Разбор задачи об Иисусе.
1. Описание СИТУАЦИИ, формулировка Административного ПРОТИВОРЕЧИЯ (АП).
Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. "Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование", Новосибирск, изд. Новосибирского университета, 1992 г., стр. 93-94.
"У Френка Фарелли в психиатрической больнице была молодая женщина, убежденная в том, что она - любовница Иисуса. Вы должны признать, что это немножко необычное убеждение. Люди подходят, а она: "Я - любовница Иисуса". А, они, конечно, отвечают: "Хм-м-м!" и говорят: "Ну, неправда. Это у тебя просто мания... не так ли?" Как быть?
2. Формулировка ПРОТИВОРЕЧИЯ ТРЕБОВАНИЙ (ПТ) (технических, социальных, художественных, межличностных и пр.)
ПТ-1: ЕСЛИ ...(указать действие)......., ТО (+), НО (-).
ПТ-2: ЕСЛИ (противоположное действие)......, ТО (+), НО (-).
ПТ-1. ЕСЛИ клиентка говорит, что она любовница Иисуса, ТО это удовлетворяет ее психологические потребности, НО приводит к конфликту с окружающими.
ПТ-2. ЕСЛИ клиентка не говорит, что она любовница Иисуса, ТО это не приводит к конфликту с окружающими, но приводит к внутреннему конфликту клиентки (желании говорить о своем мнимом любовнике).
3. Из ПТ-1 и ПТ-2 выбрать то противоречие, при котором получаемый плюс (+) важнее или предпочтительнее.
Выбираем ПТ-2, так как в данном случае поставлена задача снять внешний конфликт клиентки.
4. В выбранном противоречии выделить конфликтующую пару элементов.
Конфликтующая пара: клиентка и ее окружение.
5. Определить оперативную зону (ОЗ) противоречия.
Оперативная зона: мысли и желания клиентки, психофизиологическая система клиентки, система обеспечения речи, пространство между клиенткой и людьми.
6. Определить оперативное время (ОВ) противоречия.
Оперативное время: когда клиентка начинает говорить об Иисусе.
7. Определить и записать вещественно-полевые ресурсы (ВПР) рассматриваемой системы.
Внутрисистемные: клиентка и ее свойства, окружающие ее люди и их свойства.
Внешнесистемные: все, что находится и доступно в клинике, где лечится клиентка: медперсонал, помещения, вид из окна и пр.; родственники и знакомые клиентки.
Надсистемеые: все, что может быть использовано без денег или почти без денег.
8. Записать идеальный конечный результат (ИКР-1):
Икс-элемент из ресурсов системы САМ УСТРАНЯЕТ (-), СОХРАНЯЯ (+).
ИКР: клиентка САМА не говорит об Иисусе, не конфликтуя со своими желаниями (САМА по своему желанию не говорит об Иисусе).
9. Записать формулировку противоречия свойств (ПС)
Элемент конфликтующей пары должен обладать СВОЙСТВОМ "Х", чтобы обеспечить (+) и дожен обладать СВОЙСТВОМ "АНТИ-Х", чтобы устранить (-)
Для внутриличностных конфликтов: ХОЧУ "Х"-действие, чтобы обеспечить (+) И ХОЧУ "АНТИ-Х"-ДЕЙСТВИЕ, чтобы устранить (-).
ПС: Клиентка должна иметь желание молчать об Иисусе, чтобы не конфликтовать с окружающими, и должна желать говорить об Иисусе, чтобы компенсировать свои внутренние проблемы.
10. Записать формулировку противоречия свойств на микроуровне (микро-ПС)
Ближайшая подсистема зоны конфликта должна иметь элемент (указать его состояние или действие), чтобы обеспечить свойство “Х” и не должна содержать такой элемент, чтобы обеспечить свойство “Анти-Х”.
Микро-ПС: мысли и чувства клиентки должны одновременно приводить к ее желанию не говорить об Иисусе, чтобы обеспечить свойство “не говориь об Иисусе”, и желанию говорить о нем, чтобы обеспечить свойство “компенсировать свои внутренние проблемы”..
11. Записать идеальный конечный результат ИКР-2: оперативная зона (указать) в течении оперативного времени (указать) должна САМА обеспечивать (указать противоположные макро- или микросостояния из п. 9 или 10).
Клиентка должна хотеть видеть в Иисусе любовника, чтобы решить свои внутренние проблемы и должна не думать об Иисусе как о любовнике, чтобы не говорить о нем окружающим.
12. Мобилизация РЕСУРСОВ (ВПР). ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ И ЭФФЕКТОВ.
Ресурсы: мысли об Иисусе, его образ.
Приемы и эффекты: принцип наоборот, психологический эффект внешней оценки.
Контрольное решение: "Если вы бывали в психиатрических больницах, то знаете - большинство психически больных очень компетентны в странном поведении и вызывании реакций у людей. Фрэнк обучил молодую сотрудницу социальной службы систематически вести себя определенным образом и запустил ее туда. Больная говорит: "Вот, я - любовница Иисуса", а сотрудница оборачивается на нее и, скривившись, отвечает: "Да знаю, он всем про тебя рассказывает". Через сорок пять минут пациентка сказала: "Ну вот что, слышать больше не желаю про эти дела с Иисусом!"