Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"
При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК
ЗАНЯТИЕ № 7
гимназия № 17 г. Петрозаводск 21 марта 2003 года,
Рубин М.С. - руководитель семинара;
Рубина Н.В. – курс РТВ;
Слушатели:
Алексеева Е.Н., Фельдман Я., Осолоткина Е., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Ермоленко В.А., Звонилов Н.
Фактическое содержание занятия.
1. Разбор домашнего задания.
2. Эффекты и их применение при решении изобретательских задач.
3. Задача о молниеотводе.
4. Введение в АРИЗ.
Контрольные вопросы к занятию:
1. Эффекты в ТРИЗ: чем характеризуются, на каком этапе решения задачи они применяются?
2. Чем эффекты отличаются от приемов?
3. Какие виды эффектов вам известны?
4. Приведите примеры эффектов и их применения при решении изобретательских задач.
5. Задача. Во время 2-й мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы. Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут летчика заметили, что озеро кишит крокодилами. – «Взлетаем!» - решили летчики, но прямо по курсу… крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, и аварии не избежать. Подстрелить крокодила? Но тогда «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже… Как быть? (Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ, составитель В.И. Тимохов. СПб, 1996 г).
Приложения.
1. Разбор задачи о «сухом законе».
2. Разбор задачи о кроликах Рекс.
3. АРИЗ. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».
4. Эффекты и их применение при решении изобретательских задач.
5. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».
6. Разбор задачи о молниеотводах. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».
1. Разбор задачи о «сухом законе».
Во времена сухого закона в США бутлегеры (подпольные торговцы спиртным) ввозили в страну свой товар по морю. Часто во время пути их лодки останавливали корабли сторожевой охраны для обыска. В этих случаях бутлегеры вынуждены были, не дожидаясь прихода таможенников, выбрасывать ящики с виски в море, безвозвратно теряя свой груз. Ящики с виски должны быть, чтобы не пострадала коммерция, и не должны быть, чтобы не угодить в тюрьму. Как быть? Какие приемы вы применяли при решении этой задачи?
Варианты решений, предложенные слушателями:
- Корабль с «двойным дном». Используются приемы: вынесения, дробления, «матрешки».
- Сменить этикетку. Приемы: изменение окраски, копирование.
- К ящикам привязать мешок с солью (после проверки ящики всплывают, потому что соль растворяется). Приемы: посредник, местного качества, объединения, предварительного антидействия, наоборот, самообслуживания, отброс и регенерация частей, обратной связи, пневмо- и гидроконструкции.
Для решения задачи применен физико-химических эффект.
Пример. Чтобы спрятать мотоцикл от таможенников, его разместили выше включенных прожекторов.
2. Разбор задачи о кроликах Рекс.
Советский генетик А.С. Серебровский в 1927 г. вывез из Германии новую очень дорогую породу кроликов "рекс", методом, который не пришел бы в голову даже самому искушенному контрабандисту. Желая сэкономить государству валютные средства, он не повез через таможню (с уплатой пошлин) породистых кроликов, но сумел доставить генетический материал этой породы в свою лабораторию. Как ему это удалось? Каким приемом воспользовался генетик?
Вепольная формула:
В1 => П => П
/ \ / \
В1 – В2 В1 – В’1
Приемы: копирование, дробление-объединение, предварительного действия.
Для решения задачи применен биологический эффект.
3. АРИЗ. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».
Стр. 134 - 136
4. Эффекты и их применение при решении изобретательских задач.
Задача «слон в цирке».
В конце прошлого века по циркам Европы гастролировал удивительный аттракцион: слон, умеющий считать, складывать, вычитать, умножать и делить любые числа в пределах 100. На арене стояло табло, на котором четко и крупно написаны цифры от 1 до 100. Слон брал хоботом указку и показывал ею правильный ответ на пример, задаваемый зрителями из зала. Разгадайте секрет этого фокуса?
ИКР: указка сама тянется к нужной цифре.
Решение: электро-магнитное табло.
Для решения задачи применен физэффект.
5. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».
Стр. 162-172
6. Разбор задачи о молниеотводах. Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею».
Стр. 186 – 206