Ефремов В.И., Заречный (ЗАТО), 2017.
Первый шаг в ТРИЗ. Альтшуллер и Азербайджанский бренд.
(Воспоминание об Учителе)
Впервые с ТРИЗ познакомился на недельном (40 уч.ч.) семинаре в январе 1983 в Пензе. После семинара Г.С Альтшуллер (ГСА) обозначил, что, для закрепления навыка применения инструментов ТРИЗ, необходимо пройти еще один семинар и ближайший состоится в Ярославле с 16 мая по 11 июня в филиале ИПК руководящих работников и специалистов Минавтопрома. На этот семинар, по словам Г.С.Альтшуллера, организаторы могут пригласить только 5 чел. иногородних. В тот период я работал ведущим конструктором в НИКИРЭТ и разрабатывал конструкции ВИП (вторичный источник питания) для систем ТСО (технические средства охранной сигнализации). Уже после первого семинара по ТРИЗ, поняв силу технологии, стал обучать своих сослуживцев этому методу. В практике советского периода в нашей организации, как и во многих других, обязательным было проведение по четвергам политчаса, на котором освещались яркие события политической жизни страны и мира. При подведении итогов «Социалистического соревнования» (было такое движение) среди подразделений и должностей, по положению соцсоревнования, каждая политическая лекция четверга оценивались 1 баллом. По согласованию с начальником отдела именно этот политчас был использован для моих ознакомительных лекций по ТРИЗ. По итогам, наш отдел за месяц имел гарантированные 4 балла за политчасы и, за 1 квартала, вырвался в лидеры и стал победителем «Социалистического соревнования». Моя инициатива была оценена командировкой на месячный (144 уч. ч.) семинар по ТРИЗ+ФСА в Ярославль.
Ярославль 1983.
Иногородние участники семинара жили на 4 этаже здания ИПК, на 3 этаже жил Генрих Саулович с его помощником, специалистом по ФСА, И.Б. Бухманом, занятия проходили на 2 этаже. Из всех иногородних участников запомнился бородатый Миша Шустерман, из Норильска. За весь период обучения мы были как в аквариуме ТРИЗ и ФСА, редко выходили в город, т.к. каждый день после лекций выполняли по 5 домашних творческих заданий, а в конце обучения – дипломный проект.
С первых дней семинара нас погрузили в творчество. По стенам аудитории были вывешены репродукции картин М.К. Чюрлёниса, творчеству которому был посвящен весь второй день семинара.
На заднем плане второй справа В.Ефремов Г.С. Альтшуллер и И.Б. Бухман за работой.
ГСА уверял, что в творчестве М.К. Чюрлёниса отображены элементы изобретательности, системного мышления и использована богатейшая фантазия, в сочетании с высокой трудоспособностью – за 6 лет художником написано 400 картин. Например, в картине «Соната звезд» о вселенной, в которой звездная дорога подсвечена солнечными лучами, художник ввел новый объект – уставшего ангела (В2 с позиций вепольного анализа). В картине «Соната моря» изображены стекающие капли, камушки у кромки моря, необъятная даль с видом моря с высоты полета птица (системный подход – Над-С, Система, Под-С). Картина «Соната пирамид» символизирует совмещенное прошлое, настоящее, будущее (системный оператор – 9-тиэкранка) [1]. При этом ГСА свое выступление о творчестве М.К. Чюрлёниса подкреплял ауди-записью, завораживающей ум и мысли, фантастической музыки самого художника. Что увеличивало эффект восприятия картин.
Соната звезд Соната моря Соната пирамид
Творчество М.К. Чюрлёниса, наделенного глубоким смыслом, ГСА сравнивал с графикой профессора МГУ, А.Т.Фоменко [2,3], у которого в его произведениях всё отточено и много фантастичного. При этом ГСА давал задания – придумать свое название к этой графики. Что само по себе ценно при развитии творческого воображения.
Работы основаны на математических идеях, теоремах и реальных физических процессах.
На моих руках сохраненный конспект семинарских занятий. Перелистывая его, удивляешься современному состоянию ТРИЗ, практически с 1983 мало что изменилось. Все те же инструменты, все те же алгоритмы. В последние семинарские дни ГСА готовил нас к защите дипломных проектов и давал подробный план выступления. Главным выводом, которым поделился с нами ГСА на семинаре: «Одиночки в ТРИЗ – это крах!». Его рекомендации бесценны. В дальнейшей образовательной деятельности они помогли мне грамотно выстроить подачу инструментов ТРИЗ.
Азербайджанский бренд.
Семинар семинаром, а отдых по расписанию. В субботу и воскресенье мы отдыхали и восстанавливали свои силы на последующую творческую рабочую неделю. В одну из свободных от учебы суббот, мы, человек 10, решили накрыть общий стол и пригласить ГСА. Что из крепких напитков выставить на стол и чем удивить Учителя? Мы подумали, что нужно что-то ему родное, напоминающее его Баку и Азербайджан. В тот советский период у мужчин пользовался большим спросом, кроме водки, Азербайджанский портвейн «Агдам», который в народе назывался «Огнетушитель», «Агдам Бухарян», «Как дам», «Агдам Задурян». Выпускался он литражом 0,8, крепостью 19%, стоимостью 2 руб. 60 коп. Мы в складчину купили 5 бутылок. Приготовили хорошую закуску, на рынке купили много зелени. Отправили «гонца» за обоими преподавателями. Альтшуллер, увидев такое изобилие в закусках и бутылках, был очень удивлен нашей оперативности. Спросил, почему на столе стоит «Агдам» и, получив в ответ, что это Азербайджанский бренд, очень удивился.
Что было дальше? Альтшуллер собрал со стола все 5 бутылок и вышел на общую кухню. Там, на глазах изумленных мужиков с другого потока, он вылили содержимое в раковину. Вернувшись к нашему столу, прочитал нам лекцию о вреде этого напитка и алкоголя в целом на умственную деятельность. Попросил Бухмана подняться в его комнату и принести замену вылитого из своего запаса. На столе появился Болгарский коньяк «Плиска», который был самым доступным и популярным в народе.
«Плиска» 5 звезд.
За столом мы просидели часа 3, слушая и ловя каждое слово Учителя о его жизни и развитии ТРИЗ, но к бутылке «Плиски» никто так и не притронулся, она осталась целой. Позже, после защиты выпускных работ и получения удостоверений об окончании, «Плиска» была опустошена всеми слушателями курса.
Удостоверение Вячеслав Ефремова. Ярославль, 1983 г.
Выпуск курсов «ТРИЗ+ФСА» в ИПК Минавтопрома, Ярославль, 11 июня 1983 г.
Вячеслав Ефремов стоит справа от ГСА. В правом нижнем углу сидит Иссак Бухман (Рига, Латвия).
Вдохновенный второй встречей с ГСА и познакомившись с практикующим специалистом по ФСА, Исааком Бухманом, по результату окончания курсов написал стихотворение:
Семинар нас напитал.
Ох!
Как Альтшуллер нам читал -
Бог!
В черепа расфасовал
Бух-
Ман основы ФСА.
Ух!
ИКР теперь у нас -
ТРИЗ!
Это в будущее глаз -
ЗРиС!
Ну, а метод наугад
Проб,
Провалился бы он, гад,
Чтоб!
(c) Ефремов В.И., 1983 г.
Сила ТРИЗ в решениях задач.
Случайно, от ярославских коллег, мы узнали, что в Ярославле гастролирует, со своими психологическими опытами, экстрасенс, толи Тофик Дадашев [4], толи Юрий Лонго [5], с годами уже забыто кто именно гастролировал, но хорошо помню, что на афише было написано, что это ученик знаменитого Вольфа Мессинга. В городе был ажиотаж с покупкой билетов на спектакль в 2-х отделениях. Ярославцы нам помогли с билетами и мы, несколько человек, с огромными уговорами пригласили Альтшуллера на этот спектакль. Хорошо помню, что мое место было за спиной Учителя. Начался показ опытов с публикой. По каждому показу ГСА вслух давал свои комментарии, раскрывая раз за разом, секреты экстрасенса. Окружающая публика одергивала его, а мы внимали с уст Учителя рассекреченные секреты. После очередного показа, ГСА вскрикивал: «Шарлатан, публичный обманщик…». Придя на второе отделение, мы обнаружили пустующее место Учителя. Он покинул зал и не стал дальше смотреть. На следующий лекционный день мы поделились с ним тем, что было во втором отделении. ГСА каждый показанный фокус разобрал по вепольному анализу и нашел конкретное решение. Тем самым вселил нам веру и силу ТРИЗ.
НУНТТ в Заречном.
Окрыленный результатами обучения вернулся в свой коллектив и продолжил с новой активностью обучать не только ТРИЗ, но и ФСА.
Удостоверение слушателя «Народного Университета научно-технического творчества» по основам ТРИЗ и ФСА в объеме 80 часов. Заречный, 1983-1984.
При содействии ГК ВЛКСМ и председателя ОС ВОИР, Николая Головлева, с сентября, впервые, открыл в Заречном (ЗАТО) «Народный Университет научно-технического творчества». Занятия проходили 2 раза в неделю, после рабочего дня. Слушателями НУНТТ были ИТР из НИКИРЭТ и ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. Проценко". Программа обучения 80 часов. Из раздаточных материалов был подготовлен сборник лекционных материалов объемом 121 стр., включающий разборы учебных задач, матрицу 40 с приемами, АРИЗ, указатель физических эффектов. В ходе обучения, на уровне рационализаторских предложений, решались производственные задачи из «Темника узких мест» предприятий. Народный Университет НТТ просуществовал 2 года. В последствие открыл кружок «Юный изобретатель», в котором обучал ТРИЗ школьников 7-9 классов. Но это уже другая история о продуктивных достижениях моих подопечных.
Литература.
- О Чюрлёнисе и системном мышлении в живописи - https://zenon74.ru/krug-obsheniya/o-chyurlenise-i-sistemnom-myshlenii-v-zhivopisi
- Картины и рисунки математика Анатолия Фоменко - http://nnm.me/blogs/mifan/kartiny-i-risunki-matematika-anatoliya-fomenko/
- Альбом цветной графики А.Т. Фоменко - https://estetico.me/posts/view/grafika-anatolija-fomenko
- Тофик Дадашев (медиум Мира) - http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post404022222/
- Юрий Лонго. ВикипедиЯ - https://ru.wikipedia.org/wiki/Лонго,_Юрий_Андреевич