Владимир Петров
Содержание
2.1. Программа семинара "Разрешение узких мест". 3
2.2. Программа семинара " Выявление и не допущение брака ". 6
2.3. Программа семинара "Снижение себестоимости изделий и технологий. 9
2.4. Программа семинара "Основы ТРИЗ". 12
2.4.2.1. 1-я ступень. "Введение в теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ". 13
2.4.2.2. 2-я ступень. "Информационный фонд ТРИЗ". 13
2.4.2.3. 3-я ступень. "Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ". 14
2.5. Программа семинара "Функционально-стоимостный анализ (ФСА)". 15
2.6. Программа семинара " Прогнозирование развития технических систем ". 18
2.7. Программа семинара "Развитие творческого воображения". 19
2.8. Программа семинара " Решение проблем в менеджменте ". 19
3.1. План семинара "Функционально-стоимостный анализ (ФСА)". 21
3.2. План семинара " Прогнозирование развития технических систем ". 22
3.3. План семинара "Выявление и не допущение брака и аварийных ситуаций". 24
3.4. План семинара "Основы ТРИЗ". 25
3.4.1.1. 1-я ступень. "Введение в теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ". 25
3.4.1.2. 2-я ступень. "Информационный фонд ТРИЗ". 26
3.4.1.3. 3-я ступень. "Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ". 27
3.5. План семинара "Выявление новых сегментов рынка". 27
3.6. План семинара "Решение проблем в менеджменте". 30
1.Общая часть
Цель семинара – получение знаний и умений в использовании ТРИЗ для решения изобретательских задач в технической и технологической сфере.
Результатом обучения должны стать не только знания и умения слушателей в области ТРИЗ, но и решены практические задачи, стоящие перед, фирмами, в которых работают слушателями.
Курс имеете три уровня обучения:
- Ознакомительный.
- Основной.
- Продвинутый.
Каждый уровень обучения имеет теоретическую и практическую части и несколько ступеней обучения.
В процессе изучения теоретической части слушатели должны стараться демонстрировать, изученные части ТРИЗ примерами из своей области техники.
Практическая часть курса нацелена на решение насущных в настоящее время проблем для фирмы, где работает слушатель. Руководитель практической части ведет процесс решения, принесенных слушателями задач, помогает им решать их проблемы, попутно показывая тонкости решения задач по ТРИЗ.
Тематика семинаров может иметь как тематическую, так и технологическую направленности.
К технологической направленности, относятся, например, следующие тематики:
- Разрешение узких мест.
- Выявление и не допущение брака.
- Снижение себестоимости изделий и технологий.
- Прогнозирование развития технических систем.
По тематической направленности могут быть следующие курсы:
- Основы ТРИЗ и методов активизации творческого процесса.
- Функционально стоимостный анализ и ТРИЗ.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие качеств творческой личности.
- Развитие творческих коллективов.
Программы семинаров, в основном, рассчитаны на 8-40 часов. Занятия проводятся по 4 или 8 часов в день.
Первые три направления включают как общие, так и специальные разделы ТРИЗ, определяющие данное направление.
В курсе "Основы ТРИЗ" ступени изучения являются дополнительными. Они углубляют и расширяют знания и умения, полученные на предыдущих ступенях.
Курс развития творческого воображения является дополнительным. Он может включаться как дополнительные части к любому из курсов или в виде самостоятельного курса.
Курс прогнозирования развития технических систем является самостоятельным курсом. Перед прослушиванием этого курса необходимо изучить курс "Основы ТРИЗ" в объеме не менее 80 часов.
Цель ознакомительных семинаров – познакомить слушателей со структурой ТРИЗ, помочь им овладеть одним из инструментов ТРИЗ и решить со слушателями одну несложную задачу, состоящую перед их фирмой. Имеются курсы 8 и 16 часов (1-я и 2-я ступени).
Цель основного семинара – дать базовые знания, овладеть несколькими или всеми инструментами ТРИЗ и решить 1-3 задачи средней сложности. Имеются курсы 24, 32 и 40 часов (1-я, 2-я и 3-я ступени).
Цель продвинутого курса – выработать навыки использования отдельных или всех инструментов ТРИЗ и решить 1-3 трудные задачи. Имеются курсы по 40 часов (1-я и 2-я ступени). Вторая ступень углубляет знания и расширяет навыки первой ступени.
Курсы развития творческой личности и развития творческих коллективов не представлены в данном документе. Они могут быть представлены по требованию.
Любой курс может быть адаптирован под требования конкретной фирмы.
2.Программы семинаров
2.1.Программа семинара "Разрешение узких мест"
2.1.1.Ознакомительный
2.1.1.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ |
1 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. |
2 |
|
ВИДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. Основные приемы разрешения технических противоречий. |
2 |
|
Получение задачи от слушателей. |
1 |
|
Решение задачи слушателей. |
2 |
|
Всего: |
8 |
2.1.1.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач. |
4 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Основные приемы разрешения технических противоречий |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
4 |
|
Всего: |
16 |
2.1.2.Основной
2.1.2.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат (ИКР). Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач. |
6 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Основные приемы разрешения технических противоречий. Физические эффекты. |
6 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
8 |
|
Всего: |
24 |
2.1.2.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). Алгоритм решения изобретательских задач. |
10 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Основные приемы разрешения технических противоречий. Физические эффекты. Геометрические эффекты. |
8 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
10 |
|
Всего: |
32 |
2.1.2.3.3-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач. Алгоритм решения изобретательских задач. |
12 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Основные приемы разрешения технических противоречий. Физические эффекты. Геометрические эффекты. Химические эффекты. |
12 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.1.3.Продвинутый
2.1.3.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ. Структура законов развития систем. Механизмы исполнения законов развития систем. |
4 |
|
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ). Анализ исходной ситуации. Синтез модели задачи. Анализ модели задачи. Синтез решения. Анализ полученного решения. Развитие полученного решения. |
8 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Парные приемы разрешения противоречий Эффекты (физические, химические, биологические, геометрические). Стандарты на решение изобретательских задач. |
14 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.1.3.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ. Структура законов развития систем. Закономерности организации систем. Закономерности эволюции систем. Механизмы исполнения законов развития систем. |
6 |
|
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ). Практика решения сложных задач по АРИЗ. |
8 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Практика решения сложных задач с использование всего информационного фонда. |
14 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.2.Программа семинара " Выявление и не допущение брака "
2.2.1.Ознакомительный
2.2.1.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ |
1 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. |
2 |
|
ОБЗОР МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА |
2 |
|
Получение задачи от слушателей |
1 |
|
Решение задачи слушателей |
2 |
|
Всего: |
8 |
2.2.1.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). |
4 |
|
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА. Структура методики. Основные инструменты методики. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
4 |
|
Всего: |
16 |
2.2.2.Основной
2.2.2.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач Логика АРИЗ). |
4 |
|
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА. Структура методики. Этапы выявления причин брака. Основные инструменты методики. |
4 |
|
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БРАКА. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
8 |
|
Всего: |
24 |
2.2.2.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). Алгоритм решения изобретательских задач. |
6 |
|
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА. Структура методики. Этапы выявления причин брака. Основные инструменты методики. |
6 |
|
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БРАКА. |
6 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
10 |
|
Всего: |
32 |
2.2.2.3.3-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач. Алгоритм решения изобретательских задач. |
6 |
|
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА Структура методики. Этапы выявления причин брака. Основные инструменты методики. Способы "изобретения" брака |
8 |
|
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БРАКА. |
8 |
|
Получение задачи от слушателей |
2 |
|
Решение задачи слушателей |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.2.3.Продвинутый
2.2.3.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ). Анализ исходной ситуации. Синтез модели задачи. Анализ модели задачи. Синтез решения. Анализ полученного решения. Развитие полученного решения |
8 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Парные приемы разрешения противоречий Эффекты (физические, химические, биологические, геометрические). Стандарты на решение изобретательских задач |
14 |
|
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА Структура методики. Этапы выявления причин брака. Основные инструменты методики. Способы "изобретения" брака. |
8 |
|
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БРАКА. |
8 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.2.3.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ). Практика использования АРИЗ для "изобретения" причин брака |
6 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Практика использования информационного фонда для разрешения противоречий при выявлении причин брака и предотвращении брака. |
6 |
|
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА. Практика выявления причин брака. |
6 |
|
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БРАКА. Практика определения способов предотвращения брака. |
6 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
10 |
|
Всего: |
40 |
2.3.Программа семинара "Снижение себестоимости изделий и технологий
2.3.1.Ознакомительный
2.3.1.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
1 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. |
2 |
|
ОБЗОР МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА |
2 |
|
Получение задачи от слушателей. |
1 |
|
Решение задачи слушателей. |
2 |
|
Всего: |
8 |
2.3.1.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). |
4 |
|
МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА (ФСА) Структура ФСА. Основные инструменты ФСА. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
4 |
|
Всего: |
16 |
2.3.2.Основной
2.3.2.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). |
4 |
|
МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА (ФСА) Структура ФСА. Основные этапы и механизмы ФСА. |
8 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
8 |
|
Всего: |
24 |
2.3.2.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). Алгоритм решения изобретательских задач. |
6 |
|
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ (ФСА). Теоретические основы ФСА. Функциональный подход. Стоимостная оценка функций. Этапы проведения ФСА. Технология проведения ФСА. |
12 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
10 |
|
Всего: |
32 |
2.3.2.3.3-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). Алгоритм решения изобретательских задач. |
6 |
|
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ (ФСА) Этапы проведения ФСА. Технология проведения ФСА. |
16 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.3.3.Продвинутый
2.3.3.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ). Анализ исходной ситуации. Синтез модели задачи. Анализ модели задачи. Синтез решения. Анализ полученного решения. Развитие полученного решения |
8 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Парные приемы разрешения противоречий Эффекты (физические, химические, биологические, геометрические). Стандарты на решение изобретательских задач |
14 |
|
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ (ФСА) Этапы проведения ФСА. Технология проведения ФСА. Особенности проведения ФСА на различных этапах. |
16 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.3.3.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ). Практика использования АРИЗ для "изобретения" причин брака. |
6 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Практика использования информационного фонда для разрешения противоречий при выявлении причин брака и предотвращении брака. |
6 |
|
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА (ФСА) Практика проведения ФСА. |
12 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
10 |
|
Всего: |
40 |
2.4.Программа семинара "Основы ТРИЗ"
2.4.1.Ознакомительный
2.4.1.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
1 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ. Структура законов развития систем. |
1 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. |
1 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Приемы разрешения противоречий |
2 |
|
Получение задачи от слушателей. |
1 |
|
Решение задачи слушателей. |
2 |
|
Всего: |
8 |
2.4.1.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ. Структура законов развития систем. |
2 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). |
2 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Основные приемы разрешения технических противоречий Физические эффекты. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
4 |
|
Всего: |
16 |
2.4.2.Основной
2.4.2.1.1-я ступень. "Введение в теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ"
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ. Структура законов развития систем Закономерности организации систем. Закономерности эволюции систем. Механизмы исполнения законов развития систем. |
4 |
|
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). |
4 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Приемы разрешения противоречий. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
8 |
|
Всего: |
24 |
2.4.2.2.2-я ступень. "Информационный фонд ТРИЗ"
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. |
2 |
|
СТАНДАРТЫ НА РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Понятие стандарта. Виды стандартов. Структура системы стандартов. Отдельные классы стандартов. Стандарты как способ развития систем. |
6 |
|
ПОНИТИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТАХ. Понятие о физических, химических, биологических и геометрических эффектах. Указатели эффектов. |
8 |
|
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ. Виды ресурсов. Методика выявления ресурсов. Принципы использования ресурсов. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
10 |
|
Всего: |
32 |
2.4.2.3.3-я ступень. "Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ"
Тема |
Часы |
|
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРИЗ. Виды противоречий. Административное, техническое и физическое противоречия. Понятие об идеальном конечном результате. |
2 |
|
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОИТВОРЕЧИЙ. Виды разрешения технических противоречий. Виды разрешения физических противоречий. Использование информационного фонда. |
8 |
|
ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО АРИЗ. Выявление причинно-следственных связей. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач по АРИЗ (Логика АРИЗ). |
6 |
|
СТРУКТУРА АРИЗ. Структурные схемы различных модификаций АРИЗ и их отличия. Анализ исходной ситуации. Синтез модели задачи. Анализ модели задачи. Синтез решения. Анализ полученного решения. Синтез системы решений. Анализ хода решения. |
8 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.4.3.Продвинутый
2.4.3.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Особенности использования структурного анализа. Практика использования структурного анализа. |
4 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Особенности использования приемов, эффектов, стандартов и ресурсов. Практика использования информационного фонда. |
10 |
|
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Приемы фантазирования. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
18 |
|
Всего: |
40 |
2.4.3.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ). Особенности использования АРИЗ. Практика использования АРИЗ. |
6 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ Законы развития потребностей. Законы развития функций. Практика и особенности использования законов |
6 |
|
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ) Методы РТВ |
4 |
|
Получение задачи от слушателей |
2 |
|
Решение задачи слушателей |
18 |
|
Всего: |
40 |
2.5.Программа семинара "Функционально-стоимостный анализ (ФСА)"
2.5.1.Ознакомительный
2.5.1.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
1 |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФСА. |
1 |
|
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. |
1 |
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ. |
2 |
|
Получение задачи от слушателей. |
1 |
|
Решение задачи слушателей. |
2 |
|
Всего: |
8 |
2.5.1.2.2-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФСА. Задачи и содержание ФСА. Понятие функции и виды функций. Основной постулат ФСА. |
2 |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФСА. Функциональный подход. Стоимостная оценка функций. Коллективное творчество при проведении ФСА, организация исследовательских рабочих групп (ИРГ). |
2 |
|
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. Подготовительный этап. Информационный этап. Аналитический этап. Творческий этап. Исследовательский этап. Рекомендательный этап. Этап внедрения предложений ФСА. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
4 |
|
Всего: |
16 |
2.5.2.Основной
2.5.2.1.1-я ступень.
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФСА. Задачи и содержание ФСА. Понятие функции и виды функций. Главные, основные, второстепенные, ненужные и вредные функции. Основной постулат ФСА. Механизмы исполнения законов развития систем. Снижение материало- и энергоемкости изделий. Создание ресурсосберегающих технологий и конструкций. Источники резервов развития технических систем. |
4 |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФСА. Функциональный подход. Стоимостная оценка функций. Коллективное творчество при проведении ФСА, организация исследовательских рабочих групп (ИРГ). |
4 |
|
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. Подготовительный этап. Информационный этап. Аналитический этап. Творческий этап. Исследовательский этап. Рекомендательный этап. Этап внедрения предложений ФСА. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
8 |
|
Всего: |
24 |
2.5.2.2.2-я ступень.
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФСА. Задачи и содержание ФСА. Понятие функции и виды функций. Главные, основные, второстепенные, ненужные и вредные функции. Основной постулат ФСА. Механизмы исполнения законов развития систем. Снижение материало- и энергоемкости изделий. Создание ресурсосберегающих технологий и конструкций. Источники резервов развития технических систем. |
6 |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФСА. Функциональный подход. Стоимостная оценка функций. Коллективное творчество при проведении ФСА, организация исследовательских рабочих групп (ИРГ). |
8 |
|
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. Подготовительный этап. Информационный этап. Аналитический этап. Творческий этап. Исследовательский этап. Рекомендательный этап. Этап внедрения предложений ФСА. |
4 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
10 |
|
Всего: |
32 |
2.5.2.3.3-я ступень.
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФСА. Задачи и содержание ФСА. Понятие функции и виды функций. Главные, основные, второстепенные, ненужные и вредные функции. Основной постулат ФСА. Механизмы исполнения законов развития систем. Снижение материало- и энергоемкости изделий. Создание ресурсосберегающих технологий и конструкций. Источники резервов развития технических систем. История возникновения и развития ФСА. |
6 |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФСА. Функциональный подход. Стоимостная оценка функций. Коллективное творчество при проведении ФСА, организация исследовательских рабочих групп (ИРГ). |
6 |
|
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. Подготовительный этап: выбор объекта анализа, подбор ИРГ, разработка план-графика проведения ФСА. Информационный этап: сбор и обработка информации по объекту ФСА. Аналитический этап: построение структурно-элементной схемы объекта; формулирование и классификация функций; определение ресурса по функциям; построение дерева и матрицы функций; выявление элементов с избыточными затратами; генетический и параметрический анализ объекта; анализ объекта на соответствие развития техники; построение диагностических таблиц; функциональное свертывание системы; выявление сверхэффекта от предлагаемых технических решений; формулирование задач для творческого этапа. Творческий этап: классификация задач и выбор способа их решения; решение задач с применением ТРИЗ; формирование комплекса предложений и выявление сверх эффекта от него. Исследовательский этап: развитие полученных решений; прогнозирование дальнейшего развития объекта ФСА. Рекомендательный этап: технико-экономическая оценка предложений ФСА; экспертиза предложений; планирование внедрения рекомендаций ФСА. Этап внедрения предложений ФСА. |
8 |
|
ТЕХНОЛОГИЧ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. ФСА на стадиях НИОКР и действующем производстве и их особенности. Особенности проведения ФСА технологических процессов. Особенности проведения ФСА на стадиях НИОКР. Проведение экспресс-ФСА. Расшивание «узких мест» производства с применением ФСА. Области применения ФСА. Виды документации, необходимой для проведения ФСА. Практика проведения ФСА. |
2 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
14 |
|
Всего: |
40 |
2.5.3.Продвинутый
2.5.3.1.1-я ступень
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
2 |
|
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. Особенности проведения каждого из этапов. Практика использования структурного анализа. |
8 |
|
ТЕХНОЛОГИЧ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА Особенности проведения ФСА технологических процессов. Особенности проведения ФСА на стадиях НИОКР. Особенности проведения экспресс-ФСА. |
8 |
|
Получение задачи от слушателей. |
2 |
|
Решение задачи слушателей. |
20 |
|
Всего: |
40 |
2.6.Программа семинара " Прогнозирование развития технических систем "
Тема |
Часы |
|
|
СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. Структура законов развития технических систем |
2 |
|
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. Закон единства и борьбы противоречий, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицание отрицания. |
4 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Виды потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Законы развития потребностей. |
4 |
|
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ. Понятия и виды функционирования технических систем. Функциональные этапы развития техники. Методики развертывания и свертывания функций. Законы развития функций |
4 |
|
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Структура законов организации ТС. Закон системности. Закон полноты и избыточности частей системы. Закон проводимости потоков. Закон минимального согласования частей и параметров системы. |
10 |
|
ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Структура законов эволюции ТС. Закон увеличения степени идеальности. Закон неравномерности развития частей системы. Закон увеличения степени динамичности. Закон согласования. Закон перехода системы в надсистему. Закон перехода на микроуровень. Закон увеличения степени управляемости. Закон свертывания развертывания систем. Механизмы исполнения законов развития систем. |
16 |
|
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Основные понятия прогнозирования. Прогнозирование с использованием ТРИЗ. Технология проведения прогноза. Виды поведения прогноза. Технология работы с информацией. Прогнозирование с помощью системы стандартов на решение изобретательских задач. Прогнозирование с помощью системы законов развития техники. Экспресс-прогноз. |
12 |
|
Получение информации о технической системе слушателей. |
4 |
|
Экспресс-прогноз технической системы слушателей. |
24 |
|
Всего: |
80 |
2.7.Программа семинара "Развитие творческого воображения"
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
1 |
|
ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ. |
4 |
|
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Метод моделирования маленькими человечками. Метод фантограммы. Параметрический оператор. Системный оператор. Метод тенденций. Метод ступенчатого конструирования. Метод выявления скрытых свойств. Метод изменения системы ценностей. Метод ассоциаций. Метод разложения и синтеза фантастических идей. Ситуационные задания. |
10 |
|
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. |
5 |
|
Всего: |
20 |
2.8.Программа семинара " Решение проблем в менеджменте "
Тема |
Часы |
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. |
1 |
|
ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА. |
2 |
|
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Мозговой штурм. Морфологический анализ. Метод фокальных объектов. |
4 |
|
ДЕЛОВАЯ ИГРА. Виды деловых игр. Теоретические основы деловой игры. Деловая игра "Развитие коллектива". |
5 |
|
СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Структура законов. Законы диалектики для развития менеджмента. Закон единства и борьбы противоречий, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицание отрицания. Законы развития потребностей. Виды потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Законы развития потребностей. Законы развития функций. Понятия и виды функционирования технических систем. Функциональные этапы развития техники. Методики развертывания и свертывания функций. Законы развития функций. Законы организации менеджмента. Структура законов организации менеджмента. Закон системности. Закон полноты и избыточности частей системы. Закон проводимости потоков. Закон согласования частей и параметров системы. Законы эволюции менеджмента. Структура законов эволюции систем. Закон увеличения степени идеальности. Закон Сбалансированного развития системы. Закон увеличения степени динамичности. Закон согласования. Закон перехода системы в надсистему. Закон перехода на микроуровень. Закон увеличения степени управляемости. Механизмы исполнения законов развития систем. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. Основные понятия прогнозирования. Прогнозирование с использованием ТРИЗ. Технология проведения прогноза. Виды поведения прогноза. Технология работы с информацией. Прогнозирование с помощью системы законов. Экспресс-прогноз. |
4 |
|
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Приемы разрешения противоречий. Стандартные решения. |
4 |
|
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ Виды ресурсов. Методика выявления ресурсов. Принципы использования ресурсов. Выявление ресурсов описанной системы. Определение ресурсов фирмы. |
2 |
|
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВОВ S-образная кривая. Этапа развития коллективов. Основные характеристики коллективов на разных этапах развития. Парадигма. Цели и ценности коллектива. Численность и структура коллектива. Люди коллектива, их отношения между собой и с внешней средой. Дисциплина, распределение благ, престиж. Распределение информации. Педагогика, воспитание членов коллектива. Способы выявления и разрешения конфликтов в коллективе. Искусственная остановка развития. Психологическая установка. Экономические меры. Организационные меры. Механизмы торможения. Культ иерархических пирамид. Стабилизация иерархии. Разрыв между планирующими, исполнительными и контролирующими органами. Делегирование полномочий «вверх». Примат идеологических соображений. Блокирование информации. Расцвет демагогии. Ревизия основ. Создание иллюзий всемогущества аппарата. Поиск панацеи. Ненаказуемые инициативы. Слияние управленческих аппаратов различных третьеэтапных систем. «Непотопляемость» аппарата. «Таинственность» аппарата. Теневые структуры. Формирование критериев оценки аппарата. Лидеры второго сорта. «Серый» кандидат. Ограничение уровня компетентности сверху и его неуклонное снижение. Культ кресла. Превращение членов коллектива в винтики. Создание искусственных затруднений. Разобщение коллектива. Создание иллюзии на помощь высших инстанций в борьбе с непосредственным начальством. Дискредитация сотрудников. Паразитирование на новом. Механизмы антиторможения. Слом административно-командной системы: возвращение полномочий на уровне возникновения проблем; разукрупнение организаций; гибкая структура коллектива. Включение экономических рычагов: принцип оплаты по результатам; увязка главной цели и интересов каждого члена коллектива. Экономическая ответственность каждого за принятые решения. Возвышение роли каждого и престиж творческого труда: поддержка престижа творческого труда; воспитание в каждом собственной значимости и необходимости; создание атмосферы дружбы и творчества. |
6 |
|
Всего: |
28 |
3.Планы семинаров
3.1.План семинара "Функционально-стоимостный анализ (ФСА)"
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФСА. Задачи и содержание ФСА. Понятие функции и виды функций. Главные, основные, второстепенные, ненужные и вредные функции. Основной постулат ФСА. Механизмы исполнения законов развития систем. Снижение материало- и энергоемкости изделий. Создание ресурсосберегающих технологий и конструкций. Источники резервов развития технических систем. История возникновения и развития ФСА. |
Описание системы слушателей. |
|
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФСА. Функциональный подход. Стоимостная оценка функций. Коллективное творчество при проведении ФСА, организация исследовательских рабочих групп (ИРГ). Пример составления функционального дерева. |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составить функциональную схему предложенной системы. |
|
|
Обсуждение функциональной схемы предложенной системы. |
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА. Подготовительный этап: выбор объекта анализа, подбор ИРГ, разработка план-графика проведения ФСА. Информационный этап: сбор и обработка информации по объекту ФСА. Аналитический этап: построение структурно-элементной схемы объекта; формулирование и классификация функций; определение ресурса по функциям; построение дерева и матрицы функций; выявление элементов с избыточными затратами; генетический и параметрический анализ объекта; анализ объекта на соответствие развития техники; построение диагностических таблиц; функциональное свертывание системы; выявление сверхэффекта от предлагаемых технических решений; формулирование задач для творческого этапа. Творческий этап: классификация задач и выбор способа их решения; решение задач с применением ТРИЗ; формирование комплекса предложений и выявление сверх эффекта от него. Исследовательский этап: развитие полученных решений; прогнозирование дальнейшего развития объекта ФСА. Рекомендательный этап: технико-экономическая оценка предложений ФСА; экспертиза предложений; планирование внедрения рекомендаций ФСА. Этап внедрения предложений ФСА. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Сбор информации по системе. Составление структурно-элементной схемы. Выявление стоимостных характеристик каждого элемента. Уточнение функциональной схемы. |
|
|
Обсуждение структурно-элементной схемы предложенной системы |
Выявление задач. АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ. Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Основные приемы разрешения технических противоречий ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ЗАДАЧ |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Проверка полученных решений. |
|
|
Уточнение полученных решений. |
ТЕХНОЛОГИЧ ПРОВЕДЕНИЯ ФСА ФСА на стадиях НИОКР. Особенности проведения ФСА технологических процессов. Особенности проведения ФСА на стадиях НИОКР. Проведение экспресс-ФСА. Области применения ФСА. Виды документации, необходимой для проведения ФСА. Практика проведения ФСА. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Определение других задач. |
|
|
Обсуждение полученных решений. |
Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
3.2.План семинара " Прогнозирование развития технических систем "
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ Структура законов развития технических систем. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. Закон единства и борьбы противоречий, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицание отрицания. |
Описание системы слушателей |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1: Рассмотреть развитие предложенной систему по законам диалектики |
|
|
Обсуждение домашнего задания 1 |
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Виды потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Законы развития потребностей. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ Понятия и виды функционирования технических систем. Функциональные этапы развития техники. Методики развертывания и свертывания функций. Законы развития функций |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2: Рассмотреть развитие предложенной системы по законам развития потребностей и законам развития функций. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 2 |
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Структура законов организации ТС. Закон системности. Закон полноты и избыточности частей системы. Закон наличия связей. Закон согласования частей и параметров системы. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3: Рассмотреть развитие предложенной системы по законам развития потребностей и законам развития функций. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 3 |
ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Структура законов эволюции ТС. Закон увеличения степени идеальности. Закон неравномерности развития частей системы. Закон увеличения степени динамичности. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4: Рассмотреть развитие предложенной систему по рассмотренным законам эволюции технических систем. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4. |
ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (продолжение) Закон согласования. Закон перехода системы в надсистему. Закон перехода на микроуровень. Закон увеличения степени управляемости. Механизмы исполнения законов развития систем. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5: Рассмотреть развитие предложенной систему по рассмотренным законам эволюции технических систем. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 5. |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Основные понятия прогнозирования. Прогнозирование с использованием ТРИЗ. Технология проведения прогноза. Виды поведения прогноза. Технология работы с информацией. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6: Рассмотреть развитие предложенной системы по рассмотренным законам развития технических систем. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 6 |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (продолжение). Прогнозирование с помощью системы стандартов на решение изобретательских задач. Прогнозирование с помощью системы законов развития техники. Экспресс-прогноз. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 7: Рассмотреть развитие предложенной системы по стандартам на решение изобретательских задач. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 7. |
Проведение экспресс-прогноза. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8: Сбор патентной и научно-технической информации по предложенной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 8. |
Выстраивание логико-исторической последовательности развития рассматриваемой системы по патентной и научно-технической информации. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 9: Определение противоречий в логико-исторической последовательности развития рассматриваемой системы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 9 |
Разрешение противоречий в логико-исторической последовательности развития рассматриваемой системы. Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
3.3.План семинара "Выявление и не допущение брака и аварийных ситуаций"
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). Алгоритм решения изобретательских задач. |
Описание системы слушателей |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1: Выявить противоречия в описанной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 1 |
Решение задачи по мини АРИЗ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Структура методики. Этапы выявления причин брака и аварийных ситуаций. Основные инструменты методики. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2: Описание возможных видов брака и аварийных ситуаций в выбранной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 2 |
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН БРАКА И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ (продолжение). Способы "изобретения" брака и аварийных ситуаций. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3: Определение возможных причин брака и аварийных ситуаций в выбранной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 3. |
СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БРАКА И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4: Составление мероприятий по предотвращению брака и аварийных ситуаций. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4 |
Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
3.4.План семинара "Основы ТРИЗ"
3.4.1.Основной уровень
3.4.1.1.1-я ступень. "Введение в теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ"
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. Структура и функции ТРИЗ. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ. Структура законов развития систем Закономерности организации систем.
|
Описание системы слушателей |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1: Привести примеры организации систем, разрабатываемых в фирме или других фирм в данной области. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 1 |
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ (продолжение) Закономерности эволюции систем. Механизмы исполнения законов развития систем. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2: Привести примеры развития систем, разрабатываемых в фирме или других фирм в данной области. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 2 |
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач (Логика АРИЗ). Алгоритм решения изобретательских задач. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3: Выявить противоречия в описанной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 3 |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Приемы разрешения противоречий. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4: Использование приемов для разрешения противоречий в описанной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4 |
Выявление других противоречий в описанной системе. Разрешение этих противоречий. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5: Проверка полученных решений |
|
|
Обсуждение домашнего задания 5 |
Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
3.4.1.2.2-я ступень. "Информационный фонд ТРИЗ"
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. СТАНДАРТЫ НА РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ. Понятие стандарта. Виды стандартов. Структура системы стандартов. Отдельные классы стандартов. Стандарты 1 и 2 классов. |
Описание проблемы слушателей. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1: Привести примеры на рассмотренные стандарты, разрабатываемых в фирме или других фирм в данной области. Использование рассмотренных стандартов для решения описанной проблемы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 1 |
СТАНДАРТЫ НА РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (продолжение). Стандарты 3-5 классов. Стандарты как способ развития систем. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2: Привести примеры на рассмотренные стандарты, разрабатываемых в фирме или других фирм в данной области. Использование рассмотренных стандартов для решения описанной проблемы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 2. |
ПОНИТИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТАХ. Понятие о физических, химических, биологических и геометрических эффектах. Изучение физических эффектов. Указатель физических эффектов. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3: Использование указателя физических эффектов для решения описанной проблемы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 3. |
ПОНИТИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТАХ Изучение геометрических, химических и биологических эффектов. Указатель геометрических, химических и биологических эффектов. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4: Использование указателя геометрических, химических и биологических эффектов для решения описанной проблемы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4. |
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ Виды ресурсов. Методика выявления ресурсов. Принципы использования ресурсов. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5: Использование методика выявления ресурсов для решения описанной проблемы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 5. |
Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
3.4.1.3.3-я ступень. "Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ"
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРИЗ. Виды противоречий. Административное, техническое и физическое противоречия. Понятие об идеальном конечном результате. |
Описание проблемы слушателей. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1: Разбор учебных задач |
|
|
Обсуждение домашнего задания 1 |
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОИТВОРЕЧИЙ Виды разрешения технических противоречий. Виды разрешения физических противоречий. Использование информационного фонда. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2: Разбор учебных задач. Разбор задач, решенных в фирме или других фирм в данной области |
|
|
Обсуждение домашнего задания 2 |
ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО АРИЗ Выявление причинно-следственных связей. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач по АРИЗ. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3: Выявить противоречия в описанной задаче |
|
|
Обсуждение домашнего задания 3 |
СТРУКТУРА АРИЗ Структурные схемы различных модификаций АРИЗ и их отличия. Анализ исходной ситуации. Синтез модели задачи. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4: Разбор выбранной задачи по рассмотренным частям АРИЗ. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4 |
СТРУКТУРА АРИЗ (продолжение) Анализ модели задачи. Синтез решения. Анализ полученного решения. Синтез системы решений. Анализ хода решения. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5: Разбор выбранной задачи по рассмотренным частям АРИЗ. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 5 |
Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
3.5.План семинара "Выявление новых сегментов рынка"
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. НОВЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА. Виды новых сегментов рынка. Нужды и потребности. Виды потребностей. Система ценностей и потребности. Традиционные пути поиска новых сегментов рынка. Исследования рынка. Рекурсивные методы. Недостатки традиционных методов выявления новых сегментов рынка. ВЫЯВЛЕНИЕ СКРЫТЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Скрытые нужны и потребности. Виды выявления скрытых потребностей. Обзор эксклюзивной технологии выявления новых сегментов рынка. Исследование скрытых потребностей с помощью опроса. Требования к определению группы людей для опроса. Репрезентативность группы для опроса. Система опроса. Технология проведения опроса. Система выявления скрытых нужд и потребностей. Методы активизации творческого процесса как средство выявление новых сегментов рынка. Мозговой штурм. История появления мозгового штурма. Автор мозгового штурма. Правила проведения мозгового штурма. Проведение мозгового штурма по выявлению новых сегментов рынка. Морфологический анализ. История создания морфологического анализа. Технологии проведения морфологического анализа. ТРИЗ как основа выявления скрытых потребностей. Что такое ТРИЗ? Основные постулаты ТРИЗ. Структура и функции ТРИЗ. ТРИЗ и система выявления новых сегментов рынка. Законы развития систем как основа выявления новых сегментов рынка. Прогнозирование потребностей. |
Описание системы слушателей |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1: Выявить основные оси морфологической матрицы потребностей. Описать возможные пути удовлетворения потребностей. Выявить различные группы людей, кому приходится иметь дело с описанной системой. Составление списка наименований, выявленных групп. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 1 |
Проведение морфологического анализа по выявлению новых сегментов рынка. Проведение метода фокальных объектов по выявлению новых товаров. ДЕЛОВАЯ ИГРА Теоретические основы деловой игры. Понятие о деловой игре. Виды деловых игр. Ролевые установки. Деловая игра как метод исследования. Правила и технология проведения деловой игры. Состав и участники деловой игры. Распределение ролей. Виды отчетности. Проведение деловой игры "Выявление скрытых потребностей". Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка выявленных скрытых потребностей. Подведение итогов деловой игры. СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. Структура законов развития технических систем. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. Закон единства и борьбы противоречий, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицание отрицания.
ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Виды потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Законы развития потребностей. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ. Понятия и виды функционирования технических систем. Функциональные этапы развития техники. Методики развертывания и свертывания функций. Законы развития функций. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2: Рассмотреть развитие предложенной системы по законам развития потребностей и законам развития функций. Выявить новые потребности в рассматриваемой системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 2. |
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Структура законов организации ТС. Закон системности. Закон полноты и избыточности частей системы. Закон наличия связей. Закон согласования частей и параметров системы. ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Структура законов эволюции ТС. Закон увеличения степени идеальности. Закон неравномерности развития частей системы. Закон увеличения степени динамичности. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3: Рассмотреть развитие предложенной системы по законам развития потребностей, законам развития функций и по рассмотренным законам эволюции технических систем. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 3. |
ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (продолжение). Закон согласования. Закон перехода системы в надсистему. Закон перехода на микроуровень. Закон увеличения степени управляемости. Механизмы исполнения законов развития систем. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Основные понятия прогнозирования. Прогнозирование с использованием ТРИЗ. Технология проведения прогноза. Виды поведения прогноза. Технология работы с информацией. Прогнозирование с помощью системы стандартов на решение изобретательских задач. Прогнозирование с помощью системы законов развития техники. Экспресс-прогноз. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4: Рассмотреть развитие предложенной систему по рассмотренным законам эволюции технических систем. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4 |
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач. Алгоритм решения изобретательских задач. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5: Выявить противоречия в описанной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 5. |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Приемы разрешения противоречий. Стандарты на решение изобретательских задач. Понятие о технологических эффектах. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6: Использование информационного фонда для разрешения противоречий в описанной системе и поиска идей построения новых систем. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 6 |
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ. Виды ресурсов. Методика выявления ресурсов. Принципы использования ресурсов Выявление ресурсов описанной системы. Определение ресурсов фирмы, где разрабатывается система. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 7: Использование методики выявления ресурсов для решения описанной проблемы. Уточнение ресурсов системы и фирмы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 7. |
ДЕЛОВАЯ ИГРА "Ресурсы". Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка выявленных ресурсов. Подведение итогов деловой игры. ДЕЛОВАЯ ИГРА "Новые продукты". Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка новых продуктов, которые может выпускать фирма, если использовать выявленные ресурсы. Подведение итогов деловой игры. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8: проверка возможности разработки и выпуска выявленных новых продуктов. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4 |
Определение потребностей в рассматриваемой системе. Определение тенденций развития выявленных потребностей. ДЕЛОВАЯ ИГРА "Применение описанной системы по новому направлению". Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка новых применений имеющейся системы Подведение итогов деловой игры. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 9: Уточнение тенденций развития потребностей. Выявление имеющихся продуктов, удовлетворяющих выявленные новые потребности. Выпускаются ли такие продукты. На сколько удовлетворяется спрос. Проверка существования выявленных новых применений имеющейся системы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 9 |
Разрешение противоречий между направлениями новых сегментов рынка, определенных при использовании методов активизации творческого процесса, проведении деловой игры и прогнозировании развития потребностей. Окончательное определение направлений развития новых сегментов рынка. Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
3.6.План семинара "Решение проблем в менеджменте"
Семинар № |
Тема |
|
ВВЕДЕНИЕ. Обзор курса. ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА Виды проблем менеджмента. Нужды и потребности менеджмента. Виды потребностей. Традиционные решения проблем менеджмента. Недостатки традиционных методов решения проблем менеджмента. Психологическая инерция и психологические барьеры Методы активизации творческого процесса как средство решения проблем менеджмента. Мозговой штурм. История появления мозгового штурма. Автор мозгового штурма. Правила проведения мозгового штурма. Проведение мозгового штурма по выявлению и решению проблем менеджмента. Морфологический анализ. История создания морфологического анализа. Технологии проведения морфологического анализа. Составление морфологической матрицы: «пути решения проблем менеджмента». ТРИЗ как основа выявления решения проблем менеджмента. Что такое ТРИЗ? Основные постулаты ТРИЗ. Структура и функции ТРИЗ. |
Описание системы слушателей |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1: Выявить основные оси морфологической матрицы менеджмента (составные части менеджмента). Описать возможные пути осуществления каждого из направлений. Выявить возможные проблемы в каждом из направлений. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 1 |
Проведение морфологического анализа по менеджменту. Проведение метода фокальных объектов по выявлению новых товаров. ДЕЛОВАЯ ИГРА Теоретические основы деловой игры. Понятие о деловой игре. Виды деловых игр. Ролевые установки. Деловая игра как метод исследования. Правила и технология проведения деловой игры. Состав и участники деловой игры. Распределение ролей. Виды отчетности. Проведение деловой игры "Управление фирмой" Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка выявленных проблем и путей их преодоления. Подведение итогов деловой игры. СИСТЕМА ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Структура законов. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Закон единства и борьбы противоречий, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицание отрицания. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Виды потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Законы развития потребностей. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ Понятия и виды функционирования технических систем. Функциональные этапы развития техники. Методики развертывания и свертывания функций. Законы развития функций. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2: Рассмотреть развитие предложенной системы по законам развития потребностей и законам развития функций. Выявить новые потребности в рассматриваемой системе менеджмента. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 2 |
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Структура законов организации менеджмента. Закон системности. Закон полноты и избыточности частей системы. Закон наличия связей. Закон согласования частей и параметров системы. ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Структура законов эволюции систем. Закон увеличения степени идеальности. Закон неравномерности развития частей системы. Закон увеличения степени динамичности. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3: Рассмотреть развитие предложенной системы по законам развития потребностей, законам развития функций и по рассмотренным законам эволюции менеджмента. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 3 |
ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА (продолжение) Закон согласования. Закон перехода системы в надсистему. Закон перехода на микроуровень. Закон увеличения степени управляемости. Механизмы исполнения законов развития систем. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА Основные понятия прогнозирования. Прогнозирование с использованием ТРИЗ. Технология проведения прогноза. Виды поведения прогноза. Технология работы с информацией. Прогнозирование с помощью системы законов. Экспресс-прогноз. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4: Рассмотреть развитие предложенной систему по рассмотренным законам эволюции менеджмента. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4 |
АНИЛИЗ ЗАДАЧИ. Выявление причинно-следственных связей. Понятия о противоречиях. Виды противоречий. Идеальный конечный результат. Цепочка решения задачи. Логическая схема решения задач. Алгоритм решения изобретательских задач. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5: Выявить противоречия в описанной системе. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 5 |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ Структура информационного фонда. Обзор инструментов ТРИЗ. Приемы разрешения противоречий. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6: Использование информационного фонда для разрешения противоречий в описанной системе и поиска идей построения новых систем. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 6. |
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ. Виды ресурсов. Методика выявления ресурсов. Принципы использования ресурсов Выявление ресурсов описанной системы. Определение ресурсов фирмы. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 7: Использование методики выявления ресурсов для решения описанной проблемы. Уточнение ресурсов системы и фирмы. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 7. |
ДЕЛОВАЯ ИГРА "Ресурсы". Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка выявленных ресурсов. Подведение итогов деловой игры. ДЕЛОВАЯ ИГРА "Новые продукты". Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка ресурсов и способов их использования. Подведение итогов деловой игры. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8: проверка возможности использования выявленных ресурсов. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 4. |
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВОВ S-образная кривая. Этапа развития коллективов. Основные характеристики коллективов на разных этапах развития. Парадигма. Цели и ценности коллектива. Численность и структура коллектива. Люди коллектива, их отношения между собой и с внешней средой. Дисциплина, распределение благ, престиж. Распределение информации. Педагогика, воспитание членов коллектива. Способы выявления и разрешения конфликтов в коллективе. Искусственная остановка развития. Психологическая установка. Экономические меры. Организационные меры. Механизмы торможения. Культ иерархических пирамид. Стабилизация иерархии. Разрыв между планирующими, исполнительными и контролирующими органами. Делегирование полномочий «вверх». Блокирование информации. Расцвет демагогии. Ревизия основ. Механизмы антиторможения. ДЕЛОВАЯ ИГРА "Развитие коллектива". Подбор участников деловой игры. Разбиение на группы и распределение ролей в каждой группе. Проведение деловой игры. Обсуждение результатов между группами. Составление общего списка новых недостатков в коллективе и пути их исправления. Подведение итогов деловой игры. |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 9: Уточнение выявленных недостатков коллектива и путей их преодоления. Поиск новых недостатков коллектива и путей их преодоления. Проверка выявленных путей преодоления недостатков. |
|
|
Обсуждение домашнего задания 9 |
Разрешение противоречий между направлениями новых сегментов рынка, определенных при использовании методов активизации творческого процесса, проведении деловой игры и прогнозировании развития потребностей. Окончательное определение направлений развития новых сегментов рынка. Подведение итогов семинара. Обзор всех материалов. Планы работы по расширению и углублению полученных знаний и умений. Демонстрация компьютерных программ по ТРИЗ. |
Петров В.М. Практические семинары по ТРИЗ