Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"

При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК

ЗАНЯТИЕ № 8

гимназия № 17 г. Петрозаводск                                                                                             28 марта 2003 года,

 

 

Рубин М.С. - руководитель семинара;

Рубина Н.В. – курс РТВ;

 

Слушатели:

Алексеева Е.Н., Фельдман Я., Осолоткина Е., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Ермоленко В.А., Звонилов Н.

 

Фактическое содержание занятия.

 

1. Биография Г.С. Альтшуллера (Селюцкий А.Б.)

2. Разбор задачи о «пациентке и Иисусе».

 

Контрольные вопросы к занятию:

 

1. Задача (из картотеки В.И. Тимохова). Заказчику скульптуры Давида показалось, что нос у статуи великоват. Автору – Микельанжело было велено переделать. Отказаться - заказчик не оплатит выполненную работу. Выполнить - изуродовать собственную работу. Как быть?

 

2. ЗАДАЧА (автор Милова Ю.М.). На первых кинопробах фильма «Бриллиантовая рука» (рабочее название – «Контрабандисты») члены худсовета посчитали, что один из эпизодов фильма (рыбная ловля) слишком долгий по времени, и предложили режиссеру фильма – Гайдаю – сократить этот эпизод. Но Гайдай не желал идти на сокращение эпизода.

На повторном просмотре члены худсовета заметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. Гайдай только улыбался: эпизод с рыбной ловлей он вообще не сократил!

Что же сделал Гайдай?

 

«Комсомольская правда» от 10.01.2003 г., № 3/2 (22948), стр. 29.

ISBN 0233-433Х

 

Приложения.

 

1. Биография Г.С. Альтшуллера.

2. Воспоминания В.Петрова о Г.С. Альтшуллера.

3. Разбор задачи о «пациентке и Иисусе».

 

 

ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР

Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты "Заря востока". Когда Альтшуллеру исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил большую часть жизни. В 1990 г. Г.С. Альтшуллер переехал в Петрозаводск, где жил и работал до последних дней.
С ранних лет попал в библиотеку, запоем читал фантастику. Очень повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8 классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу. Первое авторское свидетельство он получил в 10 классе на аппарат для погружения в воду, работающий на перекиси водорода. После школы его забрали в армию. Он попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны. Он попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию. Попал работать в патентный отдел флотилии. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Оказалось, что учить было нечему. Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве приема он взял противоречие. Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 48 году, когда были получены первые результаты, Альтшуллер вместе со своим другом Р.Шапиро написал письмо Сталину о том, что в стране крайне плохое положение с изобретательством. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

Письмо писали полгода. В нем было 30 страниц. В то время Альтшуллеру было 22 года. В 50-м году их арестовали. Следствие велось в Москве. Пытали, не давая спать. Судили особым совещанием. 58 статья. 25 лет. Отправили в Воркуту.

В 1953 году мать после очередного отказа о помиловании сына закончила жизнь самоубийством. Отец умер раньше. В 1954 году Альтшуллер был реабилитирован.
В 1956 году в журнале "Вопросы психологии" появилась первая статья. Главная мысль - техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача - это выявление и разрешение противоречия.

У Альтшуллера несколько десятков изобретений. Одно из самых интересных - скафандр для горноспасателей.


После возвращения с каторги он устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты "Бакинский рабочий", потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

С середины 60-х годов он ушел с работы и начал зарабатывать на жизнь литературной работой.


Альтшуллер - писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов. Его научно-фантастические сборники переведены за рубежом, имя Г. Альтова вошло в энциклопедии по фантастической литературе. Постепенно работа над ТРИЗ вытеснила фантастику и заняла всю его жизнь.


Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.
В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной лаборатории методики изобретательства, а в 1971 году был открыт Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества. Он вырос из первой в Советском Союзе молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.


По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ.

В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, т.к. Альтшуллер не подчинился требованию ВОИР прекратить создание школ по ТРИЗ по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Альтшуллер ушел из АзОИИТ. Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

Очень много Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения, объединяющего всех, кто использует ТРИЗ.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получала в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г.С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров "Изобретающая машина".

Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

В 1989 году создана Ассоциация ТРИЗ, которая положила начало оформлению ТРИЗ-движения. В 1997 на очередном съезде ТРИЗовцев в Петрозаводске было принято решение о создании Международной Ассоциации ТРИЗ.

28 сентября 1998 г.
Подготовлено на основе информации Л. Кожевниковой

Петров Владимир

Полигений

(Отрывки из воспоминаний)

Писать о Генрихе Сауловиче и сложно и легко.

Легко, так как все что связано с ним прочно запечатлелось в мозгу и эту "пленку" прокручивал и прокручиваю много раз с четким впечатлением, что ОН здесь рядом. С ним можно обняться, поговорить, послушать, помолчать…

Сложно, возвращаться после этого в реальный мир, да и невозможно все эти встречи передать словами.…Кроме того, невозможно описать все аспекты его многогранной натуры.

Знакомство мое с ТРИЗ началось со статьи "Дерзайте, Вы талантливы" в "Комсомолке" 1972 г. В ней был пламенный рассказ о ТРИЗ и ее авторе. В конце статьи говорилось о книге "Алгоритм изобретения" 1969 г. и был дан адрес ОЛМИ (Общественной лаборатории методики изобретательства при ЦСВОИР).

Прочитав книгу, я понял, что это дело моей жизни. Я написал письма в ОЛМИ от себя лично и от комсомольской организации НПО "Уран", где работал в это время старшим инженером. От своей организации написал на всякий случай, вдруг Лаборатория не ответят на частное письмо. В то время не очень любили отвечать на частные письма. Сделать письмо от комсомольской организации нашего многотысячного предприятия мне не составляло большого труда - секретарем комсомольской организации был мой друг и однокашник.

Через две недели пришло две толстенных бандероли на личный адрес и на работу. Генрих Саулович прислал все, что нужно для изучения ТРИЗ и предложил заочную учебу в АзОИТ (Азербайджанский общественный институт творчества). Я с благодарностью принял это предложение.

С этого момента я имел уникальную возможность раз-два в неделю получать теплые письма, задания, учебно-методические материалы и подробнейшие разборы выполненных заданий, деликатные замечания и всегда масса уважения и благожелания. Общая программа АзОИТ была рассчитана на два года, но через несколько месяцев Генрих Саулович предложил мне писать дипломную работу. После завершения АзОИТ Генрих Саулович написал, что больше ему меня учить нечему… Оглядываясь назад, видишь, что учится у него, мы будем до конца наших дней.

Параллельно я помогал Волюславу Владимировичу Митрофанову вести районную школу ТРИЗ и вел школу ТРИЗ на своем объединение. «Пробить» школу ТРИЗ в то время было очень не легко. Но тогда во всех нас была частичка духа Генриха Сауловича, и мы боролись и побеждали. В конце концов, везло во всем и в первых учениках и коллегах.

Надо отметить, что я очень сильно и противно заикался с трех лет, но, изучая ТРИЗ, понял, что должен ТРИЗ донести и для других. Я приказал себе больше не заикаться, и выполнил обещанное. Кроме того, пошел не курсы ораторского искусства… Это я тоже отношу к заслугам Генриха Сауловича.

Альтшуллер же помог мне познакомиться с Волюславом Владимировичем Митрофановым, написав о нем в одном из первых писем. С этого момента появился еще один друг и коллега, о котором можно писать книги. В те годы коллеги по ТРИЗ сразу становились друзьями и в этом, прежде всего заслуга Генриха Сауловича, создавшего такую атмосферу в неформальном коллективе ТРИЗовцев, разбросанных по всему Союзу. Он же приучил нас к регулярной переписке и к привычке, что ни одно письмо не должно остаться неотвеченным.

С этого времени моя жизнь круто изменилась. Все больше времени уходило на ТРИЗ. А надо отметить, что помимо обычного выполнения служебных обязанностей – разработка и испытание приборов, я занимался дополнительными исследованиями адаптивных систем управления движущимися объектами. В то время это было еще мало изученная часть науки. Все это требовало дополнительных затрат времени, поэтому домой возвращался достаточно поздно, а выходные проводил в публичной библиотеке. В конце концов, была оставлена почти завершенная диссертация по любимой специальности (теории автоматического управления). Об этом я никогда не жалел, а наоборот, был благодарен Г.С.Альтшуллеру.

Интересы резко расширились и не только технические. Стала интересна философия, психология, педагогика и многие другие дисциплины. Жизнь стала значительно интереснее, разнообразнее и задорнее. Неожиданно стали появляться новые интересные люди, новый стимул для совершенствования жизни и борьбы за дело.

В школе ТРИЗ в НПО "Уран" в первой же группе появились, талантливы ученики и, прежде всего, хотелось бы назвать Семена Литвина, Леонида Черняка, а в дальнейшем Валентину Крячко и многих других.

Летом 1974 года я впервые увидел Генриха Сауловича. Это произошло в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) на ТРИЗной конференции. Я вырвался туда нелегально, взяв отпуск без сохранения содержания. Приехал в Горький вечером перед началом конференции и разместился в гостинице, где жили все ТРИЗовцы.

Из всех присутствовавших на конференции очно был знаком только с В.В.Митрофановым, Н.П.Линьковой, Б.И.Голдовским и Ю.Н.Шеломком. Утором я рано встал и вышел прогуляться перед конференцией. Вдруг я увидел двух людей, идущих мне навстречу, оживленно о чем-то беседующих. У меня возникло подозрение, что один из них это Генрих Саулович. До этого момента я не только никогда не видел Альтшуллера, но и не имел его фотографии. Я набрался наглости, подошел к ним и, обращаясь к тому, кого посчитал Альтшуллером, произнес скорее утвердительно, чем вопросительно: "Извините меня, пожалуйста, Вы Генрих Саулович". Я представился. Генрих Саулович улыбнулся своей лучезарной улыбкой, поздоровался. Затем он снял с лацкана своего пиджака значок "АРИЗ", тот в котором он снимался в фильме "Алгоритм изобретения", и приколол его мне. Так я впервые увидел открытость и щедрость Генриха Сауловича. Г.С.Альтшуллер беседовал со мной всю дорогу в зал, где проводилась конференция.

Конференция проходила четыре дня. На ней присутствовало человек 20-25.

В первый день до обеда были достаточно интересные доклады, в частности Н.П.Линьковой и Б.И.Голдовского, но чувствовалась некоторое предвкушение большего - все ждали доклад Альтшуллера, а он все не выступал. За то после обеда и последующие два дня мы, практически, слушали только Генриха Сауловича.

Мы увидели и услышали несколько разных людей. Первоначально выступал автор теории, ученый, говоривших о новых элементах и разделах ТРИЗ. В дальнейшем мы увидели талантливого методиста, рассказывающего как нужно преподавать ТРИЗ, не допускать стандартных ошибок в преподавании, как проверять домашние работы и многие другие методические аспекты преподавания ТРИЗ. Каждый из присутствующих получил методические материалы. Это был пример, как нужно было подготавливать выступление и сами методические материалы.

На следующий день мы увидели великолепного рассказчика, описывающего жизнь Жюль Верна.

Я всегда любил устные рассказы и слушал разных артистов. Любимым был вовсе не артист, а ученый Ираклий Андроников, выступающий в Ленинграде только в Большом зале филармонии. Это были потрясающие рассказы. Было впечатление, что ты полностью переносишься в то время, о котором рассказывал Андроников и беседуешь непосредственно с теми людьми. Эти впечатления были намного ярче, чем при просмотре хорошего художественного фильма. Но даже этот великолепный рассказчик был достаточно блекл по сравнению с мастерством Генриха Сауловича. Так мы узнали еще одного человека. Забегая вперед, хочется сказать, что это было только начало знакомства с гением Альтшуллера. Впереди еще долгие часы и годы наслаждения в общении с Генрихом Сауловичем.

Конференция проходила на редкость в дружелюбной атмосфере без помпезности и официоза, к которому я привык на традиционных научных конференциях. Каждый желающий выступил со своим докладом. Было отведено достаточно времени на их обсуждение, которое велось в деловой, но дружеской атмосфере. Доброжелательный тон в этих обсуждениях задавал Генрих Саулович. Так впервые я увидел для себя новый стиль управления конференцией – деловой, но в тоже время комфортный, человечный, позволяющий увидеть не только информацию с разных сторон, но получить наслаждение от доклада и его обсуждения. Эту атмосферу в управлении конференцией создавал Альтшуллер.

Последний день после обеда был посвящен аттестации преподавателей с получением удостоверения от ЦСВОИР. Аттестовала целая комиссия, которая пыталась придать официоз данной процедуре, с обстановкой "жесткого" экзамена (строгий профессор и жалкий студент). Но Генрих Саулович, который был членом данной комиссии, свел их старания на нет. Он превратил экзамен в приятную беседу, которую вел своим мягким голосом, придающем уверенность экзаменуемому. Он задавал умные и тонкими вопросы. Вовремя вставлял шутку, юмористическое замечание, остроумный, к месту вставленный, анекдот, или мини рассказ, а часто просто ободрял экзаменуемого. Он показал и здесь свой гений человека и педагога. От Ленинграда на конференции присутствовало только два человека В.В.Митрофанов и В.М.Петров. Их и аттестовали. Мы получили небольшой кусок мелованной бумаги. Я его храню и сегодня. На этом удостоверении имеется подпись Г.С.Альтшуллера.

Осенью этого же года в Москве проходила Всесоюзная конференция "Эвристика", которая, в последствии, ТРИЗовцами была названа "Невристика". Это была привычная для Советских людей конференция, с официозом, помпой, пленаром и т.п. Конференция проходила под эгидой ЦСВОИР. И на ней были доклады с выпадами в сторону Г.С.Альтшуллера и ТРИЗ. Во время выступления Генриха Сауловича мы увидели идеал агитатора, а в ответах на вопросы полемиста. Альтшуллер умел зажечь аудиторию, четко отстаивать свои взгляды и быстро загонять противника в тупик. Он удивительно точно, если не сказать убийственно, пользовался аналогиями. У противника никогда не оставалось ни одного аргумента для возражений и ни малейшего шанса победить.

На следующий день Альтшуллера вызвали к председателю ЦСВОИР Сафонову. Причина была известна заранее. Генрих Саулович не устраивал ЦСВОИР. Они говорили, что он "неуправляемый". Надо же такое выдумать "управлять" гением…

Г.С.Альтшуллер заранее вечером собрал нас, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Он предположил, что АзОИТ и ОЛМИ собираются закрывать. Обсуждение велось достаточно долго и бурно. Решили, что работать будем чисто на общественных началах, а в ЦСВОИР идти группой из шести человек. Как и ожидалось, встретили нас как мальчиков для битья. Мы сразу обратили внимание, что представители ЦСВОИР были сильно возбуждены. Помощника председателя Совета ЦСВОИР Василий Божинский, видимо, ошеломила столь многочисленная делегация. Он на повышенных тонах сказал, что он всех нас хорошо знает, на каждого из нас у него заведено свое дело, так, что ему известен каждый наш шаг и все наши дела. Сафонов внешне был более спокоен, но манера его поведения была далеко не деликатной. С нашей стороны встреча проходила в спокойном, деловом тоне. Они, скорее всего, не ожидали такого наплевательского отношения с нашей стороны к сообщению, что нас собираются закрывать. Мы же наслаждались этим состоянием. Генрих Саулович моментально, точно и великолепно парировал любое обвинение и высказывание против ТРИЗ, него или нас. Это выглядело, как хорошо сыгранный спектакль, так как все мы вовремя поддерживали Генриха Сауловича, поочередно вступая в спор. Безусловно, такое поведение еще больше раздражало Сафонова и Божинского. Это был первый «запрет» ТРИЗ.

Этот запрет отразился на многих школах ТРИЗ в разных городах Союза и на многих публикациях, которые не увидели света. Например, была закрыта Ленинградская школа ТРИЗ, и разобраны гранки моей с Р.Ф. Жуковым книги в издательстве «Судостроение».

В то время мы были убеждены, что ТРИЗ перерос рамки ЦСВОИР. С позиций сегодняшнего дня, подытожив всю имеющуюся информацию, можно с уверенностью сказать, что ЦСВОИР был пешкой в игре КГБ. Как иначе могло быть. Представьте себе неформальную организацию, состоящую в основном из евреев, с обширной перепиской по всей стране, а руководит ей еврей, отсидевший в сталинское время по 58 статье. Факты, заставившие меня прийти к таким выводам, во многом были собраны позже. Это и неоднократное "закрытие" ТРИЗ-движения в последующие годы, и вскрытие всей ТРИЗной переписки (все письма от Альтшуллера и многих коллег были разорваны), и неоднократные вызовы многих из нас в "органы" и многое другое.

Вот, например, стандартная изобретательская ситуация для КГБ. Нужно осуществить обыск у кого-нибудь из нас (ТРИЗовцев), но официальной причины, чтобы получить ордер на обыск вроде бы нет. Как сделать обыск? Решение, которое они применили в моей квартире - это имитация ограбления. После "ограбления" все бумаги, пленки и картотеки были разбросаны по полу, а для «приличия» украли несколько ценных вещей…

В 1974 году закрыли и Ленинградскую Школу ТРИЗ при Выборгском Дворце Культуры (ВДК). В Ленинграде работала только школа при НПО "Уран". Это было тяжелое время и для Волюслава Владимировича, испортившего на работе отношения с начальством из-за ТРИЗ, да и меня, тоже постоянно боровшегося со своим начальством. Нелегко было и в Горьковской и во многих других школах. В это время Альтшуллер призвал всех больше заниматься исследованиями. И действительно в это время был очередной скачек в развитии ТРИЗ как науки. Мы же с Митрофановым, просиживая у него на кухне, обдумывали пути создания Университета. Нам удалось убедить руководителей ВДК создать Университет. В этом серьезную помощь оказали начальник технического отдела ВДК и Выборгский райком комсомола. Объединение "Светлана", где работал главным конструктором В.В.Митрофанов и НПО "Уран" находятся в Выборгском районе, поэтому у нас были хорошие контакты с райком комсомола.

В 1975 году мы открыли Университет молодого рационализатора и изобретателя (УМРИ). Под таким названием он просуществовал только год и «умер». В дальнейшем он имел другие названия. Нам действительно везло, так как первыми выпускниками в Университете были многие известные сейчас в ТРИЗ люди, например, Б.Л.Злотин, и В.Ф.Канер.

Подготовка любого курса задача не легкая, но нам и в этом повезло. В то время Генрих Саулович разработал методическое поурочное пособие, которое было рассчитано на двух годичное образование. Мы его взяли за основу. Помимо пособия были выпущены два задачника, раздаточные материалы и многое другое. Все эти материалы единолично подготовил Генрих Саулович. Так Альтшуллер не только подготавливал преподавательские кадры, но и показал образец методических материалов для будущих разработчиков.

Не проходило месяца, что бы мы не получали новых теоретических и методических материалов. Поток этих материалов шел лавиной, и нужно было затрачивать достаточно много времени, что бы их освоить самим, и еще больше времени, чтобы продумать, как их донести для слушателей. Учтите, что в то время вся работа по ТРИЗ велась только на общественных началах. Многие преподаватели не только напряженно работали на своей работе, но и писали диссертации. Все это описано для того, чтобы вы смогли оценить работоспособность Генриха Сауловича успевавшего создавать эту лавину материалов. А это далеко не единственное его занятие. Так как у Г.С. Альтшуллера не было доступа к множительной техники, он размножал все материалы на своей пишущей машинке, а это сотни машинописных листов. Он не оставлял без ответа ни одно посланное ему письмо. В день он отвечал минимум на 20 писем. А после выхода статей в "Пионерской правде" к нему приносили письма мешками.

Уже в те годы поражало, как можно было справиться с таким количеством работы. В 70-х Альтшуллер руководил коллективом из нескольких сотен преподавателей и исследователей, а часто ему писали и многие ученики этих преподавателей, и одиночные изобретатели. Но это оказалось только цветочками. В 80-х и 90-х коллектив рос как на дрожжах, а Генрих Саулович руководил с еще большей эффективностью. Он всегда был и останется признанным лидером и превосходным организатором.

Значительной вехой в развитии ТРИЗ стал первый семинар разработчиков и преподавателей, пошедший летом 1980 года в Петрозаводске. На этом семинаре присутствовало 20 человек. Большинство из присутствовавших доложили свои разработки. Но главное, что на этом семинаре впервые ведущие исследователи и преподаватели совместно под руководством Альтшуллера разрабатывали основы будущего ТРИЗ. Наработанного материала хватило на несколько лет дальнейших разработок. Здесь в течение недели мы были непосредственными участниками и зрителями процесса разработки ТРИЗ ее автором. Надо сказать, что это было чрезвычайно интересно и поучительно для всех нас. И до и после этого мы неоднократно имели счастливую возможность созерцать со стороны процесс думанья Альтшуллером, но данный случай был уникальный. Генрих Саулович не только творил сам, он побуждал к творчеству всех присутствовавших и одновременно управлял процессом творчества. При чем, этот процесс продолжался и на прогулках, и во время посещения местных достопримечательностей, и во время трапезы, и в гостинице в вечернее и ночное время. В последствии эти семинары стали традиционными, и, пожалуй, главными для ТРИЗовцев. Это был своего рода отчет о проделанной работе перед своими коллегами и перед Генрихом Сауловичем.

Творчество Г.С.Альтшуллера касалось самых разнообразных аспектов, даже таких как его деликатность и галантность. Каждый раз мы могли наблюдать не повторяющиеся ни разу оригинальные проявления этих и многих других качеств его души.

С середины 70-х до середины 80-х Альтшуллер проводил выездные учебные семинары. Как правило, он приглашал второго преподавателя и несколько ассистентов на месячный семинар. На одном из таких семинаров зимой 1982 году в Свердловске (сейчас Екатеринбург) вторым преподавателем был я. И вот, представьте себе, довольно холодная уральская зима, я прилетел в аэропорт и собирался уже добираться до места назначения, но увидел, что меня встречает Генрих Саулович, прилетевший из Баку почти двумя часами раньше. Оказывается, он отказался поехать сам и отдохнуть после утомительной дороги, хотя его уговаривали встречающие.

На следующий день должны были начинаться занятия. Мы сели обсуждать план занятия (хотя в течение месяца перед этим мы вели ежедневную переписку и детально обсуждали по телефону план занятий). Генрих Саулович всегда тщательно готовился непосредственно к каждому занятию и тоже требовал от напарника.

Нам представили список слушателей. Генрих Саулович, внимательно просмотрел его и чего-то посчитал. Оказалось, он подсчитал, сколько слушательниц будет присутствовать на занятиях. Альтшуллер сказал, что на столе каждой слушательницы должна стоять ваза с цветами. И это была в чистом виде изобретательская задача. Зимой в Свердловске того времени достать цветы - фантастика. Но надо знать Альтшуллера, если он чего-то решил, то обязательно добьется. Мы обзвонили все цветочные магазины и договорились в одном, что завтра с утра "достанут" цветы, но в очень не большом количестве. Я и ассистенты предложили свои услуги по доставке цветов, но Альтшуллер сказал, что он должен сам на них посмотреть. Оставалась еще одна проблема, где достать вазы и желательно одного стиля. Эту задачу мы решили совместно, а наш коллега и художник В.М.Герасимов осуществил эту идею. Набрали одинаковых стеклянных баночек и обклеили их бумагой, на которой был нанесен рисунок под гжель. На завтра с утра мы отправились за цветами. Генрих Саулович заплатил за цветы и категорически отказался, чтобы мы финансово участвовали в покупке. Это один из немногих примеров благородства, изобретательности и щедрости Альтшуллера.

Семинар был не только насыщен информацией, колоссальной работой не только преподавателей, но и самоотверженной работой слушателей, творчески выполняющих большое количество ежедневных домашних заданий. Вечером обдумывался не только общий план занятий, но и как будет демонстрироваться каждый пример. На каждый теоретический и практический материал "выпускалась" серия плакатов. Их великолепно с большим вкусом и изобретательностью выполнял Владимир Герасимов. Плакаты перевешивались, в зависимости от материала, который давался в данный момент, но не убирались совсем. Слушатели могли в любой момент вернуться к ним. Чтобы плакаты не "замыливали глаз" они каждый день перевешивались на другие места. По окончании какой-нибудь темы, делались фотографии с плакатов и раздавались слушателям. Раз в два-три дня выпускалась краткая справка, что мы прошли за это время. Альтшуллер обдумывал не только план занятия, но и план максимального усвоения материала слушателями. В перерывах он включал проигрыватель и ставил пластинки бравурных маршей, которые очень любил и всегда возил с собой. После обеда в перерывах слушатели играли в "волейбол" (перекидывание воздушного шарика через веревку, которая натягивалась в коридоре). Вот еще некоторые штрихи к портрету Альтшуллера-методиста, Альтшуллера-психолога.

Большинство слушателей было из других городов, поэтому жили в одной гостинице вместе с нами. Мы часто встречались не в аудитории, и учеба продолжалась в не формальной обстановке (без костюмов и галстуков). Такие занятия часто кончались ночью, но на этом не кончался трудовой день преподавателей. Мы должны были проверить домашние задания слушателей. Обычно за день набиралось 3-5 заданий от каждого слушателя, а их было более 50. Проверка заключалась не только в указании недостатков в работах или подчеркивании успехов. Указывался конкретно теоретический или методический момент, неправильно понятый или использованный слушателем. Составлялась общая статистика выполнения домашних заданий, статистика и конкретные формулировки каждого из пунктов, каждым учеником, составлялась таблицы и графики цепочек решений в их развитии. Эту работу предложил делать я, а Альтшуллер мудро переложил ее на мои плечи. Каждая такая цепочка, общая статистика и контрольный разбор были обязательно представлены в виде плакатов. Это тоже стиль проведения занятий Генрихом Сауловичем.

Вспоминается и наша тщательная подготовка плана занятия, где были учтены чуть ли не каждые 5 мин. и очередность, когда мы заменяли друг друга. В этот день во второй половине дня был рассказ Альтшуллера о жизни и деятельности Жюль Верна. На это было отведено полчаса. Но, когда мы все очнулись от рассказа, оказалось, что рабочий день давно кончился…Так в этот день план был выполнен только на половину, а вторая половина была - моно спектакль.

Мы все любили устные рассказы Генриха Сауловича, поэтому часто "провоцировали" его на рассказ, а он не заставлял себя долго упрашивать. В преподавательской среде Альтшуллер рассказывал о своем детстве, первом знакомстве и последующей дружбе и работе с Р.Шапиро, о пристрастных допросах в Лефортово и лагерной жизни в Воркуте и т.п. Получить представление об этих рассказах в пересказах кого бы то ни было, то же самое, что узнать Паваротти, слушая человека, не имеющего голоса и слуха.

Иногда наша подготовка к занятиям проходила в виде прогулки. На одной из таких прогулок мы готовили занятие по курсу развитие творческого воображения, и Генрих Саулович предложил придумать фантастический рассказ - сказка об исчезновении мышей. Частично этот рассказ помещен в книге "Найти идею"[1]. Вот и еще несколько штрихов к портрету гения. Писатель фантаст, и методист, и руководитель научной школы, и заботливый человек, пекущийся о здоровье своих друзей и коллег.

Обычно на таких семинарах преподавателей, а тем более Генриха Сауловича, использовали на полную катушку. Выходные дни или "свободное" от семинара время (один из преподавателей "освобождается" от ведения семинара) были выступления перед партийно-хозяйственным активом города, на различных заводах, организациях и предприятиях, в клубах для общественности или населения, встречи с писателями-фатнастами или любителями фантастики. Все без исключения встречи Альтшуллер проводил блестяще. Они кончались бурными овациями и многочисленными вопросами после встречи. Одна из таких встреч была с детьми. После нее у меня появилась приятная почти ежедневная обязанность - заниматься с ребятами в "свободное время". Чаще всего занятия проходили в обеденный перерыв - он у нас длился два часа. Занимались мы с ними и в выходные. Я и раньше время от времени занимался с детьми, но после этого семинара стал с ними заниматься регулярно. Так Альтшуллер расширял наш профессиональный кругозор.

На первом нашем совместном семинаре с Генрихом Сауловичем мы «притирались» друг к другу и не всегда все проходило гладко. Надо отметить, что я никогда не любил смотреть в рот «начальству», да и никогда не был пай-мальчиком. Характер у меня не из лучших. К тому времени я привык показывать слушателям строгую логику АРИЗ и соблюдение ее при формулировке шагов. Волюслав Митрофанов говорил, что я «вбиваю в слушателей АРИЗ палкой». Такой же методике я придерживался при разборе задач на нашем совместном семинаре. Генрих к разбору задач относился более лояльно. На одной из учебных задач, я показал ему, что разбор ее не точен, но Альтшуллер на это не отреагировал. Я тоже не стал тогда настаивать на этом. У меня еще было много работы. Нужно было проверить несколько сотен домашних заданий. Генрих Саулович вынес эту задачу для слушателей в том виде, котором он хотел. Надо отметить, что я уже успел «испортить» слушателей точной формулировкой шагов. При разборе этой задачи в классе один слушатель заметил не точность формулировки, но Альтшуллер продолжал разбор задачи, ловко уйдя от этого замечания. Далее разбор задачи должен был вести я. Мне волей или неволей пришлось использовать формулировки, описанные Генрихом. Слушатели снова заметили не логичность. Тут я, видимо, поступил не дипломатично. Нужно было тоже «выкрутиться» держа «честь мундира», но для меня оказалась выше «логика АРИЗ».  Я вернулся к тем шагам и исправил их формулировку. Это справедливо возмутило Генриха, и он громко сказал мне, что я могу дальше продолжать занятие без него, и ушел. Я, нисколько не смутившись, это и сделал. Придя после занятий в гостиницу, ожидал «разборки», но встретил улыбающегося Альтшуллера. Он сказал мне, что был не прав, и впредь, будет более внимательно относиться к разбору задач. В последний день нашего семинара Генрих Саулович сказал мне, что многому научился у меня и теперь у него имеется материал для усовершенствования некоторых шагов АРИЗ. Это для меня было уроком отношения не только между людьми, но и отношения великого учителя и ученику. Он не боялся признаться в своих ошибках и о том. Что он может тоже учиться у ученика. В последствии я неоднократно вспоминал это урок и еще больше оценил его талант человека, учителя и друга. Хотя и на дальнейших наших совместных семинарах не все проходило без «сучка и задоринки», но мы уже значительно лучше знали друг друга и старались не допускать таких оплошностей в классе, а спорили в процессе подготовки.

Генрих Саулович, бывая в Ленинграде, довольно часто останавливался у Эсфирь Злотиной. Как правило, это было до и после петрозаводских семинаров. В 1982 году он привез, тогда еще очень молодых, И.Верткина и В.Фея. Фира собиралась показать комнату, предназначенную Генриху, но он попросил предварительно показать, где будут спать "дети" (Игорь и Виктор).

Альтшуллер всегда умел заглянуть в будущее, четко знал, что и когда нужно исследовать для развития ТРИЗ. Он это делал не только сам, но и мудро подключал к этой работе других исследователей. Причем он чувствовал, что кому и когда можно поручить. Иногда такие темы были достаточно далеки от ТРИЗ. Так в 1982, мы гуляли в саду около нашего дома, когда Генрих Саулович предложил Фире исследовать развитие религий. Фира с большим энтузиазмом велась за эту работу. Религия одна из древнейших систем и выявить закономерности ее развития действительно представляет большой интерес. Материал получился весьма интересный и полезный для теории развития систем.

Летом 1990 года Генрих Саулович переезжал в из Баку в Петрозаводск. По дороге он на две недели остановился в Ленинграде. Мы предоставили семейству Альтшуллера одну из наших квартир. Все это время было до предела заполнено работой, встречами, лекциями и подготовкой к петрозаводской конференции. Только вечерами или ранним утром мы могли насладиться беседой с ним. Генрих Саулович вставал очень рано. Зная это, мы тоже вставали ни свет ни заря. Фира успевала сделать завтрак в другой квартире (благо квартиры были рядом) и мы несли его Альтшуллеру. За завтраком мы обсуждали предстоящие планы. За ужином мы, как правило, просили рассказать Генриха очередные зарисовки из его жизни. И это остались не забываемые встречи.

Интересно было наблюдать, как думает Альтшуллер. Внешне почти ничего в нем не изменялось. Он отвечал на вопросы или делал еще какие-то дела. Верным признаком, что он сейчас напряженно думает, были его глаза. У него были очень красивые голубые глаза. Они всегда отражали массу чувств и переживаний. При этом его глаза были не только удивительно живые, но даже изменяли свой оттенок, от небесно голубых до серых. В период напряженной мысленной работы, его глаза становились скорее серыми и неподвижными, и не выражали ни каких чувств. Пожалуй, я больше ни у кого не видел таких удивительных глаз, которые имели массу оттенков и выражений. Тот, кто хорошо знал Альтшуллера, мог многое прочесть в его глазах и не нужны были никакие слова. Но Альтшуллер очень хорошо знал это и мог управлять этим процессом. Если ему было необходимо, то он быстро «надевал на себя маску» безмолвья. Я всегда люблю смотреть людям в глаза, и мне было приятно наблюдать глаза моего друга и учителя. Когда я вспоминаю Генриха Сауловича, то, прежде всего, вижу его выражение глаз и каждый раз оно другое.

Генрих Саулович был необыкновенно многогранен, с очень широким кругозором и энциклопедическими знаниями.

Он был не просто гениальным ученым, талантливым методистом, великолепным педагогом, рассказчиком и писателем, но и борцом, агитатором, прекрасным организатором, чутким и отзывчивым другом, изумительной души человеком. Удивительно, как все это совмещалось в одном человеке. Вся жизнь Генриха Сауловича была подвигом – она была посвящена одной цели – ТРИЗ – и еще при жизни он увидел победное шествие своей теории во всем мире.

Было большим счастьем общаться с ним, слушать его, работать с ним.

Имя Альтшуллера останется не только в его книгах, но и в наших сердцах.

 

Разбор задачи об Иисусе.

 

 1. Описание СИТУАЦИИ, формулировка Административного ПРОТИВОРЕЧИЯ (АП).

Ричард  Бэндлер  и  Джон Гриндер.  "Из лягушек в принцы.  Нейро-лингвистическое программирование", Новосибирск, изд. Новосибирского университета, 1992 г., стр. 93-94.

     "У Френка Фарелли в психиатрической больнице была молодая  женщина,  убежденная в том, что она - любовница Иисуса. Вы должны признать, что это немножко необычное убеждение. Люди подходят, а она: "Я - любовница Иисуса".  А,  они,  конечно,  отвечают: "Хм-м-м!" и говорят: "Ну, неправда. Это у тебя просто мания... не так ли?"  Как быть?

 

2. Формулировка ПРОТИВОРЕЧИЯ ТРЕБОВАНИЙ (ПТ) (технических, социальных, художественных, межличностных и пр.)

ПТ-1:    ЕСЛИ ...(указать действие)......., ТО (+), НО (-).

ПТ-2:    ЕСЛИ (противоположное  действие)......, ТО (+), НО (-).

ПТ-1.  ЕСЛИ клиентка говорит, что она любовница Иисуса, ТО это удовлетворяет ее психологические потребности,  НО приводит к конфликту с окружающими.

ПТ-2. ЕСЛИ клиентка не говорит,  что она любовница Иисуса, ТО это не приводит к конфликту с окружающими, но приводит к внутреннему конфликту клиентки (желании говорить о своем мнимом любовнике).

 

     3. Из ПТ-1 и ПТ-2 выбрать то противоречие, при котором получаемый плюс (+) важнее или предпочтительнее.

Выбираем ПТ-2, так как в данном случае поставлена задача снять внешний конфликт клиентки.

 

4. В выбранном противоречии выделить конфликтующую пару элементов.

Конфликтующая пара: клиентка и ее окружение.

 

5. Определить оперативную зону (ОЗ) противоречия.

Оперативная зона:  мысли и желания клиентки, психофизиологическая система клиентки, система обеспечения речи, пространство между клиенткой и людьми.

 

6. Определить оперативное время (ОВ) противоречия.

Оперативное время: когда клиентка начинает говорить об Иисусе.

 

7. Определить и записать вещественно-полевые ресурсы (ВПР) рассматриваемой системы.

Внутрисистемные: клиентка и ее свойства, окружающие ее люди и их свойства.

Внешнесистемные: все, что находится и доступно в клинике, где лечится клиентка: медперсонал, помещения, вид из окна и пр.; родственники и знакомые клиентки.

Надсистемеые: все, что может быть использовано без денег или почти без денег.

 

8. Записать идеальный конечный результат (ИКР-1):

Икс-элемент из ресурсов системы САМ УСТРАНЯЕТ (-),   СОХРАНЯЯ (+).

ИКР: клиентка САМА не говорит об Иисусе, не конфликтуя со своими желаниями (САМА по своему желанию не говорит об Иисусе).

 

9. Записать формулировку противоречия свойств (ПС)

Элемент конфликтующей пары должен обладать СВОЙСТВОМ "Х", чтобы обеспечить (+) и дожен обладать СВОЙСТВОМ "АНТИ-Х", чтобы устранить (-)

      Для внутриличностных конфликтов:  ХОЧУ "Х"-действие, чтобы обеспечить (+) И ХОЧУ "АНТИ-Х"-ДЕЙСТВИЕ, чтобы устранить (-).

ПС:  Клиентка должна иметь желание молчать об  Иисусе,  чтобы не конфликтовать  с  окружающими,  и должна желать говорить об Иисусе, чтобы компенсировать свои  внутренние  проблемы.

 

10. Записать формулировку противоречия свойств на микроуровне (микро-ПС)

Ближайшая подсистема зоны конфликта должна иметь элемент (указать его состояние или действие), чтобы обеспечить свойство “Х” и не должна содержать такой элемент, чтобы обеспечить свойство “Анти-Х”.

Микро-ПС:  мысли и чувства клиентки должны одновременно приводить к ее желанию не говорить об Иисусе, чтобы обеспечить свойство “не говориь об Иисусе”, и желанию говорить о нем, чтобы обеспечить свойство “компенсировать свои внутренние проблемы”..

 

11. Записать идеальный конечный результат ИКР-2: оперативная зона (указать) в течении оперативного времени (указать) должна САМА обеспечивать (указать противоположные макро- или  микросостояния из п. 9 или 10).

Клиентка должна хотеть видеть в Иисусе любовника, чтобы решить свои внутренние проблемы и должна не думать об Иисусе как о любовнике, чтобы не говорить о нем окружающим.

 

12.  Мобилизация РЕСУРСОВ (ВПР).  ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ И ЭФФЕКТОВ.

Ресурсы: мысли об Иисусе, его образ.

Приемы и эффекты: принцип наоборот, психологический эффект внешней оценки.

    Контрольное решение: "Если вы бывали в психиатрических больницах, то знаете - большинство психически больных очень компетентны в  странном  поведении и вызывании реакций у людей.  Фрэнк обучил молодую сотрудницу социальной службы систематически вести себя определенным образом и запустил ее туда.  Больная говорит: "Вот, я - любовница Иисуса", а сотрудница оборачивается на нее и,  скривившись, отвечает: "Да знаю, он всем про тебя рассказывает".  Через сорок пять минут пациентка сказала: "Ну вот что, слышать больше не желаю про эти дела с Иисусом!"

 

 

[1] Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986, с. 122-123.