свободной манере, не отменяющей, однако, соблюдения определенных правил (устанавливающих волей модератора или по общему решению порядок выступлений участников, выбор порядка тем – разделов ТРИЗ, в которых играющие должны проявить свои знания, умения, навыки на материале разрешения встречающихся по пути к выбранной цели проблем).

С целью компенсации разной скорости реакции у играющих в конце этой 6-8 часовой игры (с естественными паузами на чай-кофе и т.п.) все претенденты получают домашнее задание. Они должны в свободной обстановке, оставаясь наедине с собой найти другие, не прозвучавшие на игре, решения возникших по ходу игры задач.

На второй день игры проводится детальный разбор предложенных решений на каждом шаге игры (любой разбор в первый день привел бы к нарушению динамики игры). При этом аттестуемые имеют возможность рассказать и о своих новых решениях.  В итоге аттестуемые получают от аттестующих обоснованное заключение о том, на документ какого уровня они получили право.

При этом мы не считаем обязательным требовать от претендентов документа об образовании по ТРИЗ (начальном или более "продвинутом") – ведь даже у хорошего преподавателя, которого все знают, можно так ничему и не научиться. Не целесообразно и ограничивать число попыток (ведь процедура должны быть платной). Мы решили также формально не учитывать и свидетельств о заслугах аттестуемого в области ТРИЗ. Нам были важны, прежде всего, знания аттестуемого, умение применять их хотя бы в выдуманном игровом мире.

Конечно, сказанное – лишь предельно краткое описание основной идеи аттестации. Множество важных деталей трудно вложить в рамки тезисов. Например, по опыту городских олимпиад по ТРИЗ мы решили выдавать 2-х и 3-х кратным победителям особый "юношеский" аттестат, дающий право на бесплатное обучение в МУНТТР. 

Конечно, разрабатываемая форма аттестации еще несовершенна. Она требует и выявления недостатков и своего постепенного улучшения, развертывания.  Но ведь все, что совершенно – мертво, а все, что развивается – несовершенно...