Кубок ТРИЗ-Саммита – 2018/2019
Категория 8-10 лет
Номинация «Изобретательство»
1. ФИО участников: Бабуль Матвей, 3 класс; Ляшок Жора, 4 класс; Позняк Глеб, 4 класс; Грунтов Владимир, 4 класс; Буйницкая Валерия 4 класс.
2. ФИО руководителя – Чижевская Наталия Эдуардовна (Преподаватель ТРИЗ, Консультант по ТРИЗ (Сертифицирована МАТРИЗ. № 03/00082/006 от 18.03.2006).
3. ФИО регионального представителя – Чижевская Наталия Эдуардовна.
4. Страна, город, контактная информация: 220088, Республика Беларусь, Минск, ул. Пулихова, дом № 3, кв. 57. Чижевской Наталии Эдуардовне. Тел +375 29 381 86 48, natchiz@mail.ru.
5. Категория (возраст, школа (ДДОУ, ДОД и др.)– 8-10 лет, Школа мышления ТРИЗ Государственного учреждения образования «Центра дополнительного образования детей и молодежи «Виктория» г. Минска (ЦДОДиМ «Виктория»).
6. Номинация – Изобретательство (2 задачи).
7. Сколько лет, и по какой программе идет обучение ТРИЗ – 2 года. Программа «ОТСМ-ТРИЗ для начальной школы». Автор Чижевская Наталия Эдуардовна.
Задание 1. «Транспорт для воробья». Для установки ворот были установлены две трубы высотой 2 метра диаметром 10 см. В одну из труб случайно упал птенец воробья. Вылететь оттуда он не мог и чирикал что есть силы, пока его не услышали проходившие мимо дети. Как им спасти пернатого?
Задача, как она понята: Труба ставится в яму минимум на 80 см и заливается вокруг бетоном. Предположим, что труба выше уровня земли на 1 м 20 см, а ниже уровня – 80 см. Птенец упал до самого конца трубы на 2 метра не застряв по дороге. Предположим, что дети шли из школы или из дома, т.е. невдалеке есть школа и дом, в них есть различные ресурсы для доставания птенца. С собой у детей могли быть какие-то ресурсы. Прибегать к помощи взрослых дети не должны. Повредить трубу, например, просверлив или отрезав ее около земли запрещено, да и дети не смогут работать с инструментом. Рукой достать невозможно, т.к. рука короткая, а труба длинная.
1. Поверхностное противоречие: Как детям достать воробья из трубы?
2. Конфликтная пара: Решатели – дети, антисистема – большая высота трубы для доставания, объект конфликта – доставание воробья.
3. Что есть в системе (ВПР)? Две трубы, труба с воробьем, воробей, дети, место, время года, процесс доставания воробья, лето, погодные условия, подручные средства (есть с собой), средства, которые ест вокруг (растения, животные, воздух, песок, вода…) или средства, которые они могут взять из дома или школы, которые находятся поблизости.
4. ОЗ и ОВ: Период времени с момента, когда дети начали проводить работу по спасению воробья вплоть до его спасения. Место, где стоит эта труба и сама труба.
5. Первопричина проблемы: Труба, которая стоит вертикально слишком большая по высоте.
6. Противоречие требований (общее): Если дети проделают действие по спасению птенца, то он останется жив, но придется затратить огромные усилия (физические, моральные, материальные, временные и т.п.). Если дети не проделают действия по спасению птенца, то он погибнет, но они не затратят огромные усилия.
7. «Поиграться» с терминами действия: достать, вызволить, выбраться, вытащить, схватить, поднять, вытянуть, доставить.
Рассуждение: Рука как инструмент-стереотип отпадает. Значит возникает второй инструмент-стереотип - веревка. Дети сбегают домой и принесут.
8. ИКР: - Дети и не затрачивают огромных усилий, и спасают птенца.
- Труба САМА доставляет птенца.
- Птенец САМ выбирается наверх.
- Веревка САМА достает птенца.
- Некий Х-объект САМ достает птенца.
- Доставание не происходит, но птенец оказывается наверху.
Идем от ИКР:
Берем ИКР: Веревка САМА достает птенца.
Противоречие требований (частное): Если опустить веревку, то она доберется до птенца, но она не сможет вытащить его, т.к. он не может ухватиться за нее. Если не опустить веревку, то она не доберется до птенца, но тогда что сможет его вытащить.
Противоречие свойств (частное): Веревка и должна ухватить птенца и не может, т.к. в этом должен помочь птенец, но он не способен схватиться за веревку.
Рассуждение: Значит нужно преобразовать конец веревки для захватывания. Какими свойствами должен обладать преобразованный конец веревки? Конец веревки должен быт захватывающим, держащим, не выпускающим птенца. При этом он должен впустить в себя птенца, а затем держать.
Противоречие микро-свойств 1: Конец веревки должен быть твердым, чтобы держать птенца и должен быть мягким, чтобы его не повредить.
Противоречие микро-свойств 2: Конец веревки должен быть пустым, чтобы птенец прошел в него и должен быть наполненным, чтобы там удержался.
Противоречие микро-свойств 3: Конец веревки должен быть с дырками, чтобы туда проник птенец и должен быть без дырок, чтобы удержаться и не вывалиться птенцу.
Рассуждение: Поищем в реальном мире аналогии - сеть.
Решение 1: Из конца веревки делаем сеть опускаем вниз и крутим ее приподнимая и опуская. Можно сделать по Принципу Матрешки сеть в сети. Если птенец плохо зацепится за внешнюю сеть, то внутренняя поможет. Так захватывается птенец. Происходит преобразование в подсистеме. См. рис.1.
Рассуждение: Веревка – это надсистемный ресурс, ее нужно сходить и взять дома. Можно использовать внешнесистемный ресурс – растения (на фото видно, что вокруг зелень). Взять объединить тонкие ветки – как-бы веревку сделать, а на конце из мягких растений, например трав, сделать сетку.
Берем опять Противоречие свойств (частное): Веревка и должна ухватить птенца и не может, т.к. в этом должен помочь птенец, но он не способен этого сделать.
Рассуждение: Поищем в реальном мире аналогии, что хватает, схватывает, не отпускает? Это – клей.
Решение 2: К концу веревки прикрепить полоски бумаги/ткани, намазанные клеем. Можно конец веревки сделать подобным (кисти веревки), намазать клеем и делать вращательные движения, чтобы схватить птенца. См. рис. 2.
Идем опять от ИКР:
Берем ИКР: Некий Х-объект САМ достает/доставляет/выталкивает птенца наверх не портя трубу.
Противоречие свойств (частное): Х-объект и должен доставить птенца наверх, чтобы он не погиб и он не может доставить, т.к. птенец несмышленый и не сможет воспользоваться.
Рассуждение: Поищем в реальном мире аналогии. Если человеку нужно подняться снизу вверх, то он использует лестницу, лифт, воздушный шар, самолет. Берем – лестницу-ступеньки. Но если мы соорудим лестницу и опустим ее, то птенец не додумается и не сможет перепрыгивать со ступеньки на ступеньку, да и твердая лестница может придавить птенца. Значит нам нужна лестница, которая бы была без ступенек и мягкая, чтобы птенцу было легко подниматься и его ничто бы не придавило при опускании Х-объекта.
Микро ИКР: Лестница САМА легко поднимает птенца.
Рассуждение: Должно быть что-то САМО поднимающее. Само поднимающее – это эскалатор, лифт. Но все должно быть мягким, чтобы не придавить птенца.
Противоречие микро-свойств 1: Некий Х-объект и должен быть мягким, чтобы не придавить птенца и должен быть твердым, чтобы как-то его поднять.
Противоречие микро-свойств 2: Некий Х-объект и должен быть цельным, чтобы поднять птенца и не должен быть цельным, чтобы его не придавить и чтобы ему было легко перепрыгивать и приближаться к верху.
Рассуждение: Что есть обычное мягкое-твердое, цельное-нецельное вокруг по отношению к легкому птенцу – это песок (есть вокруг), вода, небольшие шарики сделанные из бумаги (если дети шли из школы, то листы школьной тетради, тетради для рисования), шарики пенопласта. Птенец, имея инстинкт самосохранения, будет пытаться подпрыгивая подняться над песком, шариками и тем самым приближаться к верху трубы.
Решение: По стенкам трубы аккуратно сыпать песок. Птенец будет подниматься постепенно наверх. Принцип разрешения противоречия – посредник. Лучшее решение-ресурс – песок. В воде птенец может утонуть и это скорее всего надсистемный ресурс . Листы бумаги долго разрывать и комкать. И бумага внешнесистемный или надсистемный ресурс (с собой есть в портфеле, или куда-то надо бежать за листами бумаги) . А песок – внешнесистемный.
Примечание 1: Чтобы выйти на это же решение можно взять и другой ИКР: Труба САМА доставляет птенца.
Противоречие требований (частное): Если отрезать трубу, то птенца будет легко достать, но трубу отрезать запрещено - испортиться, да и дети не смогут. Если не отрезать трубу, то птенец не достанется, но и труба не испортиться.
Тогда противоречие свойств (частное) будет таким: Труба и должна быть короткой, чтобы легко достать птенца и должна быть длинной, т.к. она длинная – 2 метра.
Решение: И как мы говорили выше, здесь используется песок.
Примечание 2: Решений у нас было много, но мы выделили самые, на наш взгляд, эффективные. Заметно то, что многие решения сворачиваются и не нужно использовать все ИКР. Другие решения мы получили, используя такой - же алгоритм и не стали расписывать его, чтобы не повторяться.
Другие решения:
- Использовать что-то всасывающее, например, вроде пылесоса с маленькой насадкой. Плохо то, что птенец повредится.
- Использовать что-то пористое, вязкое на конце веревки. Плохо то, что задохнется.
- Использовать других животных для доставания. Плохо, но как аккуратно животному взять и вытащить птенца.
- Прикрепить к веревке горизонтально маленькую мягкую подушечку с кормом для птенца, на которую птенец бы запрыгнул. Плохо, а вдруг не запрыгнет на подушечку.
- Прикрепить к концу веревки игрушку вроде краба, кувшинки, которые бы потом закрывались под воздействием дергания веревки. Плохо, а вдруг повредит птенца.
- Червячка/муху на конце веревки. Плохо - вдруг схватить корм, а веревка вернется наверх пустой.
- Бросать траву в трубу, чтобы птенец приподнимался по ней вверх. Плохо, что сложно рвать ее, когда она высокая и зрелая, с песком проще.
- Бросать крупу, сахар, соль в трубу. Плохо, что надсистемный ресурс. Нужно бежать домой за этим.
Кубок ТРИЗ-Саммита – 2018/2019
Категория 8-10 лет
Номинация «Изобретательство
Задание 2. «Свет есть, дороги нет. А должна быть». В ночное время во время дождя покрытие дороги отражает свет, и водитель не видит порой даже линии разметки, не говоря об обочинах. По этой причине часто автомобили оказываются на обочине или вообще съезжают с дороги. Предложите несколько способов решения этой проблемы.
Задача, как она понята: Движение за пределами города. Свет, который отражается в мокрой дороге исходит от фар машин, а также от столбов со светящимися лампочками, которые иногда стоят вдоль дорог. В задаче акцент ставится не на разметки, а на обочину. Значит будем работать в основном с проблемой обочины.
1. Поверхностное противоречие: Как водителю увидеть обочину и не съехать с дороги?
2. Конфликтная пара: Водитель – отражение света от дороги - невидимость обочины.
3. Что есть в системе (ВПР)? Дороги, транспорт и его части, водители и каналы их восприятия, дождь, линии разметки, обочина, пространство за обочиной, ночное время, отражающийся свет от покрытия дороги, фары, погодные условия, воздух, времена года.
4. ОЗ и ОВ: Пространство дороги вдоль обочины во время движения. Время движения по дроге, когда идет дождь и покрытие дороги отражает свет.
5. Первопричина проблемы: У водителя нет чутья на обочину дороги.
6. «Поиграться» с терминами действия: видеть, слышать, ощущать.
7. Противоречие требований (общее): Если водитель будет напрягаться и внимательно следить за обочиной, то он не съедет с дороги, но будет отвлекаться от дороги и устанет. Если водитель не будет напрягаться и внимательно следить за обочиной, то он не будет контролировать ее, но не будет отвлекаться от дороги.
ИКР: - Водитель не напрягается в слежке за обочиной и не съезжает с дороги и не отвлекается от дороги и не устает.
- Водитель САМ видит/слышит/ощущает обочину.
- Дорога САМА показывает обочину.
- Обочина САМА показывает себя.
- Машина САМА не дает скатиться на обочину.
- Колесо САМО чувствует обочину.
- Х-объект САМ не дает водителю не увидеть обочину.
- Отражающийся свет САМ не мешает водителю.
- Свет от фар САМ не мешает водителю.
- Разметка САМА показывает себя.
- Защиты нет, а водитель видит обочину/дорогу.
Противоречие свойств (общее): Водитель и должен видеть обочину и не съезжать с дороги и не может видеть обочину, т.к. покрытие дороги отражает свет.
Берем ИКР: Обочина САМА показывает себя.
Противоречие свойств (частное): Обочина и должна показывать себя, чтобы водитель не съехал с дороги и не должна показывать себя, т.к. покрытие дороги отражает свет в ночное время во время дождя.
«Поиграться» с термином – показывать: светить, колоть, кусать, ударять, звучать, пахнуть.
Рассуждение: Какими свойствами должна обладать обочина, чтобы показывать себя? Она должна быть видима, слышима, ощущаема (каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, двигательные ощущения, вибрационные). Обочину можно видеть за счет: света, звука, запаха, воздействия на кожу (холодно-жарко, тупо-остро…). И это все вещественно-полевые ресурсы.
Решения: - Вдоль обочины поставить специальные столбы-фликеры, который отражают свет от поверхности дорог, создаваемый фарами (визуальный канал).
- Край дороги сделать неровным с «пупырышками» и когда колесо наедет на эту полоску, то машина начнет подпрыгивать (кинестетические ощущения). Можно ощущение покалывания, давления. Можно создать вибрацию.
- По краю дороги сделать специальную ленту, если наезжаешь на нее, то появляется специфический запах (обоняние), который все-таки проходит в салон авто.
- По краю дороги сделать специальную ленту, если наезжаешь на нее, то появляется звук, например, стук по машине (аудиальный канал).
Берем ИКР: Водитель САМ видит обочину.
Водитель САМ устраняет отражающийся свет.
Противоречие свойств (частное): Глаза водителя и должны отражать свет, чтобы не съехать с обочины и не могут отражать свет, т.к. у них нет такого свойства.
Рассуждение: Значит здесь берем визуальный канал – глаза. Нужно ввести Посредника или объединить глаза с чем-то. Например, специальные очки - светоотражатели.
Решение: Водитель надевает очки-светоотражатели.
Примечание: Многие ИКР можно не использовать, т.к. здесь явная свертка.
Но мы все-таки распишем еще.
Берем ИКР: Свет от фар авто САМ не мешает видеть дорогу.
Противоречие свойств (частное): Свет от фар, отражающийся в мокрой дороге и должен мешать водителя видеть обочину/дорогу, т.к. он не видит и не должен мешать, чтобы не съехать за обочину.
Решение: Переход в другое измерение – от плоскости к вертикалям, т.е. вдоль обочины поставить столбы-фликеры (визуальный канал).
Берем ИКР: Разметка САМА показывает.
Противоречие свойств (частное): Разметка на дороге и должна показывать себя в данной ситуации, чтобы контролировать дорогу и не должна показывать себя, т.к. во время дождя отражающийся свет мешает ее видеть.
Противоречие микро-свойств: Разметка и должна быть возвращающей свет и не должна быть возвращающей, т.к. она не возвращает.
Решение: Разметки сделать из специального вещества, которое отражает обратно к водителю свет. Здесь прием дробление/микроуровень + копирование (как зеркало).