Крохина И.Н. Заслуженный учитель РФ,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 4»
Использование ТРИЗ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация. В статье предпринята попытка представить опыт многолетней поисково-исследовательской деятельности (с 1994г.) по использованию ТРИЗ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В рамках данной темы излагаются некоторые механизмы системной работы с данным контингентом детей. В приложении - Программа курса для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений по использованию технологии ТРИЗ – ОТСМ – РТВ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Крохина И. Н. Заслуженный учитель РФ, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
An attempt to demonstrate experience of long-term research (since 1994) on using TRIZ working with children who have heavy speech disturbance was made in this article. Within this subject some mechanisms of system work with this group of children are stated. There is a Program of a special course for teachers and specialists of preschool educational institutions on using TRIZ technology – OTSM – RTV working with children with heavy speech disturbance in the appendix.
Krokhina I. N. An honoured teacher of the Russian Federation, a teacher-logopedist of the highest qualification grade.
Использование ТРИЗ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В современной научной литературе подчеркивается, что проблема тяжелых отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. ( Корнев А. Н.) Сложившая же традиция – рассматривать речевые расстройства детей только как прерогативу логопедии «не способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррекционных программ (как школьных, так и дошкольных) для детей с первичным недоразвитием речи». (Корнев А. Н.) Дети с тяжелым речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Обобщенные данные исследователей об особенностях психического развития этих детей необходимо знать и учитывать специалисту для разработки адекватной модели коррекционного, в том числе логопедического, воздействия. Механизмов системной работы с данным контингентом на сегодняшний день нет, а она, безусловно, отличается от таковой в группах детей с нормальным развитием.
Поиск эффективных методов и приемов работы с современными детьми с тяжелыми речевыми нарушениями (с 1994 г. в г. Петрозаводске, где нас консультировала А.А. Нестеренко к.п.н.) привел нас к использованию ТРИЗ - ОТСМ - РТВ. С 1996 г. работа продолжается уже в г. Череповце. Первые результаты были представлены в 1999г. на Международной научно-практической конференции по ТРИЗ в городе Петрозаводске. С 2001 года к.п.н. Сидорчук Т.А. становится научным руководителем МДОУ. В 2002 году методические материалы по теме «Некоторые подходы к использованию ТРИЗ – РТВ в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием» были представлены нами на областном конкурсе коррекционно-развивающих программ (диплом 2 степени). Большая часть опыта ежегодно представляется на научно-практических конференциях разных уровней.
Наша ниша в непрерывном образовании была определена в работе «ТРИЗ-педагогика как образовательная система». Нестеренко А.А., к.п.н., ТРИЗ-специалист, Терехова Г.В., к.п.н., Кожевникова Л.А., ТРИЗ - специалист.
«В развитии содержания ТРИЗ - образования в настоящее время наблюдаются три подхода: традиционный (классический), актуальный (популярный), перспективный (опережающий). Они реализуются несколькими педагогическими направлениями, различными по теоретической базе, способам представления содержания, стратегиях внедрения.
-
ОТСМ-ТРИЗ педагогика (Н.Н. Хоменко (1954-2011, Беларусь – Канада); специалисты – Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. (г.Ульяновск), Мурашковска И.Н. (Латвия, г.Елгава), Корзун А.В., Чижевская Н.Э. (Беларусь, г.Минск), Нестеренко А.А. (гг.Москва – Петрозаводск), Сокол А.Б. (Латвия, г.Рига), Крохина И.Н. (г.Череповец), Журавлева Н.М. (г.Тольятти), Белова Г.В., Голицына Н.Б (г.Петрозаводск) и др.)…
ОТСМ-ТРИЗ технология в дошкольном образовании/Сидорчук Т.А., к.п.н., ТРИЗ-специалист (IV)/ОТСМ-ТРИЗ педагогика/ дошкольники (3-7 лет) /коррекционный, минимальный, базовый, продвинутый уровни /универсальное применение
Базовые идеи
освоение и применение алгоритмов творческой деятельности, при создании условий для осознания способов чувственного познания мира; формирование обобщения (фиксации схемами) и дальнейшего его использования при решении творческих задач
Целевые установки
Формирование познавательных способностей, навыков работы с проблемами; развитие устойчивого интереса к познавательно-творческой деятельности
структура, состав, средства реализации
Ключевым инструментом является ОТСМ-модель «Элемент–Имя признака–Значения признака». Она служит базой для развития способности к экспериментированию, формирования системного мышления (многоэкранная схема Г.С. Альтшуллера), освоения технологий проектной деятельности, развития речи, решения проблем
Содержание и структура методического обеспечения
Учебные пособия для педагогов, разработанные на экспериментальных площадках программы, сетевые планы, наглядные пособия, технологические карты; видеозаписи занятий.»
Итак, ключевым механизмом системной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи стала для нас работа с моделями. Общеизвестно, что все люди мыслят моделями. По мнению Н. Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, пока есть богатство, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это и стереотипность, с одной стороны, (без которой невозможно работать с детьми с нарушениями речи) и эффективное вовлечение мозга в деятельность с другой стороны.
В коррекционно-педагогической работе различные «модельные ряды» играют важную роль. Они помогают сформировать у детей ассоциативно-образное, системное и диалектическое мышление, способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, формируют навыки исследовательской деятельности, что гарантированно способствует преодолению речевых нарушений.
Мы используем обобщенные модели при обучении детей составлению описательных рассказов, загадок, рассказов по картине, литературных загадок, метафор; в разных видах деятельности: в проектах, на занятиях по обучению грамоте, по формированию математических представлений, индивидуальных занятиях логопеда и других.
Кратко опишем некоторые инструменты и способы их подачи.
-
Инструмент для обучения исследованию объектов окружающего мира – модель из ОТСМ-ТРИЗ направления в педагогике – «Элемент (объект) – имена признаков – значения признаков. Модель позволяет сразу научить ребенка различать названия признаков (они вводятся через вопросы, которые можно поставить к объектам одного множества) и значения признаков (возможные варианты ответов на эти вопросы). Например, название признака – цвет (вопрос – какого цвета объект?), значения – красный, оранжевый, желтый и т.п.: название признака – части (вопрос – из каких частей состоит объект), значения указывают на части объекта и т.п. На основе данной модели мы создали Универсальную опорную таблицу-домик, для составления рассказа об объекте, реализующую системный подход. Назвали ее - Домик Фафали. (Фафаля – инопланетянин) (таблица была предложена педагогами Санкт-Петербурга мы адаптировали ее для работы с детьми с ОНР).
Для каждого признака предмета выбираем значок, учим соотносить знак с заявленным признаком. Дети должны «присвоить» себе картинку, поэтому обозначения не навязываются, а выбираются в процессе обсуждения из нескольких предложенных вариантов. Детям нравится такая работа, т.к. она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателем и «отвечателем», на наш взгляд, это объясняется тем, что среди детей с нарушениями речи больше так называемых кинестетов, нежели визуалов и аудиалов, работая с моделями, мы стараемся создавать их вместе с детьми, следуя принципу: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По мнению психологов, любая информация, с которой дети с системным недоразвитием речи имеют дело, должна предварительно перекодироваться в ведущую для них модальность памяти и понимания. Всем известно, что если информация совпадает с ведущей модальностью детей, они хорошо справляются с заданиями, быстро продвигаются в развитии, если нет – возникают трудности в учении. Именно поэтому так важно обучать ребенка – дошкольника многосенсорности. Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение.
На втором этапе работы мы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности).
Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения. Нами разработана система игр и творческих заданий по работе с универсальной опорной таблицей.
-
Модели для синтеза малых форм (загадок и скороговорок), в том числе – противоречивую загадку, которая позволяет научить детей видеть совмещенные в одном объекте противоположности («часть – неподвижная,часть – подвижная, то громкие, то тихие, для кого-то быстрые, для кого-то медленные» (часы)).
-
Инструменты ТРИЗ для выявления противоречий.
Последний вопрос раскроем несколько подробнее.
Была предложена схема освоения ребенком способов работы с проблемой:
А) «Улучшатель» - поиск недостатков в окружающих объектах и их устранение любыми способами.
Б) «Охота за минусом» - оценка собственных решений, выход на техническое противоречие (если я сделаю так, то получу такие «плюсы», но такие «минусы»), и попытку их решения.
В) Обучение ребенка способам формулирования проблем (хочу – нельзя, хочу – не могу) с обязательным обоснованием обоих частей формулировки (Хочу – для чего? Нельзя – почему?).
Г) Выходы на техническое и физическое противоречие с помощью игры «хорошо – плохо».
Д) Знакомство с проблемой как столкновением желаний двух разных людей на одном объекте (Маша и Саша хотят один и тот же кусочек торта).
Е) Ориентир на идеальное решение (ИКР).
Ж) Многократное – циклическое – переформулирование проблемы и приближение к решению с помощью предложенной Н.Н. Хоменко технологии «клещи» (Что есть? Что надо? Что мешает?). Выход на понятие идеального решения, противоречия, ресурсов.
4) Одним из важнейших методов в работе стал для нас – проектный метод. Мы используем технологию ведения исследовательской работы, разработанные в ТРИЗ. Постановка проблемы – копилка – картотека – системный анализ объектов, явлений, выявление закономерностей в развитии систем, построение модели – продукт – презентация. Такой подход не только формирует творческие способности, но и позволяет сделать исследовательскую работу доступной детям дошкольного возраста с нарушениями речи.
При этом специалист не должен забывать, что перед ним дети с тяжелыми нарушениями. На всех этапах работы педагог должен помнить об анализе высказываний детей с точки зрения полноты информации о данном предмете, последовательности изложения, ошибок в употреблении языковых средств. Каждый пункт выводов можно закодировать и во время анализа показывать детям соответствующую карточку. Заканчивать занятия рефлексией, например: Что делали? Как делали? Зачем делали? Что было трудным для тебя? Это помогает детям осознанно относиться к речевым трудностям.
Мы убедились, что методы и приемы ТРИЗ-РТВ работают, как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, помогают педагогу в планировании и облегчают проведение занятий.
В процессе коррекционно-развивающей работы (которая, как мы уже отмечали, отличается от работы в обычных группах) на основе использования в группе ТРИЗ - ОТСМ – РТВ. Педагоги:
-
Наблюдают за детьми, отслеживают их развитие и на этой основе продумывают возможности для самопроявления детей (особенно в продуктивной деятельности, например, при сочинении сказок, стихов, загадок, метафор логопед никогда не предлагает конкретные слова, дети выбирают их из большой группы карточек или объектов).
-
Предоставляют детям возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. ( Этому способствуют методы ТРИЗ – РТВ: мозговой штурм,решение творческих задач, да–нетка и др.)
-
Поощряют высказанные детьми идеи, организуют обмен мыслями и мнениями, показывая при этом пример толерантности. Этому способствуют общие групповые дела: проекты,выпуск газеты, решение творческих задач. На занятиях принимаются ВСЕ ответы с благодарностью от педагога, в случае неправильного ответа педагог говорит: «Молодец, что думаешь, но…», «Не страшно ошибаться, главное - думать».
-
Стимулируют детей к активным действиям по усвоению знаний на основе использования технологии ТРИЗ, проектно – исследовательской деятельности.
-
Стремятся к созданию ситуации успеха для каждого ребенка, атмосферы товарищества, взаимопомощи (практически все используемые нами методы и приемыТРИЗ-РТВ работают в этом направлении)
-
Привлекают детей к использованию различных путей поиска и добывания информации в мире на основе использования ТРИЗ, метода проектов.
-
Регулярно создают по ходу занятий «трудные ситуации», как возможность применить новые знания. Создана картотека творческих задач: бытовых, сказочных, естественнонаучных, социальных.
-
Используют различные варианты индивидуальной, попарной, командной работы на занятиях для развития коммуникативных умений детей.
-
В конце занятия обязательно проводится рефлексия.(Что делали? Как делали?Зачем делали?) и т. д.
Самым сложным для нас, педагогов логопедических групп, стало создание системы работы по решению творческих задач. (Мы много раз писали, о том, что воображение, усвоение информации, путь, который проходит ребенок с ОНР «оречевляя» свои мысли - имеют свои особенности. И если работать с дошкольниками с недоразвитием речи без учета дефекта, то мы не достигнем нужного результата, т.к. не попадем в зону ближайшего развития ребенка). Особенностью адаптации работы с творческими задачами для детей с ОВЗ считаем
- постепенность введения алгоритма решения,
- организацию экспериментально-исследовательской деятельности,
- углубленную работу с анализаторами,
- обязательное моделирование мыслительных действий в блокноте исследователя,
- обязательное получение разных типов речевых продуктов по мотивам задачи (суждения, сказки, загадки, метафоры, рассказы),
- продуктивная деятельность по мотивам решенной задачи (лепка, конструирование, рисование),
- «изящные» приемы педагогической техники для поддержания внимания данной категории детей. Например, при решении задачи мы всегда выбираем не только лучшего решателя, но и лучшего слушателя и лучшего критика. В детском саду логопедом Е. Измайловой был подготовлен сборник «Учимся думать и запоминать» 2010 г. «Аркти» Москва, в котором подобраны творческие задачи и проблемные ситуации, сопровождающиеся рисунками в стиле комиксов. Сборник помог сделать работу с проблемой системной.
За 20 лет работы педагоги и родители убедились, что наша педагогика – это педагогика успеха. Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. Посильная оценка собственных успехов и неудач, их анализ и поиск новых путей познания себя и окружающего мира – это и есть самооценка, которая имеет для ребенка очень большое значение – это условие успеха для него. При этом взрослый – партнер, который сочувствует и переживает вместе с детьми. На наш взгляд такой путь развития педагогики самый оптимальный в современном мире. Методы и приемы ТРИЗ – ОТСМ – РТВ помогают нам создавать «нашу педагогику» в работе с детьми с ОВЗ. Педагогику успеха.
К сожалению, логопедические группы в дошкольном учреждении закрыли, но богатейший, наработанный за два десятилетия опыт в данном направлении уже больше 10 лет используется в детских садах России. Логопеды, дефектологи, которые ввели в свою практику методы и приемы ТРИЗ -РТВ в понимании значения использования методов в работе с детьми с ОВЗ прошли путь от слов «это невозможно - ну, хорошо, пусть будет» до слов « как мы без этого жили?»
ТРИЗ – ОТСМ – технология позволяет создать педагогическое пространство, обеспечивающее становление ключевых компетенций у детей. Эффективность ОТСМ – ТРИЗ заключается в ее инструментальности, достаточной гарантированности формирования у детей: исследовательских умений и навыков решения проблем, умения работать с информацией, способности быстро входить в новые предметные области.
Использование методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества в развитии всех сторон речи детей, повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами.
Семинары по использованию ТРИЗ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (программу семинара и отзывы с одного из них см. в приложении) востребованы сегодня во всех регионах страны. Сторонников у нашего подхода все больше, прежде всего потому, что они видят результат «на выходе». С 2013г. в Петрозаводске в детском саду № 45 (кстати, это тот самый сад, напротив которого жил Г. С Альтшуллер, и нас, педагогов учили ТРИЗ М. Гафитулин, А. Нестеренко, А. Селюцкий) мы начали поисково-исследовательскую деятельность по использованию приемов ТРИЗ-РТВ в группах детей с ЗПР (задержкой психического развития) и у нас уже есть первые результаты.
Приложение
Программа курса
для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений на тему:
«Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования. Использование технологии ТРИЗ – ОТСМ – РТВ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Объяснительная записка.
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. ( Корнев А. Н.) Сложившая же традиция – рассматривать речевые расстройства детей только как прерогативу логопедии «не способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррекционных программ (как школьных, так и дошкольных) для детей с первичным недоразвитием речи». (Корнев А. Н.) Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Обобщенные данные исследователей об особенностях психического развития этих детей необходимо знать и учитывать специалисту для разработки адекватной модели коррекционного, в том числе логопедического, воздействия. Механизмов системной работы с данным контингентом на сегодняшний день нет, а она, безусловно, отличается от работы с детьми с нормальным развитием.
Таким образом, причиной поиска новых методов и форм работы стал очевидный недостаток эффективных педагогических инструментов в современной системе образования и в коррекционной педагогике в частности. Ведь дети с речевыми нарушениями разной тяжести должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности, ее социальной и - в дальнейшем - профессиональной успешности. Поэтому для педагогов и родителей, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности.
Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми с ОВЗ способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.
В своей работе мы опираемся на методы и приемы ТРИЗ – ОТСМ – РТВ. (Теория решения изобретательских задач – Общая теория сильного мышления – Развитие творческого воображения, авторы Г. С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко).
Использование методов ТРИЗ - ОТСМ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества в развитии всех сторон мышления и речи детей, повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами. Мы убедились, что ТРИЗ – ОТСМ – РТВ работает, как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом деятельность педагога с ребенком, выстроенная на основе алгоритмов с использованием моделей, помогает педагогу в планировании и облегчает проведение занятий. Поэтому адаптивное использование данной технологии в работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.
Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешнее адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться.
Вариант программы разрабатывался на основе ФГОС ДО, основных принципов коррекционной педагогики и логопсихологии, авторской программы Крохиной И. Н. Данный курс - итог многолетней исследовательской деятельности (с 1994 г.) в различных ДОУ России по адаптации методов ТРИЗ – ОТСМ – РТВ к работе с дошкольниками с ОВЗ. Курс предназначен для воспитателей, логопедов, дефектологов дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА
№ п/п |
Содержание |
|
1. |
Современные подходы к реализации ФГОС ДО. Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения, познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ |
|
1.1. |
ФГОС ДО - стандарт условий, а не стандарт результата. Познавательное и и речевое развитие детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования. Общая характеристика ТРИЗ - ОТСМ – РТВ. Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения, познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ. |
|
1.2. |
Методы активизации творческого воображения у дошкольников. (Морфологический анализ. Кольца Луллия. Метод «каталога» и фокальных объектов Составление лимериков. Типовые приёмы фантазирования.) |
|
2. |
Моделирование мыслительных действий как средство активизации познавательно-речевого развития детей с ОНР. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. |
|
2.1. |
Использование обобщенных моделей в работе по коррекции звукопроизношения, подготовке к обучению грамоте. |
|
2.2. |
Использование технологии в работе над словарем |
|
2.3.
2.4 |
Распределение инструментария ТРИЗ- ОТСМ-РТВ в рамках программы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников. (Составление загадок, метафор, описательного рассказа, рассказов по картине, работа с системным оператором, эвроритм, формулировка и разрешения противоречий и др.). Проектно-исследовательская деятельность в группах детей с ОВЗ. |
|
|
||
|
Отзывы о семинаре в Новосибирске. (Ноябрь 2014г. По материалам сайта Волга –ТРИЗ)
Слушатели отметили, что «сам семинар был выстроен по принципу исследовательского (проблемного) метода. Приятно удивило, что с ТРИЗ так легко осуществить преемственность между дошкольниками, начальной школой и средним звеном».
В практическую деятельность, по мнению слушателей, легко взять все модели. Не очень понравилось то, что не всем хватило книжных изданий, и мало было часов для знакомства с данной темой. «Прослушанный семинар соответствовал всем требованиям проблемного обучения: включал в себя и познание, и творчество, и деятельность. Конечно же некоторая информация была не новой, что-то мы используем в работе, но важно то, что мы увидели систему ОТСМ-ТРИЗ — РТВ, поняли ее положительный эффект в работе с детьми с нарушениями речи, захотели применять ее в своей работе». «ТРИЗ и ФГОС ДО — это, оказывается, одно целое!»
«Это все для меня богатый материал для работы с детьми с ЗПР (как первичный диагноз). Много применяем, но сейчас, после семинара, у меня сложился весь «пазл», закрылись «пустоты», которые были очень доступно раскрыты. Рекомендовать буду, безусловно, и в работе с детьми с ЗПР особенно!» «Удивило на семинаре то, как дети с речевыми нарушениями с легкостью составляют описательный рассказ по модели практическая работа с моделью; понравилось проигрывание методов в ролевых тренингах, наглядность, доступное раскрытие принципов и системы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, разнообразие подачи информации, наглядное использование методов в работе со сложными детьми, открытость и щедрость в подаче материала, структурирование работы со сложными детьми, ответы на все вопросы, раскрытие приемов создания мотивации в работе с детьми с ОВЗ. Все это дало нам вдохновение для дальнейшей работы».
Использование ТРИЗ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи