Ненужное мышление - одно из главных зол нашей внутренней жизни
П.Д. Успенский [70]
Обратимся к одному явлению, которое, с нашей точки зрения, чрезвычайно важно. Когда обнаружен новый эффект, то его обычно рассматривают в той области науки или техники, где он добыт. Очевидно, желательно рассматривать новый эффект, во-первых, в различных средах - жидкой, газовой, в твердом теле, в плазме. Во-вторых, обратный, противоположный эффект, объединение противоположных эффектов. В-третьих, возможность привлечения этого эффекта для объяснения известных явлений, процессов в живых организмах, растениях и т.д. И, в-четвертых, возможность решения технических задач с привлечением нового эффекта - задач на изменение и измерение, то есть рассмотреть возможность создания и реализации изобретений. Например:
1. Мембраны клеток, ядер, митохондрий имеют липидную структуру - малую толщину и большую поверхность. Возможна ли деформация мембран за счет разницы в поверхностном натяжении? Мембраны аксона могут как бы «дышать», колебаться, открывая и закрывая каналы? Это гипотезы, но мало вероятно, чтобы тот, кто создавал мембраны, пренебрег этим эффектом.
2. Пластины кремния могут быть деформированы в обоих направлениях - все зависит от обработки: полированная сторона всегда вогнута, сжата.
3. Привлечение результатов, полученных при изучении эффекта Тваймана к уточнению эффекта Ребиндера, к работе клетки.
Этот вопрос следует рассмотреть более подробно. Очень часто ученые пренебрегают изобретениями, полагая, что заниматься ими как бы ниже своего достоинства. А зря! Тем более теперь, в наш век смешанной экономики. Ведь довольно часто проведенные исследования выявляют уникальные явления, но о них почти никто не знает и, естественно, не использует.
Например, Ю.М. Хирный и А.П. Солодовников пишут в [86], что они изучали десорбцию гелия из стали и обнаружили резкое повышение коррозионной стойкости элементов Fe, Cu, Al, Ce. Это с моей точки зрения, уникальное открытие. Мир от ржавления металлов теряет ежегодно миллионы долларов. Но есть ведь и людские потери от порчи и ржавления приборов и металлических конструкций. Казалось бы - вот эффект, который следует поднять на щит и начать изучать. Однако все спокойно. Когда я познакомился с этой работой, я запыхавшись прибежал в лабораторию, созвал сотрудников и говорю: "Давайте срочно имплантировать гелий (не) в алюминиевые дорожки интегральных схем, ведь у нас бывает брак по коррозии алюминия."
Ответ: "У нас нет гелия, и мы его не можем загонять в металл.
У нас есть аргон!" - "Давайте, делайте аргон!" Не буду терзать ваше воображение, читатель: аргон тоже дал прекрасные результаты - алюминиевая металлизация не изменяла даже свой цвет от обработки в щелочи. Получили авторское свидетельство не Хирный и Солодовников, а мы, грубо говоря, не имеющие к их работе никакого отношения. Теперь мне даже стыдно, что мы их не разыскали и не предложили им поучаствовать в этой работе. Опять-таки, ведь могли это сделать они, причем посмотреть не только гелий, но всю колонку инертной группы. Мне показалось, что у меня на работе за эту идею схватятся и начнут ее реализовывать, но не тут-то было...
У нас есть аргон!" - "Давайте, делайте аргон!" Не буду терзать ваше воображение, читатель: аргон тоже дал прекрасные результаты - алюминиевая металлизация не изменяла даже свой цвет от обработки в щелочи. Получили авторское свидетельство не Хирный и Солодовников, а мы, грубо говоря, не имеющие к их работе никакого отношения. Теперь мне даже стыдно, что мы их не разыскали и не предложили им поучаствовать в этой работе. Опять-таки, ведь могли это сделать они, причем посмотреть не только гелий, но всю колонку инертной группы. Мне показалось, что у меня на работе за эту идею схватятся и начнут ее реализовывать, но не тут-то было...
А вы чувствуете связь этого эффекта с силами поверхностного натяжения, поверхностной энергией? То, с чем встретились авторы исследования по десорбции - увеличение коррозионной стойкости - это сверхэффект, они его не видели, не предвидели и не ожидали. Еще один сверхэффект - это возможность применения аргона. И если крепко подумать, то можно обнаружить еще целый ряд сверхэффектов. Например, можно локально создавать не окисляющиеся участки на поверхности кремния и т.д.
Однако, по аналогии, должны существовать и негативные, отрицательные вредные сверхэффекты. Естественно хотелось бы их предусмотреть, но, как правило, никто их не хочет ни наблюдать, ни предвидеть. Конечно, чтобы проводить имплантацию, нужны установки, они стоят дорого, производительность их невысока. Но зато можно начать изготавливать некорродирующую разводку в ИС и одновременно начать разработку малогабаритных ионных ускорителей.
Несколько слов необходимо сказать о мифах и вере. Сейчас многие увидели, что находились в плену мифов и веры. Это же относится не только к общественной жизни, к идеологии. Можно взять философию и увидеть то же самое. Можно верить в авторитет какого-то ученого и верить в него, и во все то, что он говорит и делает, и, более того, быть его сторонником, «презирать» его противников и бороться с ними. Приведем несколько мифов: избавиться от коррозии металлов нельзя, человек произошел от обезьяны, философия - это наука наук и т.д.
Любая научная задача начинается с сомнения, неверия в существующие объяснения эффекта. Это сделать непросто, надо действительно видеть изъян в объяснении.
Заканчивая, мне хотелось бы привести две аналогии. Каждый видел, а может быть, и сам играл в большой теннис. Какая главная задача теннисиста? Ответ очевиден - взять, принять мяч и послать его сопернику, причем туда, где он его не достанет - перед сеткой, в углы и т.д., в зависимости от размещения противника на площадке. Что делают теннисисты даже на самых престижных турнирах? Я наблюдал много раз и видел: игрок начинает играть именно так, затем, я так думаю, он забывает обо всех приемах и делает все «с точностью до наоборот» - он все время подает сопернику мяч на ракетку. Почему? Я думаю, что он забыл все, чему его учили, но не по своей воле, а, возможно, это какой-то биологически-психологический эффект. Помните я писал, что даже зная, что следует провести противоположный эксперимент, я пришел к нему только через месяц, хотя обязан был предложить его через 3 минуты после получения результата от первого эксперимента. Но при исследовании время есть, а в игре - нет.
Аналогичный случай был с одним чемпионом по боксу. Его остановили два грабителя и заставили раздеться. И он разделся, и только после этого вспомнил, что он боксер. Естественно, он уложил обоих соперников и потом долго смеялся над собой. Как же так, владея защитой и нападением, он даже не вспомнил, что надо делать? Если бы все описанные приемы те, кто имеет желание применили бы на ниве исследовательской деятельности, причем сразу, а не раздумывая месяцами или годами, эффект был бы достаточно значительным, и в первую очередь для самого исследователя - он бы поверил в собственные силы и почувствовал себя более профессионально.
И вторая аналогия. Один из крупнейших скрипачей, проводил открытый урок для студентов в Московской консерватории, и выступающей исполнительнице порекомендовал при исполнении использовать всю длину смычка. Наверное, она это знала, но почему-то не применяла. Если бы мы хотя бы чуть-чуть удлинили путь нашего смычка, имеется в виду - ввели в действие диссимметрию, противоречие, противоположный эксперимент, идеальность, тенденцию полноты частей системы, поиск в точке, сверхэффекты и доведение до конца всех, даже ошибочных экспериментов, - музыка науки зазвучала бы более изящно.
Очевидно, используя принцип компенсации, можно для любых явлений выявлять сверхэффекты.
Зима не переходит сразу в лето,
На реках ледоход весной неистов,
И рушатся мосты, и помнить это
Полезно для российских оптимистов.
Игорь Губерман [44]