ГБОУ ЦО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ»
ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«Утверждаю» Генеральный директор ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» _________ М.Р. Катунова ____ __________ 20___ г. |
|
ПРОГРАММА
дополнительного (профессионального) образования
повышения квалификации специалистов
“Технология развития творческого мышления”
на базе ТРИЗ
Категория слушателей: педагоги дополнительного образования и специалисты УДОД
Всего слушателей: 30 человек
Количество часов по учебному плану: 100 часов
Форма обучения: очно-заочная
Авторы – составители программы:
Таратенко Татьяна Александровна - методист
Давыдова Вера Юрьевна - заведующий методическим отделом
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Пояснительная записка
Образовательная программа курса «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» предназначена для обучения специалистов дополнительного и общего образования.
Социально - экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают и всю систему образования. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» отражено новое понимание целей и ценностей образования.
Сегодня можно говорить о необходимости постепенного перехода педагогического образования в качественно новое состояние, важнейшими характеристиками которого являются: непрерывное повышение профессионального уровня педагогических работников, развитие личностной культуры, системности, развитие когнитивной и креативной самостоятельности, научно-исследовательской направленности, проблемно-диалогического обучения, формирование инженерно-педагогического мышления.
Всегда основной функцией педагогики было воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. Такое (поддерживающее, воспроизводящее) обучение основывается на допущении, что человеку нужно лишь накапливать знания, а при необходимости такой багаж сам превратиться в плодотворные идеи. Основное противоречие, связанное с названной функцией, - это противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Помимо этой проблемы перед педагогикой возникла проблема адекватного реагирования на научно-техническую революцию 20 века, которая стала предпосылкой для коренных изменений в образовании. Количество новых задач и их сложность настолько возросли, что появилась потребность в массовом "производстве" Творческих личностей. Подготовить к встрече с новыми многофакторными задачами - вторая функция педагогики. И эта функция с необходимостью становится главной. Традиционное обучение не направлено на приобретение опыта творческой деятельности, что не позволяет человеку эффективно решать личные и профессиональные проблемы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.
Чтобы успешно решать проблемные задачи, человек должен обладать определенной культурой мышления, которая позволит организовать систему знаний, являющуюся надежной основой для полноценной выработки и принятия эффективных решений. Знания должны быть системно организованы, гибкими и динамичными, носить ценностно-смысловой и процедурный характер, быть оперативны, должны быть осмыслены человеком. Культура мышления, безусловно, должна формироваться в процессе обучения. Для этого необходим переход на личностно ориентированную систему образования, активно способствующую саморазвитию личности. Образовательные учреждения вынуждены уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся.
Для эффективной деятельности в быстро меняющемся мире необходимо сформировать новый тип мышления, в котором бы гармонично сочетались компоненты: логический, технический, интеллектуальный и творческий. Педагогическая практика последних лет доказала возможность целенаправленного воспитания нового стиля мышления в рамках образовательного процесса.
В нашей стране создана одна из наиболее эффективных педагогических технологий воспитания нового стиля мышления – технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), позволяющей человеку адекватно воспринимать постоянно изменяющийся мир, понимать подлинную природу происходящих событий, приобрести навыки решения проблемных задач как в гуманитарных, так и в технических областях, и уверенно себя чувствовать в современной техносфере.
ТРИЗ, созданная 60 лет назад в нашей стране Г.С. Альтшуллером как инструмент повышения эффективности изобретательской деятельности, легла в основу программы повышения квалификации специалистов дополнительного и общего образования «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» (далее - ТРТМ).
В современной ТРТМ выделяются блоки:
- овладение инструментарием ТРИЗ для решения проблемных задач;
- формирование творческого (изобретательского) стиля мышления.
Система знаний по первому блоку формируется на основе теоретических и практических разработок Г.С. Альтшуллера и учеников его школы. В основу системы положены законы развития технических систем, которые являются частным случаем проявления всеобщих законов диалектики. К инструментарию ТРИЗ относятся: ИКР, приемы разрешения противоречий, законы развития технических систем, стандарты, информационный фонд ТРИЗ, основы патентоведения.
В основе системы знаний второго блока лежат методы и приемы, разработанные в ТРИЗ, РТВ (развитие творческого воображения), ТРТЛ (технология развития творческой личности), направленные на развитие системно-диалектического мышления, управляемого воображения и изобретательского стиля мышления. Эти методы хорошо интегрируются с психологическими методами развития творческих способностей, а также с принципами латерального мышления (Э. де Боно) и критического мышления (Д. Баррел).
Скорость развития техники в современном мире требует понимания того, что наступает эра инженерно-педагогического мышления. Инженерно-педагогическое мышление — это приобщение детей к инженерной культуре.
Детей нужно вводить в технический мир. Педагоги должны быть готовы познакомить детей с этим миром.
Актуальность программы ТРТМ определяется
- потребностью общества в раннем развитии технических и творческих способностей;
- востребованностью педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий эвристического образования;
- потребностью педагогов в самосовершенствовании, в активизации творческих способностей;
- необходимостью формирования инженерно-педагогического мышления педагогов.
Предлагаемая программа ТРТМ представляет педагогам широкий спектр приемов и методов формирования культуры творческого мышления и овладения технологиями эвристического образования.
Новизна программы состоит в интеграции технологии обучения творчеству ТРИЗ с современными техниками развития мышления (логическое мышление, психология творчества, критическое мышление, латеральное мышление, мнемотехника).
Целью преподавания курса является практическое освоение педагогами методов и приемов формирования творческого, технического мышления, позволяющей воспитывать глубоких универсалов, способных быстро входить в новые предметные области, появляющиеся в нашем мире и становиться специалистами в этих областях, не теряя способности перестраивать свое мышление в соответствии с меняющимися картинами мира.
Основные задачи курса
1. превращение знаний в инструмент творческого освоения мира (активная жизненная позиция, опирающаяся на внутреннюю мотивацию обучения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей);
2. создание условий для развития системно-диалектического стиля мышления и управляемого воображения (проблемная подача учебного материала и осмысление слушателями его ценности);
3. формирование навыков осознанного использования инструментария ТРИЗ для решения проблемных задач в любой области деятельности (опыт самостоятельной творческой деятельности);
4. развитие метакогнитивных умений (рефлексия, управление ходом текущей деятельности, самооценка).
Программа разработана для педагогов и специалистов образовательных учреждений всех типов и видов. Программа рассчитана по учебно-тематическому плану на 100 часов, возможно обучение по вариативному учебно-тематическому плану на 72 часа. Предусматриваются занятия 1 раз в неделю по 4 часа.
В процессе обучения слушатели знакомятся с:
- современными педагогическими технологиями;
- приемами развития системно-диалектического мышления и воображения;
- технологией творчества и технологией решения изобретательских задач;
- закономерностями развития систем;
- психологией творчества, методами оценки интеллектуальных и креативных способностей;
- приемами эффективной обработки информации.
Технология реализации программы.
Для технической реализации программы используется лаборатория ТРИЗ ГБОУ ДОД Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества. Лаборатория оснащена современным оборудованием.
Основные методы реализации программы.
При реализации программы используются интерактивные методы обучения, анализ и обобщение изучаемого материала, выполнение творческих коллективных и индивидуальных заданий; методы для развития познавательной активности, в частности проблемное изложение.
Формы проведения занятий:
- лекции,
- практические занятия,
- семинары,
- деловые игры,
- посещение открытых занятий,
- педагогические мастерские,
- консультации.
Материально-техническое оснащение программы:
Оборудование для проведения занятий:
- Система видеоконференции в комплекте – 1 шт.
- Клавиатура и мышь беспроводные – 2 шт.
- Доска интерактивная с мультимедийным проектором EPSON EB-475 Wi в комплекте с ИБП EATON для работы в учебной аудитории – 1 шт.
- Видеокамера PANASONIK AG-HMC 41 – 1 шт.
- Проектор мультимедийный HITACHI CP-X2514N многоцелевой портативный с настенно-потолочным и потолочным креплением – 1 шт.
- Источники бесперебойного питания – 2 шт.
- Машина бриговочная МБ-1 для тиражирования методических материалов и дидактической продукции для обеспечения распространения опыта работы и организации образовательного процесса, сопровождения работы издательской продукцией – 1 шт.
- Ризограф МЦ 1070А3 RISO для тиражирования методических материалов и дидактической продукции для обеспечения распространения опыта работы и организации образовательного процесса, сопровождения работы издательской продукцией – 1 шт.
- Портативный жесткий диск – 1 шт.
- Устройство многофункциональное лазерное XEROX WS-6015NL – 1 шт.
- Ноутбук LENOVO B570 с отдельным цифровым блоком – 1 шт.
Дидактический материал к занятиям:
- обучающие компьютерные программы,
- презентации учебного материала,
- видеоматериалы по темам курса,
- презентации курсовых работ слушателей,
- образцы выполнения творческих работ.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате обучения слушатели должны овладеть определенной суммой знаний по ТРТМ и умением адаптировать полученные знания для обучения детей. Итогом обучения является выполнение аттестационной работы, которая позволяет раскрыть собственный творческий потенциал педагога, разработать новые подходы к обучению, воспитанию и развитию обучающихся.
Формой зачетной работы слушателей является защита аттестационной работы.
Учебно-тематический план
программы повышения квалификации
«Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»
(наименование программы)
Цель: преподавания курса является практическое освоение педагогами методов и приемов формирования творческого, технического мышления, позволяющей воспитывать глубоких универсалов, способных быстро входить в новые предметные области, появляющиеся в нашем мире и становиться специалистами в этих областях, не теряя способности перестраивать свое мышление в соответствии с меняющимися картинами мира.
Категория слушателей: специалисты дополнительного и общего образования.
Форма обучения: очно-заочная
Срок обучения: 100 час.
Режим занятий: еженедельно, четверг, 4 часа в день
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практика |
||||
1. |
Повышение качества дополнительного образования – важнейшая задача современности |
10 |
4 |
6 |
|
1.1 |
Образовательная программа «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ». Цели и задачи. Структура и содержание курса. |
2 |
1 |
1 |
|
1.2 |
Компетентностный подход к оценке качества образования. Аттестация педагогических кадров |
4 |
1 |
3 |
|
1.3 |
Современные педагогические технологии. |
4 |
2 |
2 |
|
2. |
Методы активизации творческого мышления. |
12 |
3 |
9 |
Проверочная работа |
2.1 |
Психологические аспекты творчества. Модель мышления. Образное и логическое мышление. |
4 |
1 |
3 |
|
2.2 |
Неалгоритмические методы стимулирования творчества. Ассоциативные методы. Методы перебора вариантов. |
8 |
2 |
6 |
|
3. |
Техническое мышление как необходимая составляющая развития творческой личности. |
8 |
4 |
4 |
|
3.1 |
Характеристики технического мышления. Методологическая схема инженерной деятельности. |
2 |
1 |
1 |
|
3.2 |
От проблемы к изобретательской задаче. |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Базовые понятия ТРИЗ: система, функция, противоречие. Модель задачи. |
4 |
2 |
2 |
|
4. |
Системное мышление. |
14 |
6 |
8 |
Проверочная работа |
4.1 |
Сущность системного подхода. От объектов к системам. Понятие о системе и функции. Состав систем. Иерархия систем. |
2 |
1 |
1 |
|
4.2 |
Типы анализа систем: компонентный, структурный, генетический, функциональный. Системно-функциональный анализ. Системный оператор. |
4 |
2 |
2 |
|
4.3 |
Приемы развития системного мышления и воображения. |
6 |
2 |
4 |
|
4.4 |
Идеальность систем. ИКР – идеальный конечный результат. |
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Диалектическое мышление. |
14 |
5 |
9 |
Зачетная работа |
5.1 |
Походы к преподаванию темы «Противоречие». Понятие о противоречии в технических системах. Типы противоречий. |
2 |
1 |
1 |
|
5.2 |
От изобретательской ситуации к изобретательской задаче. 4 группы разрешения физических противоречий. Решение задач. |
4 |
1 |
3 |
|
5.3 |
Приемы разрешения технических противоречий. |
4 |
2 |
2 |
|
5.4 |
Приемы развития диалектического мышления. |
4 |
1 |
3 |
|
6. |
Понятие о ресурсах. |
2 |
1 |
1 |
|
6.1 |
Вещественно-полевые ресурсы для решения задач. Метод Робинзона Крузо. |
2 |
1 |
1 |
|
7. |
Алгоритм решения изобретательских задач. |
4 |
2 |
2 |
|
7.1 |
Обзор алгоритмов. АРИЗ, Аризенок, ДАРИЗ, АРИП, Мини-АРИЗ-Универсал-2010. |
2 |
1 |
1 |
|
7.2 |
Решение задач по алгоритму. |
2 |
1 |
1 |
|
8. |
Законы развития технических систем (ЗРТС) |
2 |
1 |
1 |
|
8.1 |
Закономерности развития систем в природе, обществе, технике. Законы развития ТС. |
1 |
1 |
|
|
8.2 |
ЗРТС как инструмент модернизации, создания новых и прогнозирования развития технических систем. |
1 |
|
1 |
|
9. |
Мышление изобретателя. |
12 |
4 |
8 |
Проверочная работа |
9.1 |
Логическое мышление. Основные понятия логики. Логические упражнения и задачи. |
6 |
2 |
4 |
|
9.2 |
Приемы эффективной обработки информации. Ментальные карты. |
2 |
1 |
1 |
|
9.3 |
Воображение. Понятие, уровни воображения. Приемы развития творческого воображения (РТВ). |
4 |
1 |
3 |
|
10. |
Информационный фонд ТРИЗ. |
4 |
2 |
2 |
|
10.1 |
Физические, химические, геометрические эффекты. |
2 |
1 |
1 |
|
10.2 |
Обучающие компьютерные программы. |
2 |
1 |
1 |
|
11. |
Методы диагностики интеллектуальных и творческих способностей. |
4 |
2 |
2 |
Семинар |
12. |
Обмен опытом работы. |
2 |
|
2 |
Круглый стол |
13. |
Выполнение аттестационной работы |
6 |
1 |
5 |
|
13.1 |
Рекомендации и правила оформления. Консультации |
6 |
1 |
5 |
|
14. |
Зачет |
6 |
|
6 |
Защита аттестационных работ |
|
Итого: |
100 |
35 |
65 |
|
Содержание
Раздел 1. Повышение качества дополнительного образования – важнейшая задача современности.
Лекции – 4 часа
Образовательная программа «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ».
Цели и задачи. Структура и содержание курса. Ожидаемый результат обучения. Опыт преподавания ТРТМ в образовательных учреждениях. Российская и Международная Ассоциация ТРИЗ. Уровни специалистов по ТРИЗ. Образование в современных условиях.
Компетентностный подход к оценке качества образования.
Качество образования. Инновации в образовании. Развитие технического мышления в образовательном процессе. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования.
Аттестация педагогических кадров.
Новые требования к аттестации педагогических кадров. Оформление портфолио, типичные ошибки при оформлении.
Современные педагогические технологии.
Классификация педагогических технологий. Новые подходы к вопросу развития творческих способностей. Латеральное мышление де Боно (6 шляп мышления). Критическое мышление Д. Баррела (гибкость, беглость мышления). ТРИЗ (теория решения задач) – как современная педагогическая технология. Метод проектов, метод кейсов и др.
Практические занятия – 6 часов.
Мастерская: «Знакомство со слушателями». Педагогическая мастерская как современная форма обучения.
Дискуссия «Профессиональная компетентность специалиста УДОД»
Заполнение экспертного заключения на свое портфолио.
Использование метода проектов на занятиях в УДОД.
Раздел 2. Методы активизации творческого мышления.
Лекции – 3 часа
Психологические аспекты творчества. Модель мышления. Образное и логическое мышление. Виды психологической инерции и методы снятия психологических барьеров.
Неалгоритмические методы стимулирования творчества: перебор вариантов – метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектика, морфологический ящик (мастерская). Ассоциативные методы – бином фантазии, метод фокальных объектов (МФО).
Практические занятия – 9 часов.
Выполнение творческих заданий по методам. Решение изобретательской задачи с использованием различных методов. Анализ эффективности изученных методов для решения задач. Игры по теме «Ассоциации»: «Цепочка», «Паутинка». Решение логиконов.
Проверочная работа «Ассоциации».
Мастерская «Возможности морфологического ящика».
Проверочная работа «МФО».
Раздел 3. Техническое мышление как необходимая составляющая развития творческой личности.
Лекции – 4 часа
Характеристики технического мышления. Оценка уровня технического мышления.
Методологическая схема инженерной деятельности. Особенности и трудности вовлечения детей в занятия техническим творчеством.
Решение проблем – одна из важных компетенций человека. От проблемы к изобретательской задаче. Признаки изобретательской задачи: наличие нежелательного эффекта, поставленной цели, ограничения, налагаемые на систему.
Знакомство с базовыми понятиями ТРИЗ: система, функция, противоречие. Модель задачи.
Практические занятия – 4 часов.
Тестирование уровня технического мышления (тест Беннета). Отработка умения переходить от проблемы к формулированию изобретательской задачи. Решение задач.
Раздел 4. Системное мышление.
Лекции – 6 часов
Изменение способа восприятия окружающего мира, функциональный подход. Сущность системного подхода. От объектов к системам. Понятие о системе и функции. Состав систем. Иерархия систем.
Типы анализа систем: компонентный, структурный, генетический, функциональный.
Системно-функциональный анализ. Системный оператор. Закон S - образного развития систем.
Приемы развития системного мышления и воображения.
Идеальность систем. ИКР – идеальный конечный результат.
Практические занятия – 8 часов.
Выполнение упражнений по типам анализа систем. Упражнения на понимание понятий «система», «функция».
Приемы развития системного мышления и воображения: образные, вербальные, образно – вербальные, игровые (настольные, подвижные, логические), моделирование, решение задач. Системное конструирование текста.
Отработка умения формулирования ИКР по тексту задачи.
Проверочная работа «Системно-функциональный анализ».
Проверочная работа «Системный оператор».
Раздел 5. Диалектическое мышление.
Лекции – 5 часов
Походы к преподаванию темы «Противоречие». Диалектический подход к видению двойственности окружающей действительности. Понятие о противоречии в технических системах.
Противоречие. Типы конфликтов, нахождение конфликтующей пары. Типы противоречий. Правила формулирования противоречий.
От изобретательской ситуации к изобретательской задаче. Группы разрешения физических противоречий: в пространстве, во времени, в структуре, фазовые переходы. Приемы разрешения технических противоречий.
Приемы развития диалектического мышления: метод Гамлета, оператор РВС, метод числовой оси.
Практические занятия – 9 часов.
Игра «Хорошо - плохо». Отработка нахождения конфликтующей пары.
Решение изобретательских задач с формулированием ИКР и противоречий. Решение задач: с помощью таблицы приемов разрешения технических противоречий, с помощью групп разрешения физических противоречий.
Зачетная работа по пройденным темам.
Раздел 6. Понятия о ресурсах.
Лекции – 1 час.
Классификация ресурсов. Вещественно-полевые ресурсы. Типовые вещества и поля. Алгоритм использования ресурсов систем.
Практические занятия – 1 час.
Метод Робинзона Крузо.
Раздел 7. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
Лекции – 2 часа.
Общая характеристика алгоритмов решения изобретательских задач: АРИЗ, Аризенок, ДАРИЗ, АРИП, Мини-АРИЗ-Универсал-2010.
Практические занятия – 2 часа.
Решение задач по алгоритму «АРИЗенок».
Раздел 8. Законы развития технических систем (ЗРТС).
Лекции – 1 час.
Закономерности развития систем в природе, обществе, технике. ТС как удобный объект исследования. Открытие ЗРТС. Законы существования системы (закон полноты частей системы, закон энергетической проводимости). Законы развития систем (закон динамичности, закон повышения идеальности). Законы эволюции (закон согласования, закон перехода в надсистему, закон перехода с макро на микро уровень).
Практические занятия – 1 час.
Проверка решения задач на соответствие ЗРТС.
Раздел 9. Мышление изобретателя.
Лекции – 4 часа.
Логическое мышление. Основные понятия логики. Отношения между понятиями. Типы логических задач, подходы к решению логических задач.
Приемы эффективной обработки информации. Приемы мнемотехники. Правили построения ментальных карт Т. Бьюзена.
Воображение. Понятие о воображении и фантазии. Уровни воображения. Приемы развития творческого воображения (РТВ).
Простые приемы фантазирования (алгоритм сочинения сказок, лимериков и т.д.). Фантаграмма. Системные приемы фантазирования (метод снежного кома, метод золотой рыбки, фантастическое сложение и вычитание, ступенчатый эвроритм).
Практические занятия – 8 часов.
Выполнение логических упражнений и решение логических задач. Проверочная работа «Умею мыслить логически».
Построение ментальных (map) карт. Проверочная работа – разработка карты по теме «Методы активизации творческого мышления».
Работа с фантаграммой. Выполнение творческой работы. Проверочная работа «Синквейн».
Раздел 10. Информационный фонд ТРИЗ.
Лекции – 2 часа.
Задачи – аналоги. Эффекты (физические, химические, геометрические, психологические, биологические и др.). Стандарты.
Обучающие компьютерные программы.
Практические занятия – 2 часа.
Знакомство с компьютерными программами по ТРИЗ: «Энциклопедия ТРИЗ», «Как решить проблему», «Дракоша. По следам великих изобретений».
Раздел 11. Методы диагностики интеллектуальных и творческих способностей.
Лекции – 2 часа.
Психодиагностика способностей человека. Типы интеллекта. Оценка логических способностей. Способы повышения IQ. Оценка креативных способностей.
Оценка творческих способностей.
Практические занятия – 2 часа.
Тест Айзенка (интеллектуальные способности). Тест Вильемса (креативные способности). Тест Беннета (техническое мышление).
Раздел 12. Обмен опытом работы.
Практические занятия – 2 часа.
Обмен педагогическим опытом по применению на практике полученных знаний.
Раздел 13. Выполнение аттестационной работы
Лекции – 1 час.
Рекомендации и правила оформления.
Практические занятия – 5 часов.
Консультации
14. Зачет
Практическое занятие – 6 часов.
Защита аттестационных работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программу обеспечивает учебно-методический комплекс:
- Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству».
- Методическое пособие «Приемы разрешения противоречий».
- Сборники методических материалов городских олимпиад по ТРИЗ (с 1999 по 2014 гг.).
- Сборник «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума».
- Методическая разработка «Взгляни по-новому на проблему».
- Методическое пособие «Технология развития творческих способностей» на базе ТРИЗ.
- Творческие работы учащихся по темам «Методы активизации творческого мышления», «Приемы разрешения противоречий», «РТВ» и др.
- Дидактический материал по темам (в папках кабинета ТРИЗ).
- Литература по ТРИЗ.
- Лекции преподавателей.
Дидактический материал:
- Чертежи, схемы, плакаты, иллюстрации.
- Учебные научно-популярные фильмы.
- Образцы моделей, макетов, творческих работ обучающихся.
- Сборники задач по ТРИЗ, сборники задач по логике, математике, «хитрые» задачи.
Электронные образовательные ресурсы:
- Компьютерные программы «Энциклопедия ТРИЗ», «Как решить проблему», «Дракоша. По следам великих изобретений».
- Презентации по темам курса
Кадровое обеспечение программы
№ п/п |
ФИО преподавателя |
Должность |
Ученая степень |
Место работы |
|
Таратенко Татьяна Александровна |
Методист по ТРИЗ |
сертифицированный специалист по ТРИЗ (аттестат 3 уровня МА ТРИЗ) |
Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества |
|
Давыдова Вера Юрьевна |
Методист, педагог дополнительного образования |
сертифицированный специалист по ТРИЗ (аттестат 3 уровня МА ТРИЗ) |
Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества |
|
Давыдов Виктор Николаевич |
Профессор, методист |
доктор педагогических наук |
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования |
|
Азизова Ирина Юнусовна |
Преподаватель |
кандидат педагогических наук |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
|
Кислов Александр Васильевич |
Методист по ТРИЗ |
кандидат технических наук, Мастер ТРИЗ |
Российская Ассоциация ТРИЗ |
|
Трофименко Раиса Викторовна |
зав. отделом научно-технического творчества |
сертифицированный специалист по ТРИЗ (аттестат 2 уровня МА ТРИЗ) |
Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества |
|
Рубина Наталия Викторовна |
Педагог дополнительного образования |
Мастер ТРИЗ |
Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества |
|
Рубин Михаил Семенович |
Президент компании |
Мастер ТРИЗ |
|
Список литературы
-
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Просвещение, 2001
-
Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 2002
-
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979
-
Гин А. Сказки – изобреталкиот кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2010
-
Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2009
-
Гин А. Объяснить необъяснимое// серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: Вита-Пресс, 2012
-
Гин А. Хищники нападают // серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: Вита-Пресс, 2012
-
Гин А. Как не стать добычей // серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: Вита-Пресс, 2012
-
Гин А., Андржевская И. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. пособие. – М.: Вита-Пресс, 2012
-
Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задач: Учебное пособие 1 уровня. – М.: Народное образование, 2009
-
Гин С. Мир логики. – М.: Вита-Пресс, 2013
-
Гин С. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2014
-
Гин С. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2011
-
Гин С. Мир загадок. – М.: Вита-Пресс, 2011
-
Гурин Ю.В. Школа занимательных наук. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
-
Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от 3до 7. – СПб.: Речь, 2008
-
Гурин Ю. Загадки от Шерлока Холмса. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010
-
Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1996
-
Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума». Часть 1. СПб, ЧП «Молдавский», 2003
-
Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. «Мир интеллектуального творчества. Игры для ума». Часть 2. СПб,2009
-
Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н. Юные изобретатели – миру техники. – СПб.: РООИ, 2012
-
Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н. Юные изобретатели – миру техники. Вып. 2. – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н., Таратенко Т.А. Сборник материалов городских конкурсов – выставок исследовательских проектов. Юные изобретатели и мир техники. – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Давыдова В.Ю. Котова А.А., Таратенко Т.А. Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ. Методическое пособие. – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Дикарев В.И. Справочник изобретателя. – СПб.: Питер, 2001
-
Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994
-
Иванов Г.И. Денис – изобретатель. Рассказы и задачи для развития творческого мышления. – СПб.: Речь, 2013
-
Камин А.Л., Камин Д.А., Ильченко В.И. Интеллектуальное айкидо. Приемы решения проблем (учебный курс творческого мышления). – Луганск: СПД Резников В.С., 2009
-
Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников «Приключения в мире идей школьника Мики и его друзей». – СПб.: Речь, 2008
-
Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Учебно-методический комплекс по ТРИЗ - педагогике. Задачи для изучающих ТРИЗ. Часть 1. – СПб.: ИПК «Нива», 2009
-
Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Учебно-методический комплекс по ТРИЗ - педагогике. Методика диагностики творческих способностей дошкольников и младших школьников. Часть 2. . – СПб.: ИПК «Нива», 2009
-
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.: Народное образование, 1996
-
Меерович М.И. Формула теории невероятности. - Одесса: Полис, 1993
-
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – М.: Альпина. Бизнес. Брукс, 2008
-
Методическое пособие «Технология развития творческих способностей» на базе ТРИЗ под ред. Таратенко Т.А. СПб, ООО «Синтез», 2005
-
Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов – на – Дону: изд. Ростовского университета, 1993
-
Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: Просвещение, 2002
-
Пчелкина Е.Л., Кислов А.В. Восьмой конкурс Международной Ассоциации ТРИЗ по решению творческих задач для школьников, студентов и преподавателей «ТРИЗ – 2007». Сборник материалов конкурса. – СПб.: 2007
-
Ревенков А.В., Резчикова Е.В. Теория и практика решения технических задач. – М.: Форум, 2009
-
Саломатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М.: Просвещение, 1980
-
Сборник дополнительных общеразвивающих программ. Из опыта работы Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества. – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Сборники методических материалов городских олимпиад по ТРИЗ под ред. Таратенко Т.А. (ежегодно с 1999 по 2014 гг.). СПб, СПбЦД(Ю)ТТ.
-
Сборник программ по ТРИЗ – РТВ Санкт-Петербургской школы ТРИЗ. – СПб.: РА ТРИЗ, 2008
-
Сборники «Три поколения ТРИЗ». Материалы ежегодной конференции, посвященной памяти Г.С. Альтшуллера. – СПб.: РА ТРИЗ (ежегодно с 2003 по 2014 гг.)
-
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002
-
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002
-
Таратенко Т.А., Даыдова В.Ю. Сборник логических заданий и изобретательских задач «Мир интеллектуального творчества». – СПб.: ЭсПэХа, 2013
-
Таратенко Т.А., Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю. Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству». – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю., Трофименко Р.В. Технология развития изобретательского мышления. Методическое пособие. – СПб.: СПбЦД(Ю)ТТ, 2015
-
Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб: Питер, 2004
-
Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка или наука думать для больших и маленьких. – СПб.: Речь, 2006
Список литературы для слушателей:
-
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Просвещение, 2001
-
Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 2002
-
Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2009
-
Гин С. Мир логики. – М.: Вита-Пресс, 2013
-
Гин С. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2014
-
Гин С. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2011
-
Гин С. Мир загадок. – М.: Вита-Пресс, 2011
-
Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. – СПб.: 2003
-
Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. Часть II. – СПб.: 2009
-
Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н. Юные изобретатели – миру техники. Вып. 2. – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н., Таратенко Т.А. Сборник материалов городских конкурсов – выставок исследовательских проектов. Юные изобретатели и мир техники. – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Давыдова В.Ю. Котова А.А., Таратенко Т.А. Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ. Методическое пособие. – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Дикарев В.И. Справочник изобретателя. – СПб.: Питер, 2001
-
Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994
-
Иванов Г.И. Денис – изобретатель. Рассказы и задачи для развития творческого мышления. – СПб.: Речь, 2013
-
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.: Народное образование, 1996
-
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999
-
Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. – СПб. 1998
-
Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: Просвещение, 2005
-
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – СПб.: Речь, 1999
-
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002
-
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002
-
Таратенко Т.А., Даыдова В.Ю. Сборник логических заданий и изобретательских задач «Мир интеллектуального творчества». – СПб.: ЭсПэХа, 2013
-
Таратенко Т.А., Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю. Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству». – СПб.: ЭсПэХа, 2014
-
Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю., Трофименко Р.В. Технология развития изобретательского мышления. Методическое пособие. – СПб.: СПбЦД(Ю)ТТ, 2015
-
Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. – СПб: Питер, 2004
Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Технология развития творческого мышления