Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский университет дружбы народов
II ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Агаджаняновские чтения»
Москва 2018
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.
Рубин М.С.
ООО «Хилби», г. Санкт-Петербург, Россия.
Ключевые слова: стресс, адаптация, гомеостаз, КГР, фитнес-браслет Хилби, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), противоречия требований, эволюциоведение, изобретательское мышление.
Аннотация. Стресс, адаптация и гомеостаз являются общесистемными явлениями. Это позволяет дополнять методы физиологии человека методами ТРИЗ. Навыки изобретательского мышления повышают стрессоустойчивость в социально-психологических конфликтах.
INVENTIVE THINKING AS A TOOL OF CHILDREN AND ADULTS ADAPTATION TO STRESSFUL SITUATIONS.
Rubin M. S.
Company «Healbe», Saint-Petersburg, Russia
Key words: stress, adaptation, homeostasis, GSR, fitness bracelet Healbe, TRIZ (theory of inventive problem solving), contradictions of requirements, Systems Evolution Science, inventive thinking.
Abstract. Stress, adaptation and homeostasis are system-wide phenomena. This allows to mutually enrich both methods of human physiology and TRIZ. Skills of inventive thinking promote stress tolerance in socio-psychological conflicts.
Агаджанян Н.А. писал о неразрывной связи проблем физиологической адаптации и стресса человека с влиянием окружающей среды, антропогенным стрессом, системой морально-духовных ценностей: «Надо не единоборствовать с прогрессом цивилизации, не притормаживать развитие науки и техники, а бороться с безумием и приостановить его, сказать нет безумным крайностям цивилизации, ведущим мир к экологической катастрофе и гибели. Человечество должно выработать новое мышление, научиться мыслить и воспитывать в людях любовь к глубине и красоте самой мысли. Творческое мышление делает человека духовно и физически здоровым» [2].
Эта мысль созвучна идеям, высказанными в 1987 г. о взаимодействии природы и техники и построении социально-устойчивого мира: «Нашей цивилизации неизбежно придется отказаться от материально-потребительского образа жизни, от материального потребления как главной ценности. Главным вектором развития должно стать творчество, направленное на углубление познания и на обогащение красоты мира. В творчество будет вовлечена большая часть населения. Потребуется развитая система воспитания творческого мировоззрения и обучения творческой технологии мышления. Прототип такой системы – обучение ТРИЗ» [3].
Понятия «Гомеостаз», «Адаптация» и «Стресс» являются общесистемными и проявляются в системах любого типа: биологических и технических, живых и неживых, материальных и нематериальных, экономических и общекультурных [6]. При этом в каждом типе систем свои особенные механизмы и критерии адаптации, стресса и гомеостаза.
С развитием цивилизации все большее значение приобретает влияние социально-психологических и антропогенных факторов, рост конфликтов в виде противоречивых требований, которые внешняя среда предъявляет к системе. ТРИЗ развивает изобретательское мышление детей и взрослых и тем самым повышает их стрессоустойчивость в конфликтных ситуациях, помогает решать противоречия. В настоящее время проводится сравнительный анализ стрессоустойчивости групп, владеющих инструментами ТРИЗ по сравнению с контрольными группами. Мониторинг проводится на основе измерения КГР в стрессовых ситуациях. Изучается возможность применения таких приборов как браслет Хилби для мониторинга эмоционального напряжения и уровня стресса по КГР. Поведение КГР на запястье руки человека на 75% – 90% коррелирует с КГР на классическом месте съема этого сигнала с кончиков пальцев.
Список литературы.
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. Учебное пособие, Изд. РУДН, Москва, 2006.
2. Агаджанян, Н.А. Единство души человека и природы. — М.: РУДН, «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2012, №2. http://www.heraldrsias.ru/download/articles/05_Agadzhanyan.pdf
3. Альтшуллер Г.С., Рубин М.С. "Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике", Баку, 1987 г. http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3470
4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с.
5. Башкирева Т.В., Северин А.Е., Экстремальная деятельность в исследованиях физиологии и психологии. Монография; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. — Рязань, 2017. — 176 с.
6. Рубин М.С. Этюды об эволюционном системоведении. Эволюциоведение. Материалы научно-практической конференции «ТРИЗ в развитии, СПб, Россия, 2015. – стр. 188. http://triz-summit.ru/confer/TDS-2015/paper/science/300497/
7. Рубин М.С., Сургучева А.А., Таратин Н.В., Мониторинг уровня стресса и адаптационных возможностей человека, материалы XVII Всероссийского симпозиума "Эколого-физиологические проблемы адаптации". Рязань, 23-26 мая 2017 г., с. 186.