Семинар по ТРИЗ членов общественного экспертного совета "Развитие"
При Фонде поддержки и развития малого предпринимательства РК
ЗАНЯТИЕ № 2
гимназия № 17 г. Петрозаводск 7 февраля 2003 года,
Рубин М.С. - руководитель семинара;
Рубина Н.В. – курс РТВ;
Слушатели:
Алексеева Е.Н., Учувадкин Ф.Н., Фельдман Я., Милова Ю.М., Тимофеев М. А., Лазарев Т.В., Ермоленко В.А., Звонилов Н.
Фактические содержание занятия.
1. Повторение. Опрос.
2. Система и ее элементы. Системный оператор.
3. Модели задач. Конфликтная пара: инструмент и изделие (изменяющий и изменяемый элементы).
4. Матрица конфликтов.
5. Выявление функций воды в жилом доме. Выявление проблемных ситуаций при снабжении водой.
Во время занятий были разобраны следующие задачи: «задача о перевозке шлака»; «стрелы Робин Гуда»; «Паника на средневековом корабле»; «Осветить надпись»; «Стакан» в парке юрского периода».
Контрольные вопросы к занятию:
1. Рассмотрите с помощью системного оператора систему автомобиль. Какие варианты анализа вы можете предложить?
2. Измените один или несколько элементов в автомобиле. К каким изменениям это приведет в других экранах системного оператора?
3. Задача. В одном итальянском музее была похищена историческая ценность — этрусская ваза. Вывезти ее за пределы страны без документов было невозможно. Получить документы незаконно тоже не удалось. И все-таки ваза была вывезена, причем по неподдельным документам. Как это удалось осуществить?
Используя системный оператор, предложите решение задачи.
4.Задача. Иглу швейной машины с запасом катушек цветных нитей можно рассматривать как полисистему с нулевой связью. При многоцветных изделиях часто приходится менять катушки. К какой системе надо перейти? Как это конкретно сделать?
Составьте матрицу конфликтов и выделите конфликтную пара: изделие и инструмент.
5. Предположим, стоимость воды увеличилась в 10 раз. Как изменится водоснабжение у вас в доме? Стоимость воды увеличилась в 100 раз – как теперь будет организовано водоснабжение? Какие задачи при этом возникают?
Приложения.
3. Справка по системному оператору.
4. Принцип решения задач с применением ТРИЗ.
5. Изделие и инструмент при решении задач.
ЗАКОН СТРЕМЛЕНИЯ К ИДЕАЛЬНОСТИ
краткая справка
С древнейших времен люди стремились реализовать простую идею: пусть все, что захотелось - исполнится, но без всяких затрат и усилий. Ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, меч-кладенец, просто выполнение любого желания по воле волшебной палочки или "по щучьему велению" - люди всегда стремились достигнуть ИДЕАЛЬНОЙ ситуации: все желаемое происходит САМО, без дополнительных механизмов и трудностей. Такой подход оказался эффективным при решении изобретательских задач.
Типичная производственная задача: металлические шарики транспортируются сжатым воздухом по трубопроводу и истирают его в местах изгиба. Рано или поздно в этих местах приходится наваривать на трубопровод латку, потом, поверх ее, еще одну и так далее... Сформулируем ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ИКР): шарики САМИ, без посторонней помощи предохраняют стенки трубопровода от стирания. Никакой мистики тут нет: часть шариков должна задерживаться в местах изгиба трубопровода и брать весь удар основного потока шариков на себя. Реализовать эту идею очень просто: в местах изгиба с внешней стороны достаточно установить магнит.
Приближение к ИКР может идти двумя путями:
- увеличение полезных функций без увеличения (или почти без увеличения) затрат, например, совмещение электронных часов с калькулятором;
- снижение затрат, без потери качества и количества полезных функций, например, вместо набора гаечных ключей - одна "семейка".
Часто спрашивают: можно ли в действительности достигнуть ИКР или он недостижим, как горизонт? ИКР ДОСТИЖИМ! Это может быть сделано, например, за счет:
- исключения выполняемой функции (сделать так, чтобы не нужно было транспортировать шарики по трубопроводу);
- исчезновения нежелательного эффекта (трубопроводы выполняются без изгибов);
- ресурсов системы (самих шариков);
- ресурсов надсистемы, внешней среды. Городские стены, например, когда-то выполняли функцию защиты города, но держали много противоречий: ограничивали возможность роста города, требовали большого труда при строительстве, оказывались малоэффективными при долговременной осаде. Идеальная городская стена: СТЕНЫ НЕТ, А ЕЕ ФУНКЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ. И действительно, функцию защиты городов со временем взяла на себя надсистема - вооруженные силы страны. Городская стена, как элемент защиты города, исчезла.
При решении задач удобно пользоваться формулой:
ОБЪЕКТ ... САМ УСТРАНЯЕТ (-), СОХРАНЯЯ (+).
ЗАДАЧА. Один из немецких шпионов в 1893 г. получил задание: проникнуть на французскую военно-морскую базу в Тулоне, расположенной на одном из островов. База тщательно охраняется. Попасть на нее незаметно невозможно. Любые наблюдения могут вызвать подозрения со стороны французов. Как быть?
Сформулируем для этой задачи ИКР: охрана САМА приводит шпиона на базу и показывает ее, не вызывая никаких подозрений у французского начальства и не ставя шпиона в опасность.
Для достижения этого идеала шпион приблизился на лодке к запретной зоне, перевернул лодку и на глазах часового начал тонуть. Дальше все происходило САМО: французы САМИ спасли и принесли шпиона на свою базу и, пока оказывалась первая помощь, тот успел рассмотреть все, что его интересовало.
При достижении ИКР очень важно учитывать РЕСУРСЫ, находящиеся в ОПЕРАТИВНОЙ ЗОНЕ КОНФЛИКТА - месте, где возникают ПРОТИВОРЕЧИЯ.
В ТРИЗ имеются правила максимально точной формулировки ИКР и методы его достижения. Наиболее полно они описаны в алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ).
Типы ИКР |
Увеличение числа функций при тех же затратах |
Нет объекта, а функция выполняется (функция переносится на другие объекты) |
Исчезает необходимость в выполнении функции |
О системном операторе.
(Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»).
стр. 60 – 62
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
(краткая справка)
Для начала уточним что такое система. Главное свойство системы: она обладает качественно большими возможностями, по сравнению с элементами, из которых эта система состоит. Например, склад автозапчастей содержит все узлы и детали автомобиля, но он не способен передвигаться, как автомобиль. Информация, "размытая" среди людей обладает минимальной ценностью, но собранная вместе и определенным образом СИСТЕМАТИЗИРОВАННАЯ в библиотеках, в сетях ЭВМ или на биржевых торгах обладает качественно иной ценностью.
Системный оператор, предложенный Г.C.Альтшуллером и называемый также девятиэкранной схемой талантливого мышления, позволяет увидеть изучаемый объект или задачу в системе, т.е. во взаимодействии с другими элементами. В центральном экране нашего воображения "устанавливается" ин тересующий нас объект. На верхнем экране располагается надсистема (то, частью чего является наш объект), на нижнем - подсистемы (то, из чего состоит наш объект). Слева расположен экран прошлого, а справа - экран будущего нашего объекта.
Один и тот же объект можно совершенно по-разному рассматривать по системному оператору.
- В одном случае это может быть абстрактный образ (ШКОЛА вообще).
- В другом - какая-то конкретная школа, например, школа № 17.
- По системному оператору можно рассматривать и технологию работы какого-то объекта. Например, если проследить “линию” ученика, то в прошлом он был в деском саду, а в будущем - пойдет учиться в высшее учебное заведение или на работу.
|
ПРОШЛОЕ |
|
НАСТОЯЩЕЕ |
|
БУДУЩЕЕ |
НАДСИСТЕМА |
|
|
МИНИСТЕРСТВО РОДИТЕЛИ ГОРОД |
|
|
|
|
|
|
|
|
СИСТЕМА |
|
|
ШКОЛА |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОДСИСТЕМА |
|
|
УЧЕНИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ АДМИНИСТРАЦИЯ |
|
|
Системный оператор позволяет отследить все системные связи, которые имеются у рассматриваемого объекта. С помощью системного оператора можно искать имеющиеся у объекта ресурсы, не очевидные с первого взгляда. Рассмотрим самый простейший пример: в центральный экран поместим "пустоту" - один кубический дециметр воздуха. Что из этого можно получить? На нижнем экране (в подсистеме) можно увидеть, что воздух состоит из паров воды, кислорода, углекислого газа и других элементов. Все это при необходимости можно получить (и получают реально!), например, путем его глубокого охлаждения. Надсистема - атмосфера. Можно использовать давление, которое имеется в нашем кубике "пустоты". Как использовать прошлое и будущее? Можно воспользоваться, например, перепадом температуры или давления. И то и другое может стать источником энергии.
Переход в надсистему - один из путей развития системы при достижения предела возможностей самой системы. Самый простой способ перехода от системы к надсистеме - образование би-системы из двух одинаковых систем.
Чтобы овладеть мышлением по системному оператору необходимо регулярно тренироваться. Потом системное восприятие событий и системное видение происходит почти автоматически.
ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРИЗ
ЗАДАЧА РЕШЕНИЕ
Модель Модель
задачи решения
Изделие и инструмент при решении задач.
Из книги Г.С. Альтшуллера «Найти идею»
стр. 74 - 75