Утверждено комитетом по конкурсам для школьников
и студентов ОО «Саммит разработчиков ТРИЗ»
30 января 2019 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении очного соревнования по ТРИЗ и изобретательскому творчеству для учащихся
от 8 до 16 лет «ТРИЗ-турнир».
1. Общие положения. Соревнования по ТРИЗ и изобретательскому творчеству «ТРИЗ-турнир» организуется специалистами по ТРИЗ ОО «Саммит разработчиков ТРИЗ» в дополнение к основному заочному конкурсу «Кубок ТРИЗ Саммита». Его участниками могут быть школьники и студенты, изучающие ТРИЗ.
ЦЕЛЬ: повышение уровня подготовки учащихся в области ТРИЗ и изобретательского творчества, подготовка к подтверждению уровня знаний по системе «Икар и Дедал».
2. Форма участия. Соревнование проводится в очной форме, для участия организуются команды по 5 человек.
3. Порядок проведения соревнования. Соревнование «ТРИЗ-турнир» состоит из нескольких (минимально 5-ти) этапов. На каждом этапе участники получают баллы (таланты), выполняя творческие задания, решая задачи, отвечая на вопросы. На каждом этапе определяется максимальное количество талантов. Для выполнения заданий необходимы знания инструментов ТРИЗ и практика решения учебных изобретательских задач. Задания могут быть составлены на основе информации из любой предметной области: инженерным наукам, робототехнике, биологии, химии, физике, истории и т.д. Задания разрабатываются экспертами ОО «Саммит разработчиков ТРИЗ» и используются во всех играх, организуемых во время проведения Кубка ТРИЗ Саммита.
Итоги соревнования подводятся по возрастным категориям: 8-10 лет; 11-14 лет; 15-17 лет; студенты.
4. Подведение итогов соревнования. Итоги конкретной игры подводятся по результатам прохождения всех этапов. На каждом этапе определяется максимальное количество талантов (кроме этапа «13-й подвиг Геракла», в котором за оригинальное решение эксперт может присудить дополнительные таланты). На сайте ТРИЗ Саммита публикуется рейтинг команд, принявших участие в соревнованиях «ТРИЗ-турнир». По итогам всех проведенных игр, во время подведения итогов Кубка ТРИЗ Саммита, определяется Чемпион ТРИЗ-турнира.
Руководитель «Кубка ТРИЗ Саммита»,
Мастер ТРИЗ, Рубина Н.В.
ХОД СОРЕВНОВАНИЙ.
Участие в соревнованиях требует подготовки. Участники должны владеть различными инструментами ТРИЗ и иметь опыт решения учебных изобретательских задач. Перед началом соревнования команды выбирают капитана и придумывают название командам.
Для проведения соревнований помещение делится на две зоны: соревновательная и зрительская. В соревновательной зоне располагаются столы, флипчарты, стулья по количеству участников, материалы для выполнения заданий (бумага, цветные карандаши или фломастеры, маркеры). Задания и промежуточные результаты команд выводятся на экран.
Во время соревнования за столом находятся участники команды, ведущий-эксперт ОО «Саммит разработчиков ТРИЗ». За ходом соревнования следит судья, который ведет учет полученным каждой командой талантам.
Соревнование регламентировано по времени. На каждый этап у команды есть 15 минут, затем 5-7 минут для подсчета баллов и работы со зрителями, 20-25 минут – подведение итогов.
По итогам соревнования участники получают Дипломы за 1,2 и 3 места, сертификаты участников, призы; преподаватели, подготовившие победителей и участников соревнований, получают благодарственные письма.
Зрители наблюдают за работой команд, поддерживают понравившуюся команду. Для зрителей проводятся специальные розыгрыши. Зрители могут быть удалены из помещения, где проводится соревнование, если зафиксирована подсказка.
Первый этап «Загадка Шерлока Холмса». На этом этапе команды получают таланты, которые могут быть использованы на следующих шагах. Для выполнения заданий необходимо тренировать компоненты изобретательского мышления – чувствительность к противоречиям, системное мышление.
Участники получают 10 заданий. За каждый правильный ответ начисляется 1 талант. Задания составлены на основе изобретательских задач 1-2 уровней. Участникам нужно вставить пропущенные слова (элемент, его свойство или функция), разрешающие имеющееся в задаче противоречие. Ответы участников заносятся на бланк, сравниваются с контрольными ответами, подсчитывается количество заработанных участниками талантов. Эти таланты могут быть использованы в качестве «бонусов» для получения подсказок на следующих шагах. Задания могут быть составлены как на основе общей информации, так и на основе предметной области.
Второй этап «Нужна «штуковина». Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: компонентный анализ, идеальное моделирование.
Задания составлены по 5-ти уровням сложности (от самого простого, 1-го, для участников 8-10 лет, до 5-го – для участников 14-16 лет, проходивших обучение по ТРИЗ). Участникам предлагается выбрать один из предложенных предметов (или элементов; назвать предмет или элемент). На каждом уровне (кроме 5-го) можно использовать до 10 подсказок (первые три даются всем, для получения остальных нужно использовать ранее полученные таланты). За правильный ответ начисляются 3 таланта. Каждый уровень может быть усложнен для старших участников использованием предметов или элементов предметов из разных категорий: канцелярские принадлежности, гигиенические принадлежности, столовые приборы, детали конструктора, элементы определенного устройства и т.д.
Вариант «подсказок»:
1) размер;
2) форма;
3) материал;
4) съедобное/несъедобное;
5)живое/неживое;
6) вес;
7) область использования;
8) функция (назначение);
9) искусственное/природное;
10) цвет
1 уровень. На столе лежат предметы (для участников 8-10 лет из одной категории; для участников 11-16 лет – из разных категорий). Участники получают три «подсказки», характеризующие искомый предмет. Для получения следующих «подсказок» используются ранее заработанные таланты.
2 уровень. На столе детали (элементы) известных предметов. Дальше так же как в 1-м уровне.
3 уровень. Участникам предлагается категория, к которой принадлежит предмет. Дальше так же как в 1-м уровне.
4 уровень. Участникам предлагается категория, к которой принадлежит элемент системы. Дальше так же как в 1-м уровне.
5 уровень. Участникам предлагаются 3 подсказки (любые, из перечисленных в 1-м уровне). Участники могут задать 3 дополнительных вопроса, на которые ведущих отвечает «Да» или «Нет». За правильный ответ задания 5-го уровня начисляется 5 талантов.
Третий этап «Правило Филеаса Фогга». Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: переход в надсистему, изменение систем во времени.
Участникам предлагается из четырех предложенных картинок (слов) выбрать ту, что не является частью данной надсистемы. Задания составлены по 5-ти уровням сложности. На каждом уровне 3 задания – за каждый правильный ответ 3 таланта (всего на каждом уровне можно заработать 9 талантов). Задания могут содержать информацию по различным предметным областям.
1 уровень. Участникам предлагается 4 картинки предметов. Для участников 8-10 лет из одной категории; для участников 11-16 лет из разных категорий, но, например, схожих по функции, материалу или другим параметрам.
2 уровень. Участникам предлагается 4 картинки с процессами, происходящими в определенные промежутки времени: «времена года»; «время суток»; «праздники»; «технологии».
3 уровень. Участникам предлагаются 4 картинки элементов одного предмета. Для участников 8-10 лет – одна картинка элемента другого предмета; для участников 11-16 лет 3 картинки элементов для выполнения одной функции или взаимосвязанных между собой
4 уровень. Участникам предлагаются 4 слова с названиями процессов, происходящими в определенные промежутки времени: «времена года»; «время суток»; «праздники»; «технологии».
5 уровень. Участникам предлагаются 4 слова – названия элементов одного предмета. Для участников 8-10 лет – одна картинка элемента другого предмета; для участников 11-16 лет 3 картинки элементов для выполнения одной функции или взаимосвязанных между собой.
Четвертый этап «Раскадровка для Микки Мауса». Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: изменение систем во времени, линии развития ТС.
Задания выполняются письменно, можно в виде рисунков или схем. На каждом уровне за правильно выполненное задание можно получить до 10 талантов. За 4 и 5 уровень могут начисляться дополнительные таланты.
1 уровень. Участникам предлагаются 10 картинок процесса изготовления какой-либо ТС. Последовательность перепутана, надо восстановить.
2 уровень. Участникам предлагаются 10 картинок процесса изготовления какой-либо ТС. Пропущены от 2-х до 5-ти этапов, надо восстановить.
3 уровень. Участникам предлагается разбить процесс изготовления какой-либо ТС на 10-ть этапов.
4 уровень. Участникам предлагается 8 картинок процесса изготовления какой-либо ТС. Дополнить – что получится в результате и как можно усовершенствовать процесс или то, что получилось.
5 уровень. Участникам предлагается восстановить последовательность развития какой-либо ТС в соответствии с линией моно-би-поли-свертывание; динамизация, пустотность и т.д.
Пятый этап «13-й подвиг Геракла». Для выполнения заданий необходимы компоненты изобретательского мышления: идеальное моделирование, чувствительность к противоречиям, мобилизация ресурсов, применение приемов разрешения противоречий, чувствительность к разрешению противоречий.
Задание комплексное, предполагает анализ изобретательской ситуации и решение выявленных задач. Выполнение задания требует предварительной подготовки по ТРИЗ.
Выберите хорошо знакомую техническую систему из нескольких предложенных: письменный стол; стул на 4-х ножках; карандаш с ластиком; скамейка в парке; теннисный мяч.
Задание 1. Сформулируйте 5 функций, которые может выполнять выбранная система (или ее элементы) по формуле:
Грифель оставляет след на бумаге
Ластик убирает след с бумаги
Корпус удерживает грифель
Корпус ограничивает отрезок
Грифель пачкает руки
Задание 2. Что неудобно в данной конструкции? Сформулируйте противоречия по формуле:
Если (действие)
То (+) требование 1
Но (-) требование 2
Если использовать твердый грифель, то (+) на бумаге останется тонкий след, но (-) линия будет бледной.
Если использовать мягкий грифель, то (+) линия на бумаге будет яркой, но (-) на бумаге будет толстый след.
Задание 3. Сформулируйте ИКР по одной из трех формул:
Система САМА устраняет (-), сохраняя (+)
Система выполняет больше функций
Системы нет, а функция выполняется
Задание 4. Предложите возможные решения противоречий и достижения ИКР. Попробуйте применить приемы разрешения противоречий.
Задания по этапам могут быть дополнены или заменены.