Ó Рубина Н.В., 1996,1999
ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ)
для начальных классов средней школы
(на основе теории решения изобретательских задач)
Петрозаводск 1999 г.
1. О КУРСЕ РТВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Перед Вами необычный, удивительный курс. Узнав о нем, люди, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. И действительно, во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет. Все изменилось с началом разработок Г.С.Альтшуллера в 50-х годах в области теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). За десятилетия развития теории проведены тысячи семинаров, изданы сотни книг, разработаны десятки курсов обучения ТРИЗ.
За эти годы была убедительно доказана эффективность методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: техническое творчество, научные задачи, развитие искусства, бизнес, решение социальных и психологических задач. ТРИЗ, разработанная в СССР, получила распространение во многих странах мира: США, Израиле, Франции, Великобритании, Финляндии, Германии, Вьетнаме, Японии и др. Особенно активно развивается ТРИЗ в России, Белоруссии, Латвии, США, Израиле, Вьетнаме.
В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Их главное отличие от всех известных в этой области исследований состоит в том, что анализу подвергается не субъективные и психофизиологические процессы, наблюдаемые у людей, решающих творческие задачи, а объективные результаты творческого труда. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.
Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив их на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить. Все эти трудности применения методов ТРИЗ делают необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школу. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.
Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе, на наш взгляд, имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. В средних и старших классах основной упор делается на приобретение новых знаний. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА РТВ:
- убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами;
- обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
- использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
3. ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА РТВ.
При построении урока и информационных блоков в программе по РТВ важно учитывать, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать прежде, чем приступать к разбору сложных тем. Так без хорошей подготовки системного и образного мышления, без построения системной картинки мира невозможна, на наш взгляд, хорошая работа по фантазированию и решению творческих задач. Поэтому в программе отражено постепенное усвоение тех или иных знаний, приобретение умений и навыков, увеличение уровня подготовки учеников.
При подготовке курса РТВ значимость общего планирования несколько уступает по важности умению оперативно формировать очередное занятие. Если быть более точным, то необходимо говорить не о плане курса РТВ, а о механизме формирования занятий. Преподаватель может точно и не знать, в какой день, какой именно теме будет посвящен урок, но он должен иметь максимально полный набор правил, по которым занятие будет сформировано (синтезировано). Можно перечислить некоторые правила синтеза занятий по РТВ:
- методы, приемы и правила РТВ, которые необходимо изучить;
- общая сюжетная линия курса и способы создания мотивов обучения;
- линии проведения занятий и модель урока;
- модели заданий и подвижных игр;
- личная картотека задач и примеров преподавателя;
Можно раскрыть эти правила чуть подробнее.
3.1. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА РТВ:
- системный оператор;
- морфологический анализ;
- метод фокальных объектов;
- мозговой штурм;
- приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);
- механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий);
- моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ);
- развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров(загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);
- изучение научной фантастики доступной этому возрасту.
3.2. ОБЩАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ КУРСА;
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ МОТИВОВ ОБУЧЕНИЯ.
Уроки РТВ - это всегда маленькое открытие, на каждом уроке, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.
Курс РТВ построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.
Для первоклассников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляется "Книга Сказок". Героев книги придумывают сами ребята. В Книгу входят только лучшие работы учеников.
Второклассники уже многое могут сделать самостоятельно, да и путешествие по городу собственной Фантазии не может ограничиться рамками урока. Для детей бывает очень важно утвердить себя, показать одноклассникам, на что они способны, уроки РТВ предоставляют такую возможность. В этом также могут очень помочь внеклассные мероприятия и, что очень важно, дети убеждаются в работоспособности предлагаемой им методики, применяя ее на практике.
Для ребят постарше, для третьеклассников, одним из главных направлений работы может быть систематический сбор картотеки. Научить ребят выбирать из потока каждодневной информации только то, что действительно может пригодиться для их работы, - очень кропотливый труд, требующий большого терпения и настойчивости. Тем более, что интересы третьеклассников обычно весьма разнообразны, да и ответы на их вопросы могут лежать в очень разных областях.
3.3. ЛИНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
- развитие ассоциативно-образного и системного мышления;
- подходы к изобретательству;
- работа с информацией (картотека);
- работа по созданию конкретных творческих продуктов (загадки, пословицы, сказки, рассказы, модели технических систем, изделия из природного материала и др.)
- психологическая коррекция и развитие речи.
3.4. МОДЕЛЬ УРОКА:
1. Разминка:
- упражнения на координацию, ритм + скороговорка;
- упражнения для пальчиков + скороговорка;
- упражнения на внимание;
- совместить несовместимое.
2. Проверка домашнего задания.
3. Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)
4. Новая тема (игры в сюжете).
5. Психотехнические игры.
6. Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.
7. Подведение итогов.
Конечно, не всегда удается точно следовать модели, иногда детская фантазия выходит за рамки любой схемы. И все-таки построение урока по модели делает вашу работу интереснее и в то же время облегчает подготовку.
3.5. МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР.
При подготовке занятий использованы методические разработки по синтезу заданий: модели заданий, синтез пословиц, работа по описанию картинок (Мурашковска И.), модели загадок (Нестеренко А.), схема создания сюжетов сказок (Альтшуллер Г.), синтез подвижных игр (Гафитулин М., Сычев С.). При необходимости могут быть разработаны новые модели загадок и упражнений.
М. Рубин
Н. Рубина
27 августа 1993 - 19 июня 1996г.
"ШКОЛА СКАЗОК"
курс РТВ для 1-го класса.
(1 полугодие)
"Я знаю, что надо придумать...". Знакомство.
(1 ч.)
Знакомство учителя с учениками и учеников с учителем; знакомство с героями "Рабочей тетради" и установление "правил игры"; знакомство с предметом: что такое воображение, зачем нужно его развивать, чему мы научимся на уроках РТВ. Важно с первого урока создать у детей ощущение необычности всего происходящего, показать, что именно на уроке РТВ они могут позволить себе искать ответ на вопросы вместе с учителем, не боясь ошибиться в своем поиске, предлагая самые невероятные решения и задавая как можно больше "трудных" вопросов.
Тема 1. Что из чего состоит? (система - целое, состоящее из частей).
(2 ч.)
Любой предмет можно разделить на части; целое обладает новыми свойствами; мир системен - невозможно найти не систему; системы очень разные - технические, биологические, художественные, социальные (дети интуитивно разделяют игрушку на части, чтобы узнать, как она действует. Задания, предложенные в этой теме, помогают сделать процесс разделения или анализа сознательным и применять его к любым, даже самым сложным системам).
Тема 2. Что где находится? (система - часть надсистемы).
(2 ч.)
Системы существуют не сами по себе, а в окружении и взаимосвязи с другими системами; любое изменение системы влияет на всю надсистему; все связано со всем.
Тема 3. Что какое; кто какой? (свойства систем).
(2 ч.)
Все системы похожи друг на друга и отличаются своими свойствами; нет двух совершенно не похожих друг на друга предметов: все неповторимо и уникально, нет в мире двух, настолько не похожих друг на друга предметов, чтобы невозможно было найти что-то общее между ними (подобные наблюдения обогащают мир образов ребенка, помогают взглянуть на мир глазами художника; для решения задач человек использует различные свойства систем (для решения задач необходимо активное использование детьми знаний о свойствах систем.)
Тема 4. Как узнать? (органы чувств человека, каналы восприятия).
(2 ч.)
Как обнаружить те или иные свойства систем (этот, на первый взгляд, простой вопрос требует от ребенка немало знаний. Знание и умение находить свойства систем невозможно без доведенного до автоматизма навыка делить систему на части и прослеживать надсистемные связи); тренировка внимания, ловкости и точности движений; особенности различных каналов восприятия (зрительного, аудиального и кинестетического); решение задач на обнаружение (для успешного решения задач на обнаружение, кроме навыков по разделению системы на части и нахождения взаимосвязей в различных надсистемах, необходимо активное использование умения выделять нужные свойства).
Тема 5. Кто что умеет или для чего? (функции систем). (2 ч.)
Эта тема обычно несколько труднее для понимания, чем предыдущие, поэтому, прежде чем приступать к ее изучению важно хорошо проверить, насколько глубоки полученные знания. Обычно для выполнения той или другой функции необходимы системы с определенными свойствами; свойства системы по-разному проявляются в разных надсистемах, в разных взаимодействиях; необычные применения обычных предметов.
Тема 6. Стеклянный город (обобщение).
(1 ч.)
Чем больше у системы различных свойств, тем разнообразнее ее применение; изменение любого свойства влияет на всю систему; система с новыми свойствами по-другому взаимодействует с другими системами. (Моделирование такой сложной системы как город позволяет в интересной игровой форме проверить и еще раз закрепить различные умения и навыки: умение делить системы на части, находить различные свойства, прослеживать взаимосвязи между системами, видеть последствия изменений свойств системы, прогнозировать положительные и отрицательные последствия этих изменений).
Тема 7. Что было и что будет? (изменения систем во времени).
(2 ч.)
Все изменяется во времени; изменение во времени как прием решения задач; сегодня первый день всей твоей будущей жизни, постарайся не потерять его.
Заключение.
Диагностическая контрольная работа (ДКР).
(1 ч.)
Что проверяется:
-
системность (система - целое, состоящее из частей, система - часть надсистемы);
-
методика решения задач (свойства и функции - ресурсы для решения задач);
-
прогнозирование (системы изменяются во времени);
-
широта восприятия (систему можно увидеть, услышать, почувствовать).
Что должны уметь дети:
-
Выделять возможно больше частей систем, выделять возможно больше надсистем для данной системы; переносить систему в другие надсистемы; выделять части системы, необходимые для решения задачи.
-
Выделять возможно большесвойств и функций систем; выделять свойства и функции систем, необходимые для решения задачи; переносить свойства и функции одной системы на другие.
-
Прогнозироватьизменения системво времени (линия прошлое - настоящее - будущее).
-
Определять, что и как можно узнать о системе.
"ШКОЛА СКАЗОК"
курс РТВ для 1-го класса.
(2 полугодие)
ПРИГЛАШЕНИЕ В СКАЗКУ (вводный урок).
(1 ч.)
Уроки РТВ во втором полугодии 1-го класса посвящены изучению методик сочинения сказок. Главная задача первого урока - погрузить детей в атмосферу сказки, научить видеть сказочные образы вокруг себя. Сказка может повстречаться повсюду; сказка, как и любая система, состоит из частей; сказку можно увидеть, услышать, почувствовать; все в сказке взаимосвязано.
ТЕМА 1. Сказки о системах (повторение).
(1 ч.)
Работа по схеме:
- я вижу...
- я слышу...
- я чувствую...
Сказочные описания (развитие речи).
ТЕМА 2. Сказки от слова «почему?»
(1 ч.)
Любой процесс или любое событие можно представить в виде отдельных кадров, что позволяет увидеть временные взаимосвязи. Работа по методике сочинения сказок от слова "почему?"
ТЕМА 3. «Испорченные» сказки. Сказки наоборот. Сказки с продолжением.
(1 ч.)
Сказка - система, как любая система состоит из частей, изменяется часть - изменяется и вся система. В разных надсистемах системы ведут себя по-разному, проявляют разные свойства. "Испортив" сказку, дети начинают интуитивно чувствовать ее структуру, взаимосвязи внутри сказки.
ТЕМА 4. Конструктор для сказок. Карты Проппа.
(5 ч.)
Уроки РТВ, посвященные картам Проппа, построены с использованием русских народных сказок, сказок Андерсена, братьев Гримм, Пушкина и др. Это удивительный, полный тайн и неожиданных открытий мир. В нем дети почувствуют себя свободно, раскованно и могут по-настоящему творить. Изучение структуры сказки. Знакомство с картами Проппа. Сочинение сказок с использованием структуры сказки, выявленной В.Я. Проппом. Игры с картами Проппа.
ТЕМА 5. "Сказка ложь, да в ней намек..." (пословицы).
(3 ч.)
Методика сочинения пословиц. Как могла появиться такая пословица - сказочные истории. Раскадровка сказки. Сочинение пословиц по раскадровке сказки. Раскадровка помогает решить очень многие проблемы. Дети учатся пересказывать, а так как предмет пересказа всем хорошо знаком, то ошибки или даже неточности сразу поправляются. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Путешествие по сказкам (обобщение).
(1ч.)
Сочинение сказки с помощью любой из изученных методик. Иллюстрации к сказке. Постановка сценок из сказки.
Заключение.
Диагностическая контрольная работа.
(1ч.)
Что проверяется:
-
системность (все связано со всем - взаимосвязи ивзаимодействия между системами);
-
широта восприятия (системы в различных надсистемах);
-
методика решения задач;
-
методики сочинения сказок.
Что должны уметь дети:
- применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов;
- использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач;
- устанавливать взаимосвязи между различными системами;
- выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах;
- использовать различные методы ля сочинения сказок.
ГОРОД ФАНТАЗИЙ
курс РТВ для 2-го класса
(1 полугодие).
Приглашение в путешествие. Знакомство с городом Фантазий.
(1ч.)
Курс РТВ для 2-го класса - это путешествие в Город Фантазий, в котором постепенно приобретаемый жизненный опыт ребенка может стать основой для освоения методик получения новых фантастических идей, решения творческих задач, выполнения небольших творческих проектов.
Основная тема, которая проходит через весь курс для 2-го класса, - это город, задачи, возникающие в городе, задачи, решаемые при создании городов. Прежде чем приступить к изучению методики решения творческих задач, нам нужно научиться мысленно изменять окружающие системы, прогнозировать возможные последствия таких изменений, выявлять причины нежелательных последствий (т.е. какие подсистемы или свойства системы привели к этим последствиям).
ТЕМА 1. Картотека - первый шаг на пути к творчеству.
(1ч.)
Как организовать творческую, научно-исследовательскую работу младших школьников - задача не из легких. Одним из наиболее доступных и продуктивных способов организации такой работы может стать ведение картотек по самым разным направлениям. Для чего нужна картотека. Как правильно вести работу по созданию картотеки. Оформление первых карточек.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ГОРОДЕ ФАНТАЗИЙ
(методы активизации творческого мышления).
ТЕМА 2. Морфологический анализ; метод фантастического вычитания.
(1ч.)
Достоинства и недостатки метода морфологических таблиц. Получение фантастических идей с помощью метода морфологической таблицы. Любая система развивается, преодолевая свои проблемы или разрешая противоречия. Для того, чтобы лучше понять функции той или иной сложной системы, бывает интересно посмотреть, что изменится, если эта система исчезнет.
ТЕМА 3. Необыкновенные обитатели г. Фантазий (прием оживления.)
(1ч.)
Подбирая черты характера, которыми может обладать тот или другой предмет, дети учатся анализировать и себя, и своих одноклассников, ведь вымышленный персонаж они невольно сравнивают с окружающими людьми. Необычный поворот знакомого тренинга дает повод еще раз поговорить о психологической инерции как о том, что мешает творческому мышлению. Необходимо обратить внимание и на работу по развитию речи. Как правило, запас слов для образного описания характера персонажа у второклассников далеко не большой, данная тема дает хорошую возможность сделать работу по развитию речи интересной и увлекательной. Придумывая нового героя для своей истории, ребята вместе с учителем пользуются вполне конкретными приемами, что является очень хорошей подготовкой к новым темам: приемы фантазирования, методика решения задач.
ТЕМА 4. Волшебный магазин (МФО: метод фокальных объектов).
(1ч.)
Метод фокальных объектов очень хорош для повторения и закрепления умений и навыков по выявлению и использованию свойств систем. Перенося свойства одной системы на другую, иногда очень далекую, дети учатся видеть связи между системами, глубже понимают, что стоит за тем или иным свойством. Сочинение сказок для рекламы столь необычного товара может стать хорошим началом для интересной творческой деятельности. Можно, например, организовать аукцион или ярмарку, устроить конкурс среди учеников на лучшую сказку или лучшую раскадровку сказки.
ТЕМА 5. Приемы фантазирования.
(6ч.)
- уменьшение - увеличение; (1ч.)
- объединение - разъединение; (1ч.)
- наоборот; (1ч.)
- ускорение - замедление; (1ч.)
- перемещения во времени. (1ч.)
- бином фантазии (Дж. Родари). (1 ч.)
Приемы фантазирования - центральная тема 1-го полугодия 2-го класса. Основой для ее изучения служат знания, умения и навыки, приобретенные при изучении системного оператора в 1-м классе, поэтому прежде, чем приступить к этой теме, необходимо провести мониторинг знаний системности. С этой целью в начале каждого урока проводятся 5-10 минутные фронтальные опросы, позволяющие быстро определить пробелы в знаниях учеников, и оперативно включить в план занятия упражнения, восполняющие эти пробелы. Кроме того, выполняя задания по теме приемы фантазирования, можно обратить особое внимание на используемые в них понятия системности. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для познания этого мира. Хорошо известно, что для того чтобы узнать, как устроена игрушка, ребенок разделяет ее на части. Человек, природа, город - слишком велики и сложны, чтобы разделить их как игрушку. Применяя приемы фантазирования, сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно и, что очень важно, вполне осознанно, дети получают возможность разобрать весь мир по частям, почти как игрушку, чтобы затем, соединив, получить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, чтобы понять, как он устроен.
На примере применения приема наоборот в художественных произведениях (“Королевство Кривых Зеркал”, “Сказка о потерянном времени” и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.
Прием ускорение - замедление предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.
Перемещение во времени - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?
Репортажи из города Фантазий (обзор изученных тем).
(1ч.)
Применение изученных методов и приемов для получения фантастических идей и написания заметки в газету города Фантазий.
Заключение.
Диагностическая контрольная работа (ДКР).
(1ч.)
Методики, предлагаемые для изучения во втором классе, позволяют посмотреть на самые простые, привычные предметы и явления глазами фантазеров и изобретателей. Дети убеждаются: мир изменяем, и изменить его может хорошо управляемая фантазия. Как правило, при хорошей подготовке в первом классе дети прекрасно ориентируются в понятиях системности и начинают осознанно применять их в своей учебной деятельности. В этом можно убедиться, проанализировав работы детей по прогнозированию нежелательных последствий изменений системы или ее частей. Применение приемов фантазирования для решения задач поможет продиагностировать готовность детей к следующей, наиболее трудной теме: методика решения творческих задач.
Что проверяется:
-
Ведение картотеки и работа с информацией;
-
методы активизации творческого мышления;
-
приемы фантазирования;
-
методика решения задач.
Что должны уметь дети:
- работать с различными видами информации;
- получать фантастические идеи различными способами;
- изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;
- применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.
ГОРОД ФАНТАЗИЙ
курс РТВ для 2-го класса
(2 полугодие).
ВВЕДЕНИЕ. Мир трудных задач.
(1ч.)
На первом уроке по теме "Методика решения задач" очень важно использовать знания и опыт, приобретенные детьми на уроках РТВ. Разбор задачи. Определение противоречия. Правила формулировки противоречия.
Методика решения задач.
ТЕМА 1. "Не было бы счастья, да несчастье помогло." (Противоречия).
(2ч.)
Тема противоречия является одной из центральных тем всего курса РТВ. Хорошей подготовкой к восприятию этой темы является работа с приемами фантазирования, решение задач да-неток. Изменяя систему и прогнозируя последствия такого изменения, дети фактически учились формулировать противоречия. Важно показать детям, что формулировка противоречия помогает, не перебирая множество вариантов, быстро найти решение задачи. Часто дети не сразу принимают новый способ поиска ответа на необычные ответы, ведь случается, что простая смекалка помогает решить несложную задачу. Предложите задачи посложнее, постарайтесь вместе с детьми найти проблемную ситуацию в жизни класса и, сформулировав противоречие, разрешить ее.
ТЕМА 2. "И холодное, и горячее..." Физическое противоречие.
(2ч.)
Тема физические противоречия - одна из самых трудных для понимания детьми. В данном случае большую роль может сыграть понимание и автоматическое использование знаний, умений и навыков по выявлению и нахождению противоположных свойств. Необходимо достичь понимания каждым учеником данного материала, т.к. он является базой для построения методики решения задач. Проверить насколько глубоко усвоена тема можно при решении задач, поэтому нужно предоставить каждому ученику в устной или письменной форме возможность самостоятельно решить 2-3 задачи. Можно выделить для этого отдельный урок или сделать из решения задач увлекательный конкурс, перенеся их решение домой. Это упражнение является одновременно и способом набрать фонд примеров применения приемов разрешения противоречий. Без этого фонда невозможно будет организовать поисковую деятельность детей при изучении приемов разрешения противоречий. И т.к. у детей будет возможность собрать такой фонд не только на уроке, но и дома, можно предложить им формуляр для оформления соответствующих карточек:
-
Противоречие.
-
Способ разрешения.
-
Источник информации.
Лучшей тренировкой по формулированию противоречий является, конечно, решение.
Противоречивые загадки.
ТЕМА 3. "Ступайте, сани, домой сами..." (идеальность). Проект "Идеальная парта".
(3ч.)
Изучение данной темы полезно начать с повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных при знакомстве с функциями систем. Повторение можно провести в форме небольшого тренинга, например, написать или нарисовать все работы, которые может выполнять расческа. Закон стремления к идеальности - один из основных законов развития технических систем. Дети легко находят в своей жизни примеры, подтверждающие его действенность. Идеал - это мечта, фантазия, как правило, недостижимая. Но стремление к идеальности - надежный критерий правильности выбранного направления решения задачи. И если противоречие показывает, где возникла задача, то ИКР задает направление возможного решения. Вот где потребуется по-настоящему дерзкий, смелый полет фантазии. Ведь решение, подсказанное правилами идеальности, похоже скорее на сказку, на волшебство. Надо сказать, что не каждый ребенок, в нашем рациональном мире, способен сразу воспринять столь необычный способ мышления, не испугаться новых неординарных идей, не отступить в последний момент. В этом состоит и главная трудность, с которой приходится сталкиваться на уроках РТВ: детская фантазия, которой, казалось бы, не должно быть границ, оказывается скованной психологической инерцией, вызванной огромным потоком информации. И если удается вместе с ребенком преодолеть сложившиеся стереотипы, какие удивительные открытия ждут вас на “неведомых дорожках” города Фантазий. Понятие ресурсы базируется на понятиях, изученных в теме свойства. Особое внимание нужно уделить способам обнаружить неявные свойства и способам изменить свойства.
Урок по теме "Проект "идеальная парта" - особенный урок. Прогнозирование развития систем на основе законов, выявленных в ТРИЗ - одно из наиболее сложных и интересных направлений развития самой теории. В курсе РТВ для начальной школы дети, безусловно, получат только самое общее представление о прогнозировании методами ТРИЗ. Однако, даже небольшой учебный проект, проработанный вместе с учителем, - это настоящая исследовательская работа того уровня, который доступен ученикам младшей школы.
Работа в исследовательском проекте дает возможность обобщения и применения на практике системного подхода, методов решения задач, навыков работы с картотекой.
ТЕМА 4. "Используй то, что под рукой, и не ищи предмет другой" (ресурсы).
(2 ч.)
Максимальное использование имеющихся в системе ресурсов - одно из самых важных условий решения творческой задачи. Какие бывают ресурсы. Решение задач. Мобилизация ресурсов для преодоления модельной конфликтной ситуации (задачи Робинзона). Информация, каналы восприятия, язык жестов, интонация, мотивы и т.п. - ресурсы для решения межличностных задач. Необычное использование привычных предметов.
ТЕМА 5. Решение задач из различных областей знаний.
(4ч.)
Использование изученных правил для решения задач из различных областей знаний (техника, биология, история и др.) Межличностные задачи.
ТЕМА 6. Проект "Идеальный город". Повторение и закрепление изученного во 2-м классе.
(2 ч.)
Работа по небольшому исследовательскому проекту (история города, городской транспорт и др. проблемы города). Проект "Идеальный город" является продолжением нашего знакомства с методами прогнозирования на основе ТРИЗ. Работа учеников начальной школы по исследовательскому проекту не может, конечно, претендовать на глубокое научное исследование. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста получали навыки исследовательской работы. Кроме общего развития мышления эти навыки необходимы для дальнейшей успешной учебы.
Заключение.
Диагностическая контрольная работа.
(1ч.)
Методика решения творческих задач - это не просто набор правил, позволяющий расширить возможности нашего мышления, заставить поиграть наше воображение. Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ) - это новый способ мышления, новый взгляд на мир - взгляд созидателя, взгляд творца. Для того чтобы суметь воспользоваться этой методикой, нужно многое знать и уметь - “АРИЗ - инструмент для мышления, а не вместо мышления.” (Г.С.Альтшуллер, “Найти идею”). Поэтому в этой работе стоит обратить внимание не столько на точность формулировок, сколько на оригинальность принятых решений, постараться проследить ход рассуждений. Необходимо предоставить ученикам возможность раскрыть свои способности, поэтому задания должны быть как можно более гибкими, позволяющими проявить фантазию и использовать весь опыт ребенка.
Что проверяется:
-
формулирование противоречий;
-
формулирование ИКР;
-
виды ресурсов;
-
решение простых изобретательских задач.
Что должны уметь дети:
- выделять и формулировать противоречия;
- выделять противоречивые свойства; находить часть системы, в которой возникло противоречие; выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие;
- формулировать идеальное решение;
- мобилизовать ресурсы;
- прогнозировать последствия предлагаемых изменений.
Планета неразгаданных тайн
курс РТВ для 3 класса
(1 полугодие).
Введение. "Шкала "Фантазия - 2".
(1ч.)
Тема "Шкала Фантазия-2" - это своеобразное подведение итогов проведенной работы. Если тема вызывает у детей живой интерес и желание проверить самого себя, свои работы по столь строгим критериям, можно с уверенностью сказать, что занятия по РТВ достигли своей главной цели: творческая работа становится для детей ежедневной потребностью.
Методика решения задач (повторение).
Противоречия, идеальность, ресурсы.
(2ч.)
Для повторения методики решения задач можно выбрать самые разнообразные формы. Это могут быть и конкурсы на лучшие решения задач с подготовленными заранее призами. И уроки-путешествия в историю различных технических систем, на которых дети сами смогут сделать изобретения, встречающиеся на пути развития техники. И, наконец, это может быть путешествие на далекую неизведанную планету, жители которой давно решили проблемы современной техники и науки - вот где простор для фантазии, однако необходимо, чтобы все прогнозы и фантастические проекты были хорошо обоснованы и базировались на методике решения творческих задач. Итогом повторения может стать небольшая проверочная работа, в которой дети будут иметь возможность показать все умения и навыки, приобретенные ими по теме "методика решения задач". Основная трудность, с которой может столкнуться учитель во время подготовки этой темы и проверочной работы, - это необходимость большой и разнообразной картотеки задач.
Приемы разрешения противоречий
(4 ч.)
Тема "Приемы разрешения противоречий" требует от детей и учителя свободного владения целым рядом правил и понятий. Это, прежде всего, системный оператор, свободное владение системными переходами. Очень важно и понимание тем "Противоречия", "ИКР", "ресурсы". Ведь одно из главных преимуществ методики Теории Решения Изобретательских Задач заключается в последовательном применении механизмов, позволяющих без пустого перебора вариантов изменять именно те свойства системы, именно теми приемами, которые позволяют достичь нужного результата при наименьших затратах времени, материалов и энергии. При работе по выявлению приемов разрешения противоречий дети еще раз убеждаются в преимуществах работы с фондом, организованным в картотеку.
Схема решения задач
(3ч.)
При изучении схемы решения задач важно показать детям, что применение простых правил значительно сокращает поиск решения. Кроме того, решение, найденное по этим правилам, всегда сильнее, интереснее полученного долгим перебором вариантов. Для некоторых детей не просто бывает терпеливо искать по шагам методики, многие стремятся сократить путь к ответу, пробуя сразу применить один из приемов разрешения противоречий. Все эти проблемы постепенно исчезают по мере того, как каждый ребенок еще и еще раз разбирает задачу у доски. Поэтому не надо жалеет времени на решение задач по схеме, необходимо только быть настойчивым и последовательным в применении методики.
Синтез задач (картотека).
(3 ч.)
Методика синтеза задач - одна из наиболее трудных тем. И дело не только в том, что разработки на эту тему далеко не полны (наиболее инструментальна, на мой взгляд, работа Ю.С. Мурашковского). Преподавателю необходимо самому приобрести достаточно большой опыт работы с задачами, чтобы суметь помочь своим воспитанникам увидеть проблемную ситуацию и научить превращать ее в занимательную задачу с увлекательным сюжетом. Многим детям не хватает терпения и усидчивости, чтобы каждый раз подробно заполнять довольно большой формуляр. При разборе задачи с классом дети увидят какие преимущества для такой работы дает подробный формуляр. Это справедливо и для самого преподавателя, самостоятельно собирающего задачи для разбора с детьми.
Итоговый урок по теме "Синтез задач" может превратиться в увлекательнейшую игру, тем более, что у детей есть возможность самим не только участвовать в этой игре, а и придумывать ее правила. В дополнение к конкурсам, описанным ранее, можно добавить: лучшее оформление карточки, самая большая картотека, лучшее использование ресурсов и т.д.
Заключение.
Диагностическая контрольная работа.
(1ч.)
Активное использование системного оператора для решения задач. Навыки работы с картотекой: выбор формы карточек для сбора той или иной информации, простейший анализ полученной картотеки (например, иллюстрация того или иного приема разрешения противоречий, прослеживание истории систем по картотеке, прогнозирование развития систем по данным картотеки). Использование схемы для решения задач. Навыки работы с текстом: поиск противоречий, выявление способов их разрешения, построение сюжета задачи.
ДКР. Что проверяется:
-
Формулирование противоречий;
-
формулирование ИКР;
-
виды ресурсов;
-
приемы разрешения противоречий;
-
схема решения задач;
-
схема синтеза задач.
Что должны уметь дети:
- решать простые изобретательские задачи по схеме;
- подбирать информацию для учебных задач;
- формулировать задачи.
Планета неразгаданных тайн
курс РТВ для 3 класса
(2 полугодие).
ТЕМА 1. Метод Маленьких Человечков (ММЧ).
(4ч.)
Метод маленьких человечков позволяет в доступной и очень наглядной форме показать детям суть физических процессов и явлений. Дети получают возможность увидеть любой объект, любое свойство так, как будто они рассматривают в микроскоп эти системы, причем дети сами могут изменить любое свойство и сразу увидеть результат этого изменения. ММЧ, несомненно, может быть использован на любом другом уроке, если возникает задача, связанная с непосредственным исследованием свойств систем. Это, прежде всего, уроки естествознания, многие предметы и явления живой и неживой природы станут понятнее и доступнее для детей, если предстанут в виде маленьких человечков, готовых выполнить любой приказ. Чтобы моделирование человечками не превратилось в вырисовывание каждого из них в тетради, можно заранее приготовить небольшие жетончики с изображением человечков в различных состояниях.
ТЕМА 2. Практикум по решению задач.
(4ч.)
Тема “Практикум по решению задач” - это уникальная возможность для учителя познакомить детей с любым из своих увлечений, переведя свой опыт в задачи или проблемные ситуации, требующие решения, анализа с помощью изученных механизмов мышления. Решая вместе с детьми задачи, учитель сможет сделать немало удивительных открытий там, где казалось все давно изучено. Уроки решения задач можно провести в форме путешествия по лабораториям ученых, причем в роли ученых могут выступить сами дети.
ТЕМА 3. Диагностическая контрольная работа.
(2ч.)
ДКР за второе полугодие третьего класса - это итог всей проделанной в начальной школе работе. Поэтому задания этой работы должны отразить все разделы, изученные в курсе РТВ. Это не означает, что каждой теме должно быть посвящено отдельное задание, но задания должны быть построены таким образом, чтобы можно было проследить, какими правилами или приемами воспользовался ученик для выполнения этого задания. На что обратить внимание: работа по системному оператору; применение приемов фантазирования для создания фантастических ситуаций; работа с различными литературными жанрами (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы); работа с картотекой; методика решения задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий); ММЧ.
Что проверяется:
-
применение ММЧ;
-
некоторые простые модели процессов и явлений.
Что должны уметь дети:
- объяснять различные явления с помощь ММЧ (строить модели систем, взаимодействий, изменения свойств и функций.)
- вести наблюдения;
- делать выводы из поставленных опытов.
ТЕМА 4. Повторение изученного в 3-м классе. Работа по проектам.
(4 ч.)
Проекты детей могут быть связаны с историей развития технических, биологических, художественных и других систем; проектированием и моделированием новых систем, что предполагает решение, возникающих задач; сбором картотек; написанием фантастических рассказов, сказок, историй и т.д. Работа по проектам - это прекрасная возможность потренироваться в применении всех знаний и умений, полученных при изучении курса РТВ с 1-го по 3-й классы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Курс РТВ, представленный данной программой, рассчитан на три года обучения. В учебном плане этому предмету уделен один час в неделю. Этот предмет может быть введен и в качестве факультативных занятий. Для работы на факультативе можно выбрать темы, которые наиболее близки и знакомы преподавателю. Последовательность тем тоже может быть изменена, но в этом случае нужно хорошо продумать каким инструментарием должны овладеть дети, чтобы успешно проработать более сложные темы. В любом случае начинать обучение необходимо именно с ознакомления с системным оператором, являющимся базовым механизмом для изучения методики фантазирования и решения задач. В зависимости от склонностей самого преподавателя программа может дополняться новыми примерами и задачами, интересными играми, что сделает Ваши уроки еще более интересными и увлекательными.
Проведение самостоятельных уроков по РТВ, безусловно, предоставляет очень большие преимущества, - это возможность увидеть в Ваших детях творцов, совершить вместе с ними путешествие в мир фантазии, путешествие полное загадок и неожиданных открытий. Не меньшие возможности откроются перед Вами, если элементы методики РТВ станут частью других предметов. Однако, нужно помнить, что механический перенос отдельных упражнений, задач или примеров из курса РТВ в другой предмет не даст желаемого результата. Интеграция курса РТВ и предметов школьной программы требует отдельных исследований и разработок.
Приведенные примеры заданий и игр существенно облегчат подготовку к занятиям, хотя, конечно, для успешной ра
боты по данной методике недостаточно только программы, необходимы подробные методические разработки, рабочие тетради для детей, картотеки задач и примеров. Все эти материалы разрабатываются автором.
Работа по курсу РТВ - это увлекательное путешествие, требующее большого труда, терпения и полной самоотдачи. Это по-настоящему творческая работа, дарящая обыкновенные чудеса тем, кто ей по-настоящему предан! Я желаю больших творческих успехов всем, кто верит в чудо детских фантазий!
Вопросы и пожелания по программе присылайте, пожалуйста, по адресу: 185014 г. Петрозаводск, а.я. 8
ОО "ТРИЗ-Карелия", Рубиной Н.В.
Использованная литература.
-
Альтов Г. И тут появился изобретатель, М. “Детская литература”, 1989.
-
Альтшуллер Г.С.Найти идею. - Новосибирск "Наука", 1991.
-
Амонашвили Ш.А. Как живете дети? - М. “Просвещение”, 1990.
-
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей, Ярославль "Академия развития", 1997 г.
-
Белобрыкина В.Г. Как стать волшебником, М. 1994.
-
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с Чудом.- С-Петербург, "Издательство Буковского", 1995.
-
Грановская. Р.М.Элементы практической психологии, Санкт-Петербург, Издательство "Свет", 1997г.
-
Гриндер и Бендлер. Из лягушек в принцы (нейро-лингвистическое программирование),
-
Детская энциклопедия, “Росмэн”, 1994.
-
ЖурналТРИЗ 3.4.92.
-
Журнал "Трамвай", 1.1.90.
-
Журналы Юный техник.
-
Игры: обучение, тренинг, досуг (под редакцией В.В Петрусинского), М. “Новая школа”, 1994.
-
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, "Академия развития", 1997 г.
-
Курячая. М. Химия в картинках, М. “Детская литератуа”, 1992.
-
Материалы семинара Мурашковски И.Н. и Нестеренко А.А. 1994 - 1995г.г.
-
Мурашковский Ю.С. Бухвалов Изобретаем черепаху - Рига, 1993.
-
Мурашковска И.Н.Валюмс Н.П. Картинки без запинки. - С-Петербург. Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995.
-
Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. Познание: выпуск 5 - Рига, 1993.
-
Нить в лабиринте. - Петрозаводск “Карелия”, 1989.
-
Нестеренко А.А."Страна загадок". - Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993.
-
Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М. "Прогресс", 1990.
-
Рубин М. С. Статьи.
-
Сборники сказок.
-
Теория и практика решения изобретательских задач (под редакцией Альтшуллера Г.С.), Горький, 1976 г.
-
Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. - С.Петербург, “ТРИЗ-ШАНС”, 1996.
-
Шанс на приключение. - Петрозаводск, "Карелия", 1991.
-
120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. - М “Лайда”, 1994.