Определение по Глоссарию терминов ТРИЗ Сушкова В.
В Глоссарии Сушкова В. нет терминов, относящихся к "Методам синтеза фантастических и сказочных сюжетов".
Изменения, дополнения или уточнения. Предложение нового определения.
"Методы синтеза фантастических и сказочных сюжетов" - это набор методов, которые позволяют моделировать сюжеты. Далее будет размещен список методов, обычно практикующихся на занятиях курсу РТВ (список может дополняться) с небольшими пояснениями.
1. Метод "Сказки о системах". Используются системные переходы и элементы анализа по системному оператору для создания сюжетов сказок, главными героями которых могут становиться, как известные или стандатные персонажи (Кот, Лиса, Малыш и т.д.), так и различные предметы (конфеты, швейная игла, старый уличный фонарь и т.д.). Метод используется для актуализации навыков системных переходов и элементов анализа посистемному оператору, развитию речи у младших школьников и дошкольников. Может быть использован в качестве разминки на занятиях по курсу РТВ для взрослых слушателей.
2. Метод "Сказки от слова "Почему?". Сюжет сказки (или фантастического рассказа) основан на использовании схемы БЫЛО - СТАЛО. Сказочный (или фантастический сюжет) является ответом на вопрос как БЫЛО превратилось в СТАЛО. Метод предложен и часто использовался Редьярдом Киплингом (сказки "Почему у верблюда такой горб?", "Слоненок", "Как появились броненосцы" и т.д.). Метод используется для отработки навыков перехода во времени и построения причинно-следственных связей, развитию речи, воображения у младших школьников и дошкольников. Может быть использован в качестве разминки на занятиях по курсу РТВ для взрослых слушателей.
3. "Салат из сказок". Для создания нового сюжета используются известные персонажи из других сказок, при их погружении в единый сюжет, выявляются неожиданные характеристики этих персонажей, а также новые взаимосвязи и взаимодействия, приводящие к неожиданным последствиям. При этом может быть использован сюжет одной из сказок или предложен новый (например, сюжетная линия волшебной сказки по картам Проппа). Используется для актуализации навыков построения взаимосвязей и взаимодействий в системах, причинно-следственных связей, развития речи и воображения у младших школьников и дошкольников. Может быть использован в качестве разминки на занятиях по курсу РТВ для взрослых слушателей.
4. Метод "Бином фантазии". Метод предложен итальянским детским писателем и общественным деятелем Джанни Родари. Может быть определен как частный случай метода фокальных объектов (метода каталога). Произвольно выбираются два слова. Составляется список максимально возможного количества словосочетаний, используются предлоги и частицы (на, в, около, перед, внутри и т.д.), а также изменение форм слова и окончаний. Затем могут быть использованы разные пути для получения сюжета: выбираются самые интересные сочетания и ассоциативно развивается идея для сюжета; сюжет складывается из последовательного использования полученных словосочетаний; сюжет может развиваться в игре, в которой первый участник использует первое словосочетание, второй - следующее и т.д. Используется для актуализации навыков построения ассоциативных, причинно-следственных связей, развития речи и воображенияу младших школьников и дошкольников. Может быть использован в качестве разминки на занятиях по курсу РТВ для взрослых слушателей..
5. Прием "Оживление". Используется как прием фантазирования, в том числе в "Фантограмме". Может рассматриваться как отдельный способ создания сказочного или фантастического сюжета. Существует несколько подходов к использованию приема "Оживление". От простого придания некоторых характеристик живых объектов неживым (например, "говорящие предметы") до специально разработанных методик создания персонажа на основе неодушевленного предмета и использование какой-либо методики для создания сюжета. Иногда используется в сочетании с антиприемом "Омертвление" (или "Окаменение") - например, в сказках "живая" и "мертвая" вода; Медуза Горгона обладала свойством превращать в камень любого, кто заглянет ей в глаза. Используется для актуализации навыков построения ассоциативных, причинно-следственных связей, развития речи и воображенияу младших школьников и дошкольников.
6. Метод "Испорченные сказки". Сюжет и персонажи известной сказки расладываются на последовательные картинки (эпизоды, раскадровки), по ходу рассказывания сказки названия эпизодов и персонажей заменяются на произвольные. Например, "Жила-была дамочка, звали ее Желтая Тапочка. Отправил ее дедушка в соседний замок к кузине Мэри отнести новогодние подарки." Сюжет может не изменяться, а только немного корректироваться в след за измененими персонажей. Используется для повышения мотивации к творческой деятельности (метод очень прост, вызывает живой отклик у младших школьников и дошкольников), а также для развития речи и навыков построения ассоциативных и причинно-следственных связей у младших школьников и дошкольников. Для взрослых слушателей редко используется как отдельый метод.
7. Метод "Сказки наоборот". Сюжет и персонажи известной сказки анализируются и излагаются в виде простых моделей. Волк - злой; Красная Шапочка - добрая. Время действия - Лето. Затем применяется прием наоборот (инверсия). Волк - добрый, Красная Шапочка - злая. Время действия - Зима. Сюжет создается на основе новых свойств и особенностей персонажей, места и времени действия и т.д. В результате мораль сказки может измениться на противоположную, а может остаться прежней. Метод "Сказки наоборот" лучше использовать, когда освоены более простые методы создания сюжетов. Прием "наоборот" используется, как для создания сюжетов сказок и фантастических рассказов, так и в комплексном методе Фантограммы. Кроме того, принцип наоборот используется как прием для разрешения противоречий требований. Для работы с методом требуется владение навыками системных переходов, в том числе изменения систем во времени; выстраивания причинно-следственных и ассоциативных связей. Используется для отработки и актуализации навыков работы по алгоритму, навыков построения несложных моделей, системных переходов, выстраивания разветвленых причинно-следственных связей. Используется как на занятиях у детей, так и взрослых. Для младших школьниов и дошкольников используется только в адаптированных вариантах.
8. Метод "Фантастическое вычитание". Метод предложен итальянским детским писателем и общественным деятелем Джанни Родари. Может быть использован на разных уровнях сложности. В общем случае выбирается какая либо система, явление, свойство или функция. Делается допущение, что то, что мы выбрали для расмотрения внезапно исчесло (дом без окон; город без автомобилей; цветы без цвета; дети без улыбки; праздник без конфет и т.д.). Сюжет сказки представляет собой объяснение, что произойдет в предлагаемой ситуации. Развить сюжет можно с использованием метода "Сказки от слова "Почему?". Метод очень хорошо актуализирует навыки выстраивания взаимосвязей между системами, системные переходы, выстраивание причинно-следственных связей. Для детской аудитории это очень полезное упражнение для понимания взаимозависимости объектов, процессов и явлений. Для взрослых слушателей можно использовать более сложную постановку задач (город без транспорта, дома без водопровода, биосфера без насекомых и т.д.) и задания не просто придумать сюжет для сказки, а решить возникающие задачи.
9. Метод "Карты Проппа". Метод предложен итаьянским детским писателей и общественным деятелем Джанни Родари на основе исследования русского фольклориста и этнографа Владимира Яковлевича Проппа. Сюжет сказки равивается по образцу одного из видов сказки - Волшебные сказки. Волшебные сказки "выделяются не по признаку волшебности или чудесности... а по совершенно четкой композиции". В основе Волшебной сказки лежит образ инициации (инициация - разновидность обряда перехода, посвящения юношей в разряд взрослых мужчин) - отсюда "иное царстов", куда следует попасть герою, чтобы приобрести невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование "вынесено целиком за пределы реальной жизни". Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы. Джанни Родари предложил оформить эпизоды сюжета волшебной сказки (функции по терминоогии В.Я. Проппа) в виде игральных карт, на которых название функции ("Отлучка кого-либо из членов семьи", "Запрет, обращенный к герою"..., "Победа, подарок, радость" и т.д.) проиллюстрированы сценой из известной сказки. Правила игры могут быть различными.
- Можно выбрать героев (или придумать их самим) и рассказывать сказку по порядку следования эпизодов. Впрочем даже в классических волшебных сказках не всегда соблюдается четкий порядок следования эпизодов, часто они могут быть пропущены или меняются местами. Однако для детей младшего возраста или для первого опыта использования метода, лучше следовать классической последовательности эпизодов. Классической последовательности лучше придерживаться и в случае, если "Карты Проппа" используются вместе с другими методами получения сказочных сюжетов (например, "Салат из сказок" и др.).
- В дальнейшем можно сыграть иначе. Перемешать карты (т.е. эпизоды волшебной сказки) и рассказывать сказку в такой случайной последовательности. При этом важно, чтобы несмотря на измененый сценарий, сюжет сказки был логичным, важно найти объяснение действиям героев и именно такой последовательности действия.
Метод "Карты Проппа" - комплексный, сложный метод для создания сюжетов сказок и фантастических рассказов. Сценарий волшебной сказки часто лежит в основе классических приключенческих романов, мелодраматических фильмов и т.д. Метод может быть сложен для использования, особенно для дошкольников и младших школьников или неподготовленных слушателей.
10. Метод "Сказки с противоречиями".