МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа"
Уличное освещение посредством технологий аналогичных системе Х10
Автор: Шелехов М. Б.
11 класс, БСОШ №3
Аэрокосмическая школа
Научный руководитель: Дмитриев С. А.
г. Красноярск, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Было предложено придумать новое техническое устройство, используя метод фокальных объектов МФО. В качестве прототипа был выбран фонарь.
- Выбрать случайный объект или явление которое будем изменять (ФО).
- Выбрать любую книгу.
- Выбрать 3-7 случайных объектов (ОА).
- Выписать свойства объектов (3-7).
- Последовательно перенести признаки и свойства ОА на ФО.
- Отметить необычайные сочетания.
- Из отмеченного получить новые идее используя шаблон «Если ФО будет_____________ , то это хорошо потому что__________ .»
- ФО - уличный фонарь
|
Случайные объекты |
|||||
Свойства СО |
Луна |
Ковер |
Танк |
Шарик |
Провод |
Дерево |
Огромная |
Мягкий |
Железный |
Резиновый |
Железный |
С корой |
|
Светиться |
Из ворса |
С пушкой |
Надуваемый |
Длинный |
С листьями |
|
Желтая |
С узором |
Радиоуправляемый |
Разноцветный |
Электропроводный |
С ветками |
|
|
|
С гусеницами |
|
|
|
Получим новые идеи
- Если фонарик будет радиоуправляемым, то это хорошо, потому что, можно будет его дистанционно включать и выключать в нужное время.
Развитие найденной идеи
КОНЦЕПЦИЯ «УМНОЕ» УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
Предлагается с целью сокращения расхода потребления электрической энергии, увеличения ресурса службы электрических ламп, увеличения полезности, осуществлять дистанционную коммутацию осветительных светильников. При этом в конструкции светильников и сети вносятся незначительные изменения.
ИСХОДНАЯ ПРОБЛЕМА
Современное уличное освещение представляет собой размещенные на столбах вдоль улиц светильники. Электроэнергия к светильникам подается по силовому электрическому кабелю, подвешенному на опорах. Подача электроэнергии к участкам осветительной сети осуществляется коммутирующей аппаратурой. Уличные светильники оборудуются как лампами накаливания (в сельской местности), так и дуговыми лампами различных видов, в основном ртутными и натриевыми. Мощность ламп уличного освещения составляет от 70 до 400 Вт. Особенность таких ламп – высокая светоотдача от 30-200 Лм/Вт (лампы накаливания – 13) и значительный ресурс – до 32000 часов (лампы накаливания – 1000). Одним из недостатков является длительное зажигание, связанное с необходимостью прогрева лампы.[1] Освещение улиц – энергоемкий процесс. Так, при установке на 1 километре улицы примерно 40-50 (по обе стороны) ламп при мощности 250 Вт., общая мощность составит 10-12,5 кВт. А энергопотребление за сутки составит уже сотню кВт*час. Общепризнанной перспективой является переход к светодиодным уличным фонарям, позволяющим не только снизить энергопотребление в примерно 5 раз в сравнении с существующим, но и регулировать их яркость. Но актуальность совершенствования системы уличного освещения с целью снижения энергопотребления вытекает даже не столько из абсолютных значений энергопотребления, сколько из оценки полезности функционирования системы уличного освещения. Главной полезной функцией уличных фонарей является освещение дороги для людей и водителей автомашин в темное время суток в нужном месте, в нужное время. [1]
Функционирование идеальная системы освещения - освещение в нужное время в нужном месте, с необходимой интенсивностью. [2], [3].
Но реальная система выполняет эту функцию неэффективно. Улица в некоторый период – пустая, а освещается с полной мощностью. Такое освещение является следствием "Грубого" управления работой фонарей (т.е. все фонари включаются от одного рубильника). Поэтому происходит перерасход электроэнергии, (сколько) в связи с работой фонарей на участках в отсутствии автомобилей и людей. [1]
Как быть?
КРАТКАЯ СХЕМА РАЗРАБОТКИ
Таблица 16 Последовательность разработки концепции
Содержание шага |
Результат шага |
Формулировка ключевых задач |
Ключевые задачи Сделать так, каждый уличный светильник управлялся индивидуально. Не усложнять систему линию подачи электроэнергии к светильникам. Сделать так, чтобы каждый светильник был включен при нахождении в его зоне пешехода или автомашины и не включался при их отсутствии. Увеличить полезность системы уличного освещения. Управлять освещенностью. |
Решение ключевых задач |
Предлагается управлять включением светильников индивидуально с помощью кодированных радиочастотных сигналов, передавая их по силовым проводам. Предлагается использовать силовой провод в качестве емкостного датчика, который управляет включением светильников в присутствии в зоне датчика людей или автомобилей. Предлагается синхронизировать работу уличного освещения и светофоров дорожного движения. |
Обоснование идей |
Проведен информационный и патентный поиск. Осуществлено моделирование электрических схем управления радиосигналами |
ОПИСАНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Система состоит из фонарей, каждый из которых подключен к радиомодулю. Электрический ток от общего провода подается к радиомодулям фонарей. Каждый модуль управляется радиосигналами индивидуально. Таким образом, в системе уличного освещения появляется возможность индивидуального управления отдельными фонарями. Фонари могут включаться и выключаться, снижать и повышать яркость, светить в зависимости от радиосигналов.
Однако, такой подход имеет недостаток. Из-за того, что команды будут передаваться по радиоканалу они будут перегружать эфир. В следствии чего целесообразно передавать радиокоманды по уже имеющейся силовой проводке.
В простейшем варианте, система будет работать следующим образом. В каждый светильник встроен радиомодуль, подключенный к силовым проводам и коммутирующий питание лампы от электросети. Допустим, управляющим сигналом является радичастотный сигнал заданной частоты, на который настроен радиомодуль светильника. При появлении в силовом кабеле сигнала соответствующей частоты, фильтр радиомодуля светильника, настроенного на эту частоту выделяет сигнал, что приводит к включению ключа - коммутатора, подающего питающее напряжение на лампу. Лампа включается. При исчезновении в линии управляющего сигнала – лампа гаснет. Так работает схеме каждой лампы, подключенной к линии. В диспетчерском комплекте в линию выдается пакет сигналов разных частот, соответствующих тем лампам, которые должны быть включена. При необходимости выключения тех или иных ламп – пакет меняется.
Предлагается использовать силовой провод в качестве емкостного датчика, который управляет включением светильников в присутствии в зоне датчика людей или автомобилей. Схема работает следующим образом. Силовой провод, висящий над участком улицы представляет собой обкладку конденсатора, второй обкладкой которого является земля. При появлении в зоне такого «конденсатора» выступающего над землей объекта (прохожий, автомобиль) и обладающего отличной от воздуха диэлектрической проницаемостью, меняется резонансная частота электрического контура в радиоблоке светильника. При этом в схеме радиоблока вырабатывается сигнал, который приводит к включению ключа - коммутатора, подающего питающее напряжение на лампу. Лампа (группа ламп) включается. При исчезновении в линии управляющего сигнала – лампа (группа ламп) гаснет. Так будет обеспечиваться автоматическое управление светильниками при прохождении людей или автомобилей в зоне действия этих светильников. [4] [6]
Предлагается синхронизировать работу уличного освещения и светофоров дорожного движения. Эта возможность реализуется при совмещении управления освещением и светофорами. Так «зеленая волна» светофоров будет сопровождаться «волной освещения улицы». [5]
ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Передача управляющих сигналов по электрической силовой сети широко используется в системах передачи электрической энергии.[2] ЛЭП используют как для передачи речевых сигналов, так и сигналов управления.
Аналогом такой системы является систем Х10, которая применяется в проектах «умный дом». [3]
Что такое технология X10?
- Отсутствие дополнительных проводов
- Быстрый и легкий монтаж
- Удобство управления
- Простая и гибкая настройка
- Возможность расширения в будущем
- Доступная цена
В протоколе X10 предусмотрено шесть базовых команд:
- Включить (On)
- Выключить (Off)
- Ярче (Bright)
- Темнее (Dim)
- Включить весь свет (ALL Ligts ON)
- Выключить все (ALL Units OFF)
Известны емкостные уровнемеры представляющие собой провод в изоляции, опущенный в емкость для измерения уровня. Электрическая емкость провода меняется по мере наполнения емкости бункера, что меняет частоту автогенератора уровнемера. [4]
Известны также системы охранной сигнализации, основанные на изменении электрической емкости подвешенного проводника контура при приближении к нему злоумышленника.[5]
ДОСТОИНСТВА
Предложенная концепция полностью решает поставленную задачу по снижению потребления энергии системами освещения и повышению функциональности системы.
Сверхэффектами предложенной концепции являются:
Повышение безопасности уличного движения.
Световая сигнализация перемещения транспорта и людей по улице (скорость, интенсивность потока)
ВОЗМОЖНЫЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Усложнение оборудования для уличного освещения.
Отсутствие специалистов, готового оборудования, рекомендаций по использованию предложенной системы.
СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ
Произвести расчеты и осуществить конструктивную проработку предложенной концепции.
Изготовить макет установки для проведения испытаний.
Список использованной литературы
1.Алгоритм решения изобретательских задач. АРИЗ-85В. Альтшуллер Г.С.
2.www.smarthome.ru/what_is_x10.html
3.http://www.ab-log.ru/smart-house/x10
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Электрическая_ёмкость
6.http://www.translatorscafe.com/cafe/RU/units-converter/electrostatic-capacitance/c/
7.http://www.altshuller.ru/triz/
Приложение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
.