Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"

При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК

ЗАНЯТИЕ № 2

гимназия № 17 г. Петрозаводск                                                                         7 февраля 2003 года,

 

 

Рубин М.С. - руководитель семинара;

Рубина Н.В. – курс РТВ;

Слушатели:

Алексеева Е.Н., Учувадкин Ф.Н., Фельдман Я., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Лазарев Т.В., Ермоленко В.А., Звонилов Н.

 

Фактические содержание занятия.

 

1. Повторение. Опрос.

2. Система и ее элементы. Системный оператор.

3. Модели задач. Конфликтная пара: инструмент и изделие (изменяющий и изменяемый элементы).

4. Матрица конфликтов.

5. Выявление функций воды в жилом доме. Выявление проблемных ситуаций при снабжении водой.

 

Во время занятий были разобраны следующие задачи: «задача о перевозке шлака»; «стрелы Робин Гуда»; «Паника на средневековом корабле»; «Осветить надпись»; «Стакан» в парке юрского периода».

 

Контрольные вопросы к занятию:

1. Рассмотрите с помощью системного оператора систему автомобиль. Какие варианты анализа вы можете предложить?

2. Измените один или несколько элементов в автомобиле. К каким изменениям это приведет в других экранах системного оператора?

3. Задача. В одном итальянском музее была похищена историческая ценность — этрусская ваза. Вывезти ее за пределы страны без документов было невозможно. Получить документы незаконно тоже не удалось. И все-таки ваза была вывезена, причем по неподдельным документам. Как это удалось осуществить?

Используя системный оператор, предложите решение задачи.

4.Задача. Иглу швейной машины с запасом катушек цветных нитей можно рассматривать как полисистему с нулевой связью. При многоцветных изделиях часто приходится менять катушки. К какой системе надо перейти? Как это конкретно сделать?

Составьте матрицу конфликтов и выделите конфликтную пара: изделие и инструмент.

5. Предположим, стоимость воды увеличилась в 10 раз. Как изменится водоснабжение у вас в доме? Стоимость воды увеличилась в 100 раз – как теперь будет организовано водоснабжение? Какие задачи при этом возникают?

Приложения.

1. Справка по ИКР.

2. О системном операторе.

3. Справка по системному оператору.

4. Принцип решения задач с применением ТРИЗ.

5. Изделие и инструмент  при решении задач.

.

ЗАКОН СТРЕМЛЕНИЯ К ИДЕАЛЬНОСТИ

краткая справка

(оглавление)

 

 С древнейших  времен  люди стремились реализовать простую идею:  пусть все,  что захотелось - исполнится, но без всяких затрат и усилий. Ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, меч-кладенец, просто выполнение любого желания по воле волшебной палочки или "по щучьему велению" - люди всегда стремились достигнуть ИДЕАЛЬНОЙ ситуации: все желаемое происходит САМО, без дополнительных механизмов и трудностей. Такой подход оказался эффективным при решении изобретательских задач.

Типичная производственная задача: металлические шарики транспортируются сжатым воздухом по трубопроводу и истирают его в местах изгиба. Рано или поздно в этих местах приходится наваривать на трубопровод латку, потом, поверх ее,  еще одну и так далее... Сформулируем ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ИКР): шарики САМИ, без посторонней помощи предохраняют стенки трубопровода от стирания.  Никакой мистики тут нет: часть шариков должна задерживаться в местах изгиба трубопровода и брать весь удар основного  потока  шариков  на себя.  Реализовать эту идею очень просто: в местах изгиба с внешней стороны достаточно установить магнит.

Приближение к ИКР может идти двумя путями:

- увеличение полезных функций без увеличения (или почти  без  увеличения) затрат, например, совмещение электронных часов с калькулятором;

- снижение затрат,  без потери качества и количества полезных функций, например, вместо набора гаечных ключей - одна "семейка".

Часто спрашивают:  можно ли в действительности достигнуть ИКР  или  он недостижим,  как горизонт?  ИКР ДОСТИЖИМ! Это может быть сделано, например, за счет:

- исключения  выполняемой  функции  (сделать так,  чтобы не нужно было транспортировать шарики по трубопроводу);

- исчезновения  нежелательного  эффекта  (трубопроводы выполняются без изгибов);

- ресурсов системы (самих шариков);

- ресурсов надсистемы,  внешней среды. Городские стены, например, когда-то выполняли функцию защиты города, но держали много противоречий: ограничивали возможность роста города, требовали большого труда при строительстве,  оказывались малоэффективными при долговременной осаде.  Идеальная городская стена:  СТЕНЫ НЕТ, А ЕЕ ФУНКЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ. И действительно, функцию защиты городов со временем взяла на себя надсистема - вооруженные силы страны. Городская стена, как элемент защиты города, исчезла.

При решении задач удобно пользоваться формулой:

ОБЪЕКТ ... САМ УСТРАНЯЕТ (-), СОХРАНЯЯ (+).

 

ЗАДАЧА. Один из немецких шпионов в 1893 г. получил задание: проникнуть на французскую военно-морскую базу в Тулоне, расположенной на одном из островов.  База тщательно охраняется. Попасть на нее незаметно невозможно. Любые наблюдения могут вызвать подозрения со стороны французов. Как быть?

 

Сформулируем для этой задачи ИКР: охрана САМА приводит шпиона  на базу и показывает ее,  не вызывая никаких подозрений у французского начальства и не ставя шпиона в опасность.

Для достижения этого идеала шпион приблизился на лодке к запретной зоне, перевернул лодку и на глазах часового начал тонуть. Дальше все происходило САМО: французы САМИ спасли и принесли шпиона на свою базу и, пока оказывалась первая помощь, тот успел рассмотреть все, что его интересовало.

При достижении ИКР очень важно учитывать РЕСУРСЫ, находящиеся в ОПЕРАТИВНОЙ ЗОНЕ КОНФЛИКТА - месте, где возникают ПРОТИВОРЕЧИЯ.

В ТРИЗ  имеются  правила  максимально точной формулировки ИКР и методы его достижения.  Наиболее полно они описаны в алгоритме  решения  изобретательских задач (АРИЗ).

 

Типы ИКР

Увеличение числа функций при тех же затратах

Нет объекта, а функция выполняется (функция переносится на другие объекты)

Исчезает необходимость в выполнении функции

 

О системном операторе.

(Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).

(оглавление)

стр. 60 – 62

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

(краткая справка)

(оглавление)

     Для начала уточним что такое система.  Главное свойство системы: она   обладает качественно большими возможностями,  по сравнению с элементами,  из которых эта система состоит. Например, склад автозапчастей содержит все узлы и детали автомобиля,  но он не способен передвигаться, как автомобиль.  Информация, "размытая" среди людей обладает минимальной ценностью, но собранная вместе и определенным образом СИСТЕМАТИЗИРОВАННАЯ в библиотеках,  в сетях ЭВМ или на биржевых  торгах  обладает  качественно иной ценностью.

 Системный оператор, предложенный Г.C.Альтшуллером и называемый также девятиэкранной схемой талантливого мышления, позволяет увидеть изучаемый объект или задачу в системе, т.е. во взаимодействии с другими элементами. В центральном экране нашего воображения "устанавливается" ин   тересующий нас объект. На верхнем экране располагается надсистема (то, частью чего является наш объект),  на нижнем - подсистемы (то, из чего состоит наш объект). Слева расположен экран прошлого, а справа - экран будущего нашего объекта.

Один и тот же объект можно совершенно  по-разному  рассматривать  по  системному оператору.

- В одном случае это может быть абстрактный образ  (ШКОЛА вообще).

- В другом - какая-то конкретная школа, например,  школа № 17.

-  По системному  оператору можно рассматривать и технологию работы какого-то объекта. Например, если проследить “линию” ученика, то в прошлом он был в деском саду, а в будущем - пойдет учиться в высшее учебное заведение или на работу.

 

 

ПРОШЛОЕ

 

НАСТОЯЩЕЕ

 

БУДУЩЕЕ

 

НАДСИСТЕМА

 

 

МИНИСТЕРСТВО

РОДИТЕЛИ

ГОРОД

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА

 

 

ШКОЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДСИСТЕМА

 

 

УЧЕНИКИ

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

АДМИНИСТРАЦИЯ

 

 

 

Системный оператор позволяет отследить все системные связи, которые имеются у рассматриваемого объекта. С помощью системного оператора можно искать имеющиеся у объекта ресурсы, не очевидные с первого взгляда. Рассмотрим самый простейший пример:  в центральный  экран поместим "пустоту" - один кубический дециметр воздуха.  Что из этого можно получить? На нижнем экране (в подсистеме) можно увидеть, что воздух состоит из паров воды, кислорода, углекислого газа и других элементов.  Все это при необходимости можно  получить (и получают реально!), например, путем его глубокого охлаждения. Надсистема - атмосфера. Можно использовать давление,  которое имеется в нашем  кубике  "пустоты".  Как  использовать  прошлое и будущее? Можно воспользоваться, например, перепадом температуры или давления. И то и другое может стать источником энергии.

Переход в надсистему - один из путей развития системы при достижения предела возможностей самой системы. Самый простой способ перехода от системы к надсистеме - образование би-системы из двух одинаковых систем.

Чтобы овладеть мышлением по системному оператору необходимо регулярно тренироваться.  Потом системное восприятие событий и системное видение происходит почти автоматически.

ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРИЗ

(оглавление)

 

ЗАДАЧА                                      РЕШЕНИЕ

 

 

       
   

 

 

 

 

Модель                        Модель

 задачи                          решения

 

 

 

 

Изделие и инструмент  при решении задач.

Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»

(оглавление)

стр. 74 - 75