Гипотезы - это сети; только тот, кто ловит, поймает.
Карл Поппер.
Науку нужно делать без звериной серьезности.
Н. В. Тимофеев-Ресовский.
Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза. Если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона.
Ф. Энгельс «Диалектика природы».
Ничто не приводит к успеху быстрее, чем избыточность средств.
Гершель.
Признаюсь, что почти все, что мне удалось сделать, имело в основе неверную теорию. Обычно мои идеи лопались одна за другой, но всегда оставляли, что-нибудь для будущего.
Альберт Сент-Дьердьи.
Здесь мы рассмотрим подход к решению задач с импровизациями. "Импровизациями" я называю рекомендации, составленные путем анализа многочисленных источников - книг, журналов, статей и т.д. Импровизации следует применять, когда с помощью только «нот» задачу решить не удаётся. Все, что нужно уметь делать при этом - это выдвигать много гипотез и уметь найти среди них единственно верную. Образно говоря, если композитор И.С. Бах на одну музыкальную тему написал 13 фуг, то задача ученого - из 13 гипотез найти единственную верную.
Мы предполагаем, что у решающего есть знания и опыт, и он не боится преодолевать психологические барьеры; есть готовность к восприятию нового, желает общаться и обсуждать ход решения задачи и результаты.
Далее перечисляются наши рекомендации.
1. ”Нелепый вопрос: почему Бродский состоялся как один из величайших русских поэтов ХХ века? Могу вспомнить одну его любимую фразу. Он говорил, что в любой ситуации надо взять тоном выше! Это, кстати, одна из его главных идей! Она заключается в том, что если у тебя что-то не получается, то не надо отступать ни в коем случае. А надо ту же цель взять крупнее, больше! Стрелять с перелетом. Тогда цель будет поражена”. (По материалам газеты «24 часа»).
Если перевести эту мысль на язык решения научных задач, то это означает использовать принцип компенсации - глубже узнать процесс, а также рассмотреть другие цели, другие проблемы, другие задачи, имея гипотезу.
2. "Я не люблю играть по нотам. Я веду тему и импровизирую. Тема присутствует всегда" (Р. Пауэлс.)
3. Помните, что Вы первый, кто начал решать эту задачу. А те, кто решал ее - не решили. Если Вам трудно и хочется бросить, не решать, вспомните о великих исследователях - Л. Пастере, И. Мечникове, И. Павлове. В ходе решения Вы доказываете сами себе, на что Вы способны! Верьте - Вы решите эту задачу!
4. "Чтобы научиться плавать, нужно войти в воду. Чтобы стать ученым, нужно не только знать свое дело, нужно уметь думать, нужно гореть. Нужна мечта, такой идеал, что для его достижения человек может выложиться весь, до последней молекулы". (П. Амнуэль).
5. Начав исследование, установите - что, где, когда, как и почему осуществляется взаимодействие и что в результате происходит. Что происходит до, во время, после взаимодействия. Ищите аналогии и проводите сравнения. Смотрите поверхностные и объемные силы, свойства. Ищите силу, разность или сумму сил, полей, концентрации. Напишите несколько портретов, сценариев эффекта, используя творческое воображение. Повторите несколько раз полученный брак, наберите статистическую картину.
6. Не отвергайте интуицию и появившиеся вдруг мысли записывайте, не ленитесь, даже ночью.
7. Необходимо вести дневник с фиксированием когда, от чего родилась мысль, идея.
8. Анализируйте записи. Опытный исследователь видит процессы и явления шире, помнит много аналогий.
9. Следует все время помнить девиз: "Пошел в Индию - открыл Америку!"
10.”Но, чтобы быть детективом (исследователем), надо в первую очередь помнить тысячу мельчайших подробностей и автоматически подгонять любую теорию под имеющиеся факты.” (Р. Стаут).
11.Нужно развивать боковое зрение: видеть то, на что не обращают внимание другие.
12.Что возможно - измеряйте! Что возможно - считайте! Стройте графики так, чтобы они сами подсказывали решение. Рисуйте и старайтесь делать рисунки динамичными и в масштабе.
13.Ищите место, где неясный эффект происходит в первую очередь.
14.Можно выдвинуть концепцию с допущениями, решить, что может быть эталоном, снять зависимости увеличения и уменьшение параметров от изменения причины.
15.Если обнаружено, что в опыте сделана ошибка, все равно доведите его до конца - ни в коем случае не бросайте эксперимент.
16.Проводите сбор фактов и артефактов.
17.Рассмотрите систему, подсистему, надсистему, с которой Вы работаете.
18.Открытые элементы более активны, чем закрытые (вспомните ДНК).
19.Рассмотрите взгляды других авторов на эволюцию изучаемого явления.
20.Исследователь должен быть готов к встрече с непонятным, неясным, новым для себя и не бояться работать в других областях науки, техники, технологии.
21.Не проходите мимо встреченного непонятного эффекта, явления, либо неясных экспериментальных данных. Наоборот - ищите такие данные. Фиксируйте их - где, когда, кто автор?
22.Что Вас заинтересовало в задаче? Выпишите все следствия от неизвестной причины. Постройте схему причинно-следственной связи.
23.Что обнаружено достоверно? От чего зависит достоверный факт? Воспроизводим ли эффект?
24.Если эффект воспроизводим, представьте его в общем виде:
L» (эффект Тваймана).
25.Найдите высказанные гипотезы различных авторов. Смело критикуйте их, исходя из Ваших представлений, опыта, знаний, здравого смысла. Цепляйтесь за каждое упущение. Разберитесь до тонкостей. Был ли проведен противоположный эксперимент? Если нет, то можно смело не соглашаться с автором.
26.Пообсуждайте проблему со специалистами или с сотрудниками, которые интересуются исследовательской работой. Рассказывайте им о проделанной работе, попытайтесь их заинтересовать. В процессе разговора могут появиться интересные мысли, идеи. Помните, что многие люди вовсе не питают к Вам чувство любви, а возможно, и наоборот. Помните, что многие люди даже независимо от себя, завистливы. Поэтому желательно иметь для диалога тех, кто хочет помочь, поучаствовать.
27.Собрав все данные, представив процесс эффекта, создайте себе обстановку «момента истины», то есть заставьте себя, буквально, в течение нескольких минут выдвинуть гипотезу.
28.Профессор, у которого я работал в молодости, раз в месяц приходил к нам в комнату и говорил: “Японцы отстают от нас, но наступают на пятки. Я получил последний журнал - они вот-вот догонят”. И мы старались.
29.Теперь можно представить весь процесс с помощью принципа эквивалентности, вепольного анализа и принципа компенсации. Посмотрите - нет ли веществ и полей, которые Вы ранее не учитывали, не видели. Это чрезвычайно важный шаг. Обязательно воспользуйтесь учебниками, которые Вы любите, учебниками, в которых понятно описаны явления, процессы, с которыми Вы встретились в работе.
30.Не надейтесь на память - все, что непонятно, читайте и пишите, записывайте и читайте. Ищите, что непонятно, объясняйте сами себе и другим. Не бойтесь спорить.
31.Представьте весь процесс, полученный по п.29, в химических терминах, реакциях, что уходит, что остается, что образуется.
32.Рассмотрите систему, в которой наблюдается эффект, с позиции законов (тенденции) развития технических систем.
33.Поставьте вопросы и попробуйте на них ответить. Что сделать, чтобы этот эффект получился? Что сделала бы природа, чтобы этот эффект осуществился? Используйте для ответов все ресурсы, которые Вы сможете найти.
34.Посмотрите есть ли внешние воздействия: изменения температуры, давления, g-излучения, гравитационного поля, электромагнитного поля, магнитного поля земли и т.д.
35.Посмотрите дозы воздействия - локальные, общие на взаимодействующую пару.
36.Какие эффекты могут быть использованы - физические, химические, биологические.
37.Исследуйте проблему вглубь - на уровне молекул, атомов.
38.Рассмотрите выбор дополнительного объекта, удобного, дешевого, информационного.
39.Рассмотрите регуляцию, саморегуляцию, синхронизацию.
40.Кто осуществляет контроль процесса: синтеза, расстояния, давления и т.д.?
41.Проведите сравнение элементов между собой, а не только с эталоном.
42.Выберите модель, наиболее простую и, если можно, прозрачную, звуковую, запаховую.
43.Посмотрите, каков будет обратный эффект.
44.Выявитевсе диссимметрии. Рассмотрите взаимодействие диссимметрии элементов, полей.
45.Рассмотрите взаимодействие в точке, на линии, плоскости, объеме.
46.Сформулируйте ИКР.
47.Сформулируйте идеальный эксперимент.
48.Рассмотрите на всех уровнях - организм, клетка, ядро, диссимметрию, дисбаланс, дискомфорт, особенно в выбранной паре
49.Не задерживайтесь в мыслях на одном явлении, процессе. Если мысль перешла на другой объект, думайте об этом объекте, вопросе. Через некоторое время мысли опять вернутся к начальной задаче.
50.Если Вы родили прекрасную мысль, зафиксируйте ее и дайте голове отдохнуть.
51.Заставляйте себя думать, особенно когда Вы находитесь в некомфортабельных условиях.
52.Если известно следствие, то следует составить таблицу параметров следствия от скрытой причины Х и выбрать такой параметр, который бы позволил произвести противоположный эксперимент.
53.Предложите параметр для проведения противоположного эксперимента.
54.Уточните и проведите идеальный эксперимент.
55.Имея результаты 2-х противоположных и идеального экспериментов, выполните п.27 - «момент истины».
56.Имея гипотезу, следует найти решающий эксперимент, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Это может быть эксперимент на другом объекте, на другом материале; с другим индикатором и т.д. Здесь широкое поле деятельности. Главное - правильность гипотезы и достоверный показ доказательств ее очевидности.
57.При выдвижении гипотезы можно:
воспользоваться, помимо полученных результатов, представлением о протекании процесса в динамике с рисунками;
рассмотреть проявление эффекта в обоих элементах
В1 В2;
В1 В2;
рассмотреть диссимметрию по массе, структуре и т.п.;
рассмотреть, возникают ли сверхэффекты, которые Вы не предвидели до проведения 2-го эксперимента;
сравнить результаты с эталоном и друг с другом.
58.Рассмотрите по цепочке: свойство - две противоположности и их диссимметрию - противоречие. Сформулируйте противоречия:
· по предмету - существительному,
· по действию - глаголу,
· по свойствам - прилагательным.
Уже в процессе формулирования противоречия должны появиться идеи, мысли, гипотезы. По всем трем элементам может быть несколько противоречий, особенно по свойствам. Полученную систему противоречий попытайтесь так сформулировать и разрешить, чтобы получился ответ-решение, удовлетворяющее всем сформулированным противоречиям. Если ответа нет, не огорчайтесь - Вы сделали еще один шаг к ответу.
59.Не забывайте, что даже ответ, не подтверждающий Вашу гипотезу, есть результат противоположного эксперимента какого-то параметра. Поищите его, возможно, он может дать подсказку.
60.Не жалейте бумагу, пишите каждый Ваш шаг при решении задачи, рисуйте, рисуйте и ничего не выбрасывайте. На каждом этапе пишите маленькую статью, в которой сами ставьте вопросы, критикуйте себя сами и отыскивайте ответ. Вы сами должны для себя найти «метод», который Вам помогает. Это важно, т.к. это будет наиболее продуктивно: сердце должно лежать к работе, и она не должна давить, а должна доставлять радость.
«Наука - баба веселая» - говорил Н.В. Тимофеев-Ресовский и был прав.
61. "Ключом, который послужил Ньютону для отгадки проблемы движения, было ускорение тела, пропорциональное силе, действующей на тело.
Ключом для открытия Гиббса стала скорость частички, пропорциональная ее энергии“. (Митчел Уилсон, [87].)
Ключом для нас должна быть диссимметрия («ключ» Ди), которую ввел Л. Пастер. Ди - это неравенство и следует ее выявлять и искать влияние ее на рождение новых эффектов и явлений.
62. При чтении каждого пункта имейте ввиду понятие диссимметрии по всем свойствам рассматриваемых взаимодействующих элементов.
63. Человек тем умнее, чем быстрее он поймет, как он глуп, думая, что он быстро найдет решение или уже нашел его.
64. ”Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряда вон, есть закон природы для всякой личности, это право ее, ее сущность, закон ее существования”. (Ф.М. Достоевский.)
65. ”Все дело в интерпретации фактов, а не в знании их”. (Рекс Стаут.)
66. ”Мир един - это мы расчертили его на сферы влияния и огороды. Но, чтобы ни было сделано в любой области, оно продвигает вперед всю цивилизацию. Одни науки опережают другие, могут помочь отставшим. Конечно, нельзя механически переносить законы с одной почвы на другую. Но почему не проверить, не соотнести?
Недавно мне по работе пришлось заниматься остыванием металлов. Сопоставил данный процесс с деградацией в биологии, с инфляцией в экономике, с регрессом в социологии, с редукцией в языкознании. Удалось найти кое-что новое для металлургии.” (Виктор Жигунов, «Интегральное скерцо.»)
67. “Ведь я достаточно сообразителен для того, чтобы улавливать в вещах сходство (а это самое главное), и в то же время не настолько опрометчив, чтобы не замечать между ними тонких отличий, я чувствовал, что от природы наделен страстью исследовать и сомневаться, находить и вновь искать, глубокомыслием, неспешностью суждений, стремлением приводить все достигнутое в стройный порядок; я человек, который не склонен обольщаться всем, что ново, но и не цепляться за старое, и я презирал всяческую недобросовестность”. (Френсис Бэкон, «Вступление к истолкованию природы».)
68. "Формирование пространственной организации начинается с создания асимметрии: будущая голова должна отличаться от хвоста, спина от живота”. (Молекулярная биология клетки, Т.3, с.77.)
69. Если высказано несколько гипотез, посмотрите, нельзя ли их объединить по методу объединения альтернативных систем и гипотез.
70. ”Казалось бы, факты сами лезли нам в руки, но мы не обращали на них внимание”. (Эрл Стэнли Гарднер.)
71. Человек сделал себя объектом научного исследования. Наблюдайте за собой и записывайте, как и какие мысли у Вас появляются.
72. ”Известно, что если раскрыть человеку его истинную природу, то непременно наживешь себе врага. Это в полной мере относится и к наукам. Их представители часто ведут себя как капризные примадонны, думающие только о себе и занятые только собой. Подобно избалованным детям, они требуют к себе постоянного внимания и хотят играть только главные роли на сцене мировой науки”. (Е.С. Мэкси, «Биометеорология как наука».)
73. "Мне кажется, что дело не в том, чтобы найти самый лучший или самый эффективный способ делать открытие, а в том, чтобы найти хоть какой-нибудь". (Р. Фейнман, [2])
74. Допустить недопустимое, а затем смотреть, что можно сделать.
75. Заведите себе критика.
76. Используйте аналогию, даже полагая, что она «хромая богиня».
77. ”Если мы будем казаться будущим людям дураками, а это произойдет обязательно, то не только за низкий коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания. Они будут удивлены вопиющей бесхозяйственности в расходовании мозговой энергии. Миллионы тонн мозгового вещества в головах человечества работает вхолостую. Представьте себе Азовское море, заполненное до краев серым человеческим мозгом, и вся эта масса мозга решает вечером вопрос: пойти в кино или нет?
И эта планета мозга родила за миллион лет атомную бомбу и несовершенную ракету, и это нам представляется космическим достижением человеческого гения! Гора, родившая мышь, работала производительней в бесконечное число раз. Простой станка на заводе или судна у причала мы считаем видом аварий. Тогда простой мозга надо почитать катастрофой, но мы укладываем миллионы неотработанного мозга в могилы или сжигаем в крематориях. Вот отчего будут рвать на головах волосы будущие люди, если, конечно они сохранят волосатость”. (В. Конецкий, «За доброй надеждой».)
78. ”Бернет любил не так решать, сколько придумывать загадки. Бернет каждым своим предложением, гипотезой опережал исследовательский потенциал своего времени”. (Говалло.)
79. Швейцарская фирма “Сандоз” выделила из найденного в почвах Норвегии грибка новый антибиотик циклоспорин А. Он дает хорошие результаты для белков совместимости. Всем сотрудникам из этой фирмы предписано привозить образцы почвы, где бы они не были. Где бы Вы не были, ищите методы научного творчества и фиксируйте их.
80. Оправдание главы «Импровизации». “Главным достоинством (или пороком, если хотите) моей жизни были поиски оригинального, совершенно собственного языка в музыке. Я чувствую отвращение к подражанию, я ненавижу привычные методы. Я не хочу быть переодетым в кого-то. Я хочу быть самим собой всегда”. (С. Прокофьев.)
81. ”Мы, возможно, истратим немало миллионов долларов впустую, пока доберемся до конца работ, но это будет плата за преодоление невежества.” (Дж. Сайдботен.)
82. ”Господи, дай мне душевный покой в делах, которые я изменить не могу, дай мне мужество изменять то, что я могу, и мудрость отделить одно от другого”. (Молитва.)
83. ”Всякое искусство стремится к музыке”. (Н. Михалков.) Если наука в какой-то степени искусство, например, синтез молекул, то для нас этот тезис также подходит.
84. ”На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий - это знание метода, которым они были сделаны”. (Готфрид Лейбниц.)
85. Отличие ТРИЗ от метода решения научных задач в том, что при решении технических задач есть много ответов и хороших, и дешевых, а в конце решения научной задачи должен быть один известный ответ. Я его не знаю, но знаю, что он есть! Его надо отгадать.
86. Ждите осенения! 8 марта 1995 г. в 20-10 я подошел к окну и вдруг осенило: можно не обязательно делать два противоположных эксперимента последовательно, а результаты 2-х противоположных экспериментов присутствуют на всех технологических операциях, где есть «годен-не годен». Это дает ключ к сравнению и выводу.
87. ”Казалось бы, все симметрично, но на самом деле не до конца. По этому вопросу сейчас существует две различные точки зрения. Одна утверждает, что на самом деле все просто, что на самом деле все симметрично и что все дело в небольших осложнениях, немного нарушающих идеальную симметрию. Другая школа, у которой всего один последователь - это я, (и Я – В.М.). не согласна с этим и верит, что все очень сложно и что простота достигается лишь через сложность... Очень может быть, что в глубине души природа совершенно не симметрична, но в хитросплетениях реальности она начинает выглядеть почти симметричной, и эллипсы начинают походить на окружности”. (Р. Фейнман, [2]).
88. “...например, неопытные студенты, высказывают очень сложные догадки, и им кажется, что все правильно, но я знаю, что это не так, что истина всегда оказывается проще, чем можно было предположить. Что нам действительно нужно, так это воображение, но воображение в надежной смирительной рубашке”. (Р. Фейнман [2], «В поисках новых законов»).
89. "...можно было бы приписать Полю правило: «Никогда не решай более одной единственной проблемы зараз», тогда как я утверждал нечто прямо противоположное: «Никогда нельзя решать только одну проблему, всегда приходится иметь дело сразу с несколькими.
Нильс Бор любил говорить: «Противоположность верного утверждения - ложное утверждение. Но противоположностью глубокой истины может оказаться другая глубокая истина» (В. Гейзенберг, «Физика и философия, часть и целое»).
90. "Полноту свойств любого физического объекта можно в принципе определить только при постановке, по крайней мере, двух взаимоисключающих экспериментов, а не одного, как обычно принималось в физике. Сущность этого подхода заключается в том, что гипотезу, объясняющую новое явление или новую закономерность, существующую в природе, следует выдвигать только после того, как проведен второй, взаимоисключающий эксперимент” (Н. Бор).
91. "Я видел знаменитую надпись у входа в институт, выражающую кредо его директора: «Ни знание предмета твоего исследования, ни мощь инструментов, ни обширность знания, ни точность планов, никогда не заменят оригинальности твоей мысли и зоркости наблюдений» (Ганс Селье).
92. ”Я не имел иной книги - писал он - кроме неба и земли, которая известна каждому и каждый может узнать и прочесть эту книгу” (Палисси).
93. ”Избытком удобрений нельзя заменить недостаток знаний” (Прянишников).
94 "Наша неспособность решать многие фундаментальные проблемы зачастую базируется на узости нашего научного мышления. Мы, рассматривая какое-нибудь природное проявление, почти всегда забываем, что оно скрыто на фоне других проявлений, которые однако, являясь «родственниками» (эквивалентами) изучаемого явления, способны помочь нам, в усилиях по познанию окружающего мира.
Поэтому заниматься изучением только одного явления бессмысленно, а нужно изучать взаимодействие в целом, разобраться во всей цепи взаимодействий" (Ю.Г. Белостоцкий, [1]).
95. “Я думаю, что основной чертой американского характера является такое мироощущение “can do” - это можно сделать. Практически все можно сделать, даже то, что представляется совершенно диковинным, возможно, у соотечественников же это начисто отсутствует” (И. Бродский).
96. "Гипотеза - это не обязательно как есть. Но это - воздушная ступенька. Гордись, но знай, пройдет и это” (Олег Крышталь, [35]).
97. Эйнштейн говорил, что кроме десяти заповедей Моисея исследователь должен руководствоваться еще одной - «Не бойся».
98. ”Метод науки - это доказательства” (Л.С. Берг).
99. ”В конце заседания 28 июля 1823 года, когда я занимался укладыванием моих препаратов, ко мне подошел человек из среды Академии и завел со мной беседу. Исключительной любезностью он сумел выпытать у меня тему исследования и все мои планы. Из неопытности и страха я не осмелился спросить, чья благосклонность принимает участие в моей судьбе, мы расстались. Этот разговор стал фундаментом моего будущего, я приобрел для моих научных целей могучего и ласкового покровителя и друга.
«Князь наук» Аристотель ХIХ в., близкий друг Гей-Люссака, Араго, Лапласа, Гаусса, Гете, Шиллера - вот кто взял неопытного студента под свое покровительство. Позднее, посвящая Гумбольдту свое главное сочинение, Либих писал: ”Я погиб бы вполне, но благосклонность Гумбольдта предотвратило это. Мне открылись все двери, все институты, все лаборатории, живой интерес, который вы проявили ко мне, добыл мне любовь и искреннюю дружбу вечно дорогих мне учителей Гей-Люссака, Дюлонга и Тенара. Ваше доверие проложило мне путь в сферу действий, в которой я уже шестнадцать лет стараюсь быть достойным” («Юстус Либих», Красногорский [61]).
100. ”Мне стало необыкновенно ясно, как мало зависит от прибора и как много от человека, который перед ним сидит” (Вильгельм Освальд).
101. ”Либиха и Дюма связывали сложные отношения дружбы и вражды, сотрудничества и соперничества.
Либих писал Берцелиусу: «Меня всегда берет досада, что этот парень, несмотря на свою небрежную, невозможную и скверную манеру работы с помощью дьявола, достает из рукава удивительные штуки».
Лекции Гей-Люссака, Тенара, Дюлонга и других имели для меня неизъяснимое очарование. Введение астрономических и математических методов в химию, выражение по возможности, каждой зависимости в виде уравнения, связывание двух последовательных явлений причинной зависимостью в виде теории привело французских химиков и физиков к великим открытиям. Я понял, или правильнее будет сказать, в моем сознании неясно забрезжила мысль, что не только между двумя или тремя, но между всеми химическими явлениями в минеральном, растительном и животном царстве существует зависимость, которая управляется законами. Ни одно из них не происходит само по себе, но связано с каким-то другим, а то и с третьим и так далее.
Он научил их стремлению к истине, а дальше они искали ее сами. Он научил их отстаивать свои убеждения, невзирая ни на какие авторитеты, и поэтому они боролись за них даже против того, в чьей лаборатории научились мастерству химика.
В моей “Сельскохозяйственной химии” я просто попытался внести свет в темную комнату. В ней уже стояла вся мебель, все изделия, необходимые для удовольствия и удобства. Но все эти вещи были видны неясно и неотчетливо обществу, которое пользовалось комнатой для своей пользы и выгоды.
Один на ощупь натыкался на стул, другой - на стол, третий - на кровать, и каждый устраивался там, как мог. Но гармония обстановки и ее взаимосвязь была для большинства глаз скрыта. После того, как на каждый предмет упал, хотя бы и слабый свет, многие закричали, что свет в комнате не изменил ничего существенного, что один уже знал раньше и пользовался тем, другой этим, и что все вместе они уже ощущали и чувствовали все, что было в комнате. Однако химию, этот светоч знания, уже нельзя без ущерба удалить из этого помещения. Моя цель оказалась полностью достигнутой” («Юстус Либих», Красногорский, [61]).
102. “Подлинная ценность творческой личности как раз и состоит в том, что она умеет создавать идеи, противоположные всем известным и общепринятым фактам” (В. Матвеев, «Химия и жизнь», 4/1991).
103. ”Не всякое творчество хорошо, - писал Николай Бердяев - может быть злое творчество. Повсюду человек стоит перед выбором” («Химия и жизнь», 4/1991).
104. ”Самый опасный грабитель времени - это нерешительность” (Чарльз Флори).
105. Еще Н.В. Тимофеев-Ресовский говорил, что если бы Мендель, не зная своих законов заранее, не имел бы в голове их модель, то никакие наблюдения, никакая их статистическая обработка не помогла бы ему эти законы открыть.
106. Гвардии лейтенант Головастов предлагал автоматическую систему проверки всех ракет сразу, без подъема их из шахт. Он предлагал иметь на каждом командном пункте «Проверочный эквивалент» - макет ракеты, проверять ежедневно только этот макет, а затем электрические сигналы пропускать одновременно через макет на командном пункте и боевую ракету в шахте. Если прохождение сигналов будет одинаковым, значит, боевая ракета в исправности. Система проверочных эквивалентов могла непрерывно совершенствоваться” (В. Суворов).
107. ”Господь Бог изощрен, но не злокознен” (А. Эйнштейн).
108. "Кто не надеется найти, не найдет, ибо без надежды нельзя выследить и настигнуть” (Гераклит).
109. Предложим постулат: если в произвольно расположенных точках, линиях, плоскостях, объемах любых тел - газовых, жидких, твердых, составных, выращенных имеет место разность или сумма зарядов, токов, потенциалов, напряжений, сил, потоков, концентрации и т.д., и условия удовлетворяют их взаимодействию скалярно, векторно, аксиально, то, если значение разности (суммы) значительно (диссимметрия), а расстояние между взаимодействующими элементами достаточно и среда не поглощает (не препятствует) взаимодействию, то эта диссимметрия может совершить некоторую работу. Эту работу можно наблюдать в виде неких эффектов, например, изгиба, осмоса, притяжения, тока, высаживания, растворения и т.д., причем внешние воздействия могут эти эффекты усиливать или ослаблять. Эта диссимметрия может быть мгновенной или растянутой во времени.
110. “Когда в каких-либо явлениях обнаруживается определенная диссиммметрия, то эта же диссимметрия должна проявляться и в причинах ее породивших” (Принцип Кюри.)
“Некоторые элементы симметрии могут сосуществовать с определенными явлениями, но они не необходимы. Необходимо отсутствие некоторых элементов симметрии. Это и есть та диссимметрия, которая творит явление” (П. Кюри, [131]).
111. ”Все теории, объясняющие явления природы, должны быть смелы, как сама природа, - ответил Холмс” (А.К. Дойль “Этюд в багровых тонах”).
112. ”Мудрость науки в ее методологии” (С.В. Мейн).
113. ”Почему природа позволяет нам по наблюдениям за одной ее частью догадаться о том, что происходит повсюду? Конечно - это не научный вопрос: я не знаю, как на него правильно ответить и отвечу столь же ненаучно: мне кажется, причина в том, что природа проста, а поэтому прекрасна.
Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия. Это как открытие Америки, которую открывают раз и навсегда. Век, в котором мы живем, это век открытий основных законов природы, и это время уже никогда не повторится” (Р. Фейнман [2]).
Об истине, трудолюбии и храме природы.
114. “Ученый - это тот, кто всегда готов выслушать мнение других, но никогда не теряет самостоятельности суждений. Он должен избегать тенденциозных оценок, основанных на внешних признаках, он не должен отдавать предпочтение той или иной гипотезе, не должен принадлежать к той или иной школе, не должен преклоняться перед тем или иным авторитетом в науке. Он должен почитать факты, а не людей; основным объектом его стремления должна быть истина. И если ко всем этим качествам еще добавить трудолюбие, то можно надеяться, что тогда он действительно может ступить под своды храма познания, именуемого природой, и приподнять завесу над ее тайнами” (Майкл Фарадей).
115. Посмотрите, есть ли в системе обратные связи? Используйте их при выдвижении гипотез.
116. Рассматривая причины компенсации, обратите внимание на сверхэффекты - эффекты, которые Вы в начале работы не видели. Оцените их, можно ли их привлечь к выдвижению гипотезы?
117. При проведении противоположных экспериментов обратите внимание на желательность изменения параметров, как в сторону минимума, так и максимума. Малые добавки и малые токи таят дополнительные открытия.
118. Химический язык - общий для всех наук. Везде, где можно, представьте химическое взаимодействие.
119. Видимый мир объясняют невидимыми силами, сопрягая наблюдение и воображение.
120. Исследователь должен адаптироваться к программе решения - теме и импровизациям.
121. ”Гипотеза должна обладать достаточной мощью, чтобы объяснить различные явления и достаточной гибкостью, чтобы быть примененной в изменяющихся условиях" - говорил о теории Ф. Жакоб.
122. ”Мозг по определению - поле деятельности для обучения.
Эволюция – самодельщик, вновь и вновь переделывая там и тут, где-то укорачивая, удлиняя, хватаясь за любую возможность подправить, изменить, сотворить. Природа постепенно делает один орган из другого.
Важно, что всего лишь одно изменение в представлении о мире может повлечь за собой изменение в мире физическом.
Разнообразие - это одна из основных движущих сил эволюции
Человеку желаемое необходимо так же, как и действительное.
Время страха кончилось, начинается время надежд” (Ф. Жакоб).
123. Время страха перед решением научных задач кончилось. Начинается пора их решения.
124. Исследователю должна все время поступать энергия и информация. Энергия - это воодушевление на работу и поощрение (запрет), а информация - это ответы, известные ответы на вопросы и, должно быть, сравнение и оценка.
125. Рассмотрите возможность объединения альтернативных гипотез.
126. Не упустите возможность открыть обратный эффект. Например, в эффекте Коновалова жидкость в капилляре под действием ультразвукового воздействия поднимается вверх, а может ли опуститься? Эффект Томса: малые добавки в воде делают ее «скользкой», она уменьшает сопротивление. И наоборот, можно ли увеличить сопротивление?
127. ”Поначалу, лишь очерчивая границы неизвестного, мы впоследствии можем открывать что-то действительно новое. Нет никаких способов предугадать, к чему могут привести исследования в той или иной области науки, а поэтому нельзя отдавать предпочтение одним областям науки и пренебрегать другими.
Каждый из нас живет в реальном мире, который сформировался в мозге, на основе информации вводимой органами чувств и языка.
У млекопитающих огромное количество информации поступающей извне, фильтруют органы чувств и обрабатывает мозг, в котором формируется упрощенное, но удовлетворяющее потребностям животного представление о внешнем мире. Мозг работает, не записывая полного отображения мира, а строя для себя его внутренний образ. Воспринимать какие-то стороны реальности - биологическая необходимость.
Асимметрия появляется только в явлениях дополнительных друг к другу” (Ф. Жакоб).
128. Снять возможные зависимости, связанные с увеличением и уменьшением значений основных параметров.
129. Рассмотрите функциональное состояние и выполняемые объектами функции.
130. Проводите сбор картотеки по выбранному эффекту.
131. Проводите мысленные эксперименты и пофантазируйте, что будет, если проблема будет решена.
132. ”Одна и та же причина все время приводит к одному и тому же следствию. Обратная трактовка - одно и то же физическое явление во всех случаях должно проявляться только по одной и той же причине. Природа как бы компенсирует изменение одного параметра появлением другого, а изменение этого - появлением опять нового.” (Белостоцкий [1]).
133. Полученную гипотезу раскритикуйте сами, не щадя себя. Желательно это сделать через несколько дней.
134. Любое исследование - это многошаговая деятельность. Мало задач, которые решаются в один шаг.
135. Следует рассмотреть явление в свете всех законов, которые мы знаем. Это законы:
· энергетической проводимости (Где потери - вещественные, полевые, информационные?),
· полноты частей системы (Учтен ли закон для всех частей сложной системы - одной, двух, трех и т.д.?),
· неравномерности развития элементов системы (Какие элементы более старые, более современные?),
· повышения динамичности системы (Какие элементы статичны, какие динамичны?),
· согласования-рассогласования (Как согласуются элементы системы по материалам, структуре, частоте, регуляции, синхронизации, есть ли положительная, отрицательная обратная связи?),
· перехода количества в качество,
· повышения идеальности,
· повышения вепольности (Выявлены ли все вещества и поля, участвующие в явлении, эффекте?).
136. “Как следует испортить, расстроить, изменить технологический процесс, чтобы воспроизвести имеющийся брак-дефект?" (Б. Злотин).
137. Фейнман противоречив в своих высказываниях. Он говорил: "Природа и проста, и сложна. (Можно утверждать, что, начиная решать задачу, мы ощущаем сложность задачи, но, получив ответ, убеждаемся, что истина проста. - В.М.). Каждый раз, когда образуется длительный затор, когда накапливается слишком много нерешенных задач, это потому, что мы пользуемся теми же методами, которыми пользовались раньше. Новую же схему, новое открытие нужно искать совсем на другом пути. Так, что от истории науки не следует ждать особой помощи.”
138. Рассмотрите возможность использования тенденции деления-объединения вещественных или полевых систем, выражаемой схемой:
деление на m и n неодинаковых частей ¬ деление на n одинаковых частей ¬ деление пополам ¬ моно® би ® поли ® полиразные.
Вещество, например, можно разделить пополам, на n одинаковых и, наконец, на m и n различных частей.
139. Используйте эталон с известными параметрами, что позволит сравнивать его параметры с параметрами изучаемого объекта.
140. ”Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать” (А. Эйнштейн).
141. “Уотсон к тому времени уже был уверен, что КЛЮЧ к разгадке тайны гена лежит вовсе не в определении структуры белка, а в выяснении структуры ДНК" (М.Д. Франк-Каменецкий, «Самая главная молекула»).
142. ”Самый первый и самый главный вопрос был поставлен уже в 1954г. известным физиком - теоретиком Гамовым. Как известно, рассуждал Гамов, основными рабочими молекулами в клетке являются белки. Всеми химическими превращениями в клетке ведают белки-ферменты. Почти весь строительный материал клетки также белковой природы. Даже хромосомы лишь наполовину состоят из ДНК, а наполовину из белка. Значит, работа клетки определяется набором белков в ней. "Значит, - провозгласил Гамов, - клетка должна обладать словарем, переводящим четырехбуквенный текст ДНК в двадцати буквенный текст белков!" Так родилась идея генетического кода.
Модель Уотсона-Крика была столь конкретна, столь детализирована, что прямо-таки дразнила своей уязвимостью. Достаточно было найти хотя бы один четкий факт, противоречащий ей, чтобы двойная спираль оказалась сброшенной с пьедестала. Это была задача для физиков, и они принялись за работу” (М.Д. Франк-Каменецкий, «Самая главная молекула»).
143. ”История этого открытия показывает, что если какой-то закон верен, то при его помощи можно открыть другой закон.
Я в этом сомневаюсь, потому что математика - не просто другой язык. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - оружие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей.” (Р. Фейнман).
144. "Нет ничего невозможного! Если только ты не сам должен сделать" (Р. Вуд).
145. "Наука не вотчина академиков, а принадлежит всему человечеству" (В.М.).
146. "В этом и состоит высшая цель науки - не только открыть закономерности окружающего мира, но и понять, почему он такой, а не другой. Иначе говоря, постигнуть замысел Творца" (Л. Каховский [132]).
147. "Ходячий довод отрицателей сводится и в этом случае обыкновенно к непониманию, а потому и не могу допустить: Как будто меркой нашего ограниченного понимания исчерпываются бесконечные возможности природы! Оставим в стороне нашу гордую претензию понимать: вспомним, что при здравом изучении природы впереди всего идет констатирование факта наблюдением, потом изучение, при помощи того же наблюдения и при помощи опыта разных условий появления факта. Только лишь после всего этого наступит - и то не скоро, и далеко не всегда - возможность понимания. Тот, кто отвергает не испытывая, не только не заслуживает имени ученого, но даже и названия честного человека" (А.М. Бутлеров, «Антиматериализм в науке»).
148. "О каком бы великом человеке мы не читали, будь то Моцарт или Галуа, нас не оставляет впечатление, что эти люди, как бы буквально родились для определенной деятельности и с раннего детства сами понимали это раннее проявление способностей, есть одна из важнейших предпосылок будущей гениальности. Но, другая, может быть не менее важная, - это хорошие учителя, и тоже с детства" (Марк Зальцберг (США), "Три жизни академика Ипатьева").
149. "Наш тезис, совместно с Канторовичем, состоит в том, что ключевую роль в этом мутационном механизме играет роль везение. Именно этот феномен стоит за главными достижениями в науке, будь то в теории или в открытии новых явлений, или в постановке новых проблем, которыми впоследствии начинают заниматься исследователи. Вторая важная модификация состоит в том, что наш тезис надлежит применять, если говорить в самых общих чертах, к революционной стадии науки.
Третий тезис нашей версии эволюционной эпистомологии следующий: мутирует не статическая структура науки, а динамический исследовательский механизм. То есть для этого должна существовать постоянно действующая программа поиска «А».
Если ученый не будет все время на стороже, с ним никогда не приключится ничего странного - никакой мутации, никаких везений, никаких случайных открытий «В».
Главное заключается в том, сумеет ли исследователь распознать «В» когда с ним повстречается (Пошел в Индию, открыл Америку - В.М.)" (Ю. Нееман [135]).
150. "Необходимость - наставник и опекун природы... и узда, и вечный закон" (Леонардо да Винчи).
151. "Я давно уже не верю в возможность хоть в чем-то помочь людям... Наука никого не делает счастливыми, кроме самих ученых, хотя и это случается редко" (Олег Охлобыстин, [136]).
152. "Если не хочешь, чтобы над тобой смеялись потомки, никогда не смейся над предками" (А.А. Любищев).
153. "Надо очень много наблюдать и запоминать, очень много анализировать и синтезировать, весьма и весьма внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы получить, в конце концов, хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты" (А.Ф. Лосев, «Диалектика мифа»).
154. "В научной карьере Митчела главную роль сыграла его решительность: Ничто не могло остановить полет его мысли" (В.П. Скулачев, [137]).
155. "Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией" (П.Л. Капица, «Магнит без металла»).
156. Вся жизнь всех людей проходит с малыми или значительными отклонениями от нормы (идеала), то есть с браком. Этот брак губит и организм и общество. Это и курение, пьянство, наркотики, нарушение взаимоотношений, воровство, взятки, убийство, растление малолетних, расизм, любовь и ненависть, скандалы, драки, войны, обман, шантаж, насилие, предательство, мщение, жадность, обжорство, конкуренция, борьба за место под солнцем, деньги, наследство, азарт, власть и т.д.
Если посмотреть ежедневную, ежеминутную работу скорой медицинской помощи и полиции в разных странах, то можно сделать только один вывод - человек сам создает брак в своей жизни.
157. "Владения физики - вся вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса…
Включая человека и его психическую деятельность в область обычных явлений природы, современная наука тем самым дает основание предполагать некоторую зависимость, существующую между проявлениями интеллектуальной и социальной деятельности человека и рядом мощных явлений окружающей его природы. Жизнь Земли, всей Земли, взятой в целом, с ее атмо-, гидро- и литосферою, а также со всеми растениями, животными и со всем населяющим Землю человечеством, мы должны рассматривать, как жизнь одного общего организма" (А.Л. Чижевский, [138]).
158. "Неудачных экспериментов не бывает. Важно правильно поставить «диагноз» неудачи, устранить ее причину - тогда неудачный опыт станет ценным и важным.
Тем не менее считается, что материалистическая диалектика, не претендуя на решение конкретных естественно научных проблем, подсказывает постановку задач и пути их решение. Но целесообразно ли использовать такие «диалектические подсказки» в качестве руководства к действию в выработке исследовательских программ и разработке экспериментов? История алхимии учит, что это по меньшей мере, рискованно. Точнее говоря, более неудачную исследовательскую программу трудно себе представить. 2000 лет алхимики бились, как муха об стекло, над проблемой превращения элементов, но решение пришло тогда, когда многие поколения ученых уже отчаялись добиться успеха, и пришло на новом, немыслимом ранее уровне.
Этот пример наглядно показывает, что диалектика не удовлетворяет прагматическому критерию правильности - именно с практической точки зрения она не всегда полезна. Утверждение же ее апологетов, что «сознательно руководствоваться в познании и в практике диалектикой предпочтительнее и «полезнее» для естествознания и после долгого сопротивления ей подчиняться», скорее выдать желаемое за действительное.
Очевидно, в природе существуют процессы, которые с колоссальным запасом прочности являются метафизическими. Они представляют собой не развитие, а просто движение, и прямое применение законов диалектики к ним просто вредно: бессмысленно требовать от предмета, чтобы он развивался, еще время не пришло.
Искусственное навязывание диалектики извне в результате господства определенных идеологических воззрений, как было с гонениями на генетику у нас в стране, если в результате весьма специфических потребностей практики, как в случае алхимии, приводит только к весьма печальным последствиям, в первую очередь - к замедлению хода развития науки (Как это оценить? - В.М.).
Таким образом, метафизика - отнюдь не «заразная болезнь человеческого мышления», по определению Б. Кедрова, а совершенно необходимый в каждом конкретном случае этап человеческого познания" (П.П. Федоров. «Химия и жизнь», 2, 1993г.).
Каждый должен сам для себя решить, что использовать диалектику или метафизику, или их объединение!
159. "Теория производит тем большее впечатление, чем проще ее посылки, чем различнее явления, между которыми она устанавливает связь, чем обширнее область ее применения. Отсюда глубокое впечатление, которое произвела на меня термодинамика" (А. Эйнштейн).
160. "Так, каждая очередная двигательная реакция организма, происходящая в ходе его развития, приводит не просто к восстановлению исходного состояния, а обязательно к усложнению его структурной организации (кольцо с хвостиком). Такое функционально асимметричное только и отражает его качественное своеобразие, которое отличает живое от неживого" (И.А. Аршавский. «Химия и жизнь», 1-3, 1996).
161. "Широко известно разделение ученых на классиков и романтиков. Классики всю жизнь занимаются одним предметом и исследуют его глубоко и всесторонне. Романтики же порхают с одного предмета на другой. Должна существовать третья научная стратегия, соответствующая конкурентной стратегии выносливого. Назовем такую научную стратегию - стратегией экзотической Личности, или, для краткости, стратегией Чудака. Сознательно или бессознательно он выбирает темы, которые никого из коллег не интересуют в обозримом будущем" (С.В. Богоцкий. Победитель, Временщик и Выносливый о трех главных теориях конкретных стратегий в природе и обществе. «Химия и жизнь», 3, 1996).
162. ”Асимметрия порождает асимметрию" (П. Кюри).
В жизни есть мелодия, мотив,
Гармония сюжетов и тональность,
А радуга случайных перспектив
Укрыта в монотонную реальность.
Игорь Губерман [146].