Крячко В.Б. ТРИЗ. Методическое пособие для студентов

 

                                                   1

Институт телевидения, бизнеса и дизайна

ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач

Методическое пособие для студентов

кафедры менеджмента и рекламы

Санкт-Петербург

2014

2

Крячко В.Б. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Ме-

тодическое пособие для студентов кафедры менеджмента и рекламы. Институт

телевидения бизнеса и дизайна. Санкт-Петербург. 2014

Консультант: Митрофанов Волюслав Владимирович –Мастер ТРИЗ, заслуженный технолог РФ, создатель ТРИЗ движения в Ленинграде.

Рецензенты:

Чернышова Лариса Алексеевна, доктор экономических наук

Герасимов Олег Михайлович, Мастер ТРИЗ, кандидат технических наук

© Крячко Валентина Борисовна, Мастер ТРИЗ. Текст, схемы, иллюстрации.

3

Оглавление

1. Введение

1.1. Зачем творчество?

1.2. Развитие творческих способностей при помощи изучения

ТРИЗ

1.3. Словарь ключевых слов

1.4. Список принятых сокращений

1.5. Структура ТРИЗ

2. Тормоза и анти тормоза

2.1. Ошибки и анти ошибки (Зарождение идеи будущей ТРИЗ)

2.2. Первые шаги: приёмы разрешения технических противоречий

2.3. Психологическая инерция.

2.4. Методы преодоления психологической инерции

3. Основные понятия ТРИЗ

3.1. Противоречия.

3.2. Пара технических противоречий.

3.3. Ресурсы для решения проблем

3.4. Идеальный конечный результат и противоречие между обхо-

димыми свойствами.

4. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

4.1. 25 лет исследований Г.С.Альтшуллера совместно с добро-

вольцами всего СССР.

4.2. Мини АРИЗ

4.3. Разрешение физических противоречий

4.4. Решение задач

5. Применение эффектов

6. Задачи для тренировки

7. Закономерности развития (технических) систем (ЗРТС)

7.1. Логистические кривые.

7.2. Создание систем. Полнота систем .

7.3. Факторы, формирующие спрос.

7.4. Неравномерность развития систем.

7.5. Идеальность систем.

8. Учебно-тематический план , 36 часов для бакалавров.

9. Использованная литература.

4

1. Введение

1.1. Зачем творчество?

Человек отражается в сотнях зеркал своих эмоций, способностей, мотивов,

умений, поступков. Человек многомерен и неоднозначен. Человек противоре-

чив и сложно связан с окружающим миром. Но он ищет решения. Ищет их ка-

ждодневно. Часто находит. Иногда –нет. Хорошие решения находит не часто.

Очень хорошие и гениальные –очень редко.

Цивилизация ― результат изобретений. Человечество восходило по лест-

нице изобретений. А сегодня открытия и изобретения, как ступени грандиозно-

го эскалатора, возносят цивилизацию всё выше и быстрее. [1]

В 20 веке создано 90% всех знаний и всех материальных ценностей, накоп-

ленных за историю человечества.

Человек решает (успешно или не очень) множество проблем. Причём гума-

нитарных (нетехнических) проблем не меньше, чем технических. С проблемой

борьбы добра со злом мы знакомы с любимых детских сказок.

Часто проблемы оказываются политическими и беспокоят людей больше,

чем сюжеты мультиков.

М.Ю.Лермонтов в возрасте лет 25 написал:

«К добру и злу постыдно равнодушны

Вначале поприща мы вянем без борьбы

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы»

Добро и Зло ходят рядом, влияют друг на друга, усиливают впечатление от

одного на фоне другого. Проблемы добра и зла решают религии всего мира,

философия, юриспруденция, педагогика, психология; все естественные науки

(физика, химия, биология) сталкиваются с этой проблемой. Почему добро час-

то оборачивается злом, почему откровенное зло часто приносит ощутимую

пользу? Долго ли человечество будет искать ответы на эти вопросы?

Могущество государств обычно оценивают количеством энергии, выраба-

тываемой на душу населения, числом заводов и запасом природных ресурсов,

силой армий. Но есть показатели иного, духовного ряда. Они гораздо важнее

материальных богатств, потому что определяют будущее страны, всего челове-

чества. Именно духовные богатства –источник развития культуры, прогресса

во всех областях.

Истинный показатель духовных богатств –это число творческих личностей,

которых удалось воспитать обществу.

Чтобы сделать что-нибудь, не надо много сил.

Вот, чтобы решить: что именно делать –

Нужна, действительно, огромная сила.

Африканская пословица

5

Подтверждением и развитием этого высказывания являются слова самого

основоположника ТРИЗ Г.С. Альтшуллера: «Любая идея об управлении чем-

то, сегодня ещё не управляемом, воспринимается спокойно: найдём средства

управления, будем управлять. И только идея управления процессом творчества,

как правило, вызывает резкое сопротивление».[2]

На базе обобщения и анализа множества технических идей построена па-

радоксальная наука о технологии творчества –теория решения изобретатель-

ских задач –ТРИЗ. Наука относительно молода. Автор (Генрих Саулович

Альтшуллер) считал, что начало было положено в 1946 году, слово «теория» в

названии появилось в 1979.

В настоящее время видно, что владение ТРИЗ способствует созданию

творческого стиля мышления в любой области деятельности человека.

1.2. Развитие творческих способностей при помощи изучения ТРИЗ

При советской власти психология была не в почёте, сам Г.С. Альтшуллер

высказывался весьма скептически в адрес психологов, которые умеют разло-

жить творческий процесс на составные части, но не могут научить творить бо-

лее продуктивно. Тем не менее, результаты обучения требовались тем, кто оп-

лачивал обучение. Для этого проводились анкетные опросы [4] до начала заня-

тий и в конце, подсчитывались авторские свидетельства и рацпредложения, по-

данные за период обучения ТРИЗ, написанные статьи, дипломы и прочее.

После «перестройки» в России обучать стали преимущественно учителей,

т.к. инженеры либо превратились в учителей, либо ушли от творческой техни-

ческой работы в «творческий бизнес». Спрашивать заявки на изобретения или

патенты с учителей не потребовалось, т.к. в это время открылась «зелёная

улица» для психологов в области образования: перевели массу интересной пси-

хологической литературы и тестов, а в каждой школе появился штатный психо-

лог.

В результате этого возникла возможность тестировать подъём творческой

активности школьников [5,6,7,8,9,10] при обучении РТВ. В шести указанных

материалах описываются сравнительные эксперименты для эксперименталь-

ной и контрольной групп. Во всех случаях группы, изучающие ТРИЗ, показы-

вали более высокие результаты.

2007 году исследовалась креативность (по-русски: «творческость») студен-

тов-менеджеров при изучении ТРИЗ и РТВ. Обследовалось 4 группы: две груп-

пы дневного отделения и две –вечернего. Для анализа использовались резуль-

таты смешанной группы из 33 человек, которые прошли два тестирования: од-

но в первый день занятия, второе –в последний. (К сожалению, не все студен-

ты посещают все занятия).

6

Методика тестирования была заимствована у Туник Е.Е. [11]. Использованы

были предлагаемые в её книге 7 субтестов. Результаты выполнения субтестов

оценивались по 3 показателям: беглость, гибкость, оригинальность.