ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
учителей и воспитателей ДОУ
Автор: Крячко Валентина Борисовна
Мастер ТРИЗ, преподаватель-методист Международного
университета научно-технического творчества и развития
в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург
2002
А Н Н О Т А Ц И Я
Программа Крячко В.Б. «Введение в ТРИЗ» предназначена для обучения учителей начальной школы, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Она включает стратегию непрерывного формирования творческого мышления, объяснительную записку, тематическое планирование, обязательный минимум содержания, примерное планирование занятий для учителей и воспитателей отдельно, список литературы с краткой аннотацией, краткие сведения об авторе программы. Содержание основных разделов охватывает методы активизации творчества, ТРИЗ с РТВ (теорию решения изобретательских задач с курсом развития творческого воображения), элементы жизненной стратегии творческой личности, практические рекомендации педагогам по использованию ТРИЗ (в том числе РТВ).
Объем программы 186 часов для учителей начальной школы и 120 часов - для воспитателей дошкольных учреждений. Она рассчитана на два года и предполагает практическое использование элементов ТРИЗ педагогами в своей работе уже в процессе обучения.
Структура программы «Введение в ТРИЗ»
1.Стратегия непрерывного формирования творческого мышления.
2. Объяснительная записка.
2.1. Назначение программы.
2.2. Истоки ТРИЗ. Автор ТРИЗ.
2.3. Зарождение педагогики ТРИЗ.
2.4. Содержательная часть программы.
2.5. Методика обучения.
2.6. Объём курса. Режим обучения.
2.7. Проверка усвоения материала.
3. Тематическое планирование занятий.
-
Тематическое планирование занятий для воспитателей ДОУ (дошкольных учреждений).
-
Тематическое планирование занятий дляучителей начальной школы.
-
Обязательный минимум содержания по основным направлениям.
-
Обязательный минимум содержания по основным направлениям для воспитателей ДОУ.
-
Обязательный минимум содержания по основным направлениямдля учителей начальной школы,
-
Примерное планированиезанятий.
-
Примерное планирование занятий для воспитателей ДОУ.
-
Примерное планирование занятий дляучителей начальной школы.
6. Результаты обучения.
7.Учебно-материальная база.
8.Список литературы.
9. Краткая аннотация к списку литературы.
10. Краткие сведения об авторе программы.
1. СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Если объем знаний, которыми овладел человек, представить в виде шара, а всё, что осталось вне шара, считать «непознанной реальностью», то поверхность шара будет символизировать границу «знания» с «непознанным миром». Чем больше шар, тем больше его поверхность (пропорционально квадрату радиуса). В процессе познания человек постоянно открывает всё новые области «незнания», и их количество неуклонно возрастает. В связи с этим неизбежно возникает потребность в увеличении качества и темпов образования.
Традиционная доминанта в образовании, закрепляющая репродуктивную схему познавательной деятельности, должна быть заменена на схему поисковой познавательной деятельности , в которой доля репродуктивного обучения будет сведена к минимуму.
При построении такого учебного процесса решающим фактором является преемственность креативности образования на этапах: дошкольном, начальной школы, средней школы, высшей школы, после вузовского образования. Для реализации такого учебного процесса необходима подготовка творческих педагогов на всех этапах обучения. Они должны проводить единую творческую политику в педагогике, обеспечивая этим непрерывное креативное образование.
Центральным блоком подготовки педагогов является цикл дисциплин по основам методологии творчества, базирующемся на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера. (См. разд. 2.2.) Основные направления преемственности, которые необходимо выдерживать на всех этапах обучения, - это диагностика для личностно-ориентированного обучения, развитие творческого воображения (РТВ ), гармонизация полушарий головного мозга.
Конкретно данная программа для обучения творческой педагогике воспитателей ДОУ и учителей начальных классов предполагает её реализацию в игровых ситуациях при сотворчестве педагога и ребёнка, с ориентацией на загадки, головоломки, юмор, детское прикладное творчество:
-в пространстве (рисунок, лепка, оригами, изготовление игрушек и других интересных для детей поделок),
-в звуковом и языковом мире (рифмовки, сочинение сюжетов, сказок и рассказов, музыкально-ритмические ассоциации),
-во времени (наблюдения за циклическими изменениями в природе, в жизни растений, космические, географические, исторические начальные представления),
-в кинестетических ощущениях (наблюдение за окружающим миром через осязание, вибрацию, изменения в температуре, давлении и пр.).
2. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Н а з н а ч е н и е п р о г р а м м ы
Программа курса «Введение в ТРИЗ» предназначена для обучения учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образователь-ных учреждений (ДОУ).
Освоение ТРИЗ по предлагаемой программе позволяет педагогам применить знания в двух основных направлениях: в совершенствовании своей методики преподавания и в обучении детей творческому подходу к любым жизненным проблемам при помощи ТРИЗ и РТВ как неотъ емлемой части ТРИЗ. Глубокое проникновение в предлагаемую теорию позволит учителю и воспитателю развить в себе качества, полезные в педагогической работе: углубить логичность и системность своего мышления, сформировать диалектический склад ума, обрести уверенность в своих творческих возможностях, развить свою фантазию, сделав её управляемой в то же время, приобрести эмоциональный настрой для передачи своих новых знаний детям. Освоив эту творческую методику, начинающий педагог сможет конкурировать с опытным. Первые педагогические удачи выразятся в том, что на уроках ТРИЗ и РТВ и среди учеников будет меньше «неудачников», чем на других предметах. В недалёком будущем школа будет меньше выпускать социально пассивных людей.
Творческая работа учителя, применяющего ТРИЗ, будет для него всё более привлекательной. Обратная связь с детьми, вовлечёнными в творческое общение, будет для учителя не менее полезной, чем для учеников. В этой творческой среде каждый учитель сможет разработать свою авторскую программу.
2.2. И с т о к и Т Р И З. А в т о р Т Р И З .
Готовя детей к взрослой жизни, мы обучаем их основам наук. Цель НАУКИ - добыча знаний о свойствах материи, цель ТЕХНИКИ - использование этих знаний для потребностей человека и общества, т.е. ТЕХНИКА - это овеществление знаний, поставляемых наукой.
Поскольку наука изучает ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, то роль личного влияния на науку давно уже справедливо считается ограниченной. А вот изобретения в области технологий долго считались зависящими от исключительности отдельных изобретателей. Первым снял паранджу исключительности с изобретательства Генрих Саулович Альтшуллер.[1,2]
Главная мысль его теории - ТЕХНИКА РАЗВИВАЕТСЯ ПО ОБЪЕКТ-ИВНЫМ ЗАКОНАМ, которые надо изучать, возможно изучить, после чего использовать изученные законы для совершенствования техники.
Получив при сталинском режиме свой срок 25 лет, который благодаря смерти Великого кормчего естественно сократился до пяти, по возвращении из лагеря он активно распространял свои идеи. Организации, призванные по своему назначению поддерживать подобных людей, открывать им зелёную улицу в полезных для государства исследованиях, как правило, как и раньше, его в лучшем случае не замечали. До сих пор ТРИЗ-технология не востребована как инструментарий сильного мышления. «Мало того, в России до сих пор идёт отторжение этой теории, в основном, со стороны психологов и педагогов. Они до сих пор ставят под сомнение вопрос, можно ли обучать творчеству» (А.И.Купрюхин в интервью, пересказанном В.Н.Журавлёвой в материалах «Фонд-Архив Генриха Альтшуллера (Г.Альтова) Выпуск 6»).
Тем не менее сам Г.С.Альтшуллер многократно доказал, что «ТРИЗ поднимает возможности творческого потенциала любого человека до уровня таланта» (там же). О возможности обучения детей ТРИЗ он сам говорил примерно следующее. Детей нельзя обманывать. Надо, чтобы они знали, что к тому моменту, как они закончат школу и специальные учебные заведения после неё, жизнь настолько уйдёт вперёд, что знания, полученные в школе, устареют, так как техника и наука постепенно наращивают темпы своего развития. Чтобы не оказаться на обочине жизни, целесообразно к этому времени овладеть ТРИЗ.
2.3. З а р о ж д е н и е п е д а г о г и к и Т Р И З
Первым преподавателем методики преподавания ТРИЗ был сам Генрих Саулович Альтшуллер. Книги его были написаны таким образом, что прямо по ним можно было вести занятия с инженерами. Со временем он сам поставил цель подготовки преподавателей. Речь шла об обучении инженеров. Им были предложены программы «Икар» и «Дедал» для пользователей ТРИЗ (решателей) и преподавателей и исследователей ТРИЗ. Его статьи в газете «Пионерская правда» в рубрике «Изобретать - это так сложно. Изобретать - это так просто» и книга «И тут появился изобретатель» - первые ласточки пропаганды ТРИЗ среди детей. [3]
Чуть более десяти лет назад (в конце 80-х гг) ТРИЗ как отдельный предмет появляется в некоторых школах Ленинграда (в 1987 в 138 школе), Ангарска, Петрозаводска, в детских садах Норильска. В эти годы проводилась работа по адаптации ТРИЗ к начальной школе и дошкольному образованию. Именно в начальной школе сейчас можно констатировать успех в освоении детьми ТРИЗ, что иллюстрируют наши олимпиады, семинары, серии открытых уроков. В начале 90гг в Москве М.М.Зиновкина создаёт систему непрерывного креативного образования по линии: дошкольное учреждение, школа, вуз, послевузовское обучение.
В настоящее время существует много педагогических методик, которые вызывают интерес у обучающих и обучающихся. ТРИЗ располагает возможностями, отличающими его от всех других развивающих методик. Что же стоит за сказками, загадками, стихами, играми, различными методами воображения? Ни одна иная педагогическая дисциплина не учит столь целенаправленно разрешению любых противоречивых ситуаций, в том числе и педагогических( познавательных, методических, воспитательных). Ни одна из педагогических методик не содержит в своей основе такого бездонного резерва интегрированного обучения и такой очевидной направленности на эффективное повышение уровня технологий государства.
В процессе обучения ТРИЗ взрослых и детей выявлено, что мышление обученных взрослых (в области воображения и фантазирования) близко к мышлению ещё не обученных этой методике детей. С годами преимущества детского возраста теряются. Следовательно, чтобы обучение ТРИЗ в детском возрасте было эффективно, нужны специалисты, в равной степени владеющие и детской педагогикой и ТРИЗ, то есть профессиональные педагоги, освоившие ТРИЗ на достаточно высоком уровне.
2.4. С о д е р ж а т е л ь н а я ч а с т ь п р о г р а м м ы
За основу теоретического курса взят курс ТРИЗ, разработанный его автором Г.С.Альтшуллером для повышения творческих возможностей технических и научных работников.
Курс «Введение в ТРИЗ» включает в себя концепцию творческой педагогики, методы активизации творчества, собственно ТРИЗ, практические рекомендации преподавания ТРИЗ. Основной раздел ТРИЗ включает понятие о противоречиях, приёмы и принципы разрешения противоречий, закономерности существования, развития и совершенствования систем, методическое фантазирование (или развитие творческого воображения (РТВ)), алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), стандартные решения изобретательских задач, информационное обеспечение ТРИЗ.
-
М е т о д и к а о б у ч е н и я Т Р И З
Методика обучения ТРИЗ предусматривает оказание помощи слушателям в освобождении от психологической инерции, свойственной любым профессионалам, когда они сталкиваются с вопросами непосредственно, на первый взгляд, не связанными с их основной работой. Адаптация слушателей к необычному курсу (первоначально «инженерному») осуществляется несколькими параллельно применяемыми способами. Форсируется первоначальное знакомство с ТРИЗ через раннее введение АРИЗ с одновременным изучением принципов разрешения противоречий и методов РТВ и Ф. Наиболее доступные для понимания методы РТВ питают потребительский интерес аудитории и дают отдых после более сложного для понимания раздела АРИЗ. Сам курс АРИЗ упрощается за счёт применения специального раздаточного материала с опорными сигналами, бланков решения и самопроверки задач по АРИЗ. Постоянными самостоятельными работами постепенно возрастающей сложности удаётся убедить слушателей в доступности и эффективности основного и наиболее сложного раздела ТРИЗ. Постоянно подчёркиваются параллели между собственно ТРИЗ и РТВ. Например, физические противоречия фигурируют в методе Гамлета, принципы разрешения технических противоречий и приёмы разрешения физических противоречий перекликаются с приёмами фантазирования в РТВ. Основные понятия ТРИЗ иллюстрируются бытовыми или известными из научно-популярной информации примерами. Совместно со слушателями подбирается картотека доступных для детей загадок, фокусов, примеров и задач из сказок, детской литературы, научной фантастики. Уделяется внимание дидактическим играм. Стимулируется бескорыстный обмен между педагогами методическими находками. При обучении воспитателей дошкольных учреждений акцент делается на РТВ , при обучении учителей начальной школы пропедевтика ТРИЗ и РТВ, которые фигурируют как равноправные разделы.
В процессе обучения ТРИЗ преподаватели проводят первые пробные уроки в своих классах. В дальнейшем в процессе самосовершенствования в ТРИЗ, или в процессе углубления знаний на следующих этапах обучения учитель приобретает квалификацию в области ТРИЗ, обеспечивающую ему возможность начать систематическое применение ТРИЗ в преподавании различных предметов либо преподавать ТРИЗ как отдельный предмет.
2.6. О б ъ ё м к у р с а. Р е ж и м о б у ч е н и я .
Полный объём курса для учителей начальной школы 186 часов, для воспитателей ДОУ - 126 часов. Предпочтительный режим обучения преподавателей - ежедневно с отрывом от работы по 6 часов. Поскольку такой режим для работающих или учащихся обеспечить сложно, желательно в непрерывном режиме провести 30 - 40 часов, остальной объём программы выполнить меньшими блоками или без отрыва от работы по 4 - 8 часов в неделю.
2.7. П р о в е р к а у с в о е н и я м а т е р и а л а
В процессе занятий по изученным алгоритмам выполняются творческие самостоятельные работы, которые оцениваются по много- бальной шкале. Суммарный балл по самостоятельным работам учитывается при сдаче экзамена (воспитателям ДОУ можно заменить экзамен зачётом). Обучение заканчивается защитой выпускной работы, в которую входят наиболее удачные разработки, выполненные в качестве курсовых работ.
Допуск до защиты определяется результатом экзамена (зачёта). Билеты для сдачи экзамена составляются в строгом соответствии с основными разделами программы.
Наиболее удачные выпускные и курсовые работы могут быть приняты к публикации в сборнике «Учителям о ТРИЗ». По окончании обучения все преподаватели должны иметь проекты собственных экспериментальных программ по обучению ТРИЗ.
-
Т Е М А Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е З А Н Я Т И Й
3.1.Тематическое планирование занятий для воспитателей ДОУ
№ |
Разделы и темы |
Ко Количество ча часов |
1 |
Концепция дошкольной творческой педагогики |
4 |
2 |
Методы активизации технического творчества |
16 |
3 |
ТРИЗ (в том числе РТВ - 46 часов) |
68 |
4 |
Жизненная стратегия творческой личности |
8 |
5 |
Практические рекомендации преподавания ТРИЗ |
12 |
6 |
Развитие ТРИЗ в России, в мире. |
2 |
7 |
Литература по ТРИЗ, по преподаванию ТРИЗ |
2 |
8 |
Обсуждение выпускных работ, зачёт. |
6 |
9 |
Защита выпускных работ |
6 |
|
Всего |
126 |
3.2.Тематическое планирование для учителей начальной школы
|
---|
№ |
Разделы и темы |
Количество часов |
1 |
Концепция школьной творческой педагогики |
4 |
2 |
Методы активизации технического творчества |
16 |
3 |
ТРИЗ (в том числе РТВ 46 часов) |
128 |
4 |
Жизненная стратегия творческой личности |
8 |
5 |
Практические рекомендации преподавания ТРИЗ |
12 |
6 |
Развитие ТРИЗ в России, в мире |
2 |
7 |
Литература по ТРИЗ, по преподаванию ТРИЗ |
2 |
8 |
Обсуждение выпускных работ. Экзамены. Защита . |
12 |
|
Всего |
186 |
-
О Б Я З А Т Е Л Ь Н Ы Й М И Н И М У М С О Д Е Р Ж А Н И Я П О О С Н О В Н Ы М Н А П Р А В Л Е Н И Я М
-
Обязательный минимум содержания по основным направлениям для воспитателей ДОУ.
1. Концепция дошкольной творческой педагогики.
1.1. Психологические, логические, информационные аспекты детского творчества. Потребность человека в технологии творчества. Поиск технологий творчества.
1.2 ТРИЗ как система преодоления стереотипов логического и эвристического мышления.
1.3 Возможность обучения творчеству в различных областях деятельности.
1.4 ТРИЗ как инструмент повышения квалификации учителя, повышения эффективности обучения, повышения уровня технологий в государстве.
2. Методы активизации технического творчества ,
2.1. Мозговой штурм (МШ). Игра диалог с ЭВМ («да-нет-ка»). Метод отсекающих вопросов. Стих на заказ.
2.2. Комбинирование. Морфологический анализ (МА). Морфологический анализ (МА). «Ёлочка», рифмоплёты.
2.3. Аналогизирование. Синектика. Оксюморон. Подготовка к восприятию противоречий.
2.4. Перенос свойств и функций с одного объекта на другой. Метод фокальных объектов (МФО).
3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
3.1. История возникновения ТРИЗ. Структура ТРИЗ. Уровни задач.
3.2. Понятие противоречия требований. Дидактическая игра «хорошо-плохо» - подготовка к восприятию противоречия.
3.3. Возможности разрешения противоречивых ситуаций в нетехнических системах.
3.4. Закономерности существования, развития, совершенствования систем, их использование для решения творческих задач. (Идеальность, динамизация, системные переходы: в над систему, в под систему, и на микроуровень.)
3.5. Методическое фантазирование или развитие творческого воображения и фантазии.
-
Развитие воображения при помощи «системных методов
- системного оператора,
- ступенчатого эвроритма,
- метода Золотой рыбки (МЗР),
- метода снежного кома (МСК).
-
Развитие воображения при помощи «арифметики фантазирования»:
- «сложения» (комбинаторика, бином фантазии, добавка),
- «вычитания» (латентные свойства, метод Робинзона Крузо, идеальный конструктор),
- «умножения» (метод числовой оси, оператор РВС (размер время стоимость), простые приёмы фантазирования: наоборот, увеличение - уменьшение, ускорение - замедление, дробление - объединение, квантование - непрерывность, динамика - статика, универсализация - ограничение, вынесение - внесение, оживление, смещение во времени, изменение законов природы),
- «обмена» (в том числе МФО),
- «изменение оценки» (в том числе методы Колумба, Паука).
-
Приёмы и методы развития творческого воображения, основанные на выявлении и разрешении противоречий в системах:
метод Гамлета - способ формулирования физического противоречия (ФП) - противоречия свойств, типовые способы разрешения ФП,
метод выявления ФП, лежащего в основе фантастической идеи, противоречия пословиц, цепочки противоречий - развитие игры «хорошо - плохо», противоречия тенденций.
-
Приёмы развития воображения, основанные на закономерностях развитиясистем:
стремление к идеальности - метод Емелюшки,
использование ресурсов - идеальный конструктор,
переход на микро уровень и динамизация - моделирование маленькими человечками (ММЧ), кубики ММЧ, «треугольники ».
3.5.5. Шкала фантазия.
3.6. Основной инструмент ТРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
3.6.1. Ключевые слова, опорная схема пары противоречий «глазки», противоречие между функциями, модель задачи.
3.6.2. Реальное решение. Идеальное конечное решение. Идеальная машина.
3.6.3. Пространственные, временные, вещественно-полевые ресурсы (ВПР). Анализ учебных задач.
3.6.4. Противоречия свойств . Приёмы разрешения противоречий свойств..
3.6.5. Физические эффекты вокруг нас и для решения задач.
3.6.6. Связь АРИЗ и РТВ: ИКР, ММЧ, метод Гамлета, противоречия пословиц, противоречия тенденций, инструментальная роль системных методов, приёмы фантазирования и принципы разрешения противоречий.
3.6.7. «Детский» АРИЗ. Построение учебной задачи. Оценка качества решения.
3.6.8. Методические приёмы обучения алгоритму решения изобретательских задач: опорные сигналы, балловые таблицы, таблицы ключевых слов.
3.7. Общее представление о стандартных решениях изобретательских задач.
3.8. Информационное обеспечение ТРИЗ.
3.9. Решение задач. Составление задач.
4. Практические аспекты преподавания ТРИЗ.
4.1. Составление картотеки преподавателя ТРИЗ.
4.2. Организация обучения ТРИЗ. Программы, планы, литература.
4.3. Проведение открытых уроков. Обсуждение, консультирование.
4.4. Методическое использование ТРИЗ в преподавании различных предметов.
4.5. ТРИЗ в кружковой работе, как самостоятельный предмет, использование ТРИЗ на занятиях ИЗО, в детском театре и др..
4.2. Обязательный минимум содержания по основным направлениям для учителей начальной школы.
1. Концепция школьной творческой педагогики.
1.1. Психологические, логические, информационные аспекты «учебного» школьного творчества. Исторические сведения о потребности человечества в технологии творчества. Поиск технологий творчества.
1.2 ТРИЗ как система преодоления стереотипов логического и эвристического мышления.
1.3 Возможность обучения творчеству в различных областях деятельности.
1.4 ТРИЗ как инструмент повышения квалификации учителя, повышения эффективности обучения, повышения уровня технологий в государстве.
2. Методы активизации технического творчества и базовые стратегии мышления.
2.1. Мозговой штурм (МШ). Игра «Диалог с ЭВМ» («да-нет-ка»). Метод отсекающих вопросов. Стих на заказ.
2.2. Комбинирование. Морфологический анализ (МА). Игра «Ёлочка». Рифмоплёты.
2.3. Аналогизирование. Синектика. Оксюморон - взаимоисключающие качества - подготовка к восприятию противоречий.
2.4. Перенос свойств и функций с одного объекта на другой. Метод фокальных объектов (МФО).
3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
3.1. История возникновения ТРИЗ. Структура ТРИЗ. Уровни задач.
3.2. Понятие противоречия требований. Дидактическая игра «хорошо-плохо» - подготовка к восприятию противоречия.
3.3. Принципы разрешения технических противоречий. Возможность их использования в нетехнических системах.
3.4. Закономерности существования, развития, совершенствования систем, их использование для решения творческих задач.
3.4.1. Линии жизни систем. Основной закон развития систем - идеальность.
3.4.2. Состав полной системы. Закон стремления к полноте.
3.4.3. Переход с макро-уровня на микро-уровень, переход в надсистему.
3.4.4. Согласование систем.
3.4.5. Динамизация.
3.4.6. Законы развития систем по Г.С.Альтшуллеру: «статика», «кинематика», «динамика».
3.5. Методическое фантазирование или развитие творческого воображения.
-
Развитие воображения при помощи «системных методов»:
системного оператора,
ступенчатого эвроритма,
метода Золотой рыбки (МЗР),
метода снежного кома (МСК).
-
Развитие воображения при помощи «арифметики фантазирования»:
«сложения» (комбинаторика, бином фантазии, добавка),
«вычитания» (латентные свойства, метод Робинзона Крузо, идеальный конструктор),
«умножения» (метод числовой оси, оператор РВС (размер, время, стоимость), простые приёмы фантазирования : наоборот, увеличение - уменьшение, ускорение - замедление, дробление - объединение, квантование - непрерывность, динамика - статика, универсализация - ограничение, вынесение - внесение, оживление, смещение во времени, изменение законов природы),
«обмена» ( в том числе МФО),
«изменения оценки» (в том числе методы Колумба, Паука).
-
Приёмы и методы развития творческого воображения, основанные на выявлении и разрешении противоречий в системах:
метод Гамлета - способ формулирования физического противоречия (ФП), типовые способы разрешения ФП,
метод выявления ФП, лежащего в основе фантастической идеи, противоречия пословиц,
цепочки противоречий - развитие игры «хорошо- плохо»,
противоречия тенденций.
3.5.4. Приёмы развития воображения, основанные на закономерностях развития систем:
стремление к идеальности - метод Емелюшки,
использование ресурсов - идеальный конструктор,
переход на микро уровень и динамизация - моделирование маленькими человечками (ММЧ), кубики ММЧ, «треугольники ».
3.5.5. Шкала - фантазия.
3.6. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
3.6.1. Ключевые слова, опорная схема пары противоречий «глазки», техническое противоречие (ТП) - противоречие функций, усиление противоречий, модель задачи. Анализ учебных задач.
3.6.2. Реальное решение. Идеальное конечное решение. Идеальная машина.
3.6.3. Пространственные, временные, вещественно-полевые ресурсы (ВПР). Анализ учебных задач.
3.6.4. «Физическое» противоречие (ФП) - противоречие свойств.. Приёмы разрешения ФП.
3.6.5. Физические эффекты для решения задач.
3.6.6. Связь АРИЗ и РТВ: ИКР, ММЧ, метод Гамлета, противоречия пословиц, противоречия тенденций, инструментальная роль системных методов, приёмы фантазирования и принципы разрешения ТП.
3.6.7. «Детский» АРИЗ. Построение учебной задачи. Оценка качества решения.
3.6.8. Методические приёмы обучения алгоритму решения изобретательских задач: опорные сигналы, балловые таблицы, таблицы ключевых слов.
3.6.9. Девять частей АРИЗ 85-В: анализ, синтез, оценка полученного решения.
3.7. Стандартные решения изобретательских задач.
3.7.1. Вепольный анализ. Определения, правила. Решение учебных задач.
3.7.2 Обзор «Стандартов - 76».
3.7.3 Конструктор «Стандарты».
3.8. Информационное обеспечение ТРИЗ.
3.9. Решение задач. Составление задач.
4. Практические аспекты преподавания ТРИЗ.
4.1. Составление картотеки преподавателя ТРИЗ.
4.2. Организация обучения ТРИЗ. Программы, планы, литература.
4.3. Проведение открытых уроков. Обсуждение, консультирование.
4.4. Методическое использование ТРИЗ в преподавании различных предметов.
-
ТРИЗ в кружковой работе, как самостоятельный предмет, использование ТРИЗ в студиях ИЗО, школьном театре и др..
-
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
5.1. Примерное планирование уроков для воспитателей дошкольных учреждений.
21 занятие по 6 часов, всего 1 26 часов.
1. Знакомство. Устная анкета. Имя. Информированность о ТРИЗ. Готовность к восприятиюТРИЗ и перестройке своей деятельности. Творчество. Стремление к творчеству у педагога и у ребёнка. Самостоятельная работа : «Рассказ потрём словам». Четыре технологии познания. Метод Декарта.Краткая информация об авторе ТРИЗ Г.С.Альтшуллере.
2. Метод проб и ошибок (МПиО). Мозговой штурм (МШ). «Хоть какой-то порядок» (Декарт) - метод отсекающих вопросов («да-нет-ка»). Психологическая инерция. Примеры. Розыгрыши.
3. Роль РТВ при решении творческих задач. Понятие о системе. Систем-ный оператор (СО). Сочинение фантастического сюжета изменением в СО системы (С), надсистемы (НС), или подсистемы (ПС). Антисисте-ма. Несистема - альтернативная система.
4. Метод Снежного кома. Синтез. Метод Золотой рыбки. Анализ.
5. Ступенчатый эвроритм или этажное конструирование творческих идей. Обратить внимание на формулу третьего этажа: «системы нет, а функция выполняется».
6. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Первичность АРИЗ в ТРИЗ. Опорный сигнал «рожица». Ключевые слова: изделие, инструмент, функции, идеальный конечный результат (ИКР), противоречия функций. Две противоположные модели задачи: макси- и мини-.
7. РТВ. Фантастическое сложение. Джанни Родари о «биноме фантазии». Префиксы и фантазирование. Фантастическая добавка. Поиск аналогий : игра «Ёлочка».
8. Ресурсы. Ресурсы при решении задач: пространственные, временные, вещественно-полевые.
9. ИКР и противоречие свойств. РТВ. Бланки ключевых слов. Заполнение бланков, используя проанализированные задачи.
10. Метод Гамлета. Обратный методГамлета. Противоречия свойств. Подготовка детей к восприятию противоречий : игра «хорошо - плохо».
11. Моделирование маленькими человечками (ММЧ) - эффективный способ разрешения противоречий для взрослых с устойчивыми стере-отипами.
12. РТВ. Фантастическое вычитание. Метод Робинзона Крузо. Ассоциация с вещественно-полевыми ресурсами (ВПР).
13. РТВ. Фантастическое умножение. Метод числовой оси. Оператор РВС. (размер, время, стоимость).
14. Приёмы фантазирования: наоборот, увеличение - уменьшение, ускорение - замедление, оживление - окаменение, дробление - объединение, квантование - непрерывность, динамизация - статика.
15. Ассоциирование. Принцип обмена. Метод фокальных объектов.
16. РТВ. Изменение оценки (в том числе методыКолумба и Паука). ТРИЗ. Оценка качестваполученного решения задачи. Информаци-онное обеспечение ТРИЗ. Физические, химические, биологические, психологические, геометрическиеэффекты.
17.Закономерности развития систем. Линии жизни. Идеальность. Дина-мизация. Жизненная стратегия творческой личности.
18. Методы активизации творчества(МШ, морфологический ящик (МЯ), метод фокальных объектов (МФО), синектика) и ТРИЗ.
19. Открытые уроки РТВ. Обсуждение уроков.
20. Обсуждение выпускных работ. Экзамены.
21. Защита выпускных работ.
5.2. Примерное планирование уроков для учителей начальной школы
31 занятие по 6 часов, всего 186 часов.
1. Знакомство. Устная анкета. Имя. Информированность о ТРИЗ. Готовность к восприятиюТРИЗ и перестройке своей деятельности. Творчество. Стремление к творчеству у педагога и у ребёнка. Самостоятельная работа : «Рассказ потрём словам». Четыре технологии познания. Метод Декарта.Краткая информация об авторе ТРИЗ Г.С. Альтшуллере.
2. Метод проб и ошибок (МПиО). Мозговой штурм (МШ). «Хоть какой-то порядок» (Декарт) - метод отсекающих вопросов («да-нет-ка»). Психологическая инерция. Примеры. Розыгрыши.
3. Роль РТВ при решении творческих задач. Понятие о системе. Систем-ный оператор (СО). Сочинение фантастического сюжета изменением в СО системы (С), надсистемы (НС), или подсистемы (ПС). Антисисте-ма. Несистема - альтернативная система.
4. Метод Снежного кома. Синтез. Метод Золотой рыбки. Анализ.
5. Ступенчатый эвроритм или этажное конструирование творческих идей. Обратить внимание на формулу «третьего этажа»: «системы нет, а функция выполняется».
6. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Первичность АРИЗ в ТРИЗ. Опорный сигнал «рожица». Ключевые слова: изделие, инструмент, функции, идеальный конечный результат (ИКР), противоречия функций. Две противоположные модели задачи: макси- и мини-.
7. Практическое занятие. Анализ задачи на нескольких учебных примерах.
8. Фантастическое сложение. Фантастическая добавка. Игра «Ёлочка».
9. Ресурсы (временные, пространственные, вещественно-полевые (ВПР)). Ресурсы при решении задач. Приоритеты при выборе иис-пользовании ресурсов.
10. ИКР и противоречие свойств. Физические эффекты.
11. Моделирование маленькими человечками (ММЧ).
12. РТВ. Фантастическое вычитание. Метод Робинзона Крузо. Ассоциация с вещественно-полевыми ресурсами (ВПР).
13. Бланки ключевых слов. Заполнение бланков, используя проанализированные задачи. Поддержка при анализе задачи, самопроверка, качественно-количественная оценка решения, материал в картотеку преподавателя.
14. РТВ.Фантастическое умножение. Метод числовой оси. Оператор РВС. Приёмы фантазирования: наоборот, увеличение - уменьшение, ускорение - замедление, дробление - объединение, квантование - непрерывность, динамика - статика, универсализация - ограничение, вынесение- внесение, оживление - омертвление, смещение во времени - остановка времени (зацикливание), изменение внешних связей - восстановление традиционных внешних связей, изменение законов природы - неизменность законов природы.
15. Принципы разрешения противоречий(между требования к функциям инструмента (ТП)).(1 занятие) Близость с приёмами фантазирования.
16. Принципы разрешения противоречий (ТП).(2 занятие). Таблица Г.С.Альтшуллера разрешения ТП.
17. Принцип обмена. Метод фокальных объектов.
18. Методы активизации творчества(МШ, морфологический ящик (МЯ), метод фокальных объектов (МФО), синектика) и ТРИЗ. Преимущества ТРИЗ.
19. РТВ. Изменение оценки. ТРИЗ. Оценка полученного решения. Физические, химические, биологические, психологические, геометрические и др. Эффекты
20. Закономерности развития систем (ЗРС). Линии жизни. Идеальность.
21. ЗРС. Полнота частей системы или условие существования системы.
22. ЗРС. Динамизация. Переход на микро уровень (ср. Переход в подсистему в РТВ). Выход в НС. Объединение альтернативных систем.
23. Понятие о веполях и стандартны на решения изобретательских задач.
24. РТВ. Метод Гамлета. Обратный методГамлета. Противоречия свойств. Подготовка детей к восприятию противоречий: игра «хорошо - плохо»
25. Приёмы разрешения физических противоречий (противоречий свойств). Близость к принципам разрешения ТП и приёмам фантазирования.
26. Жизненная стратегия творческой личности.
27,28, 29 Открытые уроки РТВ. Обсуждение уроков.
30. Обсуждение выпускных работ. Экзамены.
31. Защита выпускных работ.
6. Р Е З У Л Ь Т А Т Ы О Б У Ч Е Н И Ч Я
По аналогии с тем, как результативность обучения ТРИЗ инженеров может быть оценена в дальнейшем их изобретениями и рацпредложениями, так и результативность обучения педагогов может быть оценена по результатам их собственных учеников (участие в олимпиадах, конкурсах, поступление в престижные вузы, сравнительное тестирование).
Так, заместитель директора школы №51 Петроградского района Санкт-Петербурга Арсентьева Людмила Викторовна стала лауреатом конкурса в номинации «Руководитель». Её педагогические достижения в данной номинации: внедрение в практику работы школы элементов ТРИЗ, позволяющих создать творческую атмосферу в коллективе, вооружение средствами и методами новых решений, идей, позволяющих совершенствовать учебно-воспитательный процесс, создание творческой группы учителей - разработчиков, внедряющих в содержание преподаваемых предметов аппарат теории решения изобретательских задач, а также алгоритмические методы системного и логического поиска новых педагогических решений в обучении и воспитании... Результативность работы: публикации в сборниках «Учителям о ТРИЗ», участие в олимпиадном движении города по РТВ-ТРИЗ, обобщение материалов по технологии внедрения ТРИЗ в практику работы школы . Арсентьева Л.В. проходила обучение по данной программе в 1993-1995 годах.
В то же время училась и Широкова Татьяна Сергеевна, заместитель директора школы №457. Она создала творческую группу преподавателей школы и воспитателей учебно-педагогического комплекса и организовала обучение ТРИЗ с детского сада до восьмого класса средней школы. После подведения результатов конкурса эта творческая группа под руководством Широковой Т.С. стала дипломантом России в номинации «Организация творческой и познавательной деятельности педагогов и учащихся». По авторской программе Широковой Т.С. работали многие учителя начальных классов.
Широкую известность получила и другая авторская программа по основам ТРИЗ для начальной школы Пчёлкиной Екатерины Львовны, учителя начальной школы №101, обучавшейся одновременно с упомянутыми учителями.
7. У Ч Е Б Н О - М А Т Е Р И А Л Ь Н А Я Б А З А
Для реализации обучения по настоящей программе необходимо для каждого слушателя иметь:
-
опорные сигналы - 10 л.,
-
бланки самопроверки - от 10 л.,
-
таблица разрешения ТП - 4 л.,
-
принципы разрешения ТП - 2 л.,
-
приёмы разрешения ФП - 2 л.,
-
стандартные решения изобретательских задач в кн. «Нить в лабиринте» с. 165-230 [8],
-
АРИЗ в кн. «Правила игры без правил» - с. 11-51[8],
-
таблица физэффектов - 3 л.,
По возможности, слушатели должны ознакомиться с литературой, при-ведённой в списке.
8. C П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Г.С.Альтшуллер. Найти идею. Новосибирск: Сиб. Отд. Изд. «Наука», 1986.
2. Г.С.Альтшуллер. Как научиться изобретать. Тамбовское кн. изд. 1961.
3. Г. Альтов. И тут появился изобретатель. М: Детская литература, 1-е изд. 1984, 2-е изд. 1986, 3-е изд. 1989, 4-е изд. 2001.
4. А.Б.Селюцкий, Г.И.Слугин. Вдохновение по заказу. Петрозаводск: Карелия, 1977.
5. Г.И.Иванов. И начинайте изобретать. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.
6. Серия »Техника, молодёжь, творчество», составитель А.Б. Селюцкий Петрозаводск: Карелия.
Выпуск 1. Дерзкие формулы творчества, 1987.
Выпуск 2. Нить в лабиринте, 1987.
Выпуск 3. Правила игры без правил, 1989.
Выпуск 4. Как стать еретиком, 1991.
Выпуск 5. Шанс на приключение, 1991.
7. Б.Л.Злотин , А.В. Зусман. Месяц под звёздами фантазии. Кишинёв: Лумина, 1988.
8. Б.Л.Злотин.,А.В.Зусман.. Изобретатель пришёл на урок. Кишинёв, Лумина, 1990.
9. Ю.П.Саламатов . Как стать изобретателем. М: Просвещение, 1990.
10. З.Г.Шустерман . Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. М: Педагогика-Пресс, 1993.
11. А.А. Нестеренко. Страна загадок. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. ун-та, 1993.
12. С.В. Иванов, М.И. Иванова, Л.В. Макмак. Методическое пособие по развитию творческого воображения детей. «ИКАР-1», Ейск: МЦТП «Азов-ХХ1», 1993.
13. Журналы ТРИЗ. Педагогика, №№ 3.2.91, 3.4.92.
14. М.И.Меерович. Формулы теории невероятности. Одесса: Полис, 1993.
15. Л.И.Шрагина Л. Логика воображения. Одесса, Полис, 1995.
16. Учителям о ТРИЗ. Сборник методических материалов по преподаванию ТРИЗ. Составитель В.Б. Крячко.
Выпуск 1. СПб, 1995, Челябинский фонд - рукопись.
Выпуск 2. СПб: ЗАО »Атос», 1997.
Выпуск 3. СПб: ТОО Фирма Икар, 1999.
Выпуск 4. СПб: «Союз писателей Санкт-Петербурга», 2001.
Выпуск 5. СПб: «Союэ писателей Санкт-Петербурга», 2004.
Выпуск 6. Спб. «Союз писателей Санкт-Петербурга», 2008.
17..Рубина. Курс развития творческого воображения для начальных классов средней школы. Программа, методическое руководство, рабочие тетради. Петрозаводск, ОО «ТРИЗ-Карелия», 1999.
18.Рождение изобретения. Стратегия и тактика решения изобретательских задач. М: Интерпракс, 1995.
19. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998.
20. Крячко В.Б., Пчёлкина Е.Л., Широкова Т.С. Комплект методических материалов для обучения ТРИЗ и РТВ в начальной школе. СПб. 2003, 2004, 2005, 2006. 10 книг и 2 комплекта рисунков. См. здесь в разделе «Учебные издания».
9. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К СПИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ
Здесь приводится минимальный список литературы, которую, по-видимому, прочтут преподаватели, начав применять ТРИЗ в своей педагогической практике. При дальнейшем погружении в теорию преподаватели расширят свой круг чтения по ТРИЗ. В этот список вошли книги собственно по ТРИЗ и по приложениям ТРИЗ к педагогике. Преподавателям без опыта в ТРИЗ может показаться, что достаточно второй части списка, но это не так, поскольку без знания основ «прилагать к педагогике» будет нечего. Теперь подробнее о каждой позиции списка.
1. В книге в популярной форме, рассчитанной на широкую аудиторию:
научных работников, студентов, инженеров, психологов, изобретателей, - изложены основы ТРИЗ на современном уровне. При написании книги автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер использовал опыт семинаров по обучению ТРИЗ в Москве, Баку, Новосибирске, Свердловске и пр..
2. Книга, рассчитанная на школьников, преподавателей, руководителей кружков технического творчества, впервые, не считая научных статей на эту тему, выстраивает каркас будущего здания ТРИЗ. Хотя даже и аббревиатура ТРИЗ ещё отсутствует, но понятия о противоречиях, об идеальном конечном результате уже не только осознаны, но и применяются для решения изобретательских задач, для чего предложен алгоритм. Изложены первые предположения о закономерностях развития систем (для частного случая технических систем), о возможности изучения и использования этих закономерностей для совершенствования своего мышления, то есть аппарата для совершенствования всего сущего.
3. Тоже авторская книга, написанная под псевдонимом, которым Г.С.Альтшуллер пользовался при опубликовании своих научно-фантастических книг. Книга написана на материалах газеты «Пионерская правда», в которой автор вёл рубрику примерно в течение 15 лет. Автор ориентировался на подростков, но опыт работы моих учениц-учителей начальных классов показывает, что её удаётся адаптировать для начальной школы.
4. Авторы книги принадлежат к первому поколению учеников Г.С.Альтшуллера. Они переняли у своего учителя его замечательную черту - популярность изложения. Поэтому читать и понимать книгу удивительно легко. Изложен ТРИЗ по состоянию на 1977 год. Очень много места отведено обсуждению приёмов разрешения противоречий. Этот раздел не претерпел изменений, поэтому книга для учителей будет полезной.
5. Книга Иванова Г.И., автора сотни изобретений и преподавателя ТРИЗ, исчезла в Иркутске с прилавков магазинов за 4 дня, став своеобразным пособием по развитию творческих способностей школьников, студентов, инженеров. В 1994 году в изд. «Просвещение» вышел её обновлённый вариант под названием «Формулы творчества, или как научиться изобретать».
6. Серия задумана как учебник, содержащий все разделы ТРИЗ. Все выпуски в совокупности не только решили эту задачу, но и дали развитие многих направлений ТРИЗ, которые были ранее [1] только намечены. Кроме того, на последних страницах каждого сборника радует научная фантастика, связь которой с ТРИЗ очевидна. Поэтому она может быть использована на уроках в школе. В последнем выпуске серии собраны главы по РТВ (развитию творческого воображения) из более старых и поэтому менее доступных работ Г.С.Альтшуллера.
7. Описана работа кружка юных изобретателей, где авторы книги обучали детей ТРИЗ и в том числе РТВ.
8. Книга посвящена использованию ТРИЗ в изучении физики. Прямое применение возможно на уроках физики; нефизикам-преподавателям полезна для самообразования, так как вполне доступна. При внимательном прочтении можно найти достаточно примеров, которые можно использовать на уроках ТРИЗ, естествознания даже в начальной школе.
9. Книга написана научным работником для обучения старшеклассников. Строгости формулировок принесена в жертву простота изложения. Мнение психолога - книга очень хорошая, но не для детей, а для подготовленного читателя желательно с высшим естественным образованием.
10. Книга явилась результатом работы большой группы преподавателей Норильской школы ТРИЗ. Она предназначена для воспитателей детских садов и для родителей не читающих детей. Может быть прекрасным пособием для изучения РТВ в первом классе.
11. Автор - дочь Селюцкого А.Б. [4], впитавшая ТРИЗ ещё в школьном возрасте. ТРИЗ настолько органично вошёл в уроки-загадки, что на неопытный взгляд незаметен. Книгу можно использовать начинающему преподавателю в начальной школе для отработки понятий: функция, свойство и пр.
12. Материал изложен таким образом, чтобы быть понятным для людей, не знакомых с основами ТРИЗ. Однако использование игр и упражнений по РТВ, изложенных здесь, преподавателями, не знакомыми с ТРИЗ, значительно снижает результаты работы.
13. Статьи, помещаемые в журналах, различны по достоинствам и доступности. В целом, журнал нужен людям, хорошо осведомленным в теории.
14. Автор - инженер, изобретатель, преподаватель - уверен, что применяя ТРИЗ для решения реальных жизненных задач, используя для РТВ приёмы создания сюжетов и фантастических ситуаций, можно сформировать свой стиль мышления, так же как и выработать навыки любой другой профессии. Так, творчество действительно становится точной наукой, инженерной педагогикой.
15. В учебном пособии обобщены и классифицированы известные приёмы из курса “Развитие творческого воображения” теории решения изобретательских задач и разработаны новые приёмы активизации и развития воображения. Предлагаемые упражнения систематизированы и алгоритмизированы.
16. Сборники содержат программы, разработки уроков, иные методические материалы, детские творческие работы и исследования психологами результативности обучения ТРИЗ. Большинство авторов сборников - ученицы составителя сборника Крячко В.Б., которые обучены по первому из вариантов предлагаемой программы. Своеобразие сборника - авторы - профессиональные педагоги, обученные ТРИЗ.
17. Комплект материалов из 13 брошюр содержит развёрнутую авторскую программу Н.В.Рубиной преподавания РТВ в начальной школе, методические руководства отдельно по каждому полугодию (шесть) и рабочие тетради, согласованные с программой для каждого из шести полугодий. Особенность программы - целенаправленное использование основных элементов ТРИЗ для решения учебных задач.
18. Книга подробно раскрывает все основные решательные инструменты ТРИЗ, читателю предоставлен богатый информационный материал: законы развития технических систем, приёмы преодоления технических противоречий, алгоритм решения изобретательских задач, стандартные решения изобретательских задач, функционально-стоимостный анализ, жизненная стратегия творческой личности.
19. Предложена оригинальная методология решения научно-технических проблем, позволяющая усовершенствовать как технологию изготовления изделий, так и их конструкцию, искать и устранять брак. Предложенные принципы возможно использовать для активизации анализа сложныхнаучных проблем, успех в их освоении может быть увенчан научным открытием. Приводится много интересных примеров из творческой деятельности автора.
20. Комплект материалов состоит из двух серий книг: «Методические материалы» для учителя и «Рабочая тетрадь» для учащихся. В методических материалах содержатся подробные конспекты уроков по РТВ и ТРИЗ для 1-4 классов. Рабочие тетради строго согласованы с конспектами уроков, предложенных в методических материалах.
Крячко В.Б. В В Е Д Е Н И Е В Т Р И З