Приложения.

Приложение 1.

Авторские разработки:

  1. Методическая разработка «Взгляни по новому на проблему». Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Работа стала призером Всероссийского конкурса методических разработок по детскому техническому творчеству в 2004 году.

В разработке описывается диалектический подход к решению проблемных задач.

  1. Сборники методических материалов городских научно-технических олимпиад по ТРИЗ. Автор – Таратенко Т.А. Сборники представлены с 2000 по 2014 годы.

В сборниках приведены информационные материалы по организации и проведению олимпиад, задания по номинациям, контрольные ответы и анализ качества выполненных работ по всем номинациям.

  1. Сборники материалов городских конкурсов проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения». Авторы – Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н., Таратенко Т.А.  Сборники 2009, 2012, 2014 годов.

В сборниках приведены работы призеров конкурсов по разработке моделей, макетов и исследовательских проектов.

  1. Сборник «Игры для ума». Часть 1. Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издан в 2003 году. Работа стала победителем конкурса МАТРИЗ в 2006 году.

В сборнике приведены задания по логике, фантазированию и изобретательским задачам городских олимпиад по ТРИЗ с 2000 по 2003 год.

  1. Сборник «Игры для ума». Часть 2. Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издан в 2008 году.

В сборнике приведены задания по логике, фантазированию и изобретательским задачам городских олимпиад по ТРИЗ с 2004 по 2008 год.

  1. Сборник логических заданий и  изобретательских задач «Игры для ума».  Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издан в 2013 году.

В сборнике приведены логические задания  и изобретательские задачи городских олимпиад по ТРИЗ с 2000 по 2013 год.

  1. Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству» для 1 года обучения. Авторы – Таратенко Т.А., Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю. Издана в 2014 году.

Рабочая тетрадь предназначена для работы по программе «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ», 1-ый год обучения.

  1. Методическое пособие «Технология развития творческих способностей на базе ТРИЗ». Составители Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издано в 2005 году.

Методическое пособие содержит программу курса, поурочное планирование, методические разработки по некоторым темам. В пособии имеется задачник по ТРИЗ, материалы по преподаванию темы «Принципы разрешения противоречий»,  краткий словарь терминов.

  1. Сборник дополнительных общеразвивающих программ. Из опыта работы Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества. Издано в 2014 году.

Приведены дополнительные общеразвивающие программы «Теория решения изобретательских задач. Твори, выдумывай, пробуй», «Технология эффективных решений на базе ТРИЗ».

  1. Методическое пособие «Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ». Авторы – Давыдова В.Ю., Котова А.А., Таратенко Т.А. Издано в 2014 году.

В пособие дана методика оценки качества освоения дополнительных общеразвивающих программ. Приведен пример оценки качества освоения образовательной программы «Техника и творчество с основами ТРИЗ».

Приложение 2.

Электронные образовательные ресурсы:

В работе используются лицензионные электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Название ЭОР

Носитель (CD/DVD)

Издатель, фирма

Краткая аннотация к материалам дисков

В каких темах программы используется

Дракоша: по следам великих изобретений

DVD

Издательство Media 2000

Мудрый Дракоша приглашает детей и взрослых совершить путешествие во времени и проследить за достижениями научной и технической мысли человечества за всю его историю

- Понятие о системе и функции. Приемы развития системного мышления.

- Закономерности развития систем в природе, обществе, технике.

- История изобретений

Умники. Межпланетный туризм. Развивающие игры

CD

«Руссобит – М»

Исследовательская деятельность Умников – компании самых любознательных ребят – привела их в открытый космос.

- Из истории развития технических систем

Как решить проблему. Самоучитель для развития творческого мышления

CD

ЗАО «Новый диск»

Овладев некоторыми универсальными приемами мышления, вы преодолеете рамки стереотипов и станете настоящими генераторами идей

- Методы активизации мышления.

- Понятие о системе и функции. Приемы развития системного мышления.

- Противоречия. Приемы разрешения противоречий.

ТРИЗ – инструмент решения проблем

CD

Компания «Бука»

Базовая информация по ТРИЗ. Интерактивный сборник занимательных и логических задач из различных областей. Генератор идей.

- Понятие о системе и функции. Приемы развития системного мышления.

- Противоречия. Приемы разрешения противоречий.

- Приемы развития творческого воображения.

- Развитие творческого воображения.

 

Презентации занятий по темам, созданные самостоятельно

  1. Давыдова В.Ю. Ознакомительный курс «ТРИЗ. Знакомство с основами ТРИЗ».
  2. Давыдова В.Ю. Морфологический ящик.
  3. Давыдова В.Ю. Проектная деятельность.
  4. Давыдова В.Ю. Приемы разрешения противоречий.
  5. Давыдова В.Ю. Приемы обработки и запоминания информации.
  6. Давыдова В.Ю. Приемы разрешения противоречий. Прием «Объединение».
  7. Давыдова В.Ю. Из истории бумаги. Приключения Странички.
  8. Трофименко Р.В. Развитие памяти.
  9. Трофименко Р.В. Развитие творческого воображения.
  10. Тартенко Т.А., Давыдова В.Ю. Диагностика интеллекта и творческих способностей.
  11. Таратенко Т.А. Детская ТРИЗ – педагогика.
  12. Таратенко Т.А. Логика.
  13. Таратенко Т.А. Как решать изобретательские задачи.

Приложение 3.

Дидактический материал:

  • Чертежи, схемы, плакаты, иллюстрации.
  • Учебные научно-популярные фильмы.
  • Образцы моделей, макетов, творческих работ обучающихся.
  • Сборники задач по ТРИЗ, сборники задач по логике, математике, «хитрые» задачи.
  • Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству».
  • Подборка творческих заданий по темам «Логика», «Развитие творческого воображения», «Система», «Противоречие», «Методы развития творческого мышления».
  • Тематические папки по изучаемым темам программы.

Приложение 4.

Диагностические и контрольные материалы:

Диагностические материалы

Примеры тестов для оценки уровня технического мышления (Г. Беннет)

Прочтите задания. Подчеркните правильные ответы.

1. В каком пакете мороженое растает быстрее?

1. В пакете  А. 

2. В пакете  В.

3. Одинаково.

 

 

2.  Какими ножницами легче резать лист железа?

 

1. Ножницами А. 

2. Ножницами В.

3. Ножницами С.

 

 

3.  В каком положении остановится диск после свободного движения по указанной линии?

 1. В каком угодно.  

 2. В положении А.  

 3. В положении В.

 

 

 

4.  На каком из рисунков правильно изображены струи воды, выливающиеся из отверстий сосудов?

1.  Рисунок А.

 2. Рисунок В.      

 3.  Рисунок С.

 

 

 

5. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то, в каком направлении вращается нижнее колесо?

1.  В направлении  А. 

2. В обоих направлениях. 

3. В направлении В.

 

 

 

Тест «Дивергентное мышление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка теста «Дивергентное мышление»

 

 

 

Блок 1

 

 

Беглость, гибкость мышления

№ п/п

Вид рисунка

Балл

Кол-во рисунков

Всего баллов

1

Живое

1

 

 

2

ТС

1

 

 

3

Символ

2

 

 

4

Жанр

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 2

 

 

Оригинальность мышления

№ п/п

Место рисунка

 

 

 

1

Снаружи

1

 

 

2

Внутри

2

 

 

3

Везде

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 3

Разработанность

№ п/п

Тип

 

 

 

1

Асимметрия вне рисунка

1

 

 

2

Асимметрия внутри рисунка

2

 

 

3

Везде

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 4

Название

№ п/п

 

 

 

 

1

Одно слово

1

 

 

2

Словосочетание

2

 

 

3

Образное

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

Общее количество баллов:

 

 

Контрольные материалы по развитию системного мышления

1. Найди пары:     С  -  С альт,          С  -  С анти

          гвоздь     пчела     донор     куртка     болтун     оса     клей     нож     мороз     немой

(можно использовать только биологические или только технические системы)

2. Найди      би     поли                                         (моно - би - поли)

          цветок - ?  (букет)                                       изба - ?  (небоскреб)

          вагон - ?  (электричка)                      лодка - ?  (катамаран)

          лист - ?  (тетрадь)                                       автобус - ?  (омнибус)

3. Найди  альтернативную систему

                                       по полезной функции

                                       по вредной функции

F полезная  червяк  -  бульдозер

F вредная   мышь  -  вирус

4. Логиконы

О Э Д В З Ф

С П П Б

О Д О С

система

аббревиатура

? (би-система)

 

5. Определи структурные связи заданной системы (С) со словами ряда

виноград

косточка

яблоко

фрукты

? С альт

? ПС

С

? НС

?

?

?

С

 

6. Вербальное и образное представление системы и ее структурных составляющих

          полиситема   -   солнечная батарея

 
 


          известное выражение, пословица как система   -   "время - деньги", "хлеб всему голова"

7. Рисование:                 по точкам

                              по существенному признаку

                              по линиям

                              по …

8. Живая буква, звуковая клякса

Приложение 5.

Образцы выполнения работ слушателей курсов:

Визитки слушателей курсов

 

Проверочная работа

Ментальная карта

 

Ментальная карта

 

 

РТВ «Кляскография»

 

Тест «Дивергентное мышление»

 

 

 

Тест «Дивергентное мышление»