Цель тоже бывает неправильной. Из статьи «Инструменты Определения "Правильных Задач" в Методике G3 : ID», С. Литвин, США, 2007 г.

Ну и, наконец, последний рывок в развитии аналитических инструментов ТРИЗ связан с еще одним вопросом: "Как определить правильную цель усовершенствования?" Выход на этот вопрос — это также результат анализа практических консультационных проектов и отражает еще одну типовую причину неудач и некоторых из них. Представьте себе ситуацию: ТС для усовершенствования выбрана правильно, были сформулированы нетривиальные ключевые задачи, которые привели к красивым эффективным решениям. Всё замечательно? Нет, оказывается всё это либо вообще не повлияет, либо повлияет незначительно на бизнес-компании. "Зачем же тогда было огород городить?" спросите вы. Но ведь это вовсе неочевидно без специального анализа. Пример? Пожалуйста.

Компания выпускает различные приспособления для упаковок пищевых продуктов. Один из ведущих продуктов упаковочные фольги. Проблема: некоторые пищевые продукты имеют острые края, углы, и т.п., прорывающие фольгу, это нарушает герметичность и приводит к порче пищи. В результате анализа был выбран лучший продукт, поставлены и решены задачи по его усовершенствованию. Однако, когда дым рассеялся, оказалось, что потребность рынка в новом замечательном не прорывающемся и недорогом продукте очень незначительна. Т.е. неправильной оказалась цель инновационной инициативы.

Для преодоления подобных проблем вG3:ID был разработан ряд аналитических инструментов, позволяющих сфокусировать инновационный процесс на правильных целях. Это, в первую очередь, Main Parameters ofValue (MPV) Analysis, главная идея которого заключается в том, что не все потребительские свойства продукта равны на рынке [9]. MPV это параметр, который определяет поведение потребителя на рынке, главным образом то, ради чего потребитель покупает данный продукт. С точки зрения MPV настоящая инновация — это существенное улучшение хотя бы одного MPV. Кстати, обратите внимание: по Альтшуллеру настоящее изобретение — это обязательно разрешение противоречия. Но сточки зрения рыночных трендов совершенно не принципиально получен новый эффективный продукт путем разрешения противоречия, принесен в почти готовом виде из какой-то другой области, или вообще является результатом (страшно произнести в ТРИЗовских кругах) разумного компромисса. Главное, что он существенно улучшает хотя бы один MPV.

Так в примере с отбеливанием зубов все попытки улучшать столь, казалось бы, важный параметр как эффективность отбеливания, были обречены на провал поскольку это был не MPV. Реальными MPV оказались удобство и безопасность пользования. Их кардинальное улучшение и обеспечило безоговорочную победу White Strips на рынке.

 

9. J.Sims, S.Kogan, Bringing innovation to the innovation process. Industry Week, USA, September 7, 2005.

Раздел из статьи «Инструменты Определения "Правильных Задач" в Методике G3 : ID», С. Литвин, США, 2007 г. https://triz-summit.ru/confer/tds-2007/203814/203839/

Сборник статей: «ТРИЗ Анализ. Методы исследования проблемных ситуаций и выявления инновационных задач», сост. Литвин С.С., Петров В.М., Рубин М.С., Библиотека Саммита Разработчиков ТРИЗ. Выпуск 1, Москва, 2007 г. ' 105 с.